ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
^^ Актуальные проблемы конституционного права ^^
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.Ю. НАЗАРОВ
кандидат юридических наук, доцент, докторант Московского университета МВД России
В.Е. ХАЗОВА
кандидат юридически наук, преподаватель Московского университета МВД России
Н.В. ШАКУН
соискатель Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 — Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается международно-правовой механизм охраны и защиты прав и свобод человека, основные нормативно правовые акты и международные процедуры. Обсуждаются основные теоретические проблемы, различные точки зрения ученых и предлагается свое видение данной проблемы.
Ключевые слова: Права человека и гражданина, свободы человека и гражданина, обязанности человека и гражданина, элементы, стадии, юридический механизм реализации.
THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE INTERNATIONAL FRAMEWORK FOR THE GUARDING AND THE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS IN THE RUSSIAN FEDERATION
V.YU. NAZAROV
candidate ofjurisprudence, associate professor, doctoral candidate of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
V.E. KHAZOVA
candidate legally sciences, teacher of the Ministry of Internal Affairs Moscow university ofRussia
N.V SHAKUN
competitor of the Ministry of Internal Affairs Moscow university ofRussia
Annotation. We consider the international legal mechanism for the protection and defence of the rights and freedoms of people, the main regulatory and legal acts and international procedures. The basic theoretical problems, different points of view of scientists and their vision of the problem.
Key words: Human rights and civil freedoms, freedoms of man and citizen, duties of man and citizen, the elements, the stages, the legal mechanism of implementation
Проблемы прав и свобод человека явно недостаточно соблюдаются, охраняются и защищаются как у нас, так и за рубежом. Необходимость создания нового, более справедливого мира, а также решимость бороться с государственным террором и проявлениями диктатур побудили Организацию Объединенных Наций после Второй мировой войны объединить основные права человека, осуществление которых она считала желательным для всего человечества, и принять 10 декабря 1948 года Всеобщую декларацию прав человека1. В последнее время стало обычным явлением декларировать хорошо известные всем права человека, сформулированные во Всеобщей декларации прав человека и последующих конвенциях и пактах, а также требовать их признания, соблюдения, охраны и защи-
ты во всем мировом сообществе, во всех государствах.
Если во Всеобщей декларации прав человека 1948 года подписавшие ее государства только выражали свое согласие с ее положениями, то в других международных документах (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Факультативный протокол к международному пакту о гражданских и политических правах3) государства обязались следить за осуществлением этих прав, их признанием, соблюдением, охраной и защитой. Права человека на мировом уровне признаются естественными, неотчуждаемыми и принадлежат ему от рождения, а следовательно, защищаются не только государством, но и всем Мировым сообществом, и в
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
случае нарушения прав человека могут применяться международно-правовые санкции.
Права индивидов, государственных органов или общественных организаций зачастую вступают друг с другом в противоречия. Столкновения законных интересов заставляют стороны искать путем переговоров, соглашений, компромиссов, что иногда приводит к ограничению чьих-либо прав. В Международной декларации прав человека (ст. 29) сказано, что при осуществлении основных прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены Законом исключительно с целью должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Учитывая экономические и политические состояния в различных странах и, в частности, в России в настоящее время, человечество пока еще не живет в таком обществе, где могли бы полностью удовлетворить все свои законные потребности и интересы. Нельзя создавать общество, исходя из прав, вкусов, интересов индивида, его характер определен закономерностями прошлого и настоящего. Закономерности играют такую же роль в поведении человека, как и в явлениях природы. Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения к правам свободам человека и гражданина, но и выполнения им определенных обязанностей, а в случае необходимости и его отказ от осуществления своих прав.
Чрезмерное внимание к правам и недооценка обязанностей человека, так же как и осуществление прав любой ценой, неблагоприятно влияют на отношения индивида и общества. Как правило, большинство людей хорошо проинформированы о своих правах, но очень мало знают о своих обязанностях или вообще не знают и не всегда испытывают желания знать их. Ознакомление человека и гражданина с их правами, свободами и обязанностями и побуждение к их соблюдению — важнейшая задача каждого государства. Очевидно, что одним из главных условий соблюдения прав и свобод человека и гражданина является выполнение другими своих обязанностей. Следовательно, что права и обязанности составляют единое целое, одной стороной которого является право одного человека, а другой — обязан-
ность другого человека, организации, государства не нарушать это право. Например, если статья 3 Всеобщей декларации прав человека говорит, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность, то одновременно должна возлагать на других лиц обязанность не нарушать, уважать и защищать права человека на жизнь. На современном уровне общественного развития человек, проживающий в том или ином государстве, сможет осуществить свои права только в том случае, если другие физические и юридические лица будут выполнять свои обязанности.
Данный недостаток имеют и международные документы: Всеобщая декларация прав человека в конвенциях и пактах которых, прежде всего, провозглашаются права и свободы человека, забывая при этом об их обязанностях. В частности, во Всеобщей декларации прав человека отведена только одна статья 29 п. 1, которая говорит, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. Однако, эти общие положения теряются в общей массе прав, они превращаются лишь в собирание прав человека без определения или акцентирования его обязанностей.
Неразработанность в теории и законодательстве проблем соотношения прав и обязанностей человека породила ряд негативных последствий. Отсутствие определения основных обязанностей человека на том же уровне, что и его права, неизбежно приводит к недооценке обязанностей, что на практике негативно сказывается на обеспечении прав человека в сторону требования немедленного, безоговорочного осуществления только его прав. Такой подход способствует искажению личной ориентации, что может привести к нарушению прав человека. Влияние данного фактора уже сказывается в данное время на росте и состоянии преступности и административных правонарушений.
Для восстановления гармонии между правами и обязанностями на мировом уровне уже предпринят ряд шагов к принятию Международной декларации основных обязанностей человека. Такие предложения на международном уровне уже обсуждались в 1990 году на 12 Всемирном социологическом конгрессе в Мадриде и на конгрессе Международного общества социальной защиты в Париже в 1991 году.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
После принятия этой декларации в России этот вопрос тоже должен найти свое отражение.
Международные организации не ограничиваются декларированием прав и свобод человека, принимают энергичные меры по созданию механизмов по их соблюдению, охране и защите.
Организация Объединенных Наций рассматривает и обсуждает вопросы, касающиеся прав человека, во всех своих структурах, но по защите прав человека главную роль играют Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет и конвенционные, договорные органы, то есть различные комитеты, созданные в соответствии с пактами, конвенциями.
Многие предполагают, что за защитой попранных прав отдельный человек может обратиться в Международный Суд ООН. Однако, Статут Международного Суда однозначно устанавливает, что только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом (ст. 34)4.
Один из первых способов защиты — это «Процедура 1503». Этот способ защиты прав человека получил свое наименование в 1970 году, когда Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) утвердил «процедуру рассмотрения сообщений, касающихся нарушения прав человека и основных свобод».
Порядковый номер резолюции Совета, в которой она была утверждена, как раз и был номер 1503. В составе ЭКОСОС действует Комиссия по правам человека.
В соответствии с этой процедурой на основе поступающих сообщений рассматриваются в основном систематические нарушения прав человека в той или иной стране. По этой процедуре государство, выражая и подтверждая свою добрую волю в соблюдении и защите прав человека, представляет ответы по доведенным до них жалобам, сообщениям. Государствам направляются рекомендации относительно тех мер, которые следует принять по рассмотренным проблемам. Все меры, принимаемые в соответствии с «процедурой 1503», носят конфиденциальный характер до тех пор, пока Комиссия не представит соответствующий доклад Экономическому и Социальному Совету. Обращаться в ЭКОСОС по поводу нарушения всех прав человека и основных свобод могут как частные лица, так и группы лиц, организации.
Существует также и «процедура Факультативного протокола». Международный пакт о гражданских
и политических правах имеет два дополнительных факультативных протокола. Когда говорят о защите прав человека по процедуре Факультативного протокола, то имеется в виду Факультативный протокол № 1. Факультативный протокол № 2 предлагает государствам, ратифицировавшим его, отказаться от применения смертной казни и открыт для присоединения к нему других государств5.
Процедура Факультативного протокола является более эффективным механизмом защиты прав человека, чем «процедура 1503».
В соответствии с Международным Пактом о гражданских и политических правах образован и действует Комитет по правам человека. Факультативный договор предусматривает, что государство — участник Пакта, которое становится участником настоящего Протокола, признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от подлежащих его юрисдикции лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте. Ни одно сообщение не принимается Комитетом, если оно касается государства — участника Пакта, которое не является участником протокола.
Только в 1991 году Верховный Совет СССР принял постановление о присоединении к Факультативному протоколу и признал компетенцию Комитета по правам человека принимать и рассматривать сообщения от граждан СССР, касающиеся ситуации или фактов о нарушении прав и основных свобод человека и гражданина6.
Обратиться с жалобой в Комитет может любое частное лицо. Если человек по каким-либо причинам не может этого сделать сам, например, находится в заключении, то за него это могут сделать другие лица. Сообщения о нарушениях прав человека в каком-либо государстве в Комитет может направить и другое государство при условии, что оба государства являются участниками Факультативного протокола и признают в отношении себя компетенцию Комитета. Важно иметь в виду, что по процедуре Факультативного протокола можно искать защиты только тех прав, которые зафиксированы в Международном Пакте о гражданских и политических правах.
Итогом рассмотрения жалоб на нарушение прав является обращение Комитета к государствам с реко-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
мендациями восстановить нарушенные права, предпринять меры по изменению ситуации. Рекомендации Комитета не являются обязательными для государств, но они несомненно оказывают определенное политическое воздействие на государства, на их законодательную и правоприменительную практику7.
Основные различия между «процедурой 1503» и процедурой Факультативного протокола заключаются в следующем.
1. «Процедура 1503» предусматривает рассмотрение ситуаций, процедура Факультативного протокола касается рассмотрения частных жалоб.
2. В основе «процедуры 1503» лежит резолюция одного из органов системы ООН — Экономического и Социального Совета. Для того, чтобы эта процедура действовала, необходимо добровольное сотрудничество государств. Процедура Факультативного договора принята на основе международного договора, который налагает на ее участников обязательства рассматривать представленные против них жалобы.
3. «Процедура 1503» применяется в отношении всех государств. Процедура Факультативного протокола — в отношении только тех государств, которые являются полноправными участниками Пакта и Протокола.
4. Первая процедура охватывает рассмотрение нарушений всех прав и основных свобод человека, тогда как процедура Протокола касается лишь тех гражданских и политических прав, которые провозглашаются в Международном Пакте о гражданских и политических правах.
5. По «Процедуре 1503» в ООН могут обращаться любые лица, группы лиц, неправительственные организации, если они располагают непосредственными или косвенными данными о предполагаемых нарушениях. В соответствии с процедурой Факультативного протокола сообщение подается лицом, полагающим, что его права нарушены, либо другим человеком, уполномоченным действовать от имени жертвы.
6. В соответствии с «процедурой 1503» авторы сообщений не привлекаются к разбирательству, не уведомляются о принятых мерах, пока они не будут оглашены. Автор жалобы уведомляется о получении сообщения и направлении копии тем государствам, где произошло нарушение. Автор сообщения по процедуре Факультативного протокола имеет
больше полномочий. Ему сообщается обо всех предпринимаемых мерах, он имеет возможность сделать замечание на письменные ответы государств8.
За время деятельности Организации Объединенных Наций сложились определенные «правила приемлемости» сообщений, петиций, жалоб. Не вдаваясь в специфику, имеющую место при обращении в те или иные структуры, отметим самое важное.
Во-первых, сообщения должны быть совместимы с Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, международными пактами о правах человека.
Во-вторых, до обращения в ООН должны быть исчерпаны все доступные внутренние, национальные средства правовой защиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В-третьих, неприемлемы жалобы, не относящиеся к компетенции данного органа, специализированного учреждения, другой структуры ООН.
В-четвертых, неприемлемы жалобы на частных лиц, на общественные объединения. Жалоба должна быть направлена против государства и его структур, допускающих или нарушающих права и свободы человека.
В-пятых, жалоба может быть не принята, если обнаружится, что данный вопрос рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования.
В-шестых, не приемлемы сообщения, основанные на материалах средств массовой информации.
В-седьмых, не принимаются анонимные сообщения.
В-восьмых, жалоба, сообщение не должны содержать оскорбительных оценок, замечаний в адрес государства, являющегося объектом жалобы.
В рамках ООН существуют и другие механизмы процедуры защиты прав и свобод человека и гражданина как по линии других конвенционных комитетов, так и по линии специализированных учреждений ООН9, но их рассмотрение выходит за рамки данной статьи.
Помимо ООН существуют и механизмы защиты прав человека, применяемые Советом Европы: Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека10.
Правила приемлемости жалоб в Европейскую комиссию и Европейский суд сходны с требованиями ООН.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
Европейская комиссия по правам человека является предварительной ступенью рассмотрения жалоб и ведет работу по оценке соответствия жалобы материальным и процессуальным нормам Совета Европы.
Найдя содержащиеся в жалобе факты соответствующими действительности, Комиссия предпринимает шаги к дружественному урегулированию спорного вопроса. Комиссия предлагает государству, допустившему нарушения прав человека, восстановить нарушенные права конкретных лиц и принять меры к совершенствованию своего законодательства и приведению его в соответствие с общеевропейскими нормами — Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и несколькими дополнительными протоколами к Конвенции.
Если не удается достичь результата путем взаимного соглашения, урегулирования — дело поступает в Европейский суд по правам человека.
Суд в данной ситуации выступает как суд первой инстанции, то есть рассматривает вопрос по существу дела, а не как апелляционная или надзорная инстанция.
Решение Суда передается Комитету Министров Совета Европы, который, в свою очередь принимает решение, обязывающее государство-ответчик выполнить решение Суда и контролирует ход его вы-полнения11.
Региональная общеевропейская система защиты прав человека общепризнанна как наиболее эффективная.
Следует ожидать, что с принятием России в Совет Европы в его органы защиты прав человека потечет широкий поток жалоб и петиций от граждан России.
В государствах, где постоянно нарушаются права и свободы человека и гражданина, могут применяться международно-правовые санкции: запрет на импорт многих важных товаров и технологий, не предоставляется гуманитарная, международная помощь, блокада и применение силовых методов давления.
Но не всегда наше законодательство соответствует мировому стандарту. Выступая на конференции в Институте государства и права РАН Лукаше-ва Е.А. отметила, что необходимо ускорить работу, связанную с приведением Российского законодательства в соответствие с Европейской Конвенцией о защите прав и основных свобод человека12.
1 См.: Устав Организации Объединенных Наций. Казань, 1995. С. 19—23; Всеобщая Декларация прав человека // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 413—419.
2 См.: Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990. С. 85—117; Африканская хартия прав человека и народов 1981 год // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990. С. 166—179; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 год // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 384—397; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. С. 163—170; Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ. Международная жизнь. 1990. № 9. С. 135—149;. Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни // Международные соглашения и рекомендации Организации Объединенных Наций в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1989. С. 69—70; Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Международные соглашения и рекомендации Организации Объединенных Наций в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1989. С. 71—92; Доклад Комитета по правам человека на 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Нью-Йорк, 1993. С. 485; Доклад Генерального секретаря Организации Объединенных наций на 1 очередной сессии ЭКОСОС. Нью-Йорк, 1985. С. 86; Документ Московского совещания. Конференция по человеческому измерению СБСЕ. М., 1991. С. 65; Итоговый документ Венской встречи представителей участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.). Права человека: Сборник международных документов. М., 1990. С. 203.
3 См.: Международный пакт о гражданских и политических правах // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 302— 320; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 292—302; Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей ООН на 44 сессии. Нью-Йорк, 1990. С. 288—291.
4 Манов Б., Манов К., Москаленок К. Обращение в международно-правовые органы как средство защиты прав и свобод человека. Законность. 1996. № 6. С. 12—18; Палеев М. Организация Объединенных Наций создает Международный Суд. Российская юстиция. 1996. № 11. С. 2—4.
5 Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 292—302; Второй Факультативный протокол к Международному Пакту о гражданских и политических правах // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей ООН на 44 сессии. Нью-Йорк, 1990. С. 288—291.
6 Лядях И. Новый Уголовный Кодекс РФ и международно-правовые стандарты по правам человека. Российская юстиция. 1997. № 1. С. 4—7.
7 Каламкарян Р. Поведение сторон на стадии открытия Международного судебного производства. Государство и право. 1997. № 3. С. 98—111.
8 Тузмухамедов Р.А. Права и свободы народов в современ-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
ных источниках международного права. Сборник документов. Казань, 1995. С. 55—60.
9 Палеев МОрганизация Объединенных Наций создает Международный Суд. Российская юстиция. 1996. № 2. С. 24—25.
10 Организация и работа Европейского суда по правам человека. Российская юстиция. 1997. № 2. С. 10—11.
11 Завадская Л. Право жалобы в Европейский суд. Российская юстиция. 1996. № 8. С. 48—50; Совместная программа
между Комиссией Европейских Сообществ и Советом Европы по укреплению федеральных структур и механизмов защиты прав человека, по реформированию правовой системы Российской Федерации. Российская юстиция. 1996. №11. С. 2—4.
12 Российское законодательство и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Обзор материалов научно-практической конференции в Институте государства и права РАН). Государство и право. 1997. № 5. С. 98.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
Е.А. ПАВЛОВ
кандидат юридических наук
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
Рецензент: доктор юридических наук, профессор А.М. Осавелюк
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье автор рассматривает понятие и содержание конституционного права на предпринимательскую деятельность; предлагает собственную формулировку определения понятия «право на предпринимательскую деятельность».
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, право на предпринимательскую деятельность, субъект предпринимательской деятельности, структура права на предпринимательскую деятельность.
CONSTITUTIONAL RIGHT TO BUSINESS ACTIVITIES. CONCEPT AND CONTENT
E.A. PAVLOV
candidate of jurisprudence
Annotation. The author considers the concept and content of the constitutional right to business activities; offers its own language definition of «the right to business activities».
Key words: business activities, the right to business activities, the subject of business activities, the structure of the right to business activities.
Конституционное право на предпринимательскую деятельность, являясь одним из основополагающих прав человека и гражданина, призвано обеспечить свободу в экономической сфере, способствовать наиболее полному удовлетворению материальных и духовных ценностей в различных областях. В целях изучения необходимо последовательно проанализировать сущность и содержание данного конституционного права, проследить его становление, опираясь на исследование нормативных актов, его регулирующих, а также сформировать понятие конституционного права на предпринимательскую деятельность, одновременно определив его роль и место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Идея права человека является важнейшим достижением философской мысли и сформулирована в виде общей формулы уже в годы французской революции.
Одним из непременных аспектов права является тот факт, что любое право есть «право людей», поскольку право потому и «право», что его смысл и действие раскрываются через субъективные права, т.е. через юридические возможности людей, их объединений, людских образований. Право в этом отношении — институт, изначально настроенный на человека, его волю и поведение. Именно поэтому субъектами права неизбежно выступают люди, которые, как справедливо отмечает С. Алексеев1, не случайно названы «физическими лицами», и под этим углом зрения наделяются теми реалиями в физическом мире, во имя которых право существует.
Право человека на предпринимательскую деятельность, являясь исторически сформировавшейся неотъемлемой частью совокупности прав личности, является ценностью, имеющей индивидуальную сущность и содержание, раскрытие которых и поставлено в качестве основных целей настоящей работы.