Научная статья на тему '2020. 04. 005. Сарма Ч. Лесная экосистема и благополучие: племенное сообщество в переходный период. Sarma Ch. Forest ecosystem and wellbeing: a tribal community in transition // J. of North East India studies. - new Delhi, 2019. - Vol. 9, n 2. - p. 1-11'

2020. 04. 005. Сарма Ч. Лесная экосистема и благополучие: племенное сообщество в переходный период. Sarma Ch. Forest ecosystem and wellbeing: a tribal community in transition // J. of North East India studies. - new Delhi, 2019. - Vol. 9, n 2. - p. 1-11 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
43
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНАЯ ЭКОСИСТЕМА / АССАМ / ПЛЕМЕННОЕ СООБЩЕСТВО / ПЕРЕХОД / БЛАГОПОЛУЧИЕ / РАБХА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Михель И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020. 04. 005. Сарма Ч. Лесная экосистема и благополучие: племенное сообщество в переходный период. Sarma Ch. Forest ecosystem and wellbeing: a tribal community in transition // J. of North East India studies. - new Delhi, 2019. - Vol. 9, n 2. - p. 1-11»

ЮЖНАЯ, ЮГО-ВОСТОЧНАЯ И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

2020.04.005. САРМА Ч. ЛЕСНАЯ ЭКОСИСТЕМА И БЛАГОПОЛУЧИЕ: ПЛЕМЕННОЕ СООБЩЕСТВО В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД.

SARMA Ch. Forest ecosystem and wellbeing: a tribal community in transition // J. of north east India studies. - New Delhi, 2019. - Vol. 9, N 2. - P. 1-11.

Ключевые слова: лесная экосистема; Ассам; племенное сообщество; переход; благополучие; рабха.

Чинмайя Сарма, доцент Центра северо-восточных и политических исследований университета Джамия Миллия Исламия в Нью-Дели, пытается исследовать традиционные практики здоро-вьесбережения у рабха - народа, живущего на территории Ассама1, а вместе с этим дать описание их образа жизни, который уходит в прошлое вместе с процессом модернизации и торжеством современной культуры.

Для рабха всегда были свойственны уникальные симбиоти-ческие отношения с лесом и вера в то, что лес дает средства от всех болезней. На нынешнем, переходном этапе развития Индии традиционное восприятие леса у рабха разрушается. Поощряемая государством экономическая практика эксплуатации леса влечет за собой изменение жизни племен. В их повседневную жизнь вторгается современная медицина, а вместе с ней - новые болезни. Самое существование племенного сообщества оказывается под угрозой.

1 Рабха принадлежат к этнической группе бодо-качари тибето-бирманской языковой семьи, в антропологическом плане являются монголоидами.

В соответствии со структурно-функциональным подходом к изучению жизни сообществ, изменения в какой-либо одной части социальной системы вызывают изменения и всех остальных частей. Лес, в котором традиционно живут рабха, - часть их социальной системы, которая сегодня подвергается драматической трансформации. Многие рабха, особенно представители старшего поколения, все еще верят в существование высшего лесного божества - ВапатаИ, которое охраняет здоровье племени и уберегает его от смерти. Важную роль в их культуре также исполняют о^а -знахари-колдуны, обитающие в лесах и совершающие священные ритуалы исцеления. Предпринимаемая в последнее время модернизация индийского здравоохранения радикально изменяет сложившуюся ситуацию. Выделяя средства на подготовку врачей и специалистов, участвующих в заготовке лекарственных растений, правительство способствует подрыву социальной роли лесных целителей и разрушению симбиоза рабха с экосистемой леса. Находясь в непростой для себя ситуации, рабха вынуждены пользоваться обеими типами медицинских систем - традиционной и современной.

В настоящее время рабха живут в Ассаме, Мегхалае и Западной Бенгалии и подразделяются на семь групп, каждая из которых имеет собственное занятие, диалект и область расселения. Большинство представителей этого народа продолжают вести уединенный образ жизни и занимаются подсечно-огневым земле-делием1. Модернизация, проводимая властями Ассама, вынуждает многих рабха покидать леса и мигрировать на равнину, где им приходится трудиться в сельском хозяйстве и где происходит их поглощение более крупными индуистскими общинами. Меняется и ценностная система рабха - будучи матрилинейными анимистическим сообществом, они вынуждены усваивать патриархальные ценности индусов равнины. По словам, автора этот процесс начался еще при британцах, когда леса были объявлены охраняемой зоной, и проживающим в них людях было запрещено пользоваться его дарами. Принятый в 2006 г. «Закон о правах на лес» формально способствовал преодолению этой исторической несправедливо-

1 Во время полевых работ рабха поют хамзар - народные песни о земле («ха») и середине леса («мазар»). - Прим. реф.

сти, но на практике не все рабха получили возможность жить прежней жизнью.

Лес всегда был в центре индийской цивилизации, олицетворяя собой пракрити - женское начало. Ведическая литература изображает лес как источник жизни и плодородия, рай для странников и путешественников. Веды были написаны мудрецами, живущими в лесу, которые воспринимали его как источник божественного откровения и всякого творчества. С ведами также связаны араньяки - «лесные книги», состоящие из песнопений, гимнов и сводов законов. В араньяках упоминается неуловимая Араньяни - богиня леса и мать зверей. В санскритских текстах также упоминаются различные сверхъестественные существа, защищающие лес - нишадхи и ракшасы; под этим названиями, очевидно, скрываются многочисленные лесные племена.

Лес никогда не был источником для удовлетворения исключительно биологических и хозяйственных потребностей. Он всегда был средоточием культурной жизни, объединяя своих обитателей в один организм. Одна из поговорок рабха гласит, что земля производит достаточно, чтобы удовлетворить потребность всех, но она не может насытить самых жадных. Считая землю леса священной, рабха, воздерживаются от распахивания земли и предпочитают собирать плоды, корни и клубни. Для них вспашка земли все равно, что нанесение ран матери. Они также считают, что о матери-земле необходимо заботиться, для чего периодически проводят пожог сушняка и вырубку зарослей. В экологическом плане этот метод действительно имеет плюсы - лес приобретает способность к быстрому восстановлению, а почва, слежавшаяся после затяжных муссонных дождей, дренируется.

«Закон о правах на лес», предоставляющий каждой семье право на четыре гектара земли, дал толчок превращению мелких лесных селений в деревни. Образование деревень стало приводить к изменению образа жизни - бывшие кочевники начали превращаться в оседлых жителей, возникла пропасть, разделяющая их со своими духовными корнями, лес начал трактоваться как среда, чуждая их собственной жизни. Но этот отрыв от леса привел к духовным страданиям - негде стало возносить молитвы и получить физическое и духовное исцеление. Происходящий отрыв рабха от их традиционной кочевой жизни в лесу сопровождается быстрым

разрушением их культуры. Молодежь больше не стремится в леса, чтобы учиться у о^а знаниям о целебных травах и древесной коре, и вместо этого мигрирует в города, теряясь в толпах культурно чуждого им населения. Создаваемые правительством в деревнях медицинские пункты делают все более бесполезными и самих о^а.

Утрата культурных основ у рабха ведет к исчезновению практик приготовления традиционных лекарственных препаратов. Например, раньше существовало умение изготавливать ароматические лечебные масла - их получали посредством отжима трав, перед тем как приступить к вырубке зарослей и обряду очищения почвы. Полученное масло преподносилось божеству или предлагалось больному. Теперь ничего этого нет - масла и ароматические палочки, утратившие большинство своих целебных свойств, покупают на рынке. Сама же заготовка лекарственных трав осуществляется промышленным образом, в интересах транснациональных фармацевтических компаний.

Еще один пример - изменение способа использование ароматической травы sugandhamantri. Рабха использовали ее как антисептик и болеутоляющее средство. Но фармацевтические компании, проанализировав фармакологические свойства этого растения, продвигают его на рынке также как антидепрессант и противогрибковое средство. Корпорации используют сложные технологии для разделения ароматических и фармакологических свойств растения. Но, по мнению автора, коммерчески произведенные благовония имеют меньший лечебный эффект и являются более слабыми антидепрессантами.

Современная аллопатическая медицина в своей основе является редукционистской. Для нее болезнь - это патология конкретного органа или следствие проникновения в человеческий организм болезнетворного микроба, но она не рассматривает болезнь как часть системы, в которой человек и окружающая среда неразрывно связаны между собой. Напротив, в традиционной медицинской системе рабха болезнь является частью такой системы, следствием нарушения гармонии между человеком и окружающим миром. У рабха существуют четкое понимание, какие растения и в какой период времени являются разрешенными для употребления в пищу. У каждого растения имеется свой дух-охранитель. Если употребить разрешенную пищу в неподходящее время, это вызо-

вет недовольство со стороны духа, который накажет человека, сделав его одержимым. У рабха существуют свои ритуалы для умиротворения этих духов и лечения одержимых, в то время как современная медицина совершенно не понимает, как это возможно: для современного медицинского знания одержимость - это неразрешимая проблема. Для самих рабха одержимость духом - состояние опасное, но все же имеющее объяснение: дух, овладевший телом больного, блокирует его жизненные процессы, причиняет ему боль, ввергает в галлюцинации. С антропологической точки зрения, одержимость у рабха - это культурно обусловленная болезнь.

Во время ритуала исцеления одержимого происходит своеобразный диалог между духом и ojha. Дух говорит через заболевшего незнакомым голосом, умоляет освободить его, делится своей мудростью, сообщая о свойствах лечебных растений, местах их произрастания и способах применения. При проведении ритуала изгнания духа обязательным является присутствие зрителей - родственников и соседей заболевшего. Наблюдая за его страданиями, они, с одной стороны, постигают урок о том, что неподобающее поведение влечет за собой наказание, с другой - приобретают чувство социальной сплоченности и уважение к духам леса.

Во время ритуала совершаются жертвоприношения - чтобы призвать на помощь доброго лесного духа longa deo, ему даруются голубь, петух и рисовое пиво. О появлении доброго духа становится известно по мере того, как колдун погружается в транс. С приходом доброго духа начинается битва между ним и злым духом bira. После того, как злой дух побежден, он отступает в лес, а доброму духу дарят табак. После завершения ритуала все собравшиеся раскуривают каннабис, отмечая победу добра над злом и исцеление одержимого. После этого исцеленному предписывается употребление лечебной травы sugandhamantr, голубиное мясо и устанавливается строгий режим, ограничивающий его в посещении леса на протяжении двух лунных месяцев.

Медицинская система рабха является коммунальной. Больного не изолируют в клинике, отделяя от остальных. Все племя принимает участие в его исцелении. Не существует категорического противопоставления между здоровыми и больными - они все участвуют в одних и тех же социальных процессах и ритуалах. Вместе с тем болезнь - не вполне обычное состояние. Во время

болезни человек является одержимым и не контролирует собственный разум. С точки зрения рабха, в этот момент он пребывает в другом метафизическом состоянии.

Лес для рабха - не просто место для отшельников и аскетов, но и кладовая лекарственных растений. У рабха имеются священные рощи thaan - не менее пяти деревьев сала (coasta robusta), расположенных возле пруда или ручья. Духовная связь с рощей вызывает у рабха потребность в заботе о ней. Рабха верят, что в роще проживает дух великого предка. Ежегодно под руководством ojha все племя принимает участие в очищении пространства вокруг рощи - оно является местом для проведения собраний.

Все традиционные медицинские знания у рабха являются наследственными. Эти знания охраняются от непосвященных, и только ojha может знать, как и с помощью каких средств можно исцелять одержимых. Кроме того, в его распоряжении имеются контрацептивные средства. Наследственными являются и знания о лечебных травах. У рабха их собиранием занимается этническая группа пати рабха. Сегодня, в ходе процесса модернизации, знания о сборе лечебных трав утрачиваются, и этим занимаются наемные работники.

Благодаря распространению современной медицины в жизни рабха происходят изменения. Снизилось число инфекционных заболеваний и болезней глаз. Однако количество случаев желтухи не уменьшается. С точки зрения самих рабха, причиной этой болезни является гнев холодного женского духа Sheetala Devi, которую современная медицина не может умиротворить. Этот и тому подобные случаи свидетельствуют о том, что доверие рабха к традиционной медицине все еще сохраняется. С точки зрения рабха, современная медицина способна защитить здоровье, но она не способна обеспечить благополучие. С этой задачей лучше справляться их собственная традиционная медицина. С точки зрения рабха, лечение, чтобы быть эффективным, должно быть социально приемлемым и понятным, должно соответствовать их способу восприятия мира.

Для рабха лечение не является ценностно нейтральным процессом. Исцеляя своих одержимых, колдуны рабха не просто лечат их от болезни, но и защищают от вреда всю общину, поскольку конкретное заболевание никогда не индивидуализировано - оно

угрожает всем. Быть здоровым для рабха - не значит не иметь конкретной болезни; это значит быть свободным от вмешательства злых духов и сохранять внутри себя благополучие. При каждом бездумном вмешательстве человека в священный лес, его шанс на сохранение благополучия уменьшается.

С точки зрения рабха, правильная система здоровьесбереже-ния включает в себя использование подходящих трав, произнесение совместных молитв и использование знаний шраманов1. Иные способы сохранения здоровья, согласно представлениям рабха, опасны и бесполезны. Так, бесполезны покупаемые лекарства, поскольку они выступают продуктом чужой культуры. Бесполезна и сама современная медицина, поскольку она тоже является чуждой и, кроме того, не способна справляться с одержимостью и сохранять благополучие.

Молодежь рабха, которая в последнее время все чаще обращается не к ojha, а современным докторам, отрывается от своих культурных корней. Переставая жить как рабха, они, в сущности, перестают быть рабха. Находясь в состоянии перехода от традиционного образа жизни к современному, племенное сообщество раб-ха исчезает вместе с их исчезающей экосистемой.

И.В. Михель

2020.04.006. ДЮБУА ДЕ ПРИСК Э. КИТАЙСКАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТА: КАК ПЕКИН ОЦЕНИВАЕТ, НАГРАЖДАЕТ И НАКАЗЫВАЕТ СВОИХ ГРАЖДАН. DUBOIS DE PRISQUE Е. Le système de crédit social chinois: Comment Pékin évalue, récompense et punit sa population // Futurib-les. - Paris, 2020. - Vol. 1, N 434. - Р. 27-48.

Ключевые слова: Китай; система социального кредита; наказания и награды.

1 Шраманы - странствующие отшельники, аскеты, религиозные подвижники в Индии. В отличие от брахманов не признают авторитет Вед. Их образ жизни включал в себя путешествия, умерщвление плоти, сбор подаяний. В жизненной философии шраманов утверждается, что каждый человек ответственен за свои поступки, а спасение - освобождение от круга перерождений сансары - может быть доступно всем людям, независимо от касты и цвета кожи. Важнейший способ спасения в шраманизме - духовные практики, йога в широком смысле слова. - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.