УДК 3l1.124 ББК Ч421.421
Н. И. Мазурчук, Т. А. Сутырина
Екатеринбург
ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ
ГСНТИ 14.01.13 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическая диагностика; возрастная педагогика; ситуация успеха; сложные педагогические ситуации; педагогические конфликты; витагенное образование; педагогический мониторинг; компетентно-стный подход; ментально-миссионное направление.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются личностные и профессиональные характеристики ученого, создавшего научную школу, получившую признание в нашей стране и за ее пределами.
N. I. Mazurchuk, T. A. Sutyrina
Ekaterinburg
TEACHER’S PERSONALITY AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF A SCIENTIFIC SCHOOL
KEY-WORDS: pedagogical diagnostics; age pedagogy; situation of success; complex pedagogical situations; pedagogical conflicts; vitagenic education; pedagogical monitoring; competence approach; mental-mission trends.
ABSTRACT. This article considers personal and professional qualities of a scientist, who created a scientific school which is recognized worldwide.
УЧИТЕЛЬ-мастер — это человек, который умеет «читать» своих воспитанников по многим, порой неуловимым, признакам. Умеет проникнуть в их внутреннее состояние, настроить себя на их «волну» или, наоборот, заразить (иногда и подчинить) своим чувствам, вдохновить, внушить веру в свои силы и, самое главное, не ошибиться в выборе воспитательных мер...
А. С. Белкин
Индивидуальный опыт часто неповторим, не поддается тиражированию, потому что далеко не каждый ученый достаточно глубоко осмысливает его, находит в нем закономерности, и не всегда есть энтузиасты, которые берут на себя трудность описать, пропагандировать находки отдельных ученых. Мы теряем на этом целые россыпи уникальных идей, отказываемся от драгоценного опыта.
© Мазурчук Н. И., Сутырина Т. А., 2011
Выдающиеся педагоги всех времен и народов потому и оставили о себе память, что сделали его достоянием всех.
Не в популярности личностей дело. Личности бывают разные, к ним относиться можно по-разному. Но лучший опыт должен быть защищен, поддержан, распространен.
В этом смысле А. С. Белкин — личность феноменальная. Это увлеченный лидер, генератор новых идей, конст-
руирующий, расширяющий и духовно обогащающий интеллектуальный потенциал возглавляемой им кафедры инновационных образовательных теорий и технологий и Института фундаментального психолого-педагогичес-кого образования УрГПУ.
А. С. Белкин — доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, действительный член Академии педагогических и социальных наук, академик Международной академии наук педагогического образования, отличник просвещения РСФСР, отличник народного образования СССР, лауреат премии Государственного комитета по образованию, лауреат премии В. Н. Татищева и В. де Геннина в области образования, кавалер почетного знака «За заслуги в развитии г. Екатеринбурга» — настоящий Учитель, Ученый, Мастер.
Банк передовых педагогических идей А. С. Белкина рожден усилиями самого акционера, вкладчика, капитал которого не лежит, как в копилке, а производит новый капитал, творит новое творчество. Индивидуальный «почерк» ученого отражен в более чем 200 работах различного уровня: монографиях, научных статьях и учебных пособиях. Они имеют адресный характер и вносят свой вклад в развитие научно-педагогического сознания специалистов в области педагогики, философии образования, истории, психологии, представителей других отраслей научного знания. В его работах отражены теоретические и методические аспекты формирования социально ценностных представлений в системе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, системе дошкольного образования, повышения уровня социальной ответственности в системе профессиональной подготовки кадров, просвещения родителей в социальной среде.
А. С. Белкин как целостная и гармоничная личность заложил фундамент для развития концептуальных основ его научной школы, в рамках которой научные направления исследования отвечают потребностям естественного научно-педагогического сознания на трех
уровнях: социально-педагогическом
(общественно-государственный заказ); научно-теоретическом (потребности педагогической науки); научно-методическом (потребности практики). Они сочетают в себе как фундаментальные, так и практикоориентированные доминанты. Ее научно-исследовательская и научно-методическая деятельность сочетается с организационно-управленческими функциями; приоритетными проектами в деятельности научной школы выступают образовательные процессы в общеобразовательной, высшей школе в контексте персональноличностного, компетентностного подходов.
Генезис педагогических идей в контексте исследования научной школы А. С. Белкина представляет собой качественный, непрерывный, закономерный процесс, проходящий в своем развитии несколько этапов.
Первый этап (1981—85) характеризуется введением в понятийный аппарат педагогики категории «педагогическая диагностика» и проведением более 17 научных исследований в этой области. Среди них и докторская диссертация руководителя научной школы «Теория и практика педагогической диагностики отклоняющегося поведения школьников».
Следующий этап (1986—89) отмечен созданием системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних Свердловской области (защита двух кандидатских диссертаций И. Д. Воз-женикова, Т. А. Польянова). А. С. Белкин, проявляя качества лидера, в этот период является руководителем Федеральной программы по воспитанию сознательной дисциплины у учащихся образовательных учреждений Министерства обороны России.
Начало следующего десятилетия и третьего этапа (1990—93) определяется открытием новых направлений в развитии школы, получивших широкое общественное признание как в России, так и за рубежом. На этом этапе разрабатывается теория и практика возрастной педагогики. Исследование А. С. Белкина в этой области отмечено премией Правительства СССР и премией В. Н. Татищева
и В. де Геннина. В эти же годы А. С. Белкиным активно разрабатывается теория и практика психолого-педагогического феномена «ситуация успеха». «Ситуация успеха» — понятие, характеризующее парадигму нового мышления равным образом в отечественной и зарубежной педагогике. Вместе с тем разработка конкретных подходов к организации ситуации успеха — сложнейший теоретический и практический вопрос. А. С. Белкин как личность, заражающая своими идеями, успешно решает эту проблему, его технология работает, а идея развивается в исследованиях его учеников [5].
Четвертый этап (1994—99) характеризуется массовым распространением передовых педагогических идей среди работников образования. Под руководством А. С. Белкина создаются центры образовательных технологий в Ленинском районе г. Екатеринбурга на базе лицея № 109, а также в Сургуте, Сне-жинске, Озерске, Нижневартовске и т. д.
В этот период ситуация в нашей стране требует противодействия тем негативным явлениям, которые получили развитие в обстановке идеологического многообразия, размытых нравственных норм и ценностей, искаженно понимаемых свобод. Эти проблемы не могли не касаться школы, учеников и учителя, который оказывается посредником между обществом, государством, семьей и ребенком. Учитывая все многообразие этих непростых взаимоотношений, А. С. Белкин разрабатывает актуальное направление, занимающееся изучением сложных педагогических ситуаций и конфликтов. Приемы решения сложных педагогических ситуаций, их предупреждение, преодоление, поведение участников конфликтной ситуации составляют суть его технологии [2].
Активно включаясь в процесс модернизации российского образования, в начале нового тысячелетия (2000— 2003) А. С. Белкин разрабатывает актуальное направление — витагенное образование. Витагенный опыт в рамках традиционной педагогики расценивается как вспомогательное средство, но не как магистральный канал сотрудни-
чества. Автор предлагает изменить ситуацию в современном образовании. Так, обучение и воспитание, опираясь на витагенный опыт воспитанника, приобретает необходимую целостность и результативность [6].
На следующем этапе в работах А. С. Белкина была продолжена генеральная линия повышения качества образования. «Педагогический мониторинг» — понятие сравнительно новое в педагогике. Автор делает попытку разобраться как в сути мониторинга, так и в формах его существования, взаимодействия с родственными по смыслу понятиями и категориями [7].
Урал — центр науки и образования. Обоснованный прогноз будущего развития крупнейшего научного региона страны можно составить только на основе анализа исторического прошлого, роли образования в процессе его развития. Так оформилось новое направление в деятельности научной школы А. С. Белкина — историко-педагогические закономерности с гуманистических позиций [10]. Подрастающему поколению, всерьез оценивающему свои образовательные перспективы, важно познакомиться с «уроками» истории в диссертациях Н. И. Мазурчук, А. А. Пономаревой, И. Е. Шкабары и пособии А. С. Белкина и Т. А. Сутыриной «История образования на Урале» [8].
Сегодня, реализуя компетентно-стный подход, мы опираемся на международный опыт, адаптируя его к российским традициям и потребностям. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. В каком соотношении находятся эти понятия? Научно обоснованный ответ дает А. С. Белкин в своей монографии. И вновь у представителей научной школы появляется повод для размышлений, анализа и принятия собственных решений, что всегда поддерживает их учитель [1].
В контексте современной модели образования — компетентностной — понятия «миссия» и «менталитет» вновь входят в оборот российской педагогики и образования. Они еще не осмыслены до конца, но уже ясно, что именно образование наиболее полно и интегративно содержит практически
все дефиниции понятия «миссия», а сущность реализации всех функций данной категории условно определяется как ментально-миссионное направление, которое на данном этапе активно разрабатывается А. С. Белкиным и его учениками [9]. Так, у Т. А. Сутыриной смысловой стержень в исследовании — доказательство миссионной сущности педагогической публицистики, генерирующей гуманистические идеи образования. С. А. Днепров доказывает мисси-онную сущность педагогического сознания и его роль в со-творении новой педагогической реальности. Т. П. Дне-прова — рассматривает миссионную направленность педагогического сознания с позиций противостояния консервативной и либеральной педагогической парадигм в контексте национальной толерантности.
Исследования М. Н. Ушевой, Н. И. Ма-зурчук, Е. В. Донгаузер и Е. В. Коротае-вой раскрывают миссионную направленность личности субъектов преподавания. М. Н. Ушева доказывает, что миссия преподавателя высшей школы должна быть реализована в сочетании учебной и воспитательной деятельности, которая направлена на формирование социального, гражданского и профессионального образа будущего специалиста. Н. И. Мазурчук рассматривает миссионное направление в генезисе взглядов на профессиональные качества учителя в условиях нового, антропоцентрического гуманизма, глубинных изменений системы образования. Е. В. Донгаузер рассматривает толерантность педагога как необходимое условие миссионной направленности его деятельности, имеющей не только профессиональную, но и личностную значимость, определяющей систему его ценностных ориентаций. Е. В. Коротае-ва доказывает, что социальную миссию педагога невозможно реализовать без преодоления неизбежно возникающих конфликтогенных ситуаций и т.д.
Образование второго десятилетия XXI века должно строиться на связи науки с практикой. И вновь представители научной школы включаются в решение данной проблемы. С этой целью на базе ряда образовательных учреж-
дений г. Екатеринбурга создаются ресурсно-педагогические лаборатории, которые решают ряд определенных задач:
1. Координация усилий педагогических коллективов образовательных учреждений города (района) для разработки авторских технологий обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию идей гуманизации, технологизации, мониторинга образовательного процесса.
2. Стимулирование творческих поисков педагогических коллективов, учителей-новаторов в научно-методическом обосновании практического опыта, в повышении уровня их научно-теоретической подготовки в области психолого-педагоги-ческого знания.
3. Использование педагогического потенциала образовательных учреждений города (района) в совершенствовании образовательного процесса, в повышении уровня профессиональной подготовки учителей.
4. Оказание помощи образовательным учреждениям в организации исследовательской и проектной деятельности учителей, учащихся.
5. Оказание помощи школам в проведении внешней экспертизы научно-исследовательских работ учителей и проектных работ учащихся.
На базе ресурсно-педагогических лабораторий успешно проходят:
• научно-практические конференции;
• методологические и методические семинары;
• защита новых авторских технологий и проектов;
• рецензирование научно-
методических материалов, учебных программ, пособий и т.д.
Так, в 2010 г. на базе МОУ гимназия № 144 Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга проходил районный семинар учителей с участием представителей образовательных учреждений Уральского региона «Ценностные основания современного образования» (А. С. Белкин, Т. А. Сутырина, Н. И. Ма-зурчук).
В 2011 г. представители научной школы (А. С. Белкин, Т. А. Сутырина, Н. И. Мазурчук, Н. С. Костоусов) на базе ФГОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище Министерства обороны РФ» проводили методологический семинар воспитателей «Воспитание суворовцев в контексте менталь-но-миссионного направления в образовании». Учитывая, что в настоящее время ожидания граждан и государства связаны с качественным образованием, которое должно быть нацелено на сохранение нации, ее духовно-нравственное оздоровление, обеспечение устойчивого развития общества, представителями научной школы (А. С. Белкин, Т. А. Сутырина, Н. И. Мазурчук) был проведен районный семинар учителей Кировского района г. Екатеринбурга «Аксиологический подход к качеству образования».
Таким образом, в результате деятельности научной школы А. С. Белкина сформулированы основные позиции инновационного подхода в организации образовательного процесса, разрабатываются методики и технологии инновационных форм обучения в условиях высшего и среднего профессионального педагогического образования по различным направлениям, что дало основание Российской академии естествознания определить научную школу, возглавляемую А. С. Белкиным, как «Полипарадигмальная педагогика», а ему самому присвоить почетное звание «Основатель научной школы».
Но школы в науке — это не только идеи. Научная школа — явление педагогическое, оно определяется уже самим понятием «школа» и решает проблему обучения, подготовки учеников и привлечения последователей. Количество «учеников», прошедших школу
А. С. Белкина, трудно подсчитать, но есть объективные данные: 53 кандидата и 16 докторов педагогических наук. Кадровый состав научной школы представлен как учеными с большим стажем научно-исследовательской деятельности, награжденными нагрудными знаками «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», так и молодыми исследователями. Сре-
ди учеников А. С. Белкина и министр образования Свердловской области, и политики Уральского региона, и ректоры и проректоры ведущих вузов Урала, заведующие кафедрами и директора институтов г. Екатеринбурга и области, учителя и воспитатели школ.
Необходимо отметить результаты фундаментальных научных исследований представителей научной школы в области научного педагогического сознания (С. А. Днепров), теории и технологии ситуации успеха в учении (Е. В. Ко-ротаева, И. А. Ларионова), возрастной педагогики и психологии (Л. П. Качалова), витагенного образования взрослых (Н. О. Вербицкая), историко-педагогических закономерностей с гуманистических позиций (Т. А. Сутырина, И. Е. Шкабара, Н. И. Мазурчук), мен-тально-миссионного подхода в образовании (Т. А. Сутырина, А. В.Уткин), мониторинга образовательного процесса (В. Г. Горб, Л. Д, Назарова, С. Л. Фоменко), пассионарности личности как интегративной педагогической категории (И. С. Зимина).
Идеи А. С. Белкина легли в основу большинства кандидатских диссертаций, защитившихся под его руководством. Вот лишь некоторые из них:
В. В. Нестеров «Концепция ценностной модели развития регионального образования и пути ее реализации»; И .А. Ларионова «Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе учитель — ученик»; Т. А. Польянова «Формирование общественной активности школьников (в условиях детского лагеря труда и отдыха)»; И. Д. Возженикова «Формирование нравственных оценочных суждений у подростков-правона-рушителей средствами публицистической литературы (в условиях школы для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания)»; И. С. Зимина «Психолого-педагогические условия снижения уровня тревоги в группах младших дошкольников»; Л. Д. Назарова «Педагогический мониторинг в реализации возможности воспитывающей среды общеобразовательной школы»; Н. И. Мазурчук «Генезис взглядов выдающихся деятелей отече-
ственного образования XVIII — начала XX века на профессионально-педагогические качества учителя»; М. Н. Ушева «Реализация гуманистических идей Л. Н. Толстого в современной педагогике»; Г. А. Гриценко «Педагогические основы деятельности школьного консилиума» и др.
Педагогические концепции А. С. Белкина легли в основу и докторских диссертаций: С. А. Дне-пров «Генезис научного педагогического сознания»; Е. В. Коротаева «Педагогика взаимодействия в образовательном процессе»; Г. П. Сикорская «Но-огуманистическая модель эколого-пе-дагогического образования»; Б. Е. Ста-риченко «Оптимизация школьного образовательного процесса средствами информационных технологий»; Л. П. Качалова «Теория и практика интеграции психологических и педагогических знаний»; В. И. Смирнов «Учебная книга в истории педагогической подготовки российских учителей»; Н. О. Вербицкая «Теория и технология образования взрослых на основе витагенного жизненного опыта»; В.Г. Горб «Методология и теория педагогического мониторинга», Т. А. Сутырина «Генезис гуманистических идей отечественного образования в педагогической публицистике» и др.
Представителями научной школы опубликовано за последние годы более 250 работ в рецензируемых международных журналах: «Педагогика», «Философия образования», «Народное образование», «Русский язык в школе», «Начальная школа плюс До и После», «Стандарты и мониторинг», «Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО», «Вестник УрГУ», «Педагогическое образование в России» и т. д.
Представители научной школы являются многократными дипломантами конкурса на лучшую учебную книгу для вузов, проводимого под эгидой Фонда развития отечественного образования (2007, 2008).
В 2007 г. выигран грант Российского гуманитарного научного фонда на публикацию монографии «Педагогические технологии в области теории и практики».
Представители научной школы имеют грифы МОиН РФ И УМО на ряд учебных пособий (2007, 2008, 2009, 2010).
В 2011 г. в региональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Педагоги высшей школы — средней школе» представители научной школы были отмечены дипломом 2 ступени.
Системная многолетняя деятельность научной школы по исследованию инновационных технологий в образовании, ценность полученных в рамках этих исследований результатов, а также важность использования научного потенциала школы для развития российского образования были отмечены Бюро Президиума Российской академии образования (08.09. 2006).
В практической реализации научных идей школы, расширении психоло-го-педагогических знаний и передовых педагогических идей в среде учителей, педагогов дошкольного и дополнительного образования, работников высшей школы ведущую роль сыграл диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.283.03., возглавляемый А. С. Белкиным, в котором представлены следующие специальности: общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания, теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, теория и методика профессионального образования. На его базе защищено 285 диссертаций, из них докторских — 56. 11 докторов педагогических наук успешно работают в ФГБОУ ВПО «УрГПУ».
Становление научной школы осуществляется, когда идеи, теории, концепции, разрабатываемые школой, зафиксированы в публикациях, диссертационных и других исследованиях его последователей, приобрели определенную научную и педагогическую популярность, т. е. доказали свое право на существование. Идеи научной школы А. С. Белкина нашли отражение в публикациях и монографиях его учеников: Днепров С. А., Кадневский В. М. Педагогика в
терминах и понятиях: пособие-справочник для самообразования. Омск, 2006; Горб В. Г. Педагогический мониторинг в вузе: методология, теория, технологии. Екатеринбург, 2003; Зимина И. С. Технология диагностического исследования в образовательном учреждении. Екатеринбург, 2007; Зимина И. С. Инновационные технологии социально-педагогической работы с различными категориями детей. Екатеринбург, 2007; Мазурчук Н. И. Инновационные образовательные теории и технологии. Екатеринбург, 2009; Польянова Т. А. Детский досуг: теория и методика. Екатеринбург, 2007; Сутырина Т. А. Гуманистические идеи педагогической публицистики. Екатеринбург, 2007, Истоки педагогической публицистики. Екатеринбург, 2005, Миссия педагогической публицистики. М.: Спутник, 2010; Шкабара И. Е. Личность учителя в контексте культурологической парадигмы образования. Шад-ринск, 2004 и Генезис педагогических парадигм образования в российской истории (IX-XVII вв.). Екатеринбург, 2006; Фоменко С. Л. Мониторинг профессионального становления педагогического коллектива. Екатеринбург, 2006 и Управление качеством образования в условиях ОУ. Екатеринбург, 2006 и др.
По учебникам и пособиям А. С. Белкина «Основы возрастной педагогики», «Конфликтология — наука о гармонии», «История образования на Урале» и т. д. учатся студенты и учащиеся не только УрГПУ, но и других вузов и средних учебных заведений Уральского региона.
Таким образом, идеи научной школы существуют и развиваются независимо от своего создателя, т. е. можно говорить, что возникла и утверждается научная традиция.
Научные открытия А. С. Белкина оценили не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Его педагогические идеи хорошо известны и мировому педагогическому сообществу. Более 10 лет он является членом координационного комитета Международного фонда образования. А. С. Белкин делился своими рецептами в США, Китае, Иерусалиме и в ряде других стран дальнего и ближнего зарубежья.
Так, в мае 2000 г. он поднимает проблему современных технологий образования России в Бриджпортском университете США; в июне 2002 г. в Пекине активно пропагандирует идеи
витагенного образования, витагенного жизненного опыта семьи в воспитании социально ценностных ориентаций молодежи, принимая участие в Международной конференции «Роль нравственного воспитания в укреплении мира во всем мире»; в августе 2003 г. поднимает вопросы образования и духовности в контексте жизненного опыта человечества в рамках Международной конференции «Единство в борьбе за мир»; в сентябре 2004 г. в Иерусалиме А. С. Белкин — миссионер. В контексте международной безопасности ученый раскрывает секреты гуманизации и демократизации образования.
Ежегодно научная школа проводит международные, всероссийские и региональные научно-практические конференции. Так, в 2009 г. с целью координации отечественных исследований с инновационными поисками стран Шанхайской организации сотрудничества (сессия ШОС проходила в г. Екатеринбурге) была проведена международная научно-практическая конференция «Инновационные направления в образовании», объединившая более 350 ученых из 80 городов России, Китая, Казахстана, Узбекистана, а также Белоруссии, Украины и Литвы.
Представители научной школы А. С. Белкина — специалисты высшей квалификации в области педагогических наук, весьма востребованы в высшем и среднем профессиональном образовании, образовательных учреждениях РФ и за рубежом (Болгария, Израиль, Италия, Китай, Франция).
От традиционных педагогических систем научные школы отличает то, что системообразующим элементом является личность учителя, основателя школы. В данном контексте можно говорить о таких качествах, которые характеризуют А. С. Белкина как основателя школы, как организатора, как исследователя:
• личная заинтересованность в разработке именно тех научных проблем, о которых шла речь выше и которые объединяет общая черта: это гуманистические идеи, ставящие участников образовательного процесса в его центр;
• высокая способность к генерации идей, «чутье» и восприимчивость к новому;
• в то же время разумный консерватизм, критический талант, проявляющийся в сохранении ценного опыта, накопленного предшественниками;
• высокий уровень интеллекта;
• широта и разносторонность интересов;
• энтузиазм, работоспособность и т. д.
Глава, основатель научной школы
должен обладать еще и такими качествами, которые сам Август Соломонович называет миссионными: в первую очередь, это понятие служение. Честное, самоотверженное служение избранному делу, делу педагогической науки,
творчества, образования и воспитания. И второе: А. С. Белкин справедливо отмечает, что главное кредо профессионального образования — Духовный учитель. Он умеет сказать больше, чем сказал. Его мысли продолжают ученики, он образец подражания именно в сотворении Добра.
Таким образом, по всем показателям, критериям, качествам, разнообразию направлений, инновационных идей, выявленной профессиональной и личностной позиции автора, фиксированным результатам научного поиска, наличию учеников и последователей, преемственности идей можно констатировать наличие и дальнейшее развитие научной школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. БЕЛКИН А. С. Компетентность, профессионализм, мастерство. Челябинск : Южно-уральское книжное изд-во, 2004.
2. БЕЛКИН А. С. Конфликтология — наука о гармонии. Екатеринбург: УрГПУ, 2000.
3. БЕЛКИН А. С. Основы возрастной педагогики. М. : Академия, 2000.
4. БЕЛКИН А. С. Педагогическая компетентность. Екатеринбург : УрГПУ, 2003.
5. БЕЛКИН А. С. Ситуация успеха: как ее создать. М., 1991*
6. БЕЛКИН А. С., ЖУКОВА Н. К. Витагенное образование. Голографический подход. Екатеринбург : УрГПУ, 1999.
7. БЕЛКИН А. С., ЖУКОВА Н. К. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Екатеринбург : УрГПУ, 1998.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. С. Белкин