Научная статья на тему '75 - новая веха поиска, творчества, движения к новому'

75 - новая веха поиска, творчества, движения к новому Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «75 - новая веха поиска, творчества, движения к новому»

75 - НОВАЯ ВЕХА ПОИСКА, ТВОРЧЕСТВА, ДВИЖЕНИЯ К НОВОМУ

Ровесник Уральского государственного педагогического университета Август Соломонович Белкин - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, председатель диссертационного совета по защите докторских диссертаций, член многих диссертационных советов в Уральском государственном педагогическом университете, советник коллегии Министерства образования Свердловской области, академик Академии социальных и педагогических наук, а также Международной академии педагогического образования, старейший член Ученого совета УрГПУ.

Все официальные титулы и звания - лишь отражение успешного жизненного и педагогического пути, который начался после окончания Свердловского государственного педагогического института в 1953 г.

Вначале Август Соломонович работал учителем, а с 1960 г. директором школы.

Давно окончившие школу № 65 прекрасно помнят уроки истории, которые были для них подлинным откровением, приобщением к жизни. Все они благодарны судьбе за то, что им посчастливилось учиться в школе, где директором был Август Соломонович Белкин.

Страсть к педагогическому поиску привела Августа Соломоновича в науку. С 1970 г. он снова в Свердловском государственном пединституте, но уже в новом качестве. Буквально через несколько месяцев после того как директор школы стал преподавателем вуза, он успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Педагогический анализ причин типичных проступков школьников и меры их предупреждения» в Институте теории и истории педагогики АПН СССР.

Опираясь на огромный педагогический опыт и научную эрудицию, Август Соломонович Белкин занялся проблемой преодоления педагогической запущенности школьников и в 1981 г. в Институте общей педагогики АПН СССР блестяще защитил докторскую диссертацию на тему «Т еория и практика педагогической диагностики отклоняющегося поведения школьников».

С 1972 г. Август Соломонович заведует кафедрой педагогики, а в 1990 г. создает кафедру возрастной педагогики и педагогических технологий. Она в полном смысле слова детище Августа Соломоновича. В то время на новой кафедре было лишь три «остепененных» работника, включая заведующего, а теперь все сотрудники кафедры защитили кандидатские или докторские диссертации, сами стали опытными научными руководителями не только студентов, но и аспирантов. В этом воплотилось педагогическое кредо Августа Соломоновича: «Учитель! Воспитай ученика, чтобы было, у кого учиться».

Все мы в разные моменты жизни обращались к Августу Соломоновичу за советом и поддержкой. Нередко мы слышали от него слова: «Я горжусь вами!».

Август Соломонович не только разработал и внедрил теорию ситуации успеха в учении, он научил нас радоваться успехам друг друга: будь то хорошо прочитанная лекция или успешная защита диссертации.

Во многом благодаря умению Августа Соломоновича созидать человеческие отношения - на кафедре сложилась атмосфера взаимопонимания, доверия, сотрудничества и сотворчества. Ему удалось создать коллектив единомышленников, увлеченных решением общих задач. Уже 15 лет кафедра живет как одна научная семья: члены кафедры - это ученики самого Августа Соломоновича или ученики его учеников. Всего же юбиляром подготовлено 51 кандидат наук и 17 докторов педагогических наук. В настоящее время под руководством Августа Соломоновича начато формирование новой кафедры педагогики высшей школы, которую возглавит его ученица С. Л. Фоменко.

Бессменное и бесспорное лидерство в науке и в работе Августа Соломоновича основано на стремлении быть всегда в центре жизни кафедры, постоянно чувствовать ответственность за всех, заряжать своей энергией, стремлением к научной и педагогической деятельности - в области педагогики сотрудничества, педагогического мониторинга, технологизации образовательного процесса, витагенного образования. В столь разных направлениях отразились его природная одаренность, способность мыслить концептуально, схватывая самую суть проблемы, ясно представлять себе и объяснять ученикам пути решения научных задач. Его идеи витагенного образования получили широкое международное признание. В течение 2000 г. по просьбе зарубежных ученых Август Соломонович делал научные доклады, посвященные проблемам витагенного образования, в США (университет Бриджпорт), Китае (Пекине), Корее (Сеуле).

Август Соломонович - автор множества книг, без знакомства с которыми уже нельзя представить себе полноценного педагогического образования. На сегодня список его трудов включает более 300 наименований, среди которых 18 монографий и учебников. Он является автором успешно внедренного во многих российских и зарубежных вузах нового учебного курса «Возрастная педагогика».

Август Соломонович пользуется широким признанием среди жителей Уральского региона. В 2002 г. ему присуждена престижная премия Татищева и де Генина, учрежденная Главой города Екатеринбурга. В 2003 г. он становится Заслуженным гражданином Екатеринбурга. Интересно, что Август Соломонович родоначальник научной династии. Уже в 2003 г. премии Татищева и де Генина был удостоен Андрей Августович Белкин за работу в области медицины. Сын всегда говорит, что в своей сфере он продолжает развивать научные идеи своего отца.

Август Соломонович гордится своими учениками, которые продолжают развивать систему образования в самых различных сферах. Среди его учеников министр общего и профессионального образования Свердловской области

В. В. Нестеров, ректоры и деканы уральских вузов, заведующие кафедрами. Особую гордость Августа Соломоновича составляют его ученики, посвятившие себя развитию педагогической науки, - это ученый секретарь диссертационного совета УрГПУ С. А. Днепров и Ученый секретарь Уральского отделения РАО Н. О. Вербицкая.

Среди ведущих ученых России Август Соломонович пользуется заслуженным признанием. Много лет он сотрудничает с академиком РАО Е. В. Ткаченко и с академиком РАО В. И. Загвязинским в направлении совершенствования системы работы диссертационных советов по педагогике. Им поддерживаются научные связи с Южно-Уральским государственным университетом.

А в 2005 г. Август Соломонович стал почетным доктором Шадринского Педагогического института. Уже 5 лет Август Соломонович является бессменным членом коллегии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

Август Соломонович обладает редкой способностью находить принципиально новые пути в, казалось бы, давно известных и ставших обыденными научных областях и никогда не теряет творческого настроя. Находясь в непрерывном педагогическом поиске, он увлекает за собой не только своих учеников, но и широкий круг педагогов-последователей его идей. Уже много лет под руководством Августа Соломоновича на базе лицея № 109 действует центр инноваций в образовании, а сам он является заместителем директора по науке. Ученикам лицея № 109 представляется уникальная возможность поучиться у самого Белкина, когда он, как обычный учитель, ведет уроки, посвященные различным проблемам педагогики.

Август Соломонович для всех его учеников и последователей не просто пример. Общение с ним - всегда источник новых идей, мыслей, движения вперед. Научный и человеческий талант Августа Соломоновича, его вклад в образование вселяют уверенность - педагогическая наука на Урале будет успешно развиваться!

Преданные ученики и последователи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.