УДК 378
Kodoeva A.Ch., Cand. of Sciences (Philology), Head of the Planning and Quality Control Department of the Educational Process and Practice of the Educational
Department, Kaliningrad Branch of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Kaliningrad, Russia),
E-mail: arinakodoeva@yandex.ru
MANAGEMENT OF ADAPTATION OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION. The article studies the process of adaptation management of students of the Ministry of internal Affairs in the context of solving problems of professional and personal development of future specialists. In the process of adaptation, there is a comparison of the values of the individual with the values of the group interacting with each other. The adaptation of a person is inherent in the mechanism of conscious self-regulation, including in the field of mastering the basics of professional activity. Distinctive qualities of a person are formed when overcoming obstacles arising in various spheres and determine the characteristics of character and behavior. The whole process of adaptation is greatly influenced by such conditions as psychological readiness for training, psychological comfort in the new educational team. The author concludes that mental adaptation largely depends on a person's perception of the surrounding reality.
Key words: adaptation, cadet, university, future law enforcement specialist.
А.Ч. Кодоева, канд. филол. наук, начальник отделения планирования и контроля качества учебного процесса и практики учебного отдела,
Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации,
E-mail: arinakodoeva@yandex.ru
УПРАВЛЕНИЕ АДАПТАЦИЕЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РФ
В статье изучен процесс управления адаптацией курсантов вузов МВД РФ в контексте решения задач профессионально-личностного развития будущих специалистов. В процессе адаптации происходит сопоставление ценностей личности с ценностями группы, взаимодействующих между собой. Адаптации личности присущ механизм сознательного саморегулирования, в том числе в сфере овладения основами профессиональной деятельности. Отличительные качества личности формируются при преодолении препятствий, возникающих в различных сферах и определяют особенности характера и поведения. На весь процесс адаптации оказывают огромное влияние такие условия, как психологическая готовность к обучению, психологический комфорт в новом учебном коллективе. Автором был сделан вывод о том, что психическая адаптация во многом зависит от восприятия человеком окружающей действительности.
Ключевые слова: адаптация, курсант, вуз, будущий специалист правоохранительных органов.
В современной психолого-педагогической литературе встречается большое количество определений по проблеме адаптации, все они различны и отражают взгляды исследователей на социологические, психологические, педагогические, профессиональные механизмы действия; точку зрения, позицию, с которой ученые рассматривают конкретный вид адаптации, сферу, в которой эта адаптация происходит; ее границы.
В современной литеатуре дано следующее определение: «адаптация (поз-днелатинское adaptotio - прилаживаю, приспосабливаю, от латинского adapto -приспособляю) - процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды» [1, с. 216].
С.А. Рунова, исследовав ряд междисциплинарных источников по проблеме адаптации, сделала вывод, что понятие адаптации используется в «широкой» и «узкой» трактовках. В биологическом аспекте «широкая» трактовка - это «приспособление организма к условиям среды», при котором организм и среда обитания оказывают взаимное действие друг на друга. «Узкая» трактовка состоит в том, что рассматриваются лишь «внутренние компоненты и структуры активной подсистемы», причем их изменения не зависят от внешних воздействий среды обитания и носят реактивный характер [2, с. 184].
В процессе адаптации происходит сопоставление ценностей личности с ценностями группы, взаимодействующих между собой. По мнению А.А. Нал-чаджян, «адаптация - это состояние, в котором потребности индивида с одной стороны и требования среды - с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом, природной и социальной средой. Кроме того, это и процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается» [3, с. 10].
Из вышесказанного следует, что адаптации личности присущ механизм сознательного саморегулирования, в том числе в сфере овладения основами профессиональной деятельности. Отличительные качества личности формируются при преодолении препятствий, возникающих в различных сферах и определяют особенности характера и поведения.
В вузе все общеобразовательные задачи имеют профессиональную направленность. Обучение строится по следующему принципу: курсанты интересуются и активно относятся к изучению предметного материала. Специфика вузовского обучения состоит в том, что курсанту приходится проводить «поиски» необходимого материала, в процессе которых происходит формирование самостоятельности, собственного взгляда на определенные учебные вопросы. Деятельность курсанта разнообразна, но весомую роль в ней занимает профессиональное самообразование. Важным условием для включения в профессиональную деятельность является заинтересованность в собственной деятельности, чему способствуют условия, воздействующие на потребностно-мотивационную сферу курсантов.
Что касается рассмотрения адаптации к условиям обучения в новом учебном заведении профессиональной направленности, то её невозможно рассмотреть полностью, если не учитывать учебный (дидактический) компонент.
Учебные проблемы, возникающие у курсантов, обусловлены изменением формы организации обучения. В отличие от школьного обучения, на занятиях в вузе, как правило, нет чередования различных способов деятельности, спо-
собствующих концентрации внимания. Контроль успеваемости производится по прошествии определенных временных промежутков. Основная роль отводится самостоятельной работе курсантов. На занятиях определенных видов практически отсутствует руководство со стороны преподавателя. Для успешной дидактической (учебной) адаптации первокурснику необходимо обладать определенным запасом знаний и умений по изучаемым предметам, гибким мышлением, хорошо развитым уровнем познавательной самостоятельности, умением самостоятельно работать с различными источниками, перерабатывать большой объем информации, бегло читать, конспектировать и т. п. «Дидактическая адаптация -комплексный динамический процесс приобщения студента к условиям вуза, в результате которого он становится субъектом новых видов деятельности, связанных с появлением новых форм обучения, приобретает возможности оптимального выполнения своих функций в условиях более интенсивного умственного труда, большего объёма получаемой информации» [4, с. 30].
Таким образом, можно сделать вывод, что успешная психическая адаптация влияет на эффективность учебной деятельности.
С.А. Рунова выделила аспекты, лежащие в основе процесса социально -профессиональной адаптации у различных ученых:
1. Медико-педагогический аспект. Социально-профессиональная адаптация - «это процесс и результат приспособления организма индивида и его психики к условиям профессиональной деятельности и общения».
2. Психолого-педагогический аспект. Социально-профессиональная адаптация - «это процесс социализации индивида в труде и результат этого процесса».
3. Социологический аспект. Социально-профессиональная адаптация «рассматривается как особенность жизненного пути молодого человека, совпадающего с окончанием обучения ... и началом профессиональной трудовой деятельности».
Социально-психологическая адаптация проявляется в следующих аспектах жизни человека: профессиональное самоопределение; сформированность социально значимых способностей; положение в коллективе, социальный статус; особенности характера и личностные качества. В рамках нашего исследования социально-психологическая адаптация интересна в силу необходимости изучения личностных особенностей курсантов, которые определяют успешность в профессиональной деятельности.
Адаптацию студентов (курсантов) П.А. Просецкий определяет как «активное творческое приспособление студентов нового приема к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности» [5, с. 124].
Среди исследователей процесса адаптации до сих пор нет единой точки зрения относительно определения видов адаптации. Приведем несколько классификаций:
В зависимости от стратегии А.А. Налчаджян выделяет следующие виды адаптации:
1. Активная адаптация (происходит в процессе частичного или полного преодоления проблемной ситуации, в результате чего наблюдаются, как правило, позитивные изменения).
2. Пассивная адаптация (происходит уход от проблемной ситуации с дальнейшим ожиданием благоприятных условий; изменения, которые происходят с личностью, не способствуют ее дальнейшему развитию).
3. Приспособленческая адаптация (привыкание к проблемной ситуации происходит за счет изменения своего отношения к этой ситуации).
Ряд авторов, занимавшихся исследованием учебно-профессиональной адаптации, выделяют следующие виды: адаптация к вузу как процесс изначального приобщения студента к новой социальной роли в её главных признаках и функциях; адаптация к курсу, так как на каждом курсе появляются новые дисциплины, педагоги, формы учебно-воспитательного процесса и т. д.; адаптация к профессии в вузе; профессиональная адаптация молодого специалиста на про-
Библиографический список
изводстве в условиях самостоятельной работы. Также выделяют позитивную и негативную, добровольную и вынужденную адаптацию.
Итак, анализируя развитие понятия «адаптация» в психолого-педагогическом контексте применительно к специфике вузовского обучения курсантов, мы выяснили, что эта проблема является более широкой, а также носит междисциплинарный характер. Педагогика рассматривает адаптацию с профессиональных позиций как компонент системы профессиональной ориентации и необходимый элемент формирования профессиональной устойчивости. На весь процесс адаптации оказывают огромное влияние такие условия, как психологическая готовность к обучению, психологический комфорт в новом учебном коллективе, то есть можно сказать, что от восприятия человеком окружающей действительности зависит психическая адаптация. При рассмотрении адаптации к новым условиям обучения, для устранения проблем учебного характера важно учитывать дидактический компонент.
1. Байдак В.Ю. Содержание и методика адаптационной подготовки студентов-курсантов математических специальностей вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Орел, 2000.
2. Рунова С.А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Брянск, 2001.
3. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван: Издательство АН АрмССР 1988.
4. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. Ереван: Издательство АН АрмССР 1988.
5. Просецкий В.А. Психологические особенности адаптации студентов нового приема к условиям обучения в вузе. Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации. Минск, 1976.
References
1. Bajdak V.Yu. Soderzhanie i metodika adaptacionnoj podgotovki studentov-kursantov matematicheskih special'nostej vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orel, 2000.
2. Runova S.A. Social'no-professional'naya adaptaciya studentovpervogo kursa k usloviyam pedagogicheskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Bryansk, 2001.
3. Nalchadzhyan A.A. Social'no-psihicheskaya adaptaciya lichnosti. Erevan: Izdatel'stvo AN ArmSSR, 1988.
4. Nalchadzhyan A.A. Social'no-psihicheskaya adaptaciya lichnosti: formy, mehanizmy i strategii. Erevan: Izdatel'stvo AN ArmSSR, 1988.
5. Proseckij V. A. Psihologicheskie osobennosti adaptacii studentov novogo priema k usloviyam obucheniya v vuze. Kompleksnaya problema proforientacii, adaptacii i povysheniya kvalifikacii. Minsk, 1976.
Статья поступила в редакцию 21.01.19
УДК 371
Korobkova V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Legal and Socio-Pedagogical Education, Perm State Humanitarian
Pedagogical University (Perm, Russia), E-mail: vkorobkova@mail.ru
THE SYSTEM OF TRAINING OF SPECIALISTS OF SOCIO-PEDAGOGICAL SPHERE TO WORK WITH THE FAMILY IN THE OPEN EDUCATIONAL SPACE (WITH REFERENCE TO PERM REGION). The article is dedicated to a problem of training specialists to solve the problem of development of educational potential of the family in the open educational space. The purpose of the presented work is to reveal the contents of the program of training specialists to work with the family, which, on the one hand, is based on special training activities and is built into the system of regional measures to support family education, on the other hand. The article presents an analysis of five stages of training and mechanisms of their implementation in the open educational space of Perm Region. The article describes the quantitative results of the system training of participants of the project "Parent Universities" to implement the concept of development of educational potential of the family.
Key word: Prevention of family problems, training of specialists to work with family, open educational space, development of educational potential of family.
В.В. Коробкоеа, канд. пед. наук, доц., декан факультета правового и социально-педагогического образования, ФГБОУ ВПО «Пермский
государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь, E-mail: vkorobkova@mail.ru
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)
Статья посвящена проблеме подготовки специалистов к решению проблемы развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве. Цель представленной работы - раскрыть содержание программы подготовки специалистов к работе с семьей, особенностью которой является то, что она, с одной стороны, основывается на специальных обучающих мероприятиях, с другой стороны - встроена в систему Краевых мероприятий по поддержке семейного воспитания. В статье представлен анализ пяти этапов подготовки специалистов и механизмов их реализации в открытом образовательном пространстве Пермского края. Описаны количественные результаты системной подготовки участников проекта «Родительские университеты» к реализации концепции развития воспитательного потенциала семьи.
Ключевые слова: профилактика семейного неблагополучия, подготовка специалистов к работе с семьей, открытое образовательное пространство, развитие воспитательного потенциала семьи.
С целью профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае реализуется концепция развития воспитательного потенциала семьи и созданы специальные организационно-педагогические условия, позволяющие на региональном уровне эффективно обеспечивать этот процесс [1]. Основной функцией организационно-педагогических условий на уровне региона является организация таких мер взаимодействия разных институтов открытого образовательного пространства, которые обеспечивают целенаправленное управление процессом сопровождения и поддержки воспитатель-
ной функции семьи целого региона. В связи с этим данная группа условий включает в себя следующие:
1) межведомственное и межсекторное взаимодействие в решении проблем развития воспитательного потенциала семьи при разработке семейной политики региона (целевой региональной программы);
2) наличие организационной и нормативно-правовой базы для социального партнерства (государство, семья, НКО, бизнес др.) в сфере развития воспитательного потенциала семьи;