Басенко А.М.,
д.э.н., профессор кафедры «Международная торговля и таможенное дело» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), Ишанов И.В., аспирант кафедры «Международная торговля и таможенное дело» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН (ОЭЗ) КАК ФАКТОР ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье авторы рассматривают содержание особых экономических зон (ОЭЗ) с точки зрения, во-первых, существенного улучшения инвестиционного климата как в ОЭЗ, так и в стране в целом; во-вторых, привлечения финансовых средств из-за рубежа, что обеспечивается льготным валютно-финансовым и правовым режимом, действующими в зоне; в-третьих, использования современных производственных, банковских, финансовых и других технологий, сложившихся в мировой практике; в-четвертых, воздействия ОЭЗ на экономику страны в целом, так как, несмотря на выведение этой территории из общей системы налоговых, таможенных и других правил, она остается частью национального хозяйства.
Ключевые слова: особые экономические зоны (ОЭЗ), инвестиционный климат, финансовые ресурсы, банковские и финансовые технологии, налоговые правила, налоговые льготы, финансирование, налогообложение, иностранный инвестор, льготный валютно-финансовый режим, банк развития (ОЭЗ), финансово-хозяйственный механизм.
Basenko A.M., Ishanov I. V.
ENTREPRENEURIAL POTENTIAL OF SEZS AS A FACTOR OF INTENSIVE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY
In this article the authors examine the contents of special economic zones (SEZ) from the point of view of, first, substantial improvements in the investment climate in the SEZ, and in the country as a whole; secondly, attracting funds from abroad, which is provided preferential monetary and legal regimes operating in the area; thirdly, the use of modern industrial, banking, financial and other technologies existing in the world; fourthly, the impact of SEZs on the economy overall, because, despite the removal of this area from the General system of tax, customs and other rules, it remains part of the national economy.
Keywords: special economic zones (SEZ),investment climate, financial resources, banking and financial technology, tax rules, tax benefits, financing, taxation, foreign investor, preferential currency-financial regime, the development Bank (SEZ), financial-economic mechanism. transport.
В современных условиях хозяйствования особые экономические зоны представляют весьма продвинутые по рыночным критериям экономико-территориальные образования, обладающие мощным предпринимательским потенциалом, способствующим повышению тонуса хозяйственной жизни регионов их базирования, рост занятости и доходов населения, решения приоритетных экономических и социальных задач.
Такие результаты достигаются путем реализации эффективных экономических инструментов и финансовых технологий, обеспечивающих производство и распределение общественного продукта (включая часть продукта, созданного за рубежом).
Активная созидательная роль ОЭЗ в процессе обеспечения экономического развития стран, где они создаются и функционируют, предопределяется выполнением ими роли «шлюзов» для всей нацио-
нальной экономики, помогающих решению приоритетных задач: приданию ей экспортной направленности, освоению высокотехнологичных производств, формированию современной производственной и рыночной инфраструктуры и в конечном счете - интеграции в мировое хозяйство.
Исходя из этого, следует отметить несколько существенных признаков и особенностей особых экономических зон (ОЭЗ), с точки зрения их значимости для развития национальной экономики:
- существенное улучшение инвестиционного климата как в ОЭЗ, так и в стране в целом, привлечение финансовых средств из-за рубежа, что обеспечивается льготным валютно-финансовым и правовым режимами, действующими в зоне;
- создание условий для формирования предпринимательского потенциала в рамках ОЭЗ, задействование концентрирующимися здесь предпринимательскими структурами финансовых, материальных, трудовых, информационных и других ресурсов для разработки и реализации ими на мировом рынке новых товаров, услуг, технологий в таких сферах деятельности, как прием, хранение, обработка товаров и подготовка их к реализации, ремонт и обслуживание судов, самолетов, автомобилей и др., организация производства приоритетных для страны видов продукции, а также проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- использование современных производственных, банковских, финансовых и других технологий, сложившихся в мировой практике, что обеспечивает оптимизацию деятельности особой экономической зоны и ускоренное «встраивание» ее в национальную, а также мировую экономику;
- направленное развитие депрессивных районов страны, осуществляемое, как правило, за счет размещения в них субзон хозяйственных объектов и производств, использующих местное сырье и рабочую силу, а также привлекаемые из-за рубежа технологии, капитал и т.д.;
- воздействие ОЭЗ на экономику страны в целом, так как, несмотря на вы-
ведение этой территории из общей системы налоговых, таможенных и других правил, она остается частью национального хозяйства, вследствие чего и положительные, и отрицательные последствия создания зоны сказываются на развитии всего национального хозяйства.
Проблематика формирования условий и хозяйственного режима, обеспечивающего реальное развитие ОЭЗ на принципах предпринимательства, представляется весьма актуальной, ибо именно эти составляющие экономического механизма во многом предопределяют эффективность функционирования особых экономических зон.
В современных условиях хозяйственный режим предпринимательской деятельности ОЭЗ должен отвечать следующим требованиям:
- геополитической стабильности;
- экономической устойчивости;
- обеспечению конкурентных преимуществ;
- репродуктивности природо-хозяйственного ресурсооборота;
- высокой мотивированности экономической активности предпринимателей-участников ОЭЗ и инвесторов;
- соответствию управленческой структуры уровню предпринимательской активности ОЭЗ.
Для определения возможностей формирования таких условий и хозяйственного режима для ОЭЗ России целесообразным представляется использование уже признанного методологического приема -изучение международной практики обеспечения благоприятствования развитию предпринимательского потенциала в особых экономических зонах других стран - и предложение вариантов развития российских ОЭЗ.
Типология особых экономических зон приведена в таблице 1, которая построена по критериям, представляющимся наиболее значимыми, среди которых сле-дующие1:
- способ оформления границ зоны и режим ее функционирования;
1 Разработана авторами
- влияние предпринимательского потенциала зоны на экономическое развитие регионов их базирования;
- вид деятельности, преобладающей на территории ОЭЗ.
При этом, наряду с собственно особыми экономическими зонами, выделены офшорные зоны как особый класс зон свободного предпринимательства.
Такая градация зон предпринята с целью выявления влияния их предпринимательского потенциала на экономику территорий, на которых они располагаются, а также в целом на экономическое развитие тех стран, в рамках которых они созданы.
Анализ действующих в мировой практике типов особых экономических зон показывает, что каждый из их типов характеризуется достаточно специфиче-
ским предпринимательским потенциалом, предопределяющим особенности развития регионов их базирования.
Так, предпринимательский потенциал в анклавных экономических зонах отличается, как правило, направленностью использования всех имеющихся финансовых, трудовых, сырьевых, информационных ресурсов на социально-экономическое развитие территории анклава через организацию производств, основанных на импортных материалах, полуфабрикатах и деталях. В таких зонах часто создают свои филиалы и дочерние компании, транснациональные корпорации, используя анклавные территории как экспортную базу для производства конкурентоспособной продукции с относительно низкими издержками.
Типы экономических зон Специфические условия зоны, обеспечивающие развитие экономики территории ее базирования
1 2
Особые экономические зоны (ОЭЗ) Беспошлинные ввоз, переработка и хранение транзитных грузов, льготные таможенные тарифы, полное или частичное освобождение от налогов реинвестируемой части прибыли и налога с оборота, гарантии права вывоза получаемой прибыли за границу, а также переводов за границу текущих доходов (за лицензии, консультации и т.д.), упрощенный порядок выезда и въезда иностранных граждан, что в комплексе обеспечивает формирование значительных собственных бюджетов зоны.
1. Типы СЭЗ в зависимости от способа оформления их границ и режима функционирования
1.1. Анклавные Замкнутость территории (остров, полуостров и т.д.), установление специального режима пропуска товаров, транспорта и иностранных граждан через границу, экспортная ориентация всех производств анклава в целях максимизации выручки в СКВ. Широкий спектр стимулов деятельности местных предпринимателей, реализуемый через экономическую, правовую и таможенную регламентацию. (Примеры: особая экономическая зона «Янтарь» в Калининградской области (Россия); свободная беспошлинная зона (о. Кипр) и др.)
1.2. Интеграционные (в т.ч. международные) Открытость зоны, тесная связь с национальной и мировой экономикой, свободный режим функционирования, диверсифицированность предпринимательской деятельности. Происходящая эволюция от зон свободной торговли к таможенным союзам, затем - к общему рынку и полному экономическому союзу, обеспечивающая равномерность развития всех входящих территорий (Пример: страны Бенилюкс).
Таблица 1 -Типология особых экономических зон по характеру влияния их предпринимательского потенциала на экономическое развитие регионов их территориального базирования
1 2
2. Типы ОЭЗ в зависимости от вида деятельности, преобладающей на территории экономической зоны
Свободные торгово-складские зоны (СТКЗ) Хранение и реализация импортных товаров без оплаты обычных таможенных пошлин, при активном госрегулировании деятельности зоны (специальные налоги, сборы), что обеспечивает развитие территории базирования (Пример: Зоны Харор, Сивел, Пайн (Барбадос) и др.)
2.1.1. Зоны внешней торговли (ЗВТ) Прием, хранение, обработка (упаковка, расфасовка) товаров зарубежного происхождения в целях улучшения их потребительских свойств с последующей продажей. Организация выставочной деятельности, торгов и т.д. (Примеры: зоны внешней торговли Порт-Саид, Суэц (Египет), зона благоприятствования в Ирландии с центром в аэропорту «Шеннон» и др.)
2.1.2. Свободные таможенные и беспошлинные зоны (СТЗ) Предоставление на территории зон условий для беспошлинного (или с минимальными таможенными пошлинами) ввоза товаров, оборудования и сырья, их складирования (сроком до одного года), оказание банковских и страховых услуг без взимания торговых пошлин. Обеспечение для территории размещения зоны дополнительных валютных поступлений за счет консигнационных складов, сдачи помещений в аренду для выставок и т.д. (Пример: пять зон Сирии в Дамаске, Хомсе, Алепо и др.)
2.1.3. Свободные порты (СП) Осуществление погрузки, разгрузки, перегрузки товаров, размещение складов товарных бирж, обеспечение ремонта и обслуживания судов (Примеры: Фрипорт-Багамы (США), Бремен, Гамбург (Германия)
2.2. Экспортно-производственные (промышленные) зоны (ЭПЗ) Использование льготного валютно-финансового режима. Создание, наряду с развитием торгово-складского предпринимательства, промышленных предприятий, в том числе «отверточного типа», где на базе импортных полуфабрикатов и компонентов производятся товары для экспорта (Пример: четыре экспортно-производственные зоны Филиппин: в Батане, Кавите, Багио, Себу)
2.2.1. Зоны совместного (свободного) предпринимательства (ЗСП) Организация экспортных производств на совместных предприятиях при использовании местного сырья, техники, технологий, квалифицированных менеджеров из-за рубежа. Привлечение в такие зоны не только иностранного капитала, но и ноу-хау обеспечивает ограждение местных предпринимателей от прямой конкуренции с иностранными фирмами. (Пример: зоны совместного предпринимательства Венгрии, Болгарии, Югославии, 32 зоны свободного предпринимательства США и др.)
2.2.2. Специальные экономические зоны (СЭЗ) в виде зон предпринимательства, особых экономических зон Предоставление валютных, финансовых и правовых льгот предприятиям, расположенным на депрессивных территориях, развитие за счет этого в таких специальных зонах приоритетных отраслей промышленности, экспортных производств, создание новых рабочих мест, решение социальных вопросов, повышение уровня жизни населения (Пример: создание американскими фирмами заводов «Макиладорс» в приграничных отсталых районах Мексики).
2.3. Научно- технологические зоны (технико-внедренческие) (НТЗ) Объединение в НТЗ научной и производственно-технологической деятельности, мобилизация всех доступных материальных и трудовых ресурсов территории для передачи новых высоких технологий в производство и развитие за счет этого экономики региона. (Примеры: научные парки США, технопарки Японии и др.)
1 2
2.3.1. Инновационные центры (ИЦ) Создание условий по формированию исследовательско-внедренческого центра для разработки и внедрения инновационных проектов, как правило, для отдельных предприятий в свободной зоне. (Пример: инновационный центр для ЭПЗ в порту Масан (Южная Корея) и др.
2.3.2. Научные и исследовательские парки, технопарки Концентрация на достаточно большой территории наукоемких фирм и опытных производств на основе научно-технических разработок, как правило, на территории экспортно-производственных зон. В технопарках - формирование комплексного научно-исследовательского, внедренческого и производственного потенциала, дополняемого современными градостроительными решениями, что обеспечивает для территории базирования ускоренное развитие, ориентированное на производства с высокими технологиями. (Примеры: научный парк «Силиконовая долина» (США), исследовательский парк в районе Бостона (США), объединяющий более 700 структур по производству и обслуживанию компьютерной техники, 18 технополисов Японии и т.д.)
2.4. Сервисные ОЭЗ, эколого-экономические регионы, туристические центры Отсутствие налогов (или их весьма незначительные ставки) на банковские, страховые перестраховочные, консалтинговые операции способствует развитию зон со страховыми, банковскими, рекреационными, информационными и др. услугами. Часто они «встраиваются» в экспортно-производственные и научно-технологические зоны. (Пример: система консалтинговых бюро, возглавляемая фирмой «Маккинси» (США).
Офшорные зоны (03) В офшорных зонах, составляющих особый класс свободных экономических зон, обеспечивается регистрация предприятий без права осуществления ими производственной деятельности и коммерческих операций на территории страны регистрации. Привлечение компаний в офшорные зоны обеспечивается льготным характером налогообложения, низкими таможенными тарифами, освобождением от жесткого контроля, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, анонимностью реальных владельцев компании и т.д. (Примеры: офшорные зоны Багамских, Бермудских, Британских Виргинских островов, а также островов Терке и Кайкос Карибского бассейна)
Предприниматели, разворачивающие свой бизнес в анклавах, ориентируются на экспорт 90% и более производимой продукции и услуг, поскольку перед такими зонами ставится задача максимизации валютной выручки и решения за счет этого проблем трудоустройства местного населения, строительства жилья, благоустройства территории1.
Такого рода особая экономическая зона в течение ряда лет формируется в Калининградской области (ОЭЗ «Янтарь»). Для ее функционирования имеется
1 Семенов Г. Развитие особых экономических и офшорных зон // Российский экономический журнал. - 2012. - № 11. - С. 36.
ряд благоприятствующих условий: наличие достаточно развитого промышленного комплекса, производственной инфраструктуры (в частности в сфере транспорта), существенного научно-технического и рекреационного потенциала, опыта областных структур во внешнеэкономической деятельности.
С другой стороны, очевидна необходимость подъема экономики и жизненного уровня населения этой анклавной территории, решения сложных социальных проблем, что особенно актуализируется в связи с геополитическим положением Калининградской области.
В интеграционных же зонах, напротив, предпринимательский потенциал
ориентирован на интеграцию в мировую экономику, усиление ее открытости.
В таких зонах устанавливается унифицированный в пределах страны экономический и правовой режим, а размер территории, отводимой для размещения свободной зоны, дифференцирован. Они могут занимать территорию от нескольких квадратных километров до нескольких тысяч квадратных километров. В зависимости от этого различают микрозоны (территории одного предприятия, порта, магазина дьюти-фри), а также зоны, размещающиеся на территории одного района, города, крупного региона страны.
В зависимости от того, территорию скольких стран охватывают интеграционные ОЭЗ, их можно подразделить на мононациональные, расположенные на территории одного государства и действующие по его законам, и интернациональные (международные), охватывающие территорию группы государств и действующие по общим для них правилам.
Предпринимательский потенциал в интеграционных зонах активизируется под влиянием ряда факторов:
- постепенной либерализации импорта с установлением графика (конкретных сроков и размеров) снижения пошлин во внутризональной торговле;
- распространения на товары, включенные в программу либерализации, национального режима при обложении их внутренними налогами;
- введения общего внешнего тарифа в отношении третьих стран, не входящих в интеграционную группировку, в первую очередь, по товарам, включенным в программу либерализации;
- неприменения к товарам, на которые распространяется политика либерализации импорта, мер по субсидированию их экспорта и недопущения экспорта таких товаров по демпинговым ценам;
- гарантирования права каждого участника группировки исключать из программы либерализации товары, особенно важные для экономики данной страны.
Интеграционные зоны к концу XX века представлены двумя группами:
мононациональные (в рамках одной страны) и международные (включающие несколько стран). Предпринимательский потенциал этих зон различается, что во многом предопределяется экономическими интересами. В мононациональных зонах носителем интереса всегда выступает принимающая страна, ставящая своей целью нарастить экспорт, получить как можно больше свободно конвертируемой валюты, догнать, а также опередить наиболее развитые страны и войти в мировое хозяйство на более высоком уровне, чем это было до создания зоны. В международной же зоне носителем интересов всегда выступает наиболее сильный партнер, участвующий в ее создании. Обычно он является инициатором (это может быть группа стран). Их цель - оградить себя от более сильных партнеров, чтобы стать значимее и победить их в конкуренции. Но при этом менее сильный партнер часто становится источником дефицитных для других партнеров факторов производства (земля, невосполнимые природные ресурсы, квалифицированная рабочая сила), а главное - представляет рынок сбыта.
Мощный предпринимательский потенциал в особых экономических зонах интеграционного типа обусловлен тем, что международные ОЭЗ, так же как и мононациональные, способны к диффузному расширению и постепенному их распространению на другие сферы (внутри зоны) и государства. Об этом свидетельствует мировой опыт эволюции ОЭЗ в полный экономический союз, который в Европе, например, начинался с шести государств (ЕЭС, 1957г.), а теперь насчитывает 28.
Такова специфика предпринимательского потенциала в ОЭЗ в зависимости от способа оформления границ и режима функционирования зоны и его влияния на развитие территории базирования.
Очевидно, что цели, преследуемые странами, организующими ОЭЗ, а соответственно, и условия зависят от уровня их экономического развития, социально-экономической ситуации, географических и естественных условий, их места в меж-
дународном разделении труда и ряда других обстоятельств.
Для стран с переходной экономикой, в том числе и для России, в отличие от промышленно-развитых стран, при создании ОЭЗ приоритетное значение для развития предпринимательства имеет ориентация на привлечение иностранного капитала и высоких технологий, модернизация национального производства, повышение уровня квалификации работников и превращение ранее отсталых районов в динамично развивающиеся. Следует подчеркнуть, что иностранный капитал в этих странах преследует свои интересы, связанные с максимизацией получаемой прибыли. Поэтому нахождение путей согласования интересов в сотрудничестве этих стран с капиталом экономически развитых является важным условием для их динамичного экономического развития.
Кроме того, для стран с переходной экономикой создание ОЭЗ рассматривается как важное звено в реализации принципов открытости, катализатор развития. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности, так как в ОЭЗ экономика имеет коммутативный характер, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.
Правительство России с переменным успехом использует особые экономические зоны различного типа как инструмент привлечения иностранных инвестиций, увеличения экспортного производства и на этой основе обеспечения поступления в страну иностранной валюты, активизации использования трудовых и природных ресурсов, расширения рынков потребления, международной торговли. Однако ряд исследователей, и с ними согласны авторы, подчеркивают, что подход, которого придерживались в последние годы федеральные ведомства, нельзя не признать односторонним, излишне «зацикленным» на чисто фискальную сторону дела. Этот подход основан на переносе на российскую почву только наиболее про-
стых образцов из мировой практики ОЭЗ. Эти исследователи не учитывают тех возможностей, которые заключает в себе создание ОЭЗ с точки зрения формирования наиболее благоприятных условий для иностранных инвесторов на отдельных территориях, реализации сравнительных преимуществ отдельных регионов, налаживания сотрудничества со странами - ближайшими соседями России, формирования за счет сотрудничества с иностранным капиталом территориальных «полюсов экономического роста».
Важнейшим экономическим условием для создания и нормального функционирования российских ОЭЗ является приток в них инвестиций.
Причем представляется необходимым выделять инвестиции, во-первых, на этапе их проектирования, создания и «запуска» и, во-вторых, для дальнейшего наращивания предпринимательского потенциала, роста, диверсификации деятельности и т.д.
В целом же как на первом, так и на втором этапе источники финансирования создания и поддержания деятельности ОЭЗ складываются из различных составляющих: государственного, регионального или же муниципального бюджета. Но значительные средства поступают от иностранных и отечественных инвесторов.
Именно инвесторы, в частности, зарубежные, по существу, создали основы для ускоренного развития ОЭЗ в Китае. Как подчеркивают китайские экономисты, к началу 90-х гг. в Шэньчжэне, Чжухае, Шаньтоу, Сямыне и Хайнане было утверждено более 5700 проектов с участием иностранного капитала. Заключенные соглашения предусматривают объем иностранных капиталовложений на сумму 9,4 млрд долл. США, что составляло одну четвертую часть всех иностранных инвестиций в Китае1.
Существенную роль иностранные инвестиции играют и в экономике Японии, где они в последние годы направля-
1 Сюй Цзы Це, Цай Жень Цюнь. Особые экономические зоны Китая / Пер. с кит. - Новосибирск: ВО Наука, Сибирская издательская фирма, 2013. - С. 43.
лись преимущественно на реализацию программы «Технополис». Так, согласно данным Минфина Японии, прямые иностранные инвестиции, объем которых возрастал на протяжении 70-х годов в среднем на 200 млн долл. ежегодно, в 2006 г. увеличился до 27 млн долл.
Для российских ОЭЗ также необходимы крупные налогообложения. Так, по самым скромным подсчетам, для «раскрутки» в Приморском крае ОЭЗ «Находка» с ее колоссальным экспортным потенциалом требуется 15-20 млн долл. государственных капиталовложений. Лишь после этого сработает мультипликативный эффект1.
Однако с мнением А. Пузановского нельзя согласиться, так как с учетом мирового опыта экономическая деятельность зоны как автономной хозрасчетной единицы должна основываться на собственном бюджете, формирующемся в части доходов от налоговых поступлений с предприятий, организаций и частично — от таможенных сборов, а также от собственной предпринимательской деятельности администрации зоны, если таковая будет производиться. Средства государственного бюджета, необходимые для развития инфраструктуры ОЭЗ и других целей, могут быть предоставлены ей, как правило, на условиях долгосрочного кредита, а не безвозмездно. В этих условиях ОЭЗ будут развиваться как предпринимательские структуры.
Однако для этого необходимо поднимать статус особых экономических зон, а также инвестиционную привлекательность регионов, в которых эти зоны сложились. Пока же ситуация в таких районах не отличается благоприятствованием: Калининградская область, например, общую стратегию которой во многом определяет ОЭЗ «Янтарь», находится только на 35 месте среди субъектов Российской Федерации по благоприятствованию инвестиционного климата.
1 Пузановский А. Почему в России не работают свободные экономические зоны? // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - №3. - С. 31
Для повышения инвестиционной активности в отношении российских ОЭЗ необходима реализация механизмов обеспечения притока инвестиций.
Так, на макроуровне к числу таковых можно отнести:
1) аккумулирование сбережений и их трансформацию в инвестиции через частные банки. Весьма существенную роль в этом способны сыграть финансово-промышленные группы;
2) инвестиционную поддержку реализации приоритетных проектов в ОЭЗ через государственные инвестиционные банки, функционирующие через институты развития;
3) обеспечение инвестиционной активности по отношению к особым экономическим зонам через развитие фондового рынка. Преимущество данного механизма - прямая связь между инвестором и объектом инвестирования в ОЭЗ, которая обеспечивается самоорганизацией рынка ценных бумаг. С одной стороны, это минимизирует для инвестора трансакцион-ные издержки, а с другой - возлагает на него весь риск инвестиционного решения.
Однако наряду с общими подходами к активизации инвестиционного процесса ОЭЗ по стране в целом непременными являются меры по улучшению инвестиционного климата непосредственно в особых зонах. Их представляется возможным сформулировать следующим образом (рис. 1). К числу важнейших направлений повышения инвестиционной активности непосредственно в зонах и привлечения состоятельных инвесторов (в том числе зарубежных) относится использование финансовых инструментов фондового рынка, формирование системы страхования рисков, эффективной господдержки и др.
Для реализации указанных направлений весьма существенную роль должен сыграть механизм государственного регулирования инвестиционных процессов в особых экономических зонах.
Поддержка администрацией ОЭЗ эмиссии акций для реализации высокоэффективных проектов в зонах
Совершенствование системы господдержки перспективных инвестпроектов в особых экономических зонах (гарантии, формирование бюджета, создание
банков развития ОЭЗ и т.д.)
Увеличение числа инвестиционно привлекательных объектов в ОЭЗ для отечественных и зарубежных инвесторов
Использование механизма реформирования и модернизации предприятий, созданных в ОЭЗ в прежние годы как условия привлечения инвестиций
Формирование высококвалифицир ованного кадрового потенциала в сфере инвестиционно й деятельности ОЭЗ
Рисунок 1 - Приоритетные сферы активизации инвестиционного процесса в особых экономических зонах России
Таким образом, проведенное изучение роли предпринимательского потенциала особых экономических зон в стимулировании развития экономики регионов их
базирования и национального хозяйства в целом позволяет сделать ряд выводов:
1. Анализ системы современных ОЭЗ дает основание для осуществления их типологии по ряду критериев, что поз-
воляет в ходе дальнейшего исследования выявить особенности их инвестиционного климата, системы налогово-кредитных, таможенных и других льгот, основные черты их деятельности.
2. Финансово-хозяйственный механизм функционирования особых экономических зон базируется на предоставлении им разнообразных преференций из инструментария экономической политики: налоговых льгот (на кредиты, на имущество, на контракты, на инвестиции и т.д.), освобождения от таможенных пошлин на импортируемое оборудование и технологии, предоставление разнообразных таможенных льгот, освобождения от налогов на доходы корпораций, налогов на акции и др., предоставления инвестиционных займов, субсидирования проектов, стимулирования занятости (кредитование под создание рабочих мест, обучение и переобучение и т.д.).
3. Особую роль особые экономические зоны играют в развитии территорий их базирования. В разных странах для стимулирования предпринимательства, формирования мощного производственного и высококвалифицированного трудового потенциала, как правило, на депрессивных территориях создавались зоны свободного предпринимательства (США, Канада, Западная Европа), специальные экономические зоны (Китай), территории особого режима (Бразилия, Аргентина), особые экономические зоны (Россия). Эффективность создания таких зон выражается в восстановлении и модернизации промышленных производств на принципиально новой технической основе, массовом распространении инновационных технологий, создании значимого количества рабочих мест для жителей территорий, входящих в эту зону, повышении уровня жизни проживающего здесь населения, развитии кооперации с фирмами и структурами, расположенными в других районах страны, увеличении объема экспорта конкурентоспособной продукции, восстановлении имевшейся и создании новой производственной и социальной инфраструктуры, улучшении экологиче-
ской ситуации и т.д. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о весьма существенной роли предпринимательского потенциала ОЭЗ, наряду с укреплением мирохозяйственных связей, в развитии территориальных ареалов национального хозяйства.
4. Имея в виду, что одна из центральных задач ОЭЗ состоит в активизации предпринимательской инициативы и мобилизации внутренних и зарубежных инвестиционных ресурсов, необходима большая гибкость государственных органов в решении вопросов налогообложения, валютного и таможенного режима, системы оплаты труда, аренды земли и помещений. Речь идет о создании более дифференцированной налоговой системы и финансовых льгот с учетом региональной специфики и национальных приоритетов страны.
5. Для четкой организации управления и контроля каждой ОЭЗ должна быть создана единая информационная сеть, на основе которой осуществлялся бы контроль за всеми видами деятельности каждой зоны (расходование бюджетных средств, вывоз стратегически важных сырьевых товаров, степень совершенства таможенного контроля, проверка деятельности вновь создаваемых предприятий и т.п.). Доступ к такой информации должны иметь аудиторские, таможенные, налоговые службы и комитеты по экономическим преступлениям на государственном, региональном и местном уровне.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.
2. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федеральный закон 116-ФЗ-2005 г.
3. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ, 1994 г.) ст. ХХ1У.
4. Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам,1994г.
5. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур-18 мая 1973 г. в редакции Брюссельского протокола от 26 июня 1999 г.
6. Федеральный закон 639932-6 от 1 января 2015г. «О развитии Крымского федерального округа и СЭЗ на территории Республики Крым».
7. Семенов Г. Развитие особых и офшорных зон // РЭЖ - 2012-с.36.
8. Сюй Цзы Це, Цай Жень Цюнь -Особые экономические зоны в Китае, 2003 г. с. 43.
9. Павлов П.В. Особые экономические зоны как институциональные инструменты включения России в глобализирующееся мировое хозяйство. - Ростов-на-Дону, РГУ, 2008. - 123.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. The Constitution of the Russian Federation, 1993.
2. On special economic zones in the Russian Federation: the Federal law 116-FZ-2005.
3. General agreement on tariffs and trade (GATT, 1994). article XXIY.
4. The WTO agreement on subsidies and countervailing measures,1994.
5. International Convention on the simplification and harmonization of customs procedures of 18 Maa1973r. in the wording of the Brussels Protocol of 26 June 1999.
6. Federal law 639932-6 from 1 January 2015. On development of the Crimean Federal district and free trade zone on the territory of the Republic of Crimea".
7. Semenov G. Development of special and offshore zones // REZH - 2012-p. 36.
8. Xuzi TSE, Cai Zhen Qun - Special economic zones in China,2003.43.
9. Pavlov P.V. Special economic zones as institutional tools to engage Russia in a globalizing world economy. -Rostov-on-don,Rostov state University,2008.- 123.