Научная статья на тему '2019. 03. 016. Бхаттачарджи Ш. Охрана лесов и лесопользование в царстве ахом в Ассаме доколониального периода: исторический анализ. Bhattacharjee S. forest conservation and management practices among the Ahom rulers of pre-colonial Assam: an historical assessment // J. of North East India studies. - new Delhi, 2017. - vol. 7, n 2. - p. 1-17'

2019. 03. 016. Бхаттачарджи Ш. Охрана лесов и лесопользование в царстве ахом в Ассаме доколониального периода: исторический анализ. Bhattacharjee S. forest conservation and management practices among the Ahom rulers of pre-colonial Assam: an historical assessment // J. of North East India studies. - new Delhi, 2017. - vol. 7, n 2. - p. 1-17 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ЛЕСОВ / ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЦАРСТВО АХОМ / АССАМ / ПРИРОДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 03. 016. Бхаттачарджи Ш. Охрана лесов и лесопользование в царстве ахом в Ассаме доколониального периода: исторический анализ. Bhattacharjee S. forest conservation and management practices among the Ahom rulers of pre-colonial Assam: an historical assessment // J. of North East India studies. - new Delhi, 2017. - vol. 7, n 2. - p. 1-17»

практического применения своих знаний, чтобы получить больший социальный престиж. Ито приводит характерный пример: Нисина Ёсио, выпускник Токийского университета, после недолгого периода работы в японских исследовательских структурах уехал за границу, где работал в Кембридже, Берлине и Геттингене. Когда он спустя несколько лет вернулся на родину уже как полноценный член международного научного сообщества и специалист в области атомной физики, он сам и его брат, представляя его родственникам и друзьям, говорили о достижении Нисина больших высот в «исследовании электричества».

А.А. Новикова

ИСТОРИЯ

2019.03.016. БХАТТАЧАРДЖИ Ш. ОХРАНА ЛЕСОВ И ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ В ЦАРСТВЕ АХОМ В АССАМЕ ДОКОЛОНИАЛЬНОГО ПЕРИОДА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. BHATTACHARJEE S. Forest conservation and management practices among the Ahom rulers of pre-colonial Assam: an historical assessment // J. of north east India studies. - New Delhi, 2017. - Vol. 7, N 2. -P. 1-17.

Ключевые слова: охрана лесов; лесопользование; царство Ахом; Ассам; природа.

Шриджани Бхаттачарджи (историк, доцент кафедры свободных искусств Университета Адамас, Калькутта) анализирует роль правителей Ахома в Ассаме доколониального периода в управлении природными ресурсами начиная с XIII в. и до установления британского правления. Его внимание сфокусировано на сохранении баланса между государственной лесной политикой и традиционными туземными правами на лес. В экологической истории существуют разные мнения о том, какова была степень вмешательства государственной власти в права коренных народов на лес и его богатства. Обычно считается, что в Индии вмешательство государства в природу - флору, фауну и права коренных народов, обитающих в лесах, - усилилось лишь с установлением колониального правления, тогда как до этого оно было минимальным. Другая же точка зрения состоит в том, что традиционные общества сохра-

няли сбалансированный подход к природе при номинальном узурпировании общинных прав государством. Цель данного исследования - в том, чтобы проанализировать масштабы использования флоры и фауны в царстве Ахом, государственную политику, проводимую в отношении лесов и населяющих их племен, и специфику царского подхода к флоре и фауне региона.

Большинство современных исследователей романтизируют доколониальные методы охраны природы, возможно, по причине нехватки информации. Тем не менее имеются доказательства, что поскольку доколониальное общество становится вначале регламентированным, а затем стратифицируемым, доступ к природным ресурсам и их использование также становится жестко стратифицированным и возникают природоохранные практики, отражающие попытки сбалансировать конкурирующие интересы. Известно о таких практиках, как выделение священных мест, размещение тотемов, отчуждение труда в целях охраны природы и т.д.; их не следует воспринимать ни как эгалитарные, ни как консенсуальные формы охраны природы, но скорее, как осуществление власти над людьми и ресурсами доминирующими кланами или классами, как в обсуждаемом здесь случае.

Считается, что ввиду низкой плотности и отсутствия мобильности населения, господства примитивных методов ведения сельского хозяйства и охоты природоохранная деятельность встраивалась в обычную жизнь общества - экономическую, социальную и религиозную, поэтому доколониальные общества не нуждались в развитии сложных механизмов охраны природы. Но в действительности картина могла выглядеть иначе. Имеющиеся данные позволяют предположить, что плотность расселения людей была высокой, а производство и добыча ресурсов - сложными и адаптированными к требованиям конкретных ресурсов и экосистем, вследствие чего каждое общество со временем разрабатывало свои, иногда очень сложные механизмы по регулированию использования ресурсов. «Из-за явных проблем в методологии исторической науки тяжело с абсолютной точностью описать те природоохранные практики, что могли существовать в доколониальные времена» [с. 2].

В древнеиндийских религиозных текстах можно найти много полезных примеров на этот счет. В «Ригведе» олицетворяются и

обожествляются разные природные явления - солнце, гром, огонь, рассвет, дождь; и это можно рассматривать как свидетельство признания древними особой ценности природы. В «Законах Ману» предусматривались наказания для тех, кто губит растения. В исторических текстах Древней Индии также имеются примеры природоохранных мер, принимавшихся правителями. Ашока (268-232 гг. до н.э.) из династии Мауриев в своих указах запрещал охоту в определенные дни и требовал высаживать вдоль дорог лекарственные травы, а в пойменных землях - фруктовые деревья. Каутилья (ок. 370-283 гг. до н.э.), советник Чандрагупты, в «Артхашастре» изложил схему государственного управления лесами; он упоминает о существовании особого управления лесами и говорит об обязанностях царя защищать леса и слоновые рощи, ведать ирригационными работами и рудниками. Акбар из династии Великих Моголов запрещал охоту в определенные дни недели. Зайн-аль-Абидин (1420-1470), султан Кашмира, запрещал употребление мяса в определенные дни. Типу Султан, правитель Майсура (1782-1799), установил особые правила по вырубке сандалового дерева и взимал налог за рубку тика и кардамона в связи с их высокой коммерческой ценностью. Но за исключением нескольких видов лесных растений, государство не препятствовало лесным народам самостоятельно реализовывать свои права на лес. Можно согласиться с тем, что в Древней Индии существовал особый тип экологического сознания, а также особый механизм управления лесами.

Цари Ахома, правившие на землях современного Ассама шесть столетий (1228-1826), управляли его богатыми ресурсами -растительными, животными и минеральными. Под их контролем была Брахмапутра и все плодородные земли вокруг нее. Информация о природоохранной политике в царстве Ахом обширна и включает в себя многочисленные архивные материалы, отчеты лесной администрации, газетные публикации, исследования индийских и британских авторов различных периодов. Сведения о колониальном периоде правления показывают, что при британцах произошло увеличение масштабов вырубки лесов, хотя при этом и предпринимались некоторые меры по ее ограничению. В связи с увеличением площадей чайных плантаций и вырубкой леса начались столкновения между колониальной администрацией и местными сообществами. При британцах произошло и расширение

территории Ахома - за счет включения в его состав земель соседних племен.

Исторически цари и народ Ахома были родом из Бирмы, восходили к этической группе Тай (Шань). Первый царь династии, Сукафа (1228-1268), покорив многочисленные племена, основал свое государство в долине Брахмапутры. Созданная при нем система управления была комбинированной: одни племена непосредственно подчинялись царю, другие состояли с ним в союзе. Что касается Нагов, то они находились в военном конфликте с Ахомой.

Правитель Ахома именовался Сварга Махараджей, или «царем небес». В управлении ему помогали несколько чиновников из семей потомственных управленцев. Мужское население Ахома в возрасте от 15 до 50 лет должно было трудиться на благо государства, в обмен чего ему выделяли две пуры (2,66 акра) земли. От обязательного труда были освобождены представители высших каст, знать, духовенство и их рабы. Предоставляемые царем земли подразделялись на три категории - Хетра (пашни), Хила (пустоши) и Васту (земли под постройки). Земли Хила обычно были покрыты лесами и находились в совместном владении. Если земли Хетра предоставлялись мигрантам, то те должны были платить налог с каждого плуга. Налоги также платили горные племена и ремесленники, добывающие золото, медь и масло. Правители Ахома предоставляли земли знати и племенным раджам - на условиях уплаты налогов - и брахманам и храмам - безвозмездно.

Цари Ахома поощряли вырубку лесов там, где планировалось разведение риса. Обычно под рис отводились склоны холмов, которые освобождались от леса, после чего там сооружались насыпи для удержания воды. Еще одно направление их политики было связано со строительством дорог. В этом процессе участвовало лесное ведомство Ахома, которое организовывало прокладку лесных троп, установку мостов, заготовку бревен, бамбука, соломы и других строительных материалов. При Сучингфе (1644-1648) все служащие лесного ведомства были разделены на 19 категорий -охотники на птиц, охотники на оленей, охотники на тигров, заготовители соломы, бамбука, пальмовых листьев, лесорубы, стражи слонов, стражи деревьев и т.д. Сохранение или уничтожение природных ресурсов зависело от потребностей государства и народа. Многие виды флоры и фауны имели большое военное, политиче-

ское и коммерческое значение для государства и поэтому охранялись. Опасные животные, например тигры, уничтожались.

Специальный отряд во главе с Катх Баруа занимался заготовкой леса, шедшего на строительство зданий, лодок и т.п. Все деревья, имеющие коммерческую, строительную и военную ценность, охранялись государством. Особо охранялись Великие баньяны (Joba Hingori-quercus) - деревья с самой большой в мире кроной. Под контролем государства также находились слоны, слоновая кость, лак, алоэ, дерево агар, приносившие двору большие доходы.

Цари Ахома сохраняли природу не только по социально-экономическим, но и по религиозным причинам, о чем свидетельствуют Буранджи - Ассамские царские хроники. Многим видам флоры и фауны придавался религиозный смысл. Во время церемонии коронации царь с царицей торжественно передвигались верхом на слонах, высаживали баньяновые деревья и прибывали к холму Чарайдео, где находилась столица Ахома, основанная первым царем Ахома Сукафой (1228-1268).

Изначально цари Ахома исповедовали анимизм. Они поклонялись природным силам, лесу, реке. Существовали мелкие божества, покровительствовавшие рисовым полям. Коров и буйволов приносили в жертву лишь во время самых важных праздников, например обряда инициации юношей; во всех остальных случаях в жертву приносили птиц и свиней. С принятием брахманизма в XIV в. и расширением царской администрации, цари Ахома продолжили поклоняться лесным и речным божествам. Правители высаживали в благоприятных местах священные деревья - Вата (Ficus Indica) и Асваттха (Ficus Religiosa). Царь Джаядхвадж Сингха (1648-1663) перед тем, как выкопать пруд, вознес молитвы речным богам. Все водоемы считались священными, а создание прудов и плотин считалось одной из главных обязанностей царей. Такие объекты обычно сооружались в память о монархе, членах его семьи и других приближенных.

Особое значение всегда имели слоны. Их мифологизировали, использовали на войне и во время церемоний, в строительстве и торговле. Иностранные авторы - китайские и персидские, бывавшие в Ахоме, восхищались здешними слонами. Особо почитались слоны с красным правым клыком и белым левым. Существо-

вала различная литература о слонах. Интересную информацию о слонах в Ассаме дает «Хастивидьярнава» (Трактат о слонах), написанный на коре алоэ Сукумаром Баркатом по приказу царя Сивы Сингха (1714-1744) и царицы Амбики Деви. В нем описаны различные типы слонов, их привычки, особенности содержания и использования. Во время сражений слонов использовали для деморализации и уничтожения противника. В мирной жизни они прокладывали лесные тропы и переносили тяжести. Использовались две системы отлова и приручения слонов: Хедда - отлов целого стада, которое потом загонялось в специальный загон, и Ме-лашикар - ловля одинокого слона с помощью прирученного. Большой ценностью обладали клыки и шкуры слонов. Цари Ассама дарили изделия из слоновой кости другим правителям. По договору между Джаядхваджей Сингхой и Моголами от 22 января 1663 г. царство Ахом регулярно поставляло им слонов из Ассама. Ахом торговал тысячами слонов; стоимость каждого достигала 300 рупий. Слоны предоставлялись знатным особам а число даруемых животных зависело от их статуса.

В Ахоме широкого использовались и другие дары природы, в особенности дерево. В Сатрах и Намгхарах - монастырях, появившихся в Ахоме с приходом вишнуизма, резьбой по дереву украшались молитвенные помещения и святилища. Из дерева были и величественные колонны, поддерживающие их соломенные крыши. В царском дворце тоже широко использовалось дерево и бамбук. Иностранные путешественники восторгались чудесной деревянной резьбой, которую они видели, посещая Ахом. Резчики по дереву из гильдии Сибсагара пользовались особым покровительством местных правителей. Из дерева строились многочисленные суда, военные корабли, лодки и плоты, которых в Ахоме было великое множество. Во время вторжения Моголов в Ассам, как писали тогдашние авторы, у правителя Ассама было 32 000 судов.

Ахом активно торговал всеми дарами природы - хлопком, агаром, золотом, мускусом, горчицей, табаком, орехом, бетелем, лаком, шелком, костью и рогом животных. По Брахмапутре шел сплав бревен, причем в некоторых случаях незаконный. Правители развлекались охотой на лесных и речных животных, были частыми гостями на популярных в народе травлях диких зверей.

По отношению к племенам, обитающим на территории царства, проводилась взвешенная политика. Цари старались без нужды не вмешиваться в их жизнь, обычаи и систему управления. Отношения между равнинными и горными племенами регулировались с помощью системы Поза, которую установил царь Пратап Сингха (1603-1641). Жители равнин должны были горцам свои товары в обмен на то, что те воздержатся от набегов. Горцев привлекали для выполнения различных повинностей, прежде всего в лесах. Они трудились лесниками, лесорубами, поставляли во дворец дрова и стройматериалы. Вождям племени Нагов предоставлялась земля, а от самих Нагов требовали выплачивать дань.

В целом, правители Ахома располагали вполне эффективной системой управления лесами. Они активно пользовались различными дарами природы, животными и растениями, но при этом предпринимали меры и по возмещению нанесенного природе ущерба. Они проводили умелую политику по отношению к народам, обитающим в лесах, стараясь не ущемлять их традиционные права. Тем не менее, полагает автор статьи, это не является доказательством того, что цари Ахома в своем управлении природой придерживались сбалансированного подхода. Более важно было то, что численность землевладельцев была невысокой, а природные дары - изобильны. До прихода британцев лес и его богатства не считались товаром, и это тоже способствовало его сбережению от посягательства со стороны человека. Баланс между проводимой государством лесной политикой и традиционными правами лесных народов на лес зависел именно от этих факторов.

И. В. Михель

2019.03.017. С.Е. СИДОРОВА. ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ БРИТАНЦЕВ В ИНДИИ. SIDOROVA S.E. Away from homeland: Emotional experiences of the Britains in India. DOI: 10.31249/rva/2019.03.03

Аннотация. В фокусе статьи - ряд поэтических и автобиографических произведений, которые отражали разный по длительности опыт пребывания британцев в колониальной Индии. Эти тексты рассматриваются в рамках «аффективного поворота», междисциплинарного направления в современной гуманистике, иссле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.