ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БИОГРАФИЯХ
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Предыстория кафедры специальной педагогики связана с открытием кафедры олигофренопедагогики в 1964 г. в связи с реорганизацией отделения дефектологии при факультете педагогики и методики начального обучения в самостоятельный дефектологический факультет Свердловского государственного педагогического института.
Первым заведующим этой кафедры был кандидат педагогических наук, доцент Носков Алексей Григорьевич. С 1965 г. по 1971 г. заведующим был Вербук Меер Аронович, кандидат педагогических наук, доцент. До 1969 г. кафедра обеспечивала подготовку студентов по всему циклу медико-психологопедагогических дисциплин по специальности «Олигофренопедагогика и логопедия». Большое внимание М.
А. Вербук уделял развитию материальной базы кафедры, повышению квалификации преподавателей.
Дальнейшее интенсивное развитие кафедры в 70-е годы связано с научно-педагогической деятельностью Августа Соломоновича Белкина, возглавлявшего кафедру в 1971г. Членами кафедры были специалисты-дефектологи, кандидаты наук, доценты Софья Наумовна Комская, Евгения Зиновьевна Безрукова, Галина Алексеевна Карпова, Шамиль
Нигаевич Нигаев. В эти годы кафедра наполнилась молодыми перспективными преподавателями (Наталья Давыдовна Богановская, Владимир Васильевич Коркунов и Татьяна Александровна Чебыкина).
На кафедре организуется лаборатория по проблемам социальнотрудовой адаптации умственно отсталых детей и подростков, которую возглавил В. В. Коркунов.
С 1980 по 1984 г. кафедрой заведовал кандидат педагогических наук Шамиль Нигаевич Нигаев. С его приходом установилось тесное сотрудничество кафедры с коррекционными образовательными учреждениями, научными подразделениями Академии педагогических наук, дефектологическими факультетами некоторых вузов. Кафедра пополнилась новыми специалистами - Александр Алексеевич Гнатюк, Юрий Фёдорович Кузнецов, Татьяна Владимировна Нестерова и др.
С 1984 г. по 2003 г. (с небольшим перерывом) кафедрой заведовал Владимир Васильевич Корку-нов. В этот период преодолевается раздробленность тематики научных исследований, объединенных в рамках единой комплексной темы, формируются учебно-методические комплексы первого поколения, зарождается и развивается система
повышения квалификации преподавательских кадров кафедры. Укрепляются связи с органами управления образованием и специальными дошкольными и школьными образовательными учреждениями, специализированными факультетами вузов. Начинает зарождаться международное сотрудничество. Расширяется перечень специальностей по подготовке специалистов для системы специального образования (добавляются специальности тифлопедагогика,
сурдопедагогика, специальная психология, специальная дошкольная педагогика и психология).
Открывается аспирантура по специальностям 13.00.03 - коррекционная педагогика и 19.00.10 -коррекционная психология, а в 1996 г. организуется совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности «Коррекционная педагогика».
В 1993 г. на кафедре открывается лаборатория специальных технических средств и учебного образования, которую возглавил доктор педагогических наук, профессор О.Л.Алексеев. Сотрудниками лаборатории выполнялись хоздоговорные работы в рамках президентской программы «Дети России» (подпрограмма «Дети - инвалиды») по разборке и изготовлению специальных технических средств для слепых, слабовидящих детей и детей с нарушениями речи.
В 1969 г. из состава кафедры выделилась кафедра психопатоло-
гии и логопедии, в 1986 г. - кафедра методики преподавания школьных дисциплин, а в 2004 г. - кафедра специальной психологии.
С 2003 г. по настоящее время кафедру возглавил доктор педагогических наук, профессор Олег Леонидович Алексеев. За этот период сохранились и укрепились традиции предыдущих поколений преподавателей, расширились и углубились научные исследования в области специального образования, осуществлён охват научными исследованиями всего спектра специализированной помощи детям с различными формами дизонтогенеза.
О. Л. Алексеев преподает дисциплины психолого-педагогического цикла по специальностям «Тифлопедагогика», «Специальная психоло-
гия», «Специальная дошкольная педагогика и психология», а также читает лекции по специальной учебной технике. Им создан ряд оригинальных приборов для инвалидов по зрению, впервые на основе системного подхода разработаны теоретические основы учебной тифлотехники. Имеет более 100 научных и научнометодических работ. О.Л.Алексеев является членом Учёного совета Уральского государственного научно-образовательного центра РАО, членом редакционного совета журнала «Образование и наука: известия УрО РАО», заместителем председателя диссертационного совета по научным специальностям 13.00.03 -коррекционная педагогика и 19.00.10 - коррекционная психоло-
гия. Научно-педагогическая деятельность О.Л.Алексеева получила общественное признание: награжден знаком «Почетный работник высшего профессионального образования, присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы РФ», избран действительным членом Международной академии наук педагогического образования.
За кафедрой закрепилась ведущая роль в организации и интеграции научных исследований в рамках единой комплексной темы. Расширились координационные связи с вузами и научно-исследовательскими учреждениями сферы специального образования.
Кафедральная научно исследовательская проблематика включена в план научных исследований Уральского отделения Российской академии образования. Проведены исследования по проблеме профессионального образования инвалидов по зрению. Новаторским направлением по укреплению взаимосвязей с практическими учреждениями стало открытие филиала кафедры в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями зрения (г.Верхняя Пышма).
С 2004 г. образована кафедра специальной педагогики, в составе которой работают опытные специалисты - дефектологи.
Владимир Васильевич Кор-кунов, кандидат педагогических наук, профессор, является ведущим специалистом в области олигофренопедагогики, ведёт научную рабо-
ту по проблеме специального образования, в том числе по проблеме развития регионального образования в Уральском регионе. В. В. Коркунов инициатор открытия аспирантуры и диссертационного совета, и я является автором более 100 научных и научно-методических работ, им разработан авторский курс «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Уральском регионе», читаемый им для студентов всех специальностей Института специального образования.
За многолетнюю плодотворную научно-педагогическую деятельность Владимир Васильевич награжден Знаком «Почётный работник высшего профессионального образования», ему присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы РФ», избран членом - корреспондентом Международной академии наук педагогического образования, награжден знаком «Отличник народного образования РСФСР».
Галина Алексеевна Карпова, кандидат педагогических наук, преподает дисциплины предметного блока по специальности «Сурдопедагогика», является ведущим преподавателем по сурдопедагогике и сур-допсихологии, автором более 100 научных и научно-методических работ. Г.А.Карпова- член диссертационного совета по специальностям 13.00.03 -коррекционная педагогика и 19.00.10 - коррекционная психология, является членом аттестационной комиссии Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области. Научно-педагогическая деятельность Г. А. Карповой получила общественное признание - она награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ».
Александр Алексеевич Гна-тюк. кандидат педагогических наук, доцент, преподаёт дисциплины
предметного блока по специальности «Олигофренопедагогика». Научные интересы А.А.Гнатюка связаны с проблемой трудовой подготовки и трудовой реабилитации детей с нарушением интеллекта. Награжден знаком «Отличник народного образования РСФСР», медалью «За доблестный труд в ознаменования 100-летия со дня рождения
В.И.Ленина».
Галина Георгиевна Зак. кандидат педагогических наук, доцент, преподает дисциплины психологопедагогического цикла по специальности «Олигофренопедагогика», ведёт просветительскую работу среди практических работников системы специального образования, работает в системе повышения квалификации специальных педагогов, уделяет большое внимание взаимодействию с практическими коррекционными учреждениями Уральского региона. Галина Георгиевна является заместителем декана факультета коррекционной педагогики. Ею опубликовано более 25 научных и методических работ в области коррекционной педагогики.
Деятельность Галины Георгиевны получила общественное при-
знание в ИСО УрГПУ, она имеет благодарность за подготовку педагогических кадров для системы специального образования.
Светлана Олеговна Брызгалова, кандидат педагогических наук, доцент, является руководителем отдела повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров системы специального образования ИСО УрГПУ. Она преподает дисциплины предметного блока по специальностям «Олигофренопедагогика», «
Специальная психология», «Специальная дошкольная педагогика и психология». Научные интересы её лежат в области изучения и обучения детей с нарушениями интеллекта. Имеет 10 опубликованных научных и научно-методических работ по олигофренопедагогике.
Людмила Ивановна Пряхина, старший преподаватель кафедры специальной педагогики. Преподавательская деятельность её связана с проблемами обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста. Научные интересы лежат в области изучения особенностей игровой деятельности и методики обучения игре умственно отсталых дошкольников. Многие годы Л. И. Пряхина руководила педагогической практикой студентов Института специального образования, занималась организацией этой практики в практических учреждениях системы специального образования в Свердловской области, являясь заместителем декана по педагогической практике факультета кор-
рекционной педагогики ИСО УрГПУ.
Дина Вячеславовна Алексеева,
старший преподаватель, выпускница департамента педагогики и психологии детства УрГПУ, прошла профессиональную переподготовку по специальности «Тифлопедагогика».
Ведёт занятия по дисциплинам «Тифлопедагогика», «Психология
детей с нарушениями зрения», «Основы специальной педагогики и психологии». Научные интересы лежат в области обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, имеет 10 научных и научнометодических публикаций, имеет опыт индивидуального обучения студентов - инвалидов по зрению работе на специализированном компьютерном оборудовании для лиц с нарушенным зрением.
Кафедра специальной педагогики благодарит за долголетнюю работу Марину Николаевну Прохорову, которая работала на кафедре с 1988г. по 2009 г. в должности ассистента и старшего преподавателя, вела занятия по специальностям очного и заочного отделения факультета коррекционной педагогики, обучающимися по специально-
сти «Олигофренопедагогика».
Особую признательность и благодарность коллектив кафедры выражает: Инне Ивановне Васильевой, проработавшей многие годы в должности старшего лаборанта кафедры. Её всегда отличала в работе высокая ответственность, требовательность к себе и сотрудникам кафедры.
Нине Николаевне Скакуно-вой - методисту кафедры, которую всегда в работе отличало неиссякаемое трудолюбие и деловая ответственность за профессиональную деятельность.
Марине Роландовне Малыш-киной, зав. методическим кабинетом кафедры, отличавшуюся общительностью, исполнительностью и высокой дисциплинированностью, доброжелательным отношением к членам кафедры.
Кафедра специальной педагогики всегда гордилась, и будет гордиться своими преподавателями и сотрудниками, честно и добросовестно служившими благородному делу - оказанию помощи детям, имеющим ограниченные возможности в развитии.