Свободные экономические зоны Молдовы
В статье рассматриваются вопросы функционирования свободных экономических зон (СЭЗ) в Республике Молдове (РМ), которые являются важным фактором для привлечения иностранных инвестиций, передовых технологий, освоению новых рынков сбыта и создания рабочих мест. Раскрываются основные проблемы СЭЗ и возможности их преодоления.
Ключевые слова: свободные экономические зоны Республики Молдовы, инвестиции, инвесторы, льготы.
Н. П. Перчинская,
к. э. н., ведущий научный сотрудник Национальный институт экономических исследований при Академии наук Молдовы (НИЭИ АНМ)
в-таН:па1рвгсЬ@уаЬоо.сот
Создание (СЭЗ1) в Молдове является объективной необходимостью, поскольку на сегодняшний день государство не в состоянии обеспечить ускорение социально-экономического развития отдельных территорий и приоритетных видов производств, предоставить большинству инвесторов благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности на всей территории страны. Свободные экономические зоны в стране создаются на основе активизации предпринимательской деятельности, осуществляемой совместно с иностранными инвесторами, для социально-экономического развития отдельных территорий и республики в целом [3]. Все экономические зоны ориентируются на продвижение экспорта. Развитие зон свободного предпринимательства2 включено в общую стратегию социально-экономического развития Молдовы, и с точки зрения государства имеет следующие цели создания:
• привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны;
• создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;
• развитие экспортной базы;
• импортозамещение3;
• апробация новых методов менеджмента и организации труда.
1 СЭЗ — это часть территории страны, где государство устанавливает особый режим управления, наиболее благоприятный для деятельности иностранных и отечественных предпринимателей, для привлечения внешних и внутренних инвестиций.
2 Свободные экономические зоны называют в Молдове Зонами свободного предпринимательства (ЗСП). По смыслу эти понятия не отличаются. Термин «Зона свободного предпринимательства» (ЗСП) используется в законодательстве по созданию и функционированию каждой из 7 зон Молдовы.
3 Импортозамещающие товары - товары, которые не производятся на остальной части таможенной территории Республики Молдовы, потребность в них на внутреннем рынке удовлетворяется за счет импорта.
Свободные экономические зоны остаются привлекательными для иностранных инвесторов Молдовы по следующим причинам [2]:
• из-за освоения новых рынков сбыта;
• приближения производства к потребителю;
• минимизации затрат, связанной с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин;
• доступа к инфраструктуре (производственной, управленческой, рынку труда и т. п.);
• использования более дешевой рабочей силы;
• попытки снижения влияния бюрократии;
• развития территории.
Законодательная база создания и функционирования свободных экономических зон Республики Молдовы
На территории СЭЗ действует законодательство Молдовы с учетом особенностей, предусмотренных Законом Молдовы № 440-ХУ от 27 июля 2001 г. «О зонах свободного предпринимательства», регулирующего создание и функционирование свободных зон, включая деятельность резидентов. Данный закон устанавливает специальные нормы в отношении СЭЗ, порядок их создания и закрытия, механизм регулирования деятельности резидентов, разрешенные виды деятельности, порядок отбора резидентов, льготные таможенный, налоговый, валютный и другие режимы, государственные гарантии резидентам СЭЗ. Статус и территория СЭЗ, а также срок, на который они создаются, определяются путем принятия отдельного закона для каждой СЭЗ [1].
Процедура создания и функционирования СЭЗ, режимы и условия деятельности резидентов одинаковы для всех СЭЗ Молдовы и отражены в других законодательных актах, регулирующих правовой режим:
• Раздел 13 «Свободная зона» (статьи 85-92) Таможенного кодекса Республики Молдовы № 1149-XIV от 20 июля 2000 г., конкретизирует особен-
о см
со со
<
СО О
Таблица 1
Характеристика зон свободного предпринимательства Республики Молдовы
о
со оо
< СО
Зоны свободного предпринимательства Расстояние от Кишинева, км Площадь, га Количество резидентов
«Экспо-бизнес-Кишинэу» 0 23,611 41
«Унгень-бизнес» 107 42,34 37
«Твардица» 115 3,57 5
«Валканеш» 200 122,3 9
«Тараклия» 153 36 19
«Отачь-бизнес» 220 34,19 11
«Бэлць» 131 11,85 15
Источник: Министерство экономики PM (MIEPO4), 2012
ности таможенного режима, в том числе порядок взимания таможенных пошлин на товары, перемещаемые через границу свободных зон.
• Принципы налогообложения резидентов СЭЗ приведены в статье 49 (13) Налогового кодекса № 1163-ХШ от 24 апреля 1997 г., который устанавливает порядок налогообложения товаров в СЭЗ (статья 95 (2), порядок уплаты НДС (статья 104 £) и льготы по налоговым платежам (статья 124 (10), (10-1) и (11)).
• Постановлением Правительства № 686 от 30 мая 2002 г. было принято Положение о порядке отбора резидентов СЭЗ и Положение о порядке пересечения границ СЭЗ.
• Постановлением Правительства № 1465 от 13 ноября 2002 г. был утвержден порядок ликвидации СЭЗ и обеспечения государственных гарантий резидентам.
• Основы государственной политики в отношении создания и развития СЭЗ в Молдове установлены в Концепции создания и развития зон свободного предпринимательства, утвержденной Постановлением Правительства № 783 от 17 июня 2002 г.
• Каждая СЭЗ создается путем принятия Парламентом закона, который определяет срок ее деятельности, размер и конфигурацию.
Свободные экономические зоны являются частью таможенной территории Республики Молдовы. Они строго ограниченные в своем районе, где местным и иностранным инвесторам возможны следующие виды деятельности: промышленное производство экспортных товаров, сортировка и упаковка товаров которые проходят транзитом через территорию Молдовы, внешняя торговля и транспортная деятельность, а также вспомогательные виды деятельности (коммунальные, складские, строительство, общественное питание и т. д.).
На территории Молдовы (по данным 01.01.2012 г.) функционируют 7 свободных экономических зон4 (табл. 1), а также Международный свободный порт «Джюрджюлешть» и Международный свободный
М1ЕРО — организация по привлечению инвестиций и продвижению экспорта в Молдове; государственная организация, которая подчиняется непосредственно Министерству экономики РМ.
Рис. 1. Общий объем инвестиций в свободных экономических зонах
Источник: Министерство экономики PM (MIEPO), 2012
аэропорт «Мэркулешть», которые имеют ряд особенностей как СЭЗ.
По состоянию на 1 октября 2012 г., на территории ЗСП был зарегистрирован 151 резидент; здесь работали 6167 человек. Самые крупные из них — как по количеству созданных рабочих мест, так и по объему капиталовложений — в городах Бэлць и Унгень [5].
В будущем количество сотрудников резидентов СЭЗ должно существенно возрасти. Молдавский закон о СЭЗ предусматривает создание республиканского фонда поддержки развития свободных зон при Министерстве финансов и его участие в их финансировании.
Общий объем инвестиций в свободных экономических зонах (рис. 1) увеличивается постоянно в периоде их деятельности. За все время существования СЭЗ (с начала их деятельности и до 1 октября 2012 г.) было привлечено инвестиций на $155 млн, из которых около $15,5 млн было инвестировано в 2011 г. За 9 месяцев 2012 г. объем инвестиций, привлеченных в свободные экономические зоны, составил $13 млн, увеличившись в сравнении с аналогичным периодом
2011 г. в 1,7 раз.
Наибольший совокупный объем инвестиции отмечается у ЗСП «Экспо-бизнес-Кишинэу» — 33% от общей суммы инвестиций в СЭЗ. Совокупный объем инвестиций в ЗСП «Экспо-бизнес-Кишинэу», привлеченных за весь период ее деятельности, на 1 октября
2012 г. составил $51,1 млн, в СЭЗ «Унгень-бизнес» — $38,4 млн, в СЭЗ «Бельцы» — $20,2 млн, в ЗСП «Тараклия» — $15,1 млн, в ЗСП «Твардица» — $13,7 млн, в ЗСП «Валканеш» — $13,1 млн, в ЗСП «Отачь-бизнес» — $3,4 млн.
В целом деятельность свободных экономических зон по-прежнему направлена на выпуск промышленной продукции, рассчитанной для экспорта. Объем экспорта из ЗСП составил 6 млрд леев. Основная часть промышленной продукции, изготовленной в этих зонах (1 млрд 343,4 млн леев или 85,3%), была экспортирована. На внутреннем рынке было продано товаров на 106,4 млн леев, кроме того продукции на 125,7 млн леев — на территории самих ЗСП. Лучшие результаты деятельности показали резиденты ЗСП «Бельцы», «Унгень-бизнес» и «Твардица».
В настоящее время в ЗСП осуществляются 8 проектов с инвестициями $120 млн. Планируется, что объем продаж составит $130 млн. Проекты, стартовавшие в начале 2013 г., должны были обеспечить трудоустройство 2500 человек.
4
2006 2007 2008 2009 2010 2011 Рис. 2. Объем чистых продаж промышленного производства Источник: Министерство экономики PM (MIEPO), 2012
Общий объем продаж промышленной продукции в свободных экономических зонах с января по сентябрь 2012 г. увеличился на 10,3% в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. и составил 1 млрд 575,5 млн леев (рис. 2). Около 85% промышленной продукции, произведенной в ЗСП, было экспортировано [6].
В ЗСП увеличивается доля деятельности промышленных зон, которая становится приоритетным направлением деятельности. Так, в 2009 г. общий объем товаров и услуг, произведенных в свободных экономических зонах, составил более 1,2 млрд лей, из которых доля промышленного производства составила около 80%.
Промышленное производство является приоритетным видом деятельности в ЗСП. В 2011 г. было произведено и продано промышленных товаров на сумму 2,0 млрд лей, что составляет 70% от общего объема проданных резидентами товаров и услуг5. В 2011 г. общий объем продаж товаров и услуг всеми ЗСП достиг 2,9 млрд лей, из которых 2,2 млрд лей или 75% приходятся на экспорт. В настоящее время из общего объема промышленного производства, ЗСП охватывает менее чем 4%, но в течение следующих 2-3 лет планируется выйти на уровень 25-30%, что сделает ЗСП одним из основных инструментов промышленной политики.
В 2011 г. резидентами ЗСП производилась следующая продукция: вино, коньяк, пробки для укупорки алкогольной продукции, электронные приборы, газовые горелки, электропроводка для автомобилей, искусственное покрытие для автомобилей, пластиковая тара, мебель, полимерная пленка, печное топливо, ковры, колбасные и мясные изделия и др.
Благодаря резидентам свободных экономических зон в ассортименте экспорта Молдовы появились комплектующие для автомобильной промышленности, электронные модули, гранулы ПХВ, мозаичные плиты, печное топливо и т. д. Все большее распространение получает также такой вид деятельности, как упаковка, сортировка, маркировка и другие подобные операции с транзитными грузами. Это соответствует
5 Резидент в Молдове - юридическое или физическое лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в стране. Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов Молдовы, платить налоги в соответствии с законами и нормами.
еще одной приоритетном задаче развития экономики Молдовы — превращения страны в логистический центр при транспортировке грузов с Запада на Восток и наоборот.
Краткая характеристика Зон свободного предпринимательства в Молдове
1. ЗСП «Экспо-бизнес-Кишинэу» была создана в 1995 г. на период 25 лет, расположена в центральном регионе Молдовы, в южной части Кишинева. Общая площадь ЗСП составляет 23,61 га. На территории ЗСП «Экспо-бизнес-Кишинэу» в октябре 2012 г. был зарегистрирован 41 резидент (2 — со 100% иностранным капиталом, 6 — со 100% отечественным капиталом; 23 — совместные предприятия). Учредителями предприятий являются инвесторы 13 иностранных государств и РМ (в том числе, России, США, Румынии, Украины, Германии, Болгарии, Ирландии, Италии, Израиля, Великобритании и т. д.). По данным Министерства экономики на 1 июля 2012 г. общий объем продаж товаров и услуг составил 136,8 млн леев, из которых доля промышленного производства (включая производство экспортных товаров) составляет 85,9%. На производстве и в сфере услуг было занято 894 человека. Общий объем инвестиций резидентов за все время деятельности ЗСП составил около $51 млн. Основные резиденты:
• СП «Firstline» SRL производит изделия из пробки, а также пластиковую упаковку. Общий объем инвестиций — $6,5 млн, среднесписочная численность работников — 156 человек, а объем чистых продаж в I полугодии 2012 г. — 27,2 млн лей.
• СП «KASSExpo» SRL, специализируется на производстве полимерной пленки и различных пластиковых упаковок, в том числе для пищевой промышленности. Предприятие инвестировало $0,53 млн, среднесписочная численность работников — 21 человек, а объем чистых продаж в I полугодии 2012 г. составил 8 млн лей.
• СП « Lion Gri» SRL, производит высококачественную алкогольную продукцию на экспорт.
На территории ЗСП зарегистрировано 59 резидентов, из которых 11 отечественных и 48 совместно с инвесторами из разных стран. С начала функционирования зоны свободного предпринимательства инвестиции резидентов составили более чем $43 млн. Общая площадь составляет 29,4 га. Резиденты «Экспо-бизнес-Кишинэу» произвели около 30% промышленной, а также оказывали услуги более чем 42% от их общего объема.
Основные направления деятельности: производство, услуги, внешняя торговля.
Производство: металлоизделия для строительства (производственный профиль, металлочерепица и др. продукты); мебель и другие изделия из древесины, изделия из пластика (полиэтиленовая пленка), промышленных красок и лаков, пиломатериалы, деревянные поддоны, строительные изделия из бетона, гипса, цемента, сборка компьютеров электронных модулей и других электронных компонентов и устройств, по-
о
(N
со 00
J <
CQ О
о
со оо
<
со
лиграфическая продукция, термоусадочные колпачки для укупорки различных напитков, виноконьячная продукция, системы газового отопления; производство безалкогольных напитков и питьевой воды в бутылках, ковров.
Услуги: сортировка, упаковка для ювелирных изделий, маркировка товаров следующих транзитом через Молдову, брокерские услуги, проектирование строительства, гражданское строительство, арендные и коммунальные услуги.
В ЗСП «Экспо-бизнес-Кишинэу» установлены следующие платежи и сборы: плата за регистрацию в качестве резидента; плата за получение разрешения на осуществление деятельности; ежеквартальные зональные сборы от объемов предпринимательской деятельности в свободной зоне.
2. ЗСП «Унгень-Бизнес» была создана в 2002 г. на период 42 года. Она имеет выгодное географическое положение: расположена в промышленной зоне города, на ее западной границе с Румынией, имеет важный железнодорожный узел и пограничный переход. В данной зоне 37 официально зарегистрированных резидентов(отечественные представители и совместно с инвесторами из 6 стран: Италии, Австрии, России, Румынии, Бельгии и Польши). Объем инвестиций резидентов со времени открытия ЗСП составил более $38 млн. Более 1,8 тыс. человек занимаются производством и оказанием услуг.
Основные направления деятельности: производство промышленной продукции на экспорт: производство ковров, обуви, пластмассовых изделий, изделий из дерева, мебели, автомобильных лаков и красок, комплектующих изделий для автомобилей, обработке мрамора.
В ЗСП «Унгень-Бизнес» установлены следующие платежи и сборы:
• плата за участие в конкурсе по отбору резидентов;
плата за регистрацию в качестве резидента; плата за получение разрешения на осуществление деятельности;
платежи от объема продаж промышленной продукции (0,5-1%);
платежи от объема предоставленных услуг (0,1-2%);
плата за аренду земли (за 1 м2/год): площадки с твердым покрытием и инженерные сооружения ($0,75-1), другая территория — ($0,5-3,00).
3. ЗСП «Твардица» начала свою деятельность в 1996 г. со сроком деятельности 30 лет, создана на территории коллективного сельскохозяйственного предприятия.
Основные направления деятельности: производство и переработка сельхозпродукции, духов; розлив вина и крепких алкогольных напитков.
Продукция в основном экспортируется в Россию. За период функционирования данной зоны объем привлеченных резидентами инвестиций составил $11,2 млн. В «Твардице» запускается завод по производству мясных изделий. В настоящее время в ЗСП «Твардица» зарегистрировано 5 предприятий.
Наиболее крупными резидентами являются СП «Золотой Аист» и предприятие с иностранным капиталом «Молдавский стандарт». Они инвестировали более $4,3 млн и $6,2 млн, соответственно.
Новым резидентом ЗСП «Твардица» в 2012 г. стало предприятие с молдавским капиталом «^их-МоЬПа», которое специализируется на сборке мебели, инвестирует в развитие производства около $300 тыс. Компания планирует вложить средства в строительство производственных помещений, закупку необходимого технологического оборудования, монтаж линий по сборке мебели. Комплектующие мебели будут импортироваться из Румынии и Италии. Готовую мебель планируется реализовывать на рынках Украины, России и Молдовы. Предполагается, что объем продаж достигнет около 2 млн евро в год. Число работников — до 50 человек [7].
4. ЗСП «Валканеш» действует с 1998 г., сроком на 25 лет. Свободная зона имеет выгодное географическое положение: расположена на пересечении границ трех стран (Молдовы, Украины и Румынии). В ней зарегистрировано 29 резидентов. На 1 июля 2012 г. объем чистых продаж промышленной продукции составил 67.4 млн лей, а общий объем инвестиций резидентов за все время функционирования ЗСП превысил $2,5 млн. Промышленное производство составляет более 90% от общего объема деятельности резидентов. В свободной зоне работают около 300 человек. Данная свободная зона состоит из двух субзон: Субзона 1 расположена на земельном участке, принадлежащем государству общей площадью 78 га. Здесь имеются складские помещения общей площадью 10 тыс. м2, которые нуждаются в ремонте. Данная территория пока не используется резидентами. Субзона 2 расположена на территории, принадлежащей государству, общей площадью 44,3 га, активно используется резидентами. Свободная площадь составляет 4 га.
Основные направления деятельности ЗСП «Вал-канеш»: промышленное производство (производство алкогольной продукции (вина) и предметов одежды); внешняя торговля, сортировка, упаковки, маркировки и другие подобные операции в отношении товаров, следующих транзитом через территорию Молдовы; оптовая торговля; оказание различных вспомогательных услуг резидентам.
Почти вся продукция, изготовленная в данной зоне, идет на экспорт. В настоящее время в данной зоне начал действовать завод по производству печного топлива (первые 5 тыс. т продукции он экспортировал в страны ЕС).
В ЗСП «Валканеш» установлены следующие платежи и сборы:
• плата за участие в конкурсе по отбору резидентов;
• плата за регистрацию в качестве резидента;
• плата за получение разрешения на осуществление деятельности;
• зональные сборы от объема продаж продукции и услуг (до 1%);
• плата за аренду земли (за 1 м2/год).
5. ЗСП «Тараклия» была учреждена в 1998 г. сроком на 25 лет. Зарегистрировано 9 резидентов. ЗСП расположена в южном регионе Молдовы (Тара-клийский район). Общий объем продаж товаров и услуг (на 01.07.2012 г.) составил около 163,9 млн лей, а общий объем инвестиций резидентов с начала деятельности ЗСП превысил $15 млн. Эта ЗСП специализируется на внешнеторговой деятельности, имея в то же время проекты в области промышленного производства.
Основными направлениями деятельности являются: производство керамической плитки, услуги, оптовая торговля.
В ЗСП «Тараклия» установлены следующие платежи и сборы:
• плата за участие в конкурсе по отбору резидентов;
• плата за регистрацию в качестве резидента;
• плата за получение разрешения на осуществление деятельности;
• зональные сборы от объема чистых продаж товаров, услуг(0,1-1%);
• плата за аренду земли (за 1 м2/год).
6. ЗСП «Отачь-бизнес» была создана в 1998 г. на период 25 лет. Территория предназначена для строительства промышленных объектов, имеет ограждение, видеонаблюдение и автостоянку. На 1 июля 2012 г. в качестве резидентов ЗСП было зарегистрировано 11 компаний, действующих в сфере промышленного производства и оказания услуг, которые насчитывали 100 работников. Общий объем продаж товаров и услуг за I полугодие 2012 г. составил 7,9 млн лей, а общий объем инвестиций резидентов с начала деятельности — $3,3 млн. Каждый основной резидент ЗСП имеет офисное помещение, автономное отопление, централизованное водоснабжение и канализацию Основные направления деятельности: производство изделий из кварцевого песка; глубокая переработка древесины; расширение мебельного производства (выпускается продукция на экспорт); изготовление на экспорт полиэтиленовой упаковки.
В ЗСП «Отачь-бизнес » резидентам установлены следующие платежи и сборы:
• плата за участие в конкурсе по отбору резидентов;
• плата за регистрацию в качестве резидента;
• плата за получение разрешения на осуществление деятельности;
• зональный сбор от объема чистых продаж (до 1%, но не менее 4000 лей в месяц);
• зональный земельный сбор (за 1 м2/год).
7. ЗСП «Бельцы» создана в 2010 г. сроком на 25 лет. Отличительная особенность данной зоны является то, что она формировалась на базе уже действующего в Бэлць завода немецкой компании «^гаех1та1ег»6 по производству комплектующих
для автомобилей. В настоящее время ЗСП имеет в своем составе уже три субзоны. Первая субзона (площадь 1,5 га) создавалась для обеспечения режима наибольшего благоприятствования для деятельности «^гаех1ша1ег». Вторая субзона (площадь 10,3 га) сейчас является стройплощадкой, на которой разместятся второй завод немецкой компании и ряд сопутствующих производств, многие из которых переносятся сюда из Германии и других европейских стран. Третья субзона (площадь 110 га) будет представлять собой многофункциональный производственно-логистический центр, где будут размещены крупные промышленные объекты, и предприятия малого и среднего бизнеса, упаковочный цех с большим холодильным складом (это позволит фермерам из прилегающих районов хранить и перерабатывать свою продукцию). Планируется создание бизнес-инкубатора и большого выставочного центра аналогично «Молдэкспо» в Кишиневе. Ключевую роль играют немецкие компании, которые создают инфраструктуру и расширяют цепочку производства, формируют привычную для себя бизнес-среду [4].
Главная задача ЗСП «Бэлць» — создание новых рабочих мест с конкурентной заработной платой. По данным Министерства экономики в ЗСП «Бэлць» на 1 июля 2012 г. в качестве резидентов ЗСП были зарегистрированы 15 компаний. Их объем продаж товаров и услуг составил 149 млн лей, а общий объем инвестиций — $18,4 млн. Более 2,6 тысяч человек занято на производстве и в сфере услуг.
В субзоне 3 инвесторы имеют возможность построить необходимые объекты для реализации своих инвестиционных планов, или брать в аренду необходимые земельные участки и здания. На данной территории предоставляются все необходимые коммунальные услуги: природный газ, электричество, вода, канализация, она также имеет прямой доступ к национальным и международным дорогам.
В ЗСП «Бэлць» установлены следующие платежи и сборы:
• плата за участие в конкурсе по отбору резидентов;
• плата за регистрацию в качестве резидента;
• плата за получение разрешения на осуществление деятельности;
• зональный сбор от объема продаж промышленной продукции (до 1%);
• зональный платеж от объема оказанных услуг (до
6 Draex1maier — предприятие по производству комплектующих и электрооборудования для автомобилей, работает в ЗСП «Бэлць» с 2007 г. На сегодняшний день в Бельцах открыто два завода компании «Draex1maier», сумма инвестиций в них составила более 15 млн евро, а также было создано 2700 рабочих мест. Всего у компании 55 производств в 20 странах мира.
• платежи по другим доходам (до 2%);
• земельный сбор (за 1 м2/год):
8. Международный свободный порт «Джюрджю-лешть» (МСПД).
Международный свободный порт «Джюрджю-лешть» является единственным портом Молдовы, доступным для морских грузовых судов. Расположен он на реке Дунай в 133,8 км на юге Молдовы между Румынией (Европейским Союзом) и Украиной. Имеет хорошее географическое расположение: находится на пересечении международных торговых и транспортных путей, таких как коридор Рейн-Майн-Дунай, соединяющий Черное море, 14 европейских стран и
о
со оо
<
со О
о
CN
со оо
J <
со
Северное море; наличие европейской и российской железнодорожной колеи, а также международной сети дорог. МСПД выступает как региональный логистический узел среди быстро развивающихся стран Юго-Восточной Европы. Вся территория частного Международного свободного порта «Джюр-джюлешть», включая промышленную территорию, до 2020 г. имеет специальный статус. Генеральным инвестором и оператором МСПД является компания ПИК «Danube logistics» SRL, принадлежащая«DANUBE LOGISTICS HOLDING BV» (80%) из Нидерландов и Европейскому банку реконструкции и развития (20%). Планируется создание первого бизнес-логистического центра в Молдове. Резидентам предлагаются земельные участки с недавно построенной коммунальной и дорожной инфраструктурой.
В 2011 г. компания «Danube Logistics» начала строительство железнодорожного терминала имеющего как широкую, так и узкую колею. Он будет обрабатывать жидкие и сыпучие грузы, а также контейнеры [8].
Международный порт (в дополнение к освобождению от таможенных сборов, акцизов и НДС, как это предусмотрено во всех свободных зонах Молдовы) имеет ряд следующих преимуществ:
единственная территория, имеющая прямой доступ к международным речным и морским коммуникациям;
доступ к железным дорогам как российских, так и европейских стандартов;
возможность осуществления резидентами любого вида деятельности, разрешенных в РМ; резиденты платят только 25% от ставки налога, а доход — в течение первых 10 лет и 50% от ставки — в последующие 10 лет;
отсутствует государственная администрация и, в связи с этим, зональных платежей; предоставляются (по запросу резидентов) высококачественные логистические и различные административные услуги, осуществляется поиск кадров.
Резидентам — компаниям МСПД: предоставляются следующие услуги:
• краткосрочная и долгосрочная аренда земли, открытое хранение, аренда складских и офисных помещений;
• услуги в сфере логистики (перевалка, хранение, распределение и транспортные услуги для нефтепродуктов, наливных/насыпных грузов, контейнерных и смешанных грузов);
• портовые услуги (судовладельцам предоставляются услуги портового агента, буксирного судна, пилотажа, а также снабжение питьевой водой и продуктами питания, прием отходов, услуги связи);
• комплексные услуги, связанные с управлением трудовыми ресурсами;
• различные услуги, связанные с созданием компаний, а также по юридическим, таможенным и налоговым вопросам;
• консалтинговые услуги, связанные с регистрацией бизнеса в МСПД и Молдове, предоставление коммунальных услуг, поддержка административной деятельности;
• аренда земельных участков (краткосрочная и долгосрочная аренда в МСПД земельных участков, подключенных к электрическим, газовым, водопроводным, дорожным и телекоммуникационным сетям в непосредственной близости от железнодорожной и портовой инфраструктуры).
9. Международный свободный аэропорт «Мэрку-лешть» (МСАМ) был создан в 2008 г. на период 25 лет в целях ускорения развития авиационных перевозок и роста объемов оказываемых специализированных услуг, а также организации экспортно ориентированного промышленного производства и внешнеторговой деятельности. Свободный аэропорт расположен на территории бывшего военного аэродрома «Мэркулешть», большая часть персонала — высококвалифицированные специалисты (бывшие пилоты, инженеры, техники военно-воздушной базы). Он имеет удачное географическое расположение (соседство с Европейским Союзом) и развитую инфраструктуру, состоит из территории аэродрома и территории развития. В МСАМ зарегистрировано 12 резидентов. На 1 января 2012 г. общий объем продаж товаров и услуг составил около $2,03 млн, а общий объем инвестиций — около $8 млн. Численность персонала предприятий-резидентов составила 400 человек. Генеральным инвестором является государственное предприятие Международный аэропорт «Мэркулешть», которое ответственно за развитие инфраструктуры Свободного аэропорта и создание благоприятных условий для деятельности резидентов. Инвестиции иенерального инвестора составляют $6,8 млн (или 85,8% от общего объема)
В МСАМ разрешены следующие виды деятельности:
• оказание услуг по наземному обслуживанию и воздушные перевозки;
• оптовая торговля, за исключением товаров, выведенных из гражданского оборота;
• промышленное производство товаров;
• переработка агропродовольственной продукции;
• сортировка, упаковка, маркировка и другие подобные операции с транзитными товарами в свободном аэропорту;
• оказание платных услуг резидентам свободного аэропорта и иностранным компаниям;
• другие вспомогательные виды деятельности Резидентам МСАМ предоставляется большое количество льгот, к примеру, на территории свободного аэропорта не применяется режим квотирования и лицензирования импорта и экспорта товаров (услуг), а также освобождаются от уплаты таможенных платежей товары, перечень которых представлен в законе о создании данной зоны.
Проблемы, с которыми сталкиваются резиденты функционирующих в Молдове зон свободного предпринимательства
Основными препятствиями для эффективной работы резидентов и привлечению серьезных инвестиций в свободные экономические зоны национальной экономики Молдовы являются следующие:
• Отсутствие надежной законодательной базы. Системные недочеты в налоговом законодательстве. В текущем налоговом законодательстве часто возникают разночтения и неоднозначное толкование действующего законодательства. Для зарубежных компаний важны не только льготы, но и законодательное обоснование каждой ЗСП, в котором четко прописаны полномочия резидентов и их гарантии;в законе «О зонах свободного предпринимательства не прописан механизм выхода резидентов из СЭЗ.
• Отсутствие надежной и современной инфраструктуры.
• Дорогостоящие услуги. Самой дорогостоящей услугой для ЗСП является охрана периметра ее территории, монопольно осуществляемая лишь сотрудниками государственной охраны. Содержание одного только поста обходится администрации зон в сумму более 12 тыс. леев в месяц. Данные услуги экономически невыгодны и нецелесообразны для малых ЗСП: «Твардица», «Тараклия», «Отачь-бизнес», «Валканеш», но от них не готовы отказаться и крупные ЗСП «Экспо-бизнес-Кишинэу» и «Унгень-бизнес».
• Неоправданные ограничения при реализации произведенной на территории СЭЗ продукции — 70% на экспорт и 30% на внутренний рынок.
• Административные барьеры — чиновничий тормоз (в частности менталитет таможенной службы и налоговой инспекции в отношении свободных экономических зон). Так администрации ЗСП для оплаты различного рода «услуг», вынуждены собирать с резидентов зональные сборы, достигающие до 1% от реализуемой резидентами продукции.
Выводы
1. Ни одна молдавская зона свободного предпринимательства не может быть отнесена к СЭЗ, поскольку не соответствует международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.
2. Законодательство по вопросам регулирования ЗСП в республике свидетельствует об его несовершенстве. Наблюдается, фрагментарность, сдерживающая успешное становление и развитие отечественной инновационной инфраструктуры. Необходимо ввести поправки в законодательство, которые бы позволили улучшить работу резидентов и избежать разночтений в соответствующем законодательстве.
3. Необходимо разработать государственную программу организации специальных экономических зон на территории Молдовы. Целесообразно, чтобы в программу развития СЭЗ входил Раздел «Регламентация условий функционирования специальных экономических зон».
4. Инвесторы в информационном центре СЭЗ без административных препятствий должны получать следующую информацию:
• о таможенных льготах (об освобождении их от импортных пошлин или их существенном снижении по сравнению с ранее установленными);
• о налоговых льготах (снижением или полным снятием налогов на добавленную стоимость), акцизах, предоставлении разного рода бюджетных субсидий;
• упрощенном правовом режиме учреждения и регистрации своих предприятий;
• банковском льготном кредитовании и полной либерализации валютных операций.
5. Необходимо повысить уровень законодательства (особенно в текущем налоговом законодательстве). Так, например, если налоговый орган меняет свою позицию, то он не имеет права взыскивать налоги и штрафы с экономического агента за прошлый период. В таможенном законодательстве отменить практику часто меняющихся таможенных правил.
6. Для снижения дорогостоящих услуг в ЗСП (к примеру, охрана территории) необходимо привлечь частные структуры и остановить процесс увеличения зональных сборов на данный вид услуг. Последние, как и часто меняющиеся таможенные правила, отпугивает потенциальных инвесторов.
7. Следует разработать на территории республики эффективную систему управления ЗСП, которая, во-первых, должна быть эффективным инструментом для инвестора при решении всех организационных вопросов, во-вторых, учитывать потребности местных территорий в привлечении иностранных капиталов, заинтересованность местных властей в развитии управляемых ими территорий, в обеспечении их успешного выхода на мировой рынок. В-третьих, удовлетворять местные, но и общенациональные интересы.
Реализация вышеизложенных предложений позволит Молдове осуществить гармонизациюЗСП с аналогичными структурами ЕС и в будущем интегрироваться в европейское и мировое информационное пространство в качестве серьезного конкурента и равноправного партнера.
Список использованных источников
1. Закон № 440-XV от 27 июля 2001 г. «О зонах свободного предпринима-тельства»//Официальный монитор Республики Молдовы, № 108-109, 2001.
2. N. Percinschi. Развитие новых инновационных структур в Молдове// Fourth Edition of International scientific Conference «Economic growth in conditions of internationalization», 3-4 sept., 2009.
3. О. В. Верещагина, Ю. Кротенко. Проблемы и опыт создания свободных экономических зон. Кишинев, 1998.
4. Д. Калак. У Draexlmaier проснулся аппетит//Экономическое обозрение, № 36, 8 октября 2010.
5. В Молдове увеличились инвестиции в свободные экономические зоны. http://www.allmoldova.com/moldova-news/1249078532.html.
6. Новости: Информационное агентство Молдовы. http://www.newsmoldova.ru/economics/20121127/192577484.html.
7. Point news: новый резидент ЗСП «Твардица». http://old.point.md/News/Read.aspx?NEWSID=67810.
8. Сайт Международного свободного порта «Джюрджюлешть». http://www.gifp.md.
9. Сайт Международного свободного аэропорта «Мэркулешть». http://www.airportmarculesti.com.
Free economic zones of the Republic of Moldova N. P. Perchinskaya, PhD, Senior Research, The National Institute for Economic Research of the Academy of Science of Republic of Moldova.
The functioning of the free economic zones in the Republic of Moldova as an important factor in attracting foreign investment, advanced technologies, developing new markets and creating new jobs is analyzed in the paper. The main problems of the free economic zones and the possibility to overcoming them are discussed in the article.
Keywords: free economic zones of the Republic of Moldova, investments, investors, benefits.
О CN
CO 00
J <
CQ О