ЮБИЛЕЙ А. С. БЕЛКИНА
31 августа 2010 г. исполнилось 80 лет замечательному педагогу и ученому Августу Соломоновичу Белкину, чья многолетняя плодотворная деятельность способствует преумножению научного и образовательного потенциала российской педагогической науки и заслуживает самой высокой оценки.
Блестящего ученого-педагога характеризуют такие качества, как высокий уровень компетентности, способность к генерации идей, блестящая эрудиция, широта мысли, энергетизм, восприимчивость к новому, талант исследователя и в то же время разумный консерватизм, проявляющийся в бережном отношении к ценному опыту, накопленному предшественниками.
Трудовая биография А. С. Белкина неразрывно связана с историей уральского образования. Он прошел путь от учителя школы до директора Института фундаментального психолого-педагогического образования Уральского государственного педагогического университета. Создал научную школу «Полипарадигмальная педагогика», которая объединила идеи из самых широких областей научного знания: генезис образования, возрастной подход в педагогике, мониторинг образовательного процесса, ментально-миссион-ное направление в образовании, теорию и практику витагенного образования, педагогику взаимодействия, педагогическую диагностику, технологию создания ситуации успеха в учебной деятельности, технологию решения сложных педагогических ситуаций в воспитательном процессе и т. д.
Говоря о научной школе А. С. Белкина, следует отметить концептуальные основы ее развития. Во-первых, научные направления исследований в рамках школы отвечают потребностям развития естественного научно-педагогического сознания на трех уровнях: социально-педагогическом (общественно-государственный заказ); научно-теоретическом (потребности педагогической науки); научно-методическом (потребности практики). Во-вторых, в проводимых исследованиях в полной мере представлены как фундаментальные, так и практикоориентированные доминанты. В-третьих, научно-исследовательская и научно-методическая деятельность школы сочетается с организационно-управленческими функциями. В-четвертых, приоритетными в деятельности научной школы являются проекты совершенствования образовательных процессов в общеобразовательной и высшей школе в контексте персонально-личностного и компетентностного подходов.
Генезис педагогических идей ученого - качественный непрерывный закономерный процесс, состоящий из нескольких этапов. Благодаря ему и его единомышленникам в понятийный аппарат педагогики была введена и обоснована такая категория, как «педагогическая диагностика». Проведено более 17 научных исследований в этой области, среди них и докторская диссертация руководителя научной школы «Теория и практика педагогической диагностики отклоняющегося поведения школьников».
В 1986-89 гг. Август Соломонович занимается созданием системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних Свердловской области. В этот период он является руководителем Федеральной программы по воспитанию сознательной дисциплины у учащихся образовательных учреждений Министерства Обороны России.
Начало 90-х гг. посвящено разработке теории и практики возрастной педагогики. Исследование А. С. Белкина в этой области отмечено премией Правительства СССР и премией В. Н. Татищева и В. де Генина. В это же время ученым активно исследуется психолого-педагогический феномен «ситуация успеха», характеризующий парадигму нового мышления в отечественной и зарубежной педагогике. Следует отметить, что формирование конкретных подходов к организации ситуации успеха -сложнейший теоретический и практический вопрос. А. С. Белкин успешно решает его, созданная им технология эффективно работает, а идеи развиваются в исследованиях его учеников.
Для второй половины 90-х гг. прошлого века характерно массовое распространение передовых педагогических идей среди работников образования. Под руководством А. С. Белкина создаются центры образовательных технологий в Ленинском районе Екатеринбурга (на базе лицея № 109), в Сургуте, Снежинске, Озерске, Нижневартовске и других городах.
В этот период ситуация в нашей стране требует противодействия тем негативным явлениям, которые стали следствием обстановки идеологического многообразия, размытых нравственных норм и ценностей, искаженно понимаемых свобод, Эти проблемы не могли не коснуться школы, учеников и учителей, которые зачастую оказываются посредниками между обществом, государством, семьей и ребенком. Коллектив научной школы под руководством А. С. Белкина начинает разрабатывать актуальное направление, связанное с изучением сложных педагогических ситуаций и конфликтов, их предупреждением, преодолением, коррекцией поведения участников конфликтной ситуации.
В начале нового тысячелетия А. С. Белкин активно включается в процесс модернизации российского образования: в область его научных интере-
сов входит еще одно направление - витагенное образование. Витагенный опыт в рамках традиционной педагогики расценивается как вспомогательное средство, но не как магистральный канал сотрудничества. Ученый предлагает изменить ситуацию в современном образовании, так как, с его точки зрения, обучение и воспитание с опорой на витагенный опыт воспитанника приобретают необходимую целостность и результативность.
В работах А. С. Белкина и его коллег нашла также продолжение и генеральная линия повышения качества образования. «Педагогический мониторинг» - понятие сравнительно новое в педагогике. Ученым-исследовате-лем сделана попытка разобраться как в сути мониторинга, так и в формах его существования, взаимодействия с родственными по смыслу понятиями и категориями.
Урал - один из крупнейших центров науки и образования. Обоснованный прогноз ближайшего и отдаленного будущего такого региона можно составить только на основе анализа его исторического прошлого, ретроспективы изменений роли образования и научных достижений по мере экономического и культурного развития края. Так оформилось очередное направление в деятельности научной школы А. С. Белкина - историко-педагогические закономерности с гуманистических позиций. Подрастающему поколению, всерьез оценивающему свои образовательные перспективы, важно познакомиться с «уроками» истории в пособии А. С. Белкина и Т. А. Сутыриной «История образования на Урале».
Сегодня, реализуя компетентностный подход, российские ученые и педагоги опираются на международный опыт, адаптируя его к российским традициям и потребностям. Научно обоснованный ответ на вопрос, в каком соотношении находятся такие часто используемые сейчас понятия, как компетентность, профессионализм и мастерство, дается А. С. Белкиным в опубликованной в 2004 г. монографии, содержание которой является новым поводом для размышлений и анализа коллег.
С принятием современной компетентностной модели образования в оборот российской педагогики и образования вновь входят понятия «миссия» и «менталитет». Они еще не осмыслены до конца. Но уже ясно, что именно образование наиболее полно и интегративно содержит практически все дефиниции конструкта «миссия», а сущность реализации всех функций данной категории условно определяется как ментально-мисси-онное направление, которое на данном этапе активно разрабатывается А. С. Белкиным и его учениками. По мнению Августа Соломоновича, ученый-педагог должен обладать прежде всего таким миссионным качеством, как самоотверженное служение избранному делу - делу педагогиче-
ской науки, образования и воспитания, а также следовать главному кредо профессиональной педагогической деятельности - быть духовным учителем, образцом для подражания в сотворении Добра.
Педагогические идеи А. С. Белкина отражены в более чем 200 работах различного уровня: монографиях, научных статьях и учебных пособиях. Они адресованы специалистам в области педагогики, философии образования, истории, психологии, представителям других отраслей научного знания и представляют интерес для учащихся и их родителей. По учебникам и пособиям А. С. Белкина «Основы возрастной педагогики», «Конфликтология - наука о гармонии», «История образования на Урале» и др. учатся студенты и учащиеся не только УрГПУ, но и других вузов и средних учебных заведений Уральского региона. Наиболее значительными публикациями ученого за последний период являются:
• Белкин А. С. Компетентность, профессионализм, мастерство. Челябинск: Южно-урал. книж. изд-во, 2004.
• Белкин А. С. Конфликтология - наука о гармонии. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000.
• Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. М.: Акад., 2000.
• Белкин А. С. Педагогическая компетентность. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003.
• Белкин А. С. Ситуация успеха: как ее создать. М., 1991.
• Белкин А. С., Жукова Н. К. Витагенное образование. Голографический подход. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1999.
• Белкин А. С., Жукова Н. К. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998.
• Белкин А. С., Сутырина Т. А. История образования на Урале. Екатеринбург, 2005.
• Белкин А. С., Сутырина Т. А. Ментально-миссионное направление в образовании. М.: Спутник, 2009.
• Белкин А. С., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. 2005.
За время своей научно-педагогической деятельности Август Соломонович воспитал огромное количество учеников. Среди них и министр образования Свердловской области, и политики Уральского региона, ректоры и проректоры ведущих вузов Урала, заведующие кафедрами и директора институтов г. Екатеринбурга и области, школьные учителя и воспитатели. Под руководством А. С. Белкина защищены 53 кандидатских и 16 докторских диссертаций.
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационных образовательных теорий и технологий Уральского государственного педагогического университета, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Академии педагогических и социальных наук, академик Международной академии наук педагогического образования, отличник просвещения РСФСР и народного образования СССР, лауреат премии Государственного комитета по образованию и Премии В. Н. Татищева и В. де Генина в области образования, кавалер Почетного знака «За заслуги в развитии г. Екатеринбурга» - вот далеко не полный перечень званий и регалий А. С. Белкина.
Президиум УрО РАО и редакционный совет журнала «Образование и наука» поздравляют Августа Соломоновича с юбилеем и желают ему продолжать уверенно вести за собой учеников, реализовать все свои планы и осуществить все свои новые идеи!