Научная статья на тему '2015. 04. 042. Габриелссон М. , габриелссон П. , димитратос П. Международная предпринимательская культура и новые венчурные предприятия. Gabrielsson M. , Gabrielsson p. , Dimitratos p. international entrepreneurial culture and growth of international new ventures // Mir: management Internat. Rev. - wiesbaden, 2014. - vol. 54, n 4. - p. 445-471'

2015. 04. 042. Габриелссон М. , габриелссон П. , димитратос П. Международная предпринимательская культура и новые венчурные предприятия. Gabrielsson M. , Gabrielsson p. , Dimitratos p. international entrepreneurial culture and growth of international new ventures // Mir: management Internat. Rev. - wiesbaden, 2014. - vol. 54, n 4. - p. 445-471 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВЕНЧУРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минервин И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 04. 042. Габриелссон М. , габриелссон П. , димитратос П. Международная предпринимательская культура и новые венчурные предприятия. Gabrielsson M. , Gabrielsson p. , Dimitratos p. international entrepreneurial culture and growth of international new ventures // Mir: management Internat. Rev. - wiesbaden, 2014. - vol. 54, n 4. - p. 445-471»

тенциал не пострадал и не отошел на второй план в процессе решения интеграционных задач.

И.Г. Минервин

2015.04.042. ГАБРИЕЛССОН М., ГАБРИЕЛССОН П., ДИМИТРА-ТОС П. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА И НОВЫЕ ВЕНЧУРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. GABRIELSSON M., GABRIELSSON P., DIMITRATOS P. International entrepreneurial culture and growth of international new ventures // MIR: Management internat. rev. - Wiesbaden, 2014. - Vol. 54, N 4. -P. 445-471.

Ключевые слова: международное предпринимательство; венчурные предприятия; глобальная конкуренция; предпринимательская культура.

Рассматривая процессы формирования и роста международных венчурных предприятий (МВП), исследователи из Финляндии и Великобритании поставили задачу уточнить предпринимательские характеристики МВП и выяснить их воздействие на развитие таких предприятий. Эмпирическое исследование базируется на анализе конкретных ситуаций, охватившем финские МВП, а также все МВП, действующие в Финляндии и вошедшие в базу данных Университета г. Вааса. Использовался также метод интервьюирования основателей или руководителей фирм. Для подробного описания конкретных примеров были отобраны финские фирмы, удовлетворяющие определению МВП (не менее 25% продаж на внешних рынках в течение пяти лет).

Вопросы создания, функционирования, специфики менеджмента МВП, отмечают авторы, получили широкое освещение в управленческой литературе. Согласно определению авторов, международное предпринимательство подразумевает сочетание инно-вационности, проактивности и принятия риска в трансграничных операциях, а также использование благоприятных внешних возможностей для создания товаров и услуг. В этом определении подчеркивается предпринимательский характер МВП и задача быстрого выхода на международные рынки. Авторы вводят понятие международной предпринимательской культуры (МПК), включающей ряд поведенческих элементов. К ним относятся следующие.

- Международная мотивация, связанная с личными качествами и амбициями менеджмента и персонала в отношении международных венчуров. Опыт показывает, что мотивация является главным фактором выбора способов интернационализации и смены этапов роста. Согласно полученным на основе обследований данным, МВП могут демонстрировать высокую мотивацию к созданию венчуров на новых зарубежных рынках на начальных этапах роста, а затем концентрируются в большей мере на координации международных операций.

- Международная инновационность и принятие риска, которые оцениваются как фундаментальный аспект предпринимательства. Это связано со стремлением поддерживать новые идеи, продукты или процессы для зарубежного применения. Исследование склонности к инновационности и риску в международных операциях свидетельствует, что эти свойства важны для разработки конкурентоспособных рыночных предложений. Достижение роста требует готовности к риску и принятию новых подходов. Склонность к принятию риска зарубежных операций влияет на решения в области важнейших ресурсов.

- Международная рыночная ориентация, означающая ориентацию на потребителей и конкурентов, в том числе учет их ключевых компетенций, сильных и слабых сторон. Как показало обследование, международная рыночная ориентация играет важную роль на начальных этапах развития МВП. По мере приближения к стадии зрелости отмечается снижение степени реагирования на запросы потребителей, что объясняется потребностью в международной координации всей деятельности фирмы.

- Международная ориентация на обучение, означающая стремление к приобретению информации, данных о зарубежных рынках и их эффективное использование. Такие знания нужны МВП при выборе способов выхода на рынки и динамики прохождения этапов роста. Часто эта ориентация реализуется в международном опыте основателя фирмы и/или ее управленческой команды.

- Международная ориентация на сетевые взаимосвязи, которая важна для получения доступа к ресурсам, находящимся во внешней конкурентной среде. Подобные компетенции особенно востребованы с точки зрения коммерциализации продуктов и реализации этапов роста. Многие фирмы, добившиеся успехов, демон-

стрируют умение создавать деловые сети или использовать ранее установленные сетевые контакты.

Различные компоненты предпринимательской ориентации определяют характер интернационализации, в том числе выбор направлений и географические параметры деятельности, способ вхождения на рынок. МПК, согласно концепции авторов, - это такая организационная культура, которая стимулирует и направляет предпринимательскую активность за рубежом. Она воплощает новые идеи и креативность, ищет новые возможности в зарубежных операциях.

Практическая реализация МПК зависит от потенциала МВП. Элементы этой культуры создают сочетание функций и процессов, открывающих перспективы для предприятия воспользоваться благоприятными возможностями на новых рынках. Они вводят в действие три набора направленных на эти возможности функций менеджмента, состоящих в распознавании таких возможностей за рубежом, приобретение необходимых для этого ресурсов и реорганизацию предприятия в соответствии с требованиями окружающей среды. С этой точки зрения МПК включает основополагающую способность к формированию динамического потенциала, интеграции и реорганизации компетенций.

В теории менеджмента признано, что фирмы в своем развитии на протяжении жизненного цикла проходят различные стадии, в течение которых они решают различные задачи. К этому, по мнению авторов, следует добавить, что фирмы эволюционируют не только в плане роста масштабов, но и в направлении развития международных операций. Существуют многочисленные исследования, отражающие различные этапы и их последовательность в интернационализации деятельности и движении предприятия на международные рынки, а также методы этого продвижения (экспорт, создание новых или приобретение действующих дочерних предприятий). Важно, что главными факторами роста являются предпринимательские качества, ресурсы, стратегия, организационные характеристики и внешняя среда. Как показывают исследования, МВП в своем развитии проходят четыре этапа, связанных с решением основных проблем: 1) создание; 2) коммерциализация и выход на внешние рынки; 3) ускорение роста и международная экспансия; 4) рационализация деятельности и зрелость позиций на

внешних рынках. Помимо фаз роста различаются и пути продвижения МВП на международные рынки.

Выводы проведенного авторами исследования несколько отличаются от традиционных. В частности, они расходятся с утверждением, что постоянная и активная предпринимательская ориентация, как и другие элементы МПК, способствуют развитию МВП на протяжении всего их жизненного цикла и при любых способах интернационализации операций. Эти характеристики, по мнению авторов, наиболее сильно проявляются на начальных этапах международной экспансии фирм. Только ориентация на обучение и сетевые связи сохраняют свое положительное влияние на всех этапах. Таким образом, характер и интенсивность воздействия МПК не являются постоянными и подвергаются модификации.

Особое значение, считают авторы, имеют два элемента МПК -международная мотивация и стремление к международному обучению. Во-первых, международная мотивация является непременной характеристикой предпринимательского потенциала, она выступает в качестве необходимого условия, обеспечивающего развитие МВП и определяющего выбор способа интернационализации операций. Во-вторых, стремление к международному обучению положительно коррелирует с ростом МВП, вместе с тем его влияние эволюционирует: на начальных этапах развития решающим элементом является получение новых знаний, рост за счет исследования путей эффективного функционирования в новых условиях, на последующих этапах ведущим фактором роста становится эксплуатация приобретенных знаний.

И.Г. Минервин

2015.04.043. ЛОМБЕ Т., ПУБО Б. ПЛАНИРУЕМЫЙ ИЗНОС ПРОДУКТА: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ.

LOMBES Th., POUBEAU B. Obsolescence programmée des objets: Mythes et réalités // La Gazette de la société et des techniques. - P., 2015. - N 81. - P. 1-4. - Mode of access: http://www.annales.org/ga zette/2015/gazette_81_03_15.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.