капиталовложения,объем которых будет, видимо, невелик.
Иностранные инвестиции на территории субзоны должныпользоваться правовой защитой. Основными
направлениямиинвестиционной политики являются: создание максимальноблагоприятных условий для иностранных и отечественныхинвестиций в приоритетные для субзоны отрасли; предпочтениепрямым и портфельным инвестициям; поошрение таких новых формсотрудничества, как финансовый лизинг; обеспечение гарантий длячастных инвестиций. Однако привлечение иностранных инвесторовне может сопровождаться предоставлением им каких-либомонопольных прав в ущерб другим инвесторам.
Исходя из целей и задач создания субзоны, программу ееразвития можно разделить на три этапа:
На первом решающем этапе (1994-1998) осуществляются мерыпо решению ближайших задач, связанных с созданиеминфраструктуры, экономического механизма и системы управления,обеспечивающих стабилизацию и возможность последующегофункционирования экоиомики субзоны. На этом этапе будутосуществляться интенсивное развитие транспорта, строительство иреконструкция объектов энергетики, производственной и социальнойинфраструктуры, реконструкция и модернизация существующихпредприятий, создание СП, подготовка персонала,совершенствование кредитно-банковской системы, конверсиявоенной промышленности.
Программа второго этапа (1999-2003) охватывает мерыдолгосрочного характера, направленные на продолжение развитияэкономики территории и переход от внутренне ориентированной квнешне ориентированной модели экономики.
Программа третьего этапа (после 2003 г.) предусматриваетразвитие основанных в предшествовавшие 10 лет производств исоздание новых, что позволит окончательно определитьспециализацию МСТТС "Кронштадт".
В. И. Шабаева
97.04.071. КИТИК Д. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ВСВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН. К1Т1С D. Investissements étrangers dans les Zones economiqueslibres//Kitic D. Aspects juridiques de la privatisation et des investissementsetrangers dans les pays d'Europe centrale et orientale/Pref. deBeauchard J. - P., 1995. - Chap. 9. - P. 168-172.
B главе из книги доктора права, преподавателя университета
г.Пуатье (Франдия) рассматриваются условия
осуществленияиностранных инвестиций в свободных экономических зонах (СЭЗ)стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
Привлечение иностранных инвестиций было одной из целейсоздания СЭЗ в странах ЦВЕ. Эти зоны создаются, как правило, наэкономически независимых территориях; в них устанавливается особый режим для осуществления экономической деятельностипредприятий с иностранными инвестициями (ПИИ), которымпредоставляются льготы налогового, финансового и нефинансовогохарактера. Создание и регистрация ПИИ упрощены, посколькуконтролируются администрацией СЭЗ. Действующие в странах ЦВЕограничения иностранных инвестиций (например, в сферубанковской деятельности и страхования) в СЭЗ обычно не действуют.Кроме того, действующие в СЭЗ ПИИ пользуются многочисленнымильготами: они не платят налоги на репатриируемые прибыли, импредоставляются гарантии от некоммерческих рисков, льготы поимпорту и экспорту товаров и услуг и возможность использованияболее габких правил регулирования в области занятости.
Закон об иностранных инвестициях, принятый в России в 1991г., предусматривает предоставление иностранным инвесторам в СЭЗследующих льгот: 1) упрощенная процедура регистрации ПИИ вадминистрации зоны; 2) льготный налоговый режим, в том числе вотношении репатриируемых прибылей; 3) более низкая плата зааренду земельных участков и использование природных ресурсов;долгосрочная аренда участков на 70 и более лет; 4) специальныйтаможенный режим в отношении импорта и экспорта товаров и услуги упрощенный таможенный контроль; 5) упрощенные формальностипри въезде и выезде персонала (отмена визового контроля).
Конкретные условия привлечения иностранных
инвестицийустанавливаются в регламентах для отдельных СЭЗ Санкт-Петербурга, Зеленограда, Сахалина, Алтая, Читы и Кемерово. Так,Регламент зоны Санкт-Петербурга от 11 июля 1991 г. предусматриваетналогообложение действующих здесь совместных предприятий поставке в 30% в течение первых пяти лет их функционирования. ДляПИИ, в которых доля иностранных инвесторов превышает 30%,устанавливается освобождение от налога на прибыль в течение трехлет начиная с даты объявления прибылей; в последующем ставканалога на прибыль не может превышать 20%. Чтобы дать возможностьПИИ накопить необходимые финансовые ресурсы, местные органывласти могут предоставить ему налоговый кредит сроком на пять
лет,условия которого определяются в ходе переговоров. Что касаетсязащиты инвестиций, то регламент предусматривает, что любые мерыпо национализации, реквизиции или экспроприации могут бытьприняты в СЭЗ только на базе судебных решений.
В некоторых случаях режим, установленный в некоторыхроссийских СЭЗ, был более льготным, чем это предусматривалось взаконе об иностранных инвестициях. Так, Регламент СЭЗ "Находка",принятый 23 ноября 1990 г., установил, что импорт и экспорт зоныполностью освобожден от таможенных пошлин. Ставка налогов наприбыль ПИИ с долей участия иностранных инвесторов более 30%составляет 10%.
В Белоруссии в СЭЗ "Брест" для иностранных инвесторов такжепредусмотрены определенные льготы: они освобождены от уплатытаможенных пошлин при импорте и экспорте; ставка налога наприбыль для всех предприятий не превышает 25%; ПИИ с долейиностранного участия более 30% освобождаются от налога наприбыль в течение пяти лет после объявления прибыли. Некоторыепредприятия, действующие в приоритетных отраслях, могут порешению администрации зоны получить дополнительные льготы. Сроки уплаты налогов могут быть отодвинуты на пять лет. Хотя этивыгоды и льготы могут показаться весьма скромными по сравнению сусловиями привлечения иностранных инвестиций в некоторые другиестраны ЦВЕ, они создают определенный стимул для потенциальныхинвесторов.
Л.А. Зубченко
97.04.072-074. РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЭЗ
ВРАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ. (Сводный реферат).
1. BRIE Chr. de. L'Afrique dans le circuit mondial des zones franches //Monde diplomatique. - P., 1996. - A.43, N 504. - P. 14-15.
2. Le reveil de la zone franche // MOCI. - P., 1996. - № 1235. - P. 14-18.
3. КОРШУНОВ М. Намибия: Свободная экономическая зона взяластарт // Компас. - М., 1996. - № 50. - С.63-66.
Еще 10 лет тому назад создание СЭЗ в развивающихся странах^С) рассматривалось как наиболее эффективное средство ихвключения в процессы глобализации экономики, привлеченияиностранных инвестиций, создания новых рабочих мест, развития идиверсификации национальной экономики и промышленности,увеличения валютных поступлений. При этом . создание СЭЗпользовалось мощной идеологической поддержкой со