Научная статья на тему '97. 04. 070. Кронштадт свободная экономическаязона. Kronstadt free tradezone/ авт. -сост. : цветков С. А. И др. -3-е изд. ,перераб. И доп. СПб. : АО "СТЗ Кронштадская": АО "ИванФедоров", 1996. 150с'

97. 04. 070. Кронштадт свободная экономическаязона. Kronstadt free tradezone/ авт. -сост. : цветков С. А. И др. -3-е изд. ,перераб. И доп. СПб. : АО "СТЗ Кронштадская": АО "ИванФедоров", 1996. 150с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / КРОНШТАДТ -СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕРАЗВИТИЕ -- ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 070. Кронштадт свободная экономическаязона. Kronstadt free tradezone/ авт. -сост. : цветков С. А. И др. -3-е изд. ,перераб. И доп. СПб. : АО "СТЗ Кронштадская": АО "ИванФедоров", 1996. 150с»

товарапредписывается администрацией зоны совместно с ГТК РФ. Товарсчитается произведенным в зоне, если объем переработки составляетне менее 30%, а для электроники и бытовой техники - не менее 15%,и его переработка влечет за собой изменение кода по таможеннойклассификации(2,с.2). Администрация зоны может, по согласованиюс российским правительством, устанавливать дополнительныеограничения режима свободной таможенной зоны и исключения изэтого режима, направленные на защиту местных производителейтоваров и услуг.

Все расчеты в зоне осуществляются только в рублях. Напоступления в иностранной валюте от экспорта товаров, работ, услугне распространяется порядок обязательной продажи резидентамииностранной валюты на внутреннем валютном рынке России.Налоговые льготы российским и иностранным инвесторампредоставляются в соответствии с законодательством РФ и КО.

Деятельность российских банков на территории зоныосуществляется в соответствии с законодательством России о банкахи банковской деятельности, а иностранных банков - на основаниилицензий, выдаваемых в установленном порядке Банком России. Приэтом администрация зоны, по согласованию с российскимправительством, вправе устанавливать льготы ддя российских ииностранных банков, участвующих в реализации Федеральнойгосударственной программы развития ОЭЗ в КО.

3 февраля 1996 г. Президент РФ представил в Госдуму проектфедерального закона о внесении в подписанный и опубликованныйЗакон изменений и дополнений, которые предусматривали сужениеполномочий администрации КО и расширение полномочийПрезидента и правительства РФ по решению стратегических итекущих вопросов развития зоны. По заключению экспертовКомитета по экономической политике Госдумы, законопроект былпризнан нелегитимным и не был принят.

В. И. Шабаева

97.04.070. КРОНШТАДТ - СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯЗОНА. Kronstadt - free tradezone/ Авт.-сост.: Цветков С.А. и др.-3-е изд.,перераб. и доп. - СПб.: АО "СТЗ Кронштадская": АО "ИванФедоров", 1996. -150с.

Важными задачами, стоящими перед экономикой России,являются расширение участия в системе международных инвестицийи

производственном сотрудничестве, приобретение управленческогоопыта и отработка практических вопросов развития рыночныхотношений в условиях, максимально приближенных к мировым.Одним из вариантов решения этих задач является создание на своейтерритории экономических зон с особым режимом хозяйственнойдеятельности с целью обеспечения более тесной интеграции смировым рынком. По инициативе администрации г. Кронштадтаразработан проект создания подобной зоны на острове Котлин. Дляего реализации в 1993 г. было создано АО открытого типа"Кронштадт".Учитывая важное для России стратегическое положениегорода, здесь со времени основания крепости в 1723 г. быстроразвивались военный и торговый флот, строились доки, эллинги,мастерские. В последующем из-за мелководья невских фарватеровКронштадт потерял значение центра морской торговли и превратилсяв базу военно-морского флота России. Однако дамба, сооруженная отпос. Горская до Кронштадта, обеспечила городу удобное сухопутноесообщение с материком, а с сооружением автомагистрали по гребнюдамбы город будет соединен с северным и южным берегами Финскогозалива и получит новые возможности для своего развития. Одной изтаких возможностей станет создание многофункциональной свободной торгово-таможенной субзоны (МСТТС) "Кронштадт",проект которой предусматривает возрождение на острове крупногоморского торгового порта.

Концепция создания и развития субзоны подготовлена всоответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от11 июня

1991 г. № 328 и распоряжением мэра Санкт-Петербурга от18 февраля

1992 г. № 191-р. Создание зоны нацелено прежде всего нарешение общегосударственных задач: привлечение иностранногокапитала, использование зарубежных технологий и коммерческогоопыта для ускоренной модернизации экономики страны.Предоставление субзоне определенных приоритетов и льгот поможетрешить и наиболее острые региональные проблемы.

Целесообразность создания свободной экономической зоны(СЭЗ) на о.Котлин с центром в Кронштадте определяетсяисключительно благоприятным экономико-географическимположением острова, близостью к материку, упрощающейорганизацию транспортных связей, наличием в непосредственнойблизости мощного промышленного и транспортного потенциалаСанкт-Петербурга и Ленинградской области, а такжеинфраструктуры, которая может служить основой для начальногоэтапа функционирования субзоны.

Создание МСТТС "Кронштадт" преследует следующие цели:1)

создание мощного международного транспортно-складского узлаобщероссийского значения; 2) отработку модели рыночнойэкономики, которая может быть использована в других регионахРоссии; 3) накопление управленческого опыта; 4) развитиеимпортозамещающего производства; 5) подготовку кадров соответствующим опытом для работы в других регионах России; 6)ускорение социально-экономического развития Кронштадта.

Рассматривая основные направления специализации субзоны,авторы отмечают, что на острове Котлин следует создать:

1. Мощный международный транспортно-складской центр засчет целевых инвестиций и рублевого и валютного дохода отэксшiуатации локальных перегрузочных комплексов. Для сокращениягрузопотока России через соседние страны нужно срочно создатьсклады таможенных грузов, консигнационные склады для храненияфузов и товаров с целью последующей их реализации на внешнемрынке при благоприятной конъюнктуре. Все складское хозяйство должно быть оснащено оборудованием высокого техническогоуровня, обеспечивать безопасное хранение и сохранность грузов. Дляэтого предполагается построить терминал по переработкетаможенных и транзитных грузов площадью 40 тыс. кв. м иконсигнационные склады площадью 20 тыс. кв. м. Общая стоимостьвнепортового складского хозяйства составит ориентировочно 6 млрд.руб. (в ценах 1993 г.) (с.ЗО).

2. Международный центр делового сотрудничества.Возрастающий интерес представителей отечественных и зарубежныхделовых кругов к региону, активное создание СП, открытие филиалови представительств зарубежных компаний позволяют рассчитывать насоздание эффективно действующего, крупного делового центра,оснащенного в соответствии с требованиями мировой практики. Закрытый характер города позволит обеспечить необходимуюбезопасность предпринимательской деятельности. Центр деловогосотрудничества будет включать в себя бизнес-центр, гостиничный,жилой, спортивный и издательский комплексы, супермаркет,объекты связи. Для подготовки управленческого, банковского,страхового, инженерно-технического персонала необходимо создатьУчебный центр с привлечением специалистов международныхучебных заведений.

3. Локальный туристический и развлекательно-рекреационныйцентр. Туристическая деятельность, по мнению авторов, требует врамках субзоны относительно небольших капитальных затрат,которые могут быстро окупиться. Для начала можно

использоватьсуществующие гостиницы и создать несколько плавучих на базепассажирских судов. По мере создания рекреационного центрамеждународного класса, ввода в действие новых отелей, объектовсервиса, отдыха и спорта, проведения соответствующей рекламнойкампании можно рассчитывать на существенное увеличение притокаиностранных и российских туристов, тем более что многие зонытрадиционного отдыха жителей России оказались за рубежом. Этопозволит со временем значительно увеличить поступление денежныхсредств в бюджет МСТТС "Кронштадт". Капитальные затраты настроительство объектов туризма оцениваются примерно в 12 млрд.руб. (с.42).

Экономико-правовой статус субзоны основан на концепции,предусматривающей передачу значительного объема прав и полномочий от вышестоящих государственных органов властиадминистрации субзоны, которая должна обладать правом принятиярешений по всем вопросам административно-хозяйственнойдеятельности субзоны. Всем предприятиям и организациям,зарегистрированным на территории субзоны, предоставляютсяльготы для стимулирования их деятельности, прежде всеговнешнеэкономической: освобождение предприятий-резидентов оттаможенного обложения импорта и экспорта товаров и услуг;освобождение до 2000 г. от налога той части прибыли, котораяинвестируется в развитие транспортно-складского комплекса;освобождение от экспортных и импортных налогов; возможностьускоренной амортизации; упрощенный режим допуска и пребыванияиностранных служащих; свобода выбора

источниковфинансирования в субзоне; возможность привлечения иностранныхстраховых компаний. Перечень льгот может быть расширен.Районные власти могут предоставлять их в соответствии с новымипотребностями и условиями хозяйствования субзоны, но только длявновь создаваемых предприятий; эти меры не должны иметьдискриминационного характера.

Учитывая экономическую и финансовую ситуадию в России,рассчитывать на значительные инвестиции из гйсбюджета и избюджета региона в ближайшее время нельзя. Реальными источникамифинансирования авторы считают следующие: бюджетный кредит,городской внебюджетный фонд, собственные средства предприятий,кредиты отечественных и зарубежных банков, прямые инвестициизаинтересованных отечественных и зарубежных предприятий иорганизаций, централизованные государственные

капиталовложения,объем которых будет, видимо, невелик.

Иностранные инвестиции на территории субзоны должныпользоваться правовой защитой. Основными

направлениямиинвестиционной политики являются: создание максимальноблагоприятных условий для иностранных и отечественныхинвестиций в приоритетные для субзоны отрасли; предпочтениепрямым и портфельным инвестициям; поошрение таких новых формсотрудничества, как финансовый лизинг; обеспечение гарантий длячастных инвестиций. Однако привлечение иностранных инвесторовне может сопровождаться предоставлением им каких-либомонопольных прав в ущерб другим инвесторам.

Исходя из целей и задач создания субзоны, программу ееразвития можно разделить на три этапа:

На первом решающем этапе (1994-1998) осуществляются мерыпо решению ближайших задач, связанных с созданиеминфраструктуры, экономического механизма и системы управления,обеспечивающих стабилизацию и возможность последующегофункционирования экоиомики субзоны. На этом этапе будутосуществляться интенсивное развитие транспорта, строительство иреконструкция объектов энергетики, производственной и социальнойинфраструктуры, реконструкция и модернизация существующихпредприятий, создание СП, подготовка персонала,совершенствование кредитно-банковской системы, конверсиявоенной промышленности.

Программа второго этапа (1999-2003) охватывает мерыдолгосрочного характера, направленные на продолжение развитияэкономики территории и переход от внутренне ориентированной квнешне ориентированной модели экономики.

Программа третьего этапа (после 2003 г.) предусматриваетразвитие основанных в предшествовавшие 10 лет производств исоздание новых, что позволит окончательно определитьспециализацию МСТТС "Кронштадт".

В. И. Шабаева

97.04.071. КИТИК Д. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ВСВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН. К1Т1С D. Investissements étrangers dans les Zones economiqueslibres//Kitic D. Aspects juridiques de la privatisation et des investissementsetrangers dans les pays d'Europe centrale et orientale/Pref. deBeauchard J. - P., 1995. - Chap. 9. - P. 168-172.

B главе из книги доктора права, преподавателя университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.