Хазова Виктория Евгеньевна
кандидат юридических наук, доцент E-mail:[email protected] Клыга Татьяна Викторовна
E-mail: [email protected]
Международно-правовая охрана и защита прав человека
Проблемы прав, свобод и обязанностей человека явно недостаточно соблюдаются, охраняются и защищаются как у нас, так и за рубежом. Необходимость создания нового, более справедливого мира, а также решимость бороться с государственным террором и проявлениями диктатур побудили Организацию Объединенных Наций после второй мировой войны объединить основные права человека, осуществление которых она считала желательным для всего человечества и принять 10 декабря 1948 года Всеобщую декларацию прав человека.1
Ключевые слова: Защита прав человека, международная организация, международная защита прав человека, факультативная процедура, процедура 1503.
Dr. Victoria Hazova
E-mail:[email protected] Tatiana Klyga
E-mail: [email protected]
International legal protection and enforcement of human rights
Problems of the rights, freedoms and obligations clearly retarded-ciently respected, preserved and protected as we do, as well as abroad. If required the creation of a new, more equitable world, as well as the determination of bo-rotsya with the state terror, dictatorship and manifestations of the Organization-led zatsiyu United Nations after World War II to unite the fundamental human rights, implementation of which she considered to be desirable for the whole of humanity and take 10 December 1948 Universal Declaration of Human Rights.
Keywords: Protection of human rights, international organization, the international human rights protection, an optional procedure, “1503 procedure ”.
В последнее время стало обычным яв- Если в Всеобщей декларации прав челове-
лением декларировать хорошо известные всем ка 1948 года, подписавшие ее государства только
права человека, сформулированные во Всеоб- выражали свое согласие с ее положениями, то в
щей декларации прав человека и последующих других международных документах: Междуна-
конвенциях и пактах, а также требовать их при- родный пакт об экономических, социальных и
знания, соблюдения, охраны и защиты во всем -------------------- „
^ , ловного правосудия. Нью-Йорк, 1992. С. 163-170; Документ
мировом сообществе, во всех государствах2.
1 ^ ’ Копенгагенского совещания конференции по человеческо-
, п Л, ^ •• и „ тг му измерению СБСЕ // Международная жизнь. 1990. №
1 См.: Устав Организации Объединенных Нации. Казань, J
-innc п -in по d л тт //9. С.135-149;. Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто
1995. С.19-23; Всеобщая Декларация прав человека // ’ 1 ’ 1 ,,77
s приговорён к смертной казни // Международные соглаше-
СССР и международное сотрудничество в области прав че- 1 1 1 11 ..
ловека: Документы и материалы. М., 1989. С. 413-419. ния и рекомендации Организации Шъедишнньк Наций в
области защиты прав человека и борьбы с преступностью.
2 См.: Европейская конвенция о защите прав человека и ос- М., 1989. С. 69-70; Минимальные стандартные правила об-новных свобод 1950 года // Права человека: Сборник уни- ращения с заключёнными // Международные соглашения версальных и региональных международных документов. и рекомендации Организации Объединённых Наций в об-М., 1990. С. 85-117; Африканская хартия прав человека и ласти защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., народов 1981 год // Права человека. Сборник универсаль- 1989. С. 71-92; Доклад Комитета по правам человека на 47 ных и региональных международных документов. М., 1990. сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Нью-Йорк, 1993. С.166-179; Конвенция против пыток и других жестоких, 485 с; Доклад Генерального секретаря Организации Объ-бесчеловечных или унижающих достоинство видов обра- единённых наций на 1 очередной сессии ЭКОСОС // Нью-щения и наказания 1984 год // СССР и международное со- Йорк, 1985. 86 с; Документ Московского совещания. Кон-трудничество в области прав человека. Документы и мате- ференция по человеческому измерению СБСЕ // М., 1991. риалы. М., 1989. С.384-397; Основные принципы примене- 65 с; Итоговый документ Венской встречи представителей ния силы и огнестрельного оружия должностными лицами участников Совещания по безопасности и сотрудничеству по поддержанию правопорядка // Сборник стандартов и в Европе (1989 г.). Права человека // Сборник междуна-норм ООН в области предупреждения преступности и уго- родных документов. М., 1990. 203 с.
культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Факультативный протокол к международному пакту о гражданских и политических правах3, — государства обязались следить за осуществлением этих прав, их признанием, соблюдением, охраной и защитой. Права человека на мировом уровне признаются естественными, неотчуждаемыми и принадлежат ему от рождения, а, следовательно, защищаются не только государством, но и всем Мировым сообществом и в случае нарушения прав человека могут применяться международно-правовые санкции.
Права индивидов, государственных органов или общественных организаций зачастую вступают друг с другом в противоречия. Столкновения законных интересов заставляет стороны искать путем переговоров, соглашений, компромиссов, что иногда приводит к ограничению чьих-либо прав. В Международной декларации прав человека ст. 29 сказано, что при осуществлении основных прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Учитывая экономические и политические состояния в различных странах, и, в частности, в России, в настоящее время, человечество пока еще не живет в таком обществе, где индивиды могли бы полностью удовлетворить все свои законные потребности и интересы. Нельзя создавать общество, исходя из прав, вкусов, интересов индивида. Характер общества определен закономерностями прошлого и настоящего. Закономерности играют такую же роль в поведении человека, как и в явлениях природы. Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требует не только уважения к правам, свободам человека и гражданина, но и необходимости выполнения им определенных обязанностей, а в случае и его отказ от осуществления своих прав.
Чрезмерное внимание к правам и недооценка обязанностей человека, также как и осу-
3 См.: Международный пакт о гражданских и политичес-
ких правах // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 302-320; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 292-302; Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей ООН на 44 сессии. Нью-Йорк, 1990. С. 288-291.
ществление прав любой ценой, неблагоприятно влияют на отношения индивида и общества. Как правило, большинство людей хорошо проинформированы о своих правах, но очень мало уделяют внимания своим обязанностям или вообще не знают и не всегда испытывают желания знать их. Ознакомление человека и гражданина с их правами, свободами и обязанностями и побуждение к их соблюдению - важнейшая задача каждого государства. Очевидно, что одним из главных условий соблюдения прав и свобод человека и гражданина является выполнение другими своих обязанностей. Следовательно, права и обязанности составляют единое целое, одной стороной которого является право одного человека, а другой — обязанность другого человека, организации, государства не нарушать это право. Например, если статья 3 Всеобщей декларации прав человека говорит, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность, то одновременно должна возлагать на других лиц обязанность не нарушать, уважать и защищать права человека на жизнь. На современном уровне общественного развития, человек, проживающий в том или ином государстве, сможет осуществить свой права только в том случае, если другие физические и юридические лица будут выполнять свои обязанности.
Не разработанность в теории и законодательстве проблем соотношения прав и обязанностей человека породило ряд негативных последствий. Отсутствие определения основных обязанностей человека на том же уровне, что и его права, неизбежно приводит к недооценке обязанностей, что на практике негативно сказывается на обеспечении прав человека в сторону требования немедленного, безоговорочного осуществления только его прав. Такой подход способствует искажению личной ориентации, что может привести к нарушению прав человека. Влияние данного фактора уже сказывается в данное время на росте и состоянии преступности и административных правонарушений.
Для восстановления гармонии между правами и обязанностями на мировом уровне уже предпринят ряд шагов к принятию Международной декларации основных обязанностей человека. Такие предложения на международном уровне уже обсуждались в 1990 году на 12 Всемирном социологическом конгрессе в Мадриде и на конгрессе Международного общества социальной защиты в Париже в 1991 году. После принятия этой декларации в России этот вопрос тоже должен найти свое отражение.
Международно-правовая охрана и защита прав человека
Международные организации не ограничиваются декларированием прав и свобод человека, принимает энергичные меры по созданию механизмов по их соблюдению, охране и защите.
Организация Объединённых Наций рассматривает и обсуждает вопросы, касающиеся прав человека, во всех своих структурах, но по защите прав человека главную роль играет Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет и конвенционные, договорные органы, то есть различные комитеты, созданные в соответствии с пактами, конвенциями.
Многие предполагают, что за защитой попранных прав отдельный человек может обратиться в Международный Суд ООН. Однако, Статут Международного Суда однозначно устанавливает, что только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом (ст. 34) 4.
Один из первых способов защиты - это «Процедура 1503». Этот способ защиты прав человека получил своё наименование в 1970 году, когда Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) утвердил «процедуру рассмотрения сообщений, касающихся нарушения прав человека и основных свобод».
Порядковый номер резолюции Совета, в которой она была утверждена, как раз и был номер 1503. В составе ЭКОСОС действует Комиссия по правам человека.
В соответствии с этой процедурой на основе поступающих сообщений рассматриваются в основном систематические нарушения прав человека в той или иной стране. По этой процедуре государство, выражая и подтверждая свою добрую волю в соблюдении и защите прав человека, представляет ответы по доведённым до них жалобам, сообщениям. Государствам направляются рекомендации относительно тех мер, которые следует принять по рассмотренным проблемам. Все меры, принимаемые в соответствии с «процедурой 1503», носят конфиденциальный характер до тех пор, пока Комиссия не представит соответствующий доклад Экономическому и Социальному Совету. Обращаться в ЭКО-СОС по поводу нарушения всех прав человека и основных свобод могут как частные лица, так и группы лиц, организации.
4 Манов Б., Манов К., Москалёнок К. Обращение в международно-правовые органы как средство защиты прав и свобод человека // Законность. 1996. №6. С.12-18.
Палеев М. Организация Объединённых Наций создаёт Международный Суд // Российская юстиция. 1996. №11. С.2-4.
Существует также и «процедура Факультативного протокола». Международный пакт о гражданских и политических правах имеет два дополнительных факультативных протокола. Когда говорят о защите прав человека по процедуре Факультативного протокола, то имеется в виду Факультативный протокол №1. Факультативный протокол №2 предлагает государствам, ратифицировавшим его, отказаться от применения смертной казни и открыт для присоединения к нему других государств5.
Процедура Факультативного протокола является более эффективным механизмом защиты прав человека, чем «процедура 1503».
В соответствии с Международным Пактом о гражданских и политических правах образован и действует Комитет по правам человека. Факультативный договор предусматривает, что государство - участник Пакта, которое становится участником настоящего Протокола, признаёт компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от подлежащих его юрисдикции лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушения данным государством-участни-ком какого-либо из прав, изложенных в Пакте. Ни одно сообщение не принимается Комитетом, если оно касается государства-участника пакта, которое не является участником протокола.
Только в 1991 году Верховный Совет СССР принял постановление о присоединении к Факультативному протоколу и признал компетенцию Комитета по правам человека принимать и рассматривать сообщения от граждан СССР, касающиеся ситуации или фактов о нарушении прав и основных свобод человека и гражданина 6.
Обратиться с жалобой в Комитет может любое частное лицо. Если человек по каким-либо причинам не может этого сделать сам, например, находится в заключении, то за него это могут сделать другие лица. Сообщения о нарушениях прав человека в каком-либо государстве в Комитет может направить и другое государство при условии, что оба государства являются участни-
5 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 292-302; Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей ООН на 44 сессии. Нью-Йорк, 1990. С. 288-291.
6 Лядях И. Новый Уголовный Кодекс РФ и международно-правовые стандарты по правам человека // Российская юстиция. 1997. №1. С.4-7.
ками Факультативного протокола и признают в отношении себя компетенцию Комитета. Важно иметь в виду, что по процедуре Факультативного протокола можно искать защиты только тех прав, которые зафиксированы в Международном пакте о гражданских и политических правах.
Итогом рассмотрения жалоб на нарушение прав является обращение Комитета к государствам с рекомендациями восстановить нарушенные права, предпринять меры по изменению ситуации. Рекомендации Комитета не являются обязательными для государств, но они, несомненно, оказывают определённое политическое воздействие на государства, на их законодательную и правоприменительную практику 7.
Основные различия между «процедурой 1503» и процедурой Факультативного протокола заключаются в следующем:
1. «Процедура 1503» предусматривает рассмотрение ситуаций, процедура Факультативного протокола касается рассмотрения частных жалоб.
2. В основе «процедуры 1503» лежит резолюция одного из органов системы ООН - Экономического и Социального Совета. Для того, чтобы эта процедура действовала, необходимо добровольное сотрудничество государств. Процедура Факультативного договора принята на основе международного договора, который налагает на её участников обязательства рассматривать представленные против них жалобы.
3. «Процедура 1503» применяется в отношении всех государств. Процедура Факультативного протокола — в отношении только тех государств, которые являются полноправными участниками Пакта и Протокола.
4. Первая процедура охватывает рассмотрение нарушений всех прав и основных свобод человека, тогда как процедура Протокола касается лишь тех гражданских и политических прав, которые провозглашаются в Международном пакте о гражданских и политических правах.
5. По «Процедуре 1503» в ООН могут обращаться любые лица, группы лиц, неправительственные организации, если они располагают непосредственными или косвенными данными о предполагаемых нарушениях. В соответствии с процедурой Факультативного протокола сообщение подаётся лицом, полагающим, что его права нарушены, либо другим человеком, уполномоченным действовать от имени жертвы.
6. В соответствии с «процедурой 1503» авторы сообщений не привлекаются к разбирательству, не уведомляются о принятых мерах, пока они не будут оглашены. Автор жалобы уведомляется о получении сообщения и направлении копии тем государствам, где произошло нарушение. Автор сообщения по процедуре Факультативного протокола имеет больше полномочий. Ему сообщается обо всех предпринимаемых мерах, он имеет возможность сделать замечание на письменные ответы государств 8.
7 Каламкарян Р.А. Поведение сторон на стадии открытия Международного судебного производства // Государство и право. 1997. №3. С.98-111.
8 Тузмухамедов Р.А. Права и свободы народов в современных источниках международного права. Сборник документов. Казань, 1995. С.55-60.