4.6. ПРОБЛЕМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Колумбаева А.А., аспирант, Московский гуманитарноэкономический институт
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются особенности соблюдения, исполнения и использования права гражданами РФ, т.е. непосредственная форма реализации права. Выявлены причины, не позволяющие гражданам в полной мере реализовывать свои права. Анализируются особенности правосознания граждан РФ, от которых зависит эффективность соблюдения, исполнения и использования права. Предложены способы устранения существующих проблем, повышения уровня правосознания граждан.
Ключевые слова: непосредственная форма реализации права, соблюдение, исполнение, использование, правосознание, борьба мотиваций, должностные лица, ответственность
PROBLEMS OF DIRECT FORM REALIZATION OF THE LEGAL RIGHTS IN RUSSIAN FEDERATION
Kolumbaeva А.А., postgraduate student, Moscow Humanitarian-Economic Institute
Annotation: The article deals with compliance, enforcement and use of rights by the citizens of Russia, in direct form realization of the rights. The reasons for not allowing citizens to fully exercise their rights are identified. The features of legal consciousness of the citizens Russia, on which fully depends the effectiveness of compliance, enforcement and use of law are analyzed. Some methods of eliminating the existing problems, along with legal knowledge improvement techniques in law-abiding citizens are offered.
Keywords: direct form realization of the right, compliance, execution, use, legal awareness, conflict of motivations, officials, responsibility
Реализация права сложный, протекающий во времени процесс, и представляет собой осуществление закрепленных и гарантированных государством правовых возможностей и проведение их в жизнь в деятельности субъектов права.
Существуют две формы реализации права опосредованная и непосредственная. К способам опосредованной реализации права относится применение права. Непосредственной формой реализации права являются соблюдение - пассивный способ реализации права, исполнение - активно-пассивный и использование - активный. Так как соблюдение это пассивный способ реализации права, то сложнее всего проследить, как происходит соблюдение правовых предписаний на практике. И процесс принятия решения, выбор варианта поведения субъектом права остается невидим. При соблюдении права большое значение имеет правовая культура, как следствие правовое воспитание субъекта, формирование его правосознания. Через соблюдение права реализуется правосознание субъекта. Оценить степень соблюдения права субъек-
том права можно только исходя от обратного - не соблюдения, т.е. анализируя зафиксированные случаи правонарушения, в форме проступка или преступления.
Попытаемся проанализировать степень соблюдения права гражданами РФ, оценить их уровень правосознания, а также те сложности, которые возникают при использовании, исполнении права и его применении должностными лицами.
Так, например, в соответствии с правилами дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993г. №1090) и распоряжением мэра Москвы от 18 января 2000г. №7-РМ «О дополнительных мерах по упорядочению парковки автотранспорта в г. Москве» парковка автотранспорта на тротуарах и пешеходных зонах запрещена. «"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном».
Однако в связи с нехваткой парковок и низким уровнем правосознания, большинство владельцев автомобилей паркуются именно на тротуаре, заставляя тем самым пешеходов, в том числе детей идти по проезжей части. Налицо несоблюдения гражданами правовых предписаний. Поскольку юридические обязанности одного субъекта права корреспондируются субъективным правам другого субъекта права, помимо нарушения правовых предписаний нарушаются субъективные права пешеходов. Интересы автовладельцев сталкиваются с интересами пешеходов. Происходит борьба мотиваций на фоне правовой культуры субъектов права.
Несоблюдение автовладельцами права, это с одной стороны свидетельствует о низком уровне правосознания автовладельцев, так как они должны были бы осуществлять парковку в отведенных для этого местах - «парковочных карманах», исполняя и соблюдая тем самым существующие правовые предписания. Но с другой стороны, органы государственной власти не создали необходимые условия для парковки автотранспорта в положенных местах, продолжая и дальше строить дома без парковок и гаражей. Соответственно автовладелец, желающий не нарушать правовые предписания, попадает в очень сложную ситуацию.
Также необходимо отметить, что граждане, в частности пешеходы, в большинстве своем, не знают как им защитить свои нарушенные права: «Я живу на углу Тобольской улицы и Большого Сампсониевского проспекта. На ул. Тобольская расположено несколько бизнес-центров, вокруг которых скапливается множество автомобилей, ни один из них не имеет парковки. Вся улица и близлежащие дворы забиты машинами. По тротуару бочком пройти еще можно, но мамам с колясками пройти просто не реально. Чтобы добраться до близлежащего двора нужно спускаться на проезжую часть с коляской и огибать все автомобили. Неужели автомобилисты могут ставить машины, где им вздумается? Как же с этим бороться?».
Это одно из сообщений жительницы г.Санкт-Петербурга, размещенное на сайте государственной телевизионной и радиовещательной компании "Санкт-Петербург" в разделе «Народная линия» на которые отвечают журналисты.
В г.Санкт-Петербурге органы государственной власти Санкт-Петербурга попытались защитить права пешеходов, ужесточив наказание за парковку на тротуа-
Колумбаева А.А. ПРОБЛЕМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА
рах, при этом, не решая проблему с нехваткой парковочных мест. В июне 2009 года к Закону Санкт-Петербурга от 29.05.2003 №239-29 «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге» были приняты поправки в соответствии с которыми, за парковку транспортных средств на тротуарах налагается штраф в размере пяти тысяч рублей, так как тротуар был приравнен к объектам благоустройства.
Однако, представители Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» не согласились ни с тем, что тротуар приравнен к объектам благоустройства, ни с тем, что штраф придется платить дважды, так как Кодексом об Административных правонарушениях РФ предусмотрен штраф в размере трехсот рублей. В «Комитет по защите прав автомобилистов» обратился водитель, которого петербургские милиционеры пытались оштрафовать за парковку на тротуаре».
Прежде чем были внесены поправки в закон Санкт-Петербурга от 29.05.2003 №239-29 «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге», Законодательное Собрание Санкт-Петербурга 29 апреля 2009 года приняло постановление «О законодательной инициативе о принятии Федерального закона «О внесении изменений в статью 12.19 Кодекса РФ об административных нарушениях» №214. Данная законодательная инициатива предусматривает исключение из второго абзаца части 3 ст. 12.19 слов «предупреждение или», и увеличение штрафа за парковку на пешеходном переходе или тротуаре до двух тысяч рублей.
Не дождавшись каких-либо действий от Государственной Думы РФ, Законодательно Собрание Санкт-Петербурга увеличило меру ответственности за парковку машин на тротуаре на территории Санкт-Петербурга самостоятельно. Но Верховный суд РФ отменил принятые Законодательным Собранием поправки в местный закон об административных правонарушениях, посчитав, что «определение... перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации.».
Но «с точки зрения горожан решение Верховного суда не так однозначно, как кажется на первый взгляд -кроме неудобства для граждан парковка машин на тротуарах мешает и уборке улиц».
В г. Москве ситуация с парковкой транспортных средств ни чуть не лучше. Также как и на сайте ГТРК «Санкт-Петербург», на сайте префектуры ЮАО г. Москвы, территориального органа исполнительной власти города, подведомственного Правительству Москвы, можно задать вопрос или оставить жалобу. Что автор настоящей статьи и сделала.
Через некоторое время с гражданином, оставившим жалобу на сайте, свяжется участковый милиционер с просьбой встретиться для оформления заявления в ОВД района. Приблизительно через месяц придут письма в ответ на жалобу и заявление о парковке автомобилей. Сначала от начальника ОВД по району Чертаново Южное, где сообщается, что по факту заявления проведена проверка и коммерческая организация, обсуживающая данный участок дороги устано-
вит ограждения пешеходного тротуара. Далее придет письмо от главы Управы района - территориальный орган исполнительной власти, информирующее о том, что до такого-то числа подрядная организация установит ограждения пешеходных тротуаров. И последнее письмо от временно исполняющего обязанности начальника отдела по организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделении по делам несовершеннолетних, в котором будет сообщаться, что в связи с отсутствием «парковочных карманов у дома по данному адресу некоторые владельцы автомашин паркуют личный автотранспорт на тротуаре», что подрядной организацией будут установлены ограждения и в Управу направлено письмо об установке ограждения для пресечения заезда автомобилей на тротуар, а также что с «водителями проведена профилактическая беседа о необходимости парковки транспортных средств на специально отведенных автостоянках, и правовой ответственности за нарушение ст. 12.19 КоАП РФ».
Подрядная организация действительно вдоль тротуара приварила куски труб (но никак не декоративные ограждения). Что, однако, не решило полностью проблемы, так как крупные машины «смели» эти трубы, а там где во время установки были припаркованы машины, так и остались не огражденные куски тротуара, к тому же в соседнем дворе, где очевидно еще никто не писал жалоб, машины стоят только на тротуаре, как и раньше.
Конечно, похвально, что так оперативно и органы внутренних дел, и органы отреагировали на жалобу, написали письма. Замечательно, что есть возможность задавать вопросы представителям органов власти через Интернет. Это, безусловно, способствует реализации и защите своих прав гражданами права.
Но данный пример иллюстрирует, что, во-первых, без реализации ответственности за правонарушения все действия представителей органов государственной власти безрезультатны. П. 3 Ст. 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за «остановку или стоянку транспортных средств на пешеходном переходе, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов», а именно «предупреждение или наложение административного штрафа в размере трехсот рублей». Во-вторых, без решения вопроса о предоставлении парковочных мест в разрешенных местах, проблемы не решить.
Остается вопрос, почему и органы внутренних дел, и органы исполнительной власти исполнение своих обязанностей, исполнение права перенесли на подрядную коммерческую организацию. Установление ограждений это только один из способов к тому же второстепенных не допустить правонарушений. Если совершено правонарушение, более того совершается систематически, то возникает необходимость не «профилактической беседе», а в установлении административного наказания, привлечении к административной ответственности. И если участковый милиционер ежедневно ходит мимо припаркованных на тротуаре машин и не предпринимает никаких мер по устранению данного правонарушения то можно говорить о неисполнении своих должностных обязанностей, не исполнении правовых предписаний.
Отсутствие ответственности за совершенные правонарушения приводит к отсутствию уважения к праву,
закону, что приводит «не правильному» правосознанию. А отсутствие развитого правосознания ведет к дальнейшему совершению правонарушений, а может быть и преступлений, уже не только теми, кто не соблюдал и не исполнял правовые предписания, но теми, чьи права был нарушены, и самое главное не были защищены. Не известны причины массового сожжения автомобилей в Москве. В Интернете, в комментариях к статьям об отмене поправок к Закону Санкт-Петербурга от 29.05.2003 №239-29 «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге» об увеличении штрафа за парковку на тротуаре, отчаявшиеся пешеходы предлагают просто «жечь» машины раз ничего нельзя сделать законным путем.
Отсутствие «парковочных карманов» провоцирует совершение правонарушений. Органы исполнительной власти обязаны исполнить возложенные на них обязанности, обеспечить достаточное количество парковочных мест, а в случае не качественного исполнения своих обязанностей должен быть механизм ответственности перед гражданами благополучие, которых они обязаны обеспечить. Правонарушения, преступления свидетельствуют не только об уровне правосознания и нравственных качеств граждан, но являются своего рода индикатором качества исполнения соответствующим органом государственной власти своих обязанностей и права, насколько оно справляется, насколько соответствует предъявленным требованиям.
Конечно, уровень правосознания нужно повышать и в первую очередь должна быть неизбежна ответственностью за совершенные правонарушения. Осознание неизбежности ответственности будет способствовать исполнению и соблюдению права. Но начинать нужно с должностных лиц, представителей органов государственной власти. Когда за неисполнение своих должностных обязанностей или злоупотребление ими будет наступать ответственность. Когда органов государственной власти обеспечат беспрепятственное использование гражданами своих права. И процесс применения права будет эффективным. Только в этом случае представители органов государственной власти имеют право требовать от граждан соблюдения и исполнения правовых предписаний, и только и в этом случае у граждан будет чувство защищенности, справедливость, уверенность, что они живут в правовом государстве, что, несомненно, повысит и их правосознание, а право станет убеждением.
Список литературы:
1. Постановление «О законодательной инициативе о принятии Федерального закона «О внесении изменений в статью 12.19 Кодекса РФ об административных нарушениях» № 214 от 29 апреля 2009 года.
2. Правила дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090). Правовая система Гарант.
3. Закон Санкт-Петербурга от 29.05.2003 №239-29 «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге».
4. П. 3 ст. 12.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Определение Верховного Суда РФ от 9 декабря 2009г. № 78-Г09-38. ІіПр://\№мм.ка<іІ8.ги/пе\м8Іех1.рІ'ЛтІ?І<і=43965
6. Сайт ГТРК Санкт-Петербург. Народная линия. 01.10.2008.
ІіНр://\м№м.і1г.8рЬ.ги/РеорІе_ІІпе/уІе\мт8д.а8р?Ю=83776&РЮ=8
3776.
7. Суд снизил размер штрафа за парковку на тротуарах. 22 сентября 2009. ІіПр://\м№м.да2е1а.8рЬ.ги/197297-0/
8. «10 декабря 2009/Деловой Петербург./Тротуар подешевел для парковки. «ДП» о борьбе города с незаконной парковкой. Лебедев Денис». http://www.kadis.ru/daily/?id=73830.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья А.А. Колумбаевой посвящена проблемам непосредственной реализации права гражданами Российской Федерации.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, так как и сегодня существует проблема эффективного соблюдения, исполнения и использования права гражданами РФ.
Автором проведена серьезная работа по выявлению причин, не позволяющим гражданам в полной мере реализовывать свои права. Проанализирована практика соблюдения, исполнения, использования права, и особенности правосознания граждан РФ, от которых зависит эффективность соблюдения, исполнения и использования права.
Предложены способы повышения эффективности реализации права, повышения уровня правосознания граждан.
Научная статья А.А. Колумбаевой «Проблемы непосредственной формы реализации права в Российской Федерации» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Профессор военно-правовой кафедры
Военного Университета
К.ю.н., доцент Ю.М. Бирюков