РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
4
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.2
рефераты 97.04.001 -97.04.059
МОСКВА 1997
199
97 04 055
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
97.04.055. БЕКНАЗАР-ЮЗБАШЕВ Т Б. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - М: Общество "Знание" России, 1996.-296 с.
В книге рассматриваются общие проблемы международно-правового регулирования и защиты прав человека Основное внимание уделено вопросам, имеющим сегодня наибольшую актуальность, и в частности, совершенствования механизмов и процедур международного контроля за соблюдением прав человека и защите социально-экономических прав в современном международном праве Сборник состоит из двух разделов Раздел I посвящен рассмотрению эволюции гуманитарного, правочеловеческого измерения международного права В нем анализируются теоретические и практические аспекты регулирования и защиты прав человека в современном международном праве. Раздел 2 включает международно-правовые документы по правам человека универсального и регионального характера
Особенностью современного международного права является появление комплекса норм, регулирующих права человека и гарантии их защиты, в чем выражается тенденции интернационализации прав человека, с одной стороны, а также гуманизации международного права, его поворота к общегуманистическим и демократическим принципам, с другой Международное сотрудничество в области прав человека включает в себя три взаимосвязанных аспекта. Оно предполагает во-первых, провозглашение интеонациональных стандартов прав человека (международная кодификация прав
человека), вовторых, принятия государствами обязательств по внутригосударственному обеспечению данных стандартов, то есть их реализации в рамках национального правопорядка (имплементация международных стандартов), и, наконец, установление надгосударственных органов и процедур защиты прав человека (международный контрольный механизм). Материальные и процессуальные нормы международного права, которые защищают интересы личности, адресуются не только государствам, и но и индивидам. В современных условиях, считает автор, можно говорить о принципе международной защиты прав человека как обязанности государства на основе международных соглашений предпринимать все действия (коллективно и индивидуально), направленные на эффективную защиту прав и свобод человека, обеспечение демократии и законности. Этот принцип предполагает одновременно возможность отдельного индивида при помощи международных, наднациональных органов и процедур защищать свои права от их нарушения собственным государством.
Значительным прогрессом в развитии международных прав человека стало не только количественное расширение каталога провозглашенных и гарантированных свобод личности, но также и утверждение в международном праве концепции универсальности и неделимости прав человека. Это предполагает, что независимо от глубоких различий, существующих в дефиниции прав человека и способах их юридической и фактической гарантии в рамках отдельных национальных правопорядков, сложился своеобразный международно-правовой кодекс прав человека, которые в равной степени должны обеспечиваться в любом государстве и действовать для любого индивида. Все это, резюмирует автор, позволяет говорить о формировании нового измерения современного международного права - международного права прав человека или интернационального правочеловеческого права, в котором основы юридического статуса индивида становятся предметом межгосударственного регулирования. Гарантии и защита прав личности выводят, тем самым, за рамки исключительно внутригосударственной компетенции и предстают существенным элементом международного правопорядка как на уровне международно-правового обычного права, так и на уровне международного договорного права.
Основы межгосударственной правозащиты были заложены в Уставе ООН, в преамбуле которого подчеркивается решимость международного сообщества "утвердить веру в основные права человека", "содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе". Одной из главных целей ведущей универсальной международной организации, какой является ООН, провозглашается международное сотрудничество в развитии "уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии". Основополагающие принципы Устава ООН, касающиеся международного обеспечения прав личности, нашли свое динамичное закрепление в большом числе международных документов — договоров, резолюций и рекомендаций по правам человека, которые существенно обновили и конкретизировали "правочеловеческое измерение" современного международного права. Самыми общими по охвату проблематики прав человека являются универсальные международно-правовые документы, которые нередко условно обозначаются как "Международный Билль о правах человека". В него входят Всеобщая Декларация прав человека 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., а также Второй факультативный протокол к нему, направленный на отмену смертной казни 1989 г. Три первых акта приобрели широкое мировое признание и авторитет, послужили основой дальнейшего развития международного права прав человека в специальных конвенциях, договорах и резолюциях по различным аспектам правовой защиты индивида.
В книге даются аннотации и говорится о значении вышеназванных общих универсальных международно-правовых документов, а также следующих специальных договоров, обеспечивающих защиту прав человека: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.). Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Конвенция о статусе беженцев (1951 г.), Международная
26-262
конвенция о защите прав всех трудящихся - мигрантов и членов их семей (1990 г.), Конвенция о коренных народах, ведущих племенной образ в независимых странах (1989гг.).
В международном праве произошли принципиальные изменения в подходе к правам человека. Он состоит, прежде всего, в том, что защита индивида провозглашается легитимной задачей международного сообщества, а не исключительно внутренней компетенцией конкретного государства. В связи с этим в книге рассматривается международный механизм защиты прав человека. Речь идет о деятельности целой системы интернациональных органов с функциями контроля и имплементации, т.е. обеспечения практического осуществления международных норм по правам человека. Большое внимание уделяется регулированию конкретных правовых средств и процедур, которые предоставляются в их распоряжение для выполнения задач международной правозащиты. Характеризуются функции и полномочия органов и организаций системы ООН в области прав человека: Генеральной Ассамблеи , Экономического и социального совета (ЭКОСОС), Комиссии по правам человека, Международной организации труда (МОТ), ЮНЕСКО, а также раскрываются формы и методы их деятельности и взаимодействия, в частности, по разработке международно-правовых актов по правам человека и контролю за их выполнением, разработке и осуществлению долгосрочных программ деятельности, проведение совместных исследований, создание объединенных комитетов по изучению конкретных вопросов и ситуаций и т.д.
В процессе интернационализации защиты прав человека сложились два основных уровня международных процедур контроля в области обеспечения прав человека. С одной стороны, это общий институционально-политический контроль органов международных организаций универсального и регионального характера. С другой стороны, международные гарантии обеспечения прав и свобод человека в возрастающей степени приобретают форму специальных договорных мер, которые осуществляются особыми органами при использовании специфических средств правового контроля. Они предусматриваются в каком-либо конкретном соглашении по правам человека и действуют в отношении тех прав, которые гарантированы данной конвенцией (специальный конвенционный контроль). Конвенционные механизмы имплементации и контроля за
соблюдением международных норм о правах человека используют три основные формы контрольных процедур: рассмотрения докладов государств, рассмотрения жалоб государств и жалоб частных лиц. Основные формы контроля дополняются многочисленными промежуточными контрольными процедурами, спектр которых весьма широк: создание временных рабочих групп, специальных миссий или докладчиков для изучения ситуаций и проблем в области прав человека, проведение расследований на местах и инспекции по фактам нарушений прав человека и др.
В рамках деятельности Комиссии по правам человека были развиты универсально применимые процедуры, которые позволяют ООН заниматься вопросами грубых и систематических нарушений прав человека в отдельных странах без введения какой-либо специальной договорной системы. Фактически в настоящее время в ООН сложились две процедуры рассмотрения таких нарушений прав человека: "открытая" процедура в соответствии с Резолюцией 1235 (т.н. "процедура 1235) и конфиденциальный контроль в соответствии с Резолюцией 1503 ("процедура 1503"). Особенностью этих процедур рассмотрения индивидуальных жалоб о нарушениях прав человека в органах системы ООН является то, что между сторонами конфликта -предполагаемыми жертвой правонарушения и виновным государством - не проводится правового разбирательства в собственном смысле слова, как процесса, основанного на принципах состязательности. Речь идет о политическом процессе между соответствующим государством и международным сообществом, посредником в котором выступает Комиссия по правам человека.
Е.В.Алферова
97.04.056. ДОКЛАДЫ О ПОЛОЖЕНИИ В СФЕРЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА В 1995 г. Country reports on human rights practices for 1995: Hearing before the Subcomm on intern, operations a human Rights of the Comm. on intern, relations, House of representatives, 104th Congr., 2nd sess, Mar. 26, 1996. - Wash.: Gov. print off, 1996. - III, 105 P.
На слушании в подкомитете по международным действиям и правам человека Комитета по международным отношениям Палаты представителей Конгресса США 26 марта 1996 г. с комментариями к докладам о правах человека выступили: Кристофер Х.Смит,