Научная статья на тему 'Права, свободы и обязанности человека и их международно-правовое признание, обеспечение и защита'

Права, свободы и обязанности человека и их международно-правовое признание, обеспечение и защита Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
958
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / HUMAN RIGHTS AND CIVIL FREEDOMS AND GRAVEL ZHDANINA / СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / DUTIES OF MAN AND CITIZEN / ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ЭЛЕМЕНТЫ / ELEMENTS / СТАДИИ / STAGE / ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ / THE LEGAL MECHANISM OF IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богданов А. В., Хазова В. Е., Зеленкова О. П.

Рассматриваются международно-правовой механизм охраны и защиты прав и свобод человек, основные нормативно-правовые акты и международные процедуры. Обсуждаются основные теоретические проблемы, различные точки зрения ученых и предлагается свое видение данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The rights, freedoms and duties and international legal recognition, promotion and protection

We consider the international legal mechanism for the protection and defense of the rights and freedoms of people, the main regulatory and legal acts and international procedures. The basic theoretical problems, different points of view of scientists and their vision of the problem.

Текст научной работы на тему «Права, свободы и обязанности человека и их международно-правовое признание, обеспечение и защита»

ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ИХ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПРИЗНАНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЗАЩИТА

А.В. БОГДАНОВ,

кандидат юридических наук, доцент;

В.Е. ХАЗОВА,

кандидат юридических наук, преподаватель Московского университета МВД России;

О.П. ЗЕЛЕНКОВА, адъюнкт Московского университета МВД России

Аннотация. Рассматриваются международно-правовой механизм охраны и защиты прав и свобод человек, основные нормативно-правовые акты и международные процедуры. Обсуждаются основные теоретические проблемы, различные точки зрения ученых и предлагается свое видение данной проблемы.

Ключевые слова: права человека и гражданина, свободы человека и гражданина, обязанности человека и гражданина, элементы, стадии, юридический механизм реализации.

THE RIGHTS, FREEDOMS AND DUTIES AND INTERNATIONAL LEGAL RECOGNITION, PROMOTION AND PROTECTION

A.V. BOGDANOV,

candidate of jurisprudence, associate professor;

V.E. KHAZOVA,

candidate legal sciences, associateprofessor of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia;

O.P. ZELENKOVA,

adjunct of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. We consider the international legal mechanism for the protection and defense of the rights and freedoms of people, the main regulatory and legal acts and international procedures. The basic theoretical problems, different points of view of scientists and their vision of the problem.

Keywords: human rights and civil freedoms and gravel zhdanina, duties of man and citizen, the elements, the stage, the legal mechanism of implementation.

нием этих прав, их признанием, соблюдением, охраной и защитой. Права человека на мировом уровне признаются естественными, неотчуждаемыми и принадлежат ему от рождения, а следовательно, защищаются не только госу-

Проблемы прав, свобод и обязанностей человека недостаточно соблюдаются, охраняются и защищаются как в России, так и за рубежом. Необходимость создания нового, более справедливого мира, а также решимость бо-

роться с государственным террором и проявлениями диктатур побудили ООН после Второй мировой войны объединить основные права человека, осуществление которых она считала желательным для всего человечества, и принять 10 декабря 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека1. В последнее время стало обычным явлением декларировать хорошо известные всем права человека, сформулированные во Всеобщей декларации прав человека и последующих конвенциях и пактах, а также требовать их признания, соблюдения, охраны и защиты во всем мировом сообществе, во всех государствах2.

Если во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. подписавшие ее государства только выражали свое согласие с ее положениями, то в других международных документах (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Факультативный протокол к международному пакту о гражданских и политических правах)3 государства обязались следить за осуществле-

1 Устав ООН. Казань, 1995. С. 19—23; Всеобщая декларация прав человека // СССР и междунар. сотрудничество в области прав человека: док-ты и мат-лы. М., 1989. С. 413—419.

2 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Права человека: сб. универсальных и региональных междунар. док-тов. М., 1990. С. 85—117; Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. // Права человека: сб. универсальных и региональных междунар. док-тов. М., 1990. С. 166—179; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. // СССР и междунар. сотрудничество в области прав человека: док-ты и мат-лы. М., 1989. С. 384—397; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка: сб. стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. С. 163—170; Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ // Международная жизнь. 1990. №° 9. С. 135—149; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни // междунар. соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1989. С. 69, 70; Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // междунар. соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1989. С. 71—92; Доклад Комитета по правам человека на 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Нью-Йорк, 1993; Доклад Генерального секретаря ООбН на I очередной сессии ЭКОСОС. Нью-Йорк, 1985; Документ Московского совещания. Конференция по человеческому измерению СБСЕ. М., 1991; Итоговый документ Венской встречи представителей — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.). Права человека: сб. междунар. док-тов. М., 1990.

дарством, но и всем мировым сообществом, и в случае нарушения прав человека могут применяться международно-правовые санкции.

Права индивидов, государственных органов или общественных организаций зачастую вступают друг с другом в противоречия. Столкновение законных интересов заставляет стороны искать решение путем переговоров, соглашений, компромиссов, что иногда приводит к ограничению чьих-либо прав. В ст. 29 Международной декларации прав человека сказано, что при осуществлении основных прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Учитывая экономические и политические состояния в различных странах, и, в частности в России, в настоящее время человечество пока еще не живет в таком обществе, где оно могло бы полностью удовлетворить все свои законные потребности и интересы. Нельзя создавать общество,

У. ■V, V ЛР, \■■ "V Л ■■'"'Г

исходя из прав, вкусов, интересов индивида, его характер

ином государстве, сможет осуществить свой права только в том случае, если другие физические и юридические лица будут выполнять свои обязанности.

Данный недостаток имеют и международные документы: Всеобщая декларация прав человека, конвенции и пакты, в которых провозглашаются права и свободы человека, но забывается, при этом об их обязанностях. В частности, во Всеобщей декларации прав человека отведена только одна статья (п. 1 ст. 29), которая гласит, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором возможно свободное и полное развитие его личности. Однако эти общие положения теряются в общей массе прав, они превращаются лишь в собирание прав человека без определения или акцентирования его обязанностей.

Неразработанность в теории и законодательстве проблемы соотношения прав и обязанностей человека породила ряд негативных последствий. Отсутствие определения основных обязанностей человека на том же уровне, что и его права, неизбежно приводит к недооценке обязанностей, что на практике негативно сказывается на обеспечении прав человека в сторону требования немедленного, безоговорочного осуществления только его прав. Такой подход

определен закономерностями прошлого и настоящего. За- способствует искажению личной ориентации, что может

привести к нарушению прав человека. Влияние данного фактора уже сказывается в данное время на росте и состоянии преступности и административных правонарушений.

Для восстановления гармонии между правами и обязанностями на мировом уровне уже предпринят ряд шагов к принятию Международной декларации основных обязанностей человека. Такие предложения на международном уровне уже обсуждались в 1990 г. на 12 Всемирном социологическом конгрессе в Мадриде и на конгрессе общества. Как правило, большинство людей хорошо про- Международного общества социальной защиты в Париже информированы о своих правах, но очень мало знают о

кономерности в поведении человека играют такую же роль, как и в явлениях природы. Создание и поддержание гармо ничных отношений в обществе требует, не только уважения к правам свободам человека и гражданина, но и выполнения им определенных обязанностей, а в случае необходи мости и его отказ от осуществления своих прав.

Чрезмерное внимание к правам и недооценка обязанностей человека, так же как и осуществление прав любой ценой, неблагоприятно влияют на отношения индивида и

своих обязанностях или вообще не знают и не всегда испытывают желания знать их. Ознакомление человека и гражданина с его правами, свободами и обязанностями и побуждение к их соблюдению — важнейшая задача каждого государства. Очевидно, что одним из главных условий соблюдения прав и свобод человека и гражданина является выполнение другими своих обязанностей. Следовательно, права и обязанности составляют единое целое, одной стороной которого является право одного человека, а другой — обязанность другого человека, организации, государства не нарушать это право. Например, если ст. 3 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность, то одновременно должна возлагаться на других лиц обязанность не нарушать, уважать и защищать права человека на жизнь. На современном уровне общественного развития человек, проживающий в том или

в 1991 г. После принятия этой декларации в России данный вопрос тоже должен найти свое отражение.

Международные организации не ограничиваются декларированием прав и свобод человека, принимаются энергичные меры по созданию механизмов по их соблюдению, охране и защите.

ООН рассматривает и обсуждает вопросы, касающиеся прав человека, во всех своих структурах, но по защите прав человека главную роль играет Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет и конвенционные, договорные органы, т.е. различные комитеты, созданные в соответствии с пактами, конвенциями.

3 Международный пакт о гражданских и политических правах // СССР и междунар. сотрудничество в области прав человека: док-ты и мат-лы. М., 1989. С. 302—320; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // СССР и междунар. сотрудничество в области прав человека: док-ты и мат-лы. М., 1989. С. 292—02; Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей ООН на 44 сессии. Нью-Йорк, 1990. С. 288—291.

Многие предполагают, что за защитой попранных прав отдельный человек может обратиться в Международный Суд ООН. Однако Статут Международного Суда однозначно устанавливает, что только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом (ст. 34)4.

Один из первых способов защиты — «процедура 1503». Этот способ защиты прав человека получил свое наименование в 1970 г., когда Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) утвердил «процедуру рассмотрения сообщений, касающихся нарушения прав человека и основных свобод».

Порядковый номер резолюции Совета, в которой она была утверждена, как раз и был номер 1503. В составе ЭКОСОС действует Комиссия по правам человека.

В соответствии с этой процедурой на основе поступающих сообщений рассматриваются в основном систематические нарушения прав человека в той или иной стране. По этой процедуре государство, выражая и подтверждая свою добрую волю в соблюдении и защите прав человека, представляет ответы по доведенным до них жалобам, сообщениям. Государствам направляются реко-

тетом, если оно касается государства-участника Пакта, которое не является участником Протокола.

Только в 1991 г. Верховный Совет СССР принял постановление о присоединении к Факультативному протоколу и признал компетенцию Комитета по правам человека принимать и рассматривать сообщения от граждан СССР, касающиеся ситуации или фактов о нарушении прав и основных свобод человека и гражданина6.

Обратиться с жалобой в Комитет может любое частное лицо. Если человек по каким-либо причинам не может этого сделать сам, например, находится в заключении, то за него это могут сделать другие лица. Сообщения о нарушениях прав человека в каком-либо государстве в Комитет может направить и другое государство при условии, что оба государства являются участниками Факультативного протокола и признают в отношении себя компетенцию Комитета. Важно иметь в виду, что по «процедуре Факультативного протокола» можно искать защиты только тех прав, которые зафиксированы в Международном пакте о гражданских и политических правах.

Итог рассмотрения жалоб на нарушение прав — об-

мендации относительно тех мер, которые следует принять ращение Комитета к государствам с рекомендациями по рассмотренным проблемам. Все меры, принимаемые в восстановить нарушенные права, предпринять меры по соответствии с «процедурой 1503», носят конфиденциаль- изменению ситуации. Рекомендации Комитета не обяза-ный характер до тех пор, пока Комиссия не представит соответствующий доклад Экономическому и Социальному Совету. Обращаться в ЭКОСОС по поводу нарушения всех прав человека и основных свобод могут как частные

тельны для государств, но они оказывают определенное политическое воздействие на государства, на их законодательную и правоприменительную практику7.

Основные различия между «процедурой 1503» и «процедурой Факультативного протокола» заключаются в следующем:

1) «процедура 1503» предусматривает рассмотрение ситуаций, «процедура Факультативного протокола» ка-

тивных протокола. Когда говорят о защите прав человека сается рассмотрения частных жалоб;

2) в основе «процедуры 1503» лежит резолюция од-

лица, так и группы лиц, организации.

Существует также и «процедура Факультативного протокола». Международный пакт о гражданских и политических правах имеет два дополнительных факульта-

по «процедуре Факультативного протокола», то имеется в виду Факультативный протокол № 1. Факультативный протокол № 2 предлагает государствам, ратифицировавшим его, отказаться от применения смертной казни и открыт для присоединения к нему других государств5.

«Процедура Факультативного протокола» является более эффективным механизмом защиты прав человека, чем «процедура 1503».

В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах образован и действует Комитет по правам человека. Факультативный договор предусматривает, что государство — участник Пакта, которое становится участником настоящего Протокола, признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от подлежащих его юрисдикции лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте. Ни одно сообщение не принимается Коми-

ного из органов системы ООН — Экономического и Социального Совета. Для того чтобы эта процедура действовала, необходимо добровольное сотрудничество государств. «Процедура Факультативного договора» принята на основе международного договора, который налагает на ее участников обязательства рассматривать представленные против них жалобы;

3) «процедура 1503» применяется в отношении всех государств. «Процедура Факультативного протокола» —

4 Манов Б., Манов К., МоскаленокК. Обращение в международно-правовые органы как средство защиты прав и свобод человека // Законность. 1996. № 6. С. 12—18; Палеев М. ООН создает Международный Суд // Российская юстиция. 1996. № 11. С. 2—4.

5 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. С. 292—302; Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. С. 288—291.

6 Ледях И. Новый УК РФ и международно-правовые стандарты по правам человека // Российская юстиция. 1997. № 1. С. 4—7.

7 Каламкарян Р. Поведение сторон на стадии открытия международного судебного производства // Государство и право. 1997. № 3. С. 98—111.

в отношении только тех государств, которые являются полноправными участниками Пакта и Протокола;

4) первая процедура охватывает рассмотрение нарушений всех прав и основных свобод человека, тогда как процедура Протокола касается лишь тех гражданских и политических прав, которые провозглашаются в Международном пакте о гражданских и политических правах;

5) по «процедуре 1503» в ООН могут обращаться любые лица, группы лиц, неправительственные организации, если они располагают непосредственными или косвенными данными о предполагаемых нарушениях. В соответствии с «процедурой Факультативного протокола» сообщение подается лицом, полагающим, что его права нарушены, либо другим человеком, уполномоченным действовать от имени жертвы;

6) в соответствии с «процедурой 1503» авторы сообщений не привлекаются к разбирательству, не уведомляются о принятых мерах, пока они не будут оглашены. Автор жалобы уведомляется о получении сообщения и направлении копии тем государствам, где произошло нарушение. Автор сообщения по «процедуре Факультативного протокола» имеет больше полномочий. Ему сообщается обо

В рамках ООН существуют и другие механизмы процедуры защиты прав и свобод человека и гражданина по линии как других конвенционных комитетов, так и специализированных учреждений ООН9, но их рассмотрение выходит за рамки данной статьи.

Помимо ООН существуют механизмы защиты прав человека, применяемые Советом Европы: Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека10.

Правила приемлемости жалоб в Европейскую комиссию и Европейский Суд сходны с требованиями ООН. Европейская комиссия по правам человека — предварительная ступень рассмотрения жалоб, ведет работу по оценке соответствия жалобы материальным и процессуальным нормам Совета Европы.

Найдя содержащиеся в жалобе факты, соответствующие действительности, Комиссия предпринимает шаги к дружественному урегулированию спорного вопроса. Она предлагает государству, допустившему нарушения прав человека, восстановить права конкретных лиц и принять меры к совершенствованию законодательства, приведению его к общеевропейским нормам — Европейской Кон-

всех предпринимаемых мерах, он имеет возможность сде- венции о защите прав человека и основных свобод и

лать замечание на письменные ответы государств8. нескольким дополнительным протоколам к Конвенции.

За время деятельности ООН сложились определенные Если не удается достичь результата путем взаимного «правила приемлемости» сообщений, петиций, жалоб. Не соглашения, урегулирования — дело поступает в Европей-

вдаваясь в специфику, имеющую место при обращении в ский Суд по правам человека. Суд в данной ситуации вы-те или иные структуры, отметим самое важное:

1) сообщения должны быть совместимы с Уставом рос по существу дела, а не как апелляционная или надзор-

ООН, Всеобщей декларацией прав человека, междуна- ная инстанция. Решение Суда передается Комитету ми-

родными пактами о правах человека;

нистров Совета Европы, который, в свою очередь, прини-2) до обращения в ООН должны быть исчерпаны все мает решение, обязывающее государство-ответчик выпол-доступные внутренние, национальные средства правовой нить решение Суда, и контролирует ход его выполнения11.

защиты, предусмотренные законодательством РФ;

3) неприемлемы жалобы, не относящиеся к компетенции данного органа, специализированного учреждения, другой структуры ООН;

4) неприемлемы жалобы на частных лиц, на общественные объединения. Жалоба должна быть направлена против государства и его структур, допускающих или нарушающих права и свободы человека;

5) жалоба может быть не принята, если обнаружится, что данный вопрос рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования;

6) не приемлемы сообщения, основанные на материалах средств массовой информации;

7) не принимаются анонимные сообщения;

8) жалоба, сообщение не должны содержать оскорбительных оценок, замечаний в адрес государства, являющегося объектом жалобы.

Региональная общеевропейская система защиты прав человека общепризнанна как наиболее эффективная.

Следует ожидать, что с принятием России в Совет Европы в его органы защиты прав человека потечет широкий поток жалоб и петиций от граждан России.

В государствах, где постоянно нарушаются права и свободы человека и гражданина, могут применяться международно-правовые санкции: запрет на импорт многих важных товаров и технологий, не предоставляется гуманитарная, международная помощь, блокада и применение силовых методов давления.

8 Тузмухамедов Р.А. Права и свободы народов в современных источниках международного права: сб. док-тов. Казань, 1995. С. 55—60.

9 Палеев М. ООН создает Международный Суд // Российская юстиция. 1996. № 2. С. 24—25.

10 Организация и работа Европейского суда по правам человека // Российская юстиция. 1997. № 2. С. 10, 11.

11 Завадская Л. Право жалобы в Европейский суд // Российская юстиция. 1996. № 8. С. 48—50; Совместная программа между Комиссией Европейских Сообществ и Советом Европы по укреплению федеральных структур и механизмов защиты прав человека, по реформированию правовой системы РФ // Российская юстиция. 1996. № 11. С. 2—4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.