Научная статья на тему '2015. 04. 041. Бломквист К. , каппен Ф. , Зандер И. Иностранные инвестиции и технологическое развитие: опыт МНК. Blomkvist K. , Kappen Ph. , Zander I. win, place, or show? How foreign investment strategies contribute to the technological growth of the multinational Corporation // long range planning. - Oxford, 2014. - Vol. 47, n 1-2. - p. 16-31. - mode of access: http://www. ScienceDirect. Com/science/article/pii/S0024630113000794'

2015. 04. 041. Бломквист К. , каппен Ф. , Зандер И. Иностранные инвестиции и технологическое развитие: опыт МНК. Blomkvist K. , Kappen Ph. , Zander I. win, place, or show? How foreign investment strategies contribute to the technological growth of the multinational Corporation // long range planning. - Oxford, 2014. - Vol. 47, n 1-2. - p. 16-31. - mode of access: http://www. ScienceDirect. Com/science/article/pii/S0024630113000794 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / МОДЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИКА ШВЕЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минервин И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 04. 041. Бломквист К. , каппен Ф. , Зандер И. Иностранные инвестиции и технологическое развитие: опыт МНК. Blomkvist K. , Kappen Ph. , Zander I. win, place, or show? How foreign investment strategies contribute to the technological growth of the multinational Corporation // long range planning. - Oxford, 2014. - Vol. 47, n 1-2. - p. 16-31. - mode of access: http://www. ScienceDirect. Com/science/article/pii/S0024630113000794»

2015.04.041. БЛОМКВИСТ К., КАППЕН Ф., ЗАНДЕР И. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ОПЫТ МНК.

BLOMKVIST K., KAPPEN Ph., ZANDER I. Win, place, or show? How foreign investment strategies contribute to the technological growth of the multinational corporation // Long range planning. - Oxford, 2014. -Vol. 47, N 1-2. - P. 16-31. - Mode of access: http://www.sciencedirect. com/science/article/pii/S0024630113000794

Ключевые слова: мультинациональные корпорации, иностранные инвестиции; конкурентная стратегия; модели технологического развития; экономика Швеции.

Группа шведских специалистов (Университет г. Уппсала) исследует роль иностранные инвестиций в качестве источника технологического развития мультинациональных корпораций (МНК), обращая особое внимание на стратегии создания или приобретения новых высокотехнологичных дочерних предприятий. Основная цель исследования - провести прямое сравнение результативности создания новых предприятий и поглощения действующих с точки зрения развития технологических потенциалов и освоения новых для исследуемых фирм технологий.

Авторы выделяют три возможных направления инвестиционной стратегии, направленной на освоение новых технологий в рамках международных операций МНК.

1. Инвестиционная стратегия, основанная на создании за рубежом совершенно новых дочерних предприятий. В большинстве случаев такое инвестиционное решение вызывается потребностью МНК в адаптации продуктов к местному рынку и создании площадки для развития на нем высокотехнологичных производств. Большую роль здесь играет процесс интеграции такого предприятия в местную деловую среду. Успешное использование открывающихся при этом возможностей ведет к формированию передового технологического центра, играющего важную роль для всей группы предприятий, входящих в МНК. Со временем потенциал технологического развития такого центра расширяется за счет кооперации с другими подразделениями на международном уровне. В то же время опыт показывает, что такой путь освоения передовых технологий может оказаться относительно длительным про-

цессом, поскольку зависит от имеющегося в материнской компании технологического потенциала и связан с передачей технологии, а также с необходимостью преодоления барьеров вхождения на новые рынки и организации деловых связей с местными фирмами.

2. Инвестиционная стратегия, основанная на приобретении действующих предприятий. В этом случае приобретаемое предприятие, имеющее более или менее длительную историю функционирования на соответствующем рынке, не нуждается в длительной адаптации и интеграции, и МНК получает быстрый доступ к преимуществам его технологического потенциала и географического размещения. Имеются примеры значительного расширения технологического портфеля МНК с помощью такой стратегии и получения более значительного эффекта по сравнению со стратегией создания новых предприятий. Однако существенные различия в условиях и мотивах приобретения не дают возможности сделать окончательные выводы в долгосрочном плане.

3. Инвестиционная стратегия, основанная на сочетании обоих вариантов. В типичном случае начало операций на иностранном рынке осуществляется путем инвестиции в новое предприятие, через некоторое время дополняемой приобретениями действующих местных фирм, как правило, с целью ускорения проникновения на рынок и приобретения существенной его доли в короткий период времени. В отличие от этого основной целью создания нового предприятия является знакомство с рынком и получение информации о местных деловых возможностях, в том числе о потенциальных выгодных приобретениях и перспективных технологиях. Такая стратегия МНК может существенно ускорить освоение новых технологий, но в то же время чревата чрезмерной активностью и затратами, а также возникновением внутренней конкуренции за ресурсы и позиции в общей структуре.

На основе анализа имеющейся литературы авторы формулируют гипотезы относительно значимости указанных стратегий для освоения новых технологий. Их проверка осуществлена с помощью эмпирического исследования, которое основано на данных по 226 высокотехнологичным иностранным предприятиям, которые входят в структуру 21 шведской МНК и действуют в различных отраслях, и их патентной статистике за более чем 100-летний пери-

од (с конца XIX в. по 2008 г.) с последующей статистической обработкой. Количество патентов использовалось в качестве показателя активности в области технологического развития и освоения новых технологий. Факт освоения новых технологий регистрировался исходя из классификации, принятой Патентным бюро США. Из общего числа иностранных дочерних предприятий шведских МНК большинство располагалось в Европе (151), в том числе в Германии (19) и Швейцарии (17), остальные в США (20) и других странах (55).

Исследование показало, что выбор между альтернативными инвестиционными стратегиями существенно влияет на последующие результаты, касающиеся долгосрочного потенциала технологических инноваций и поддержания устойчивого конкурентного преимущества МНК. При этом в целом темпы освоения новых технологий оказались довольно медленными: в среднем по иностранным предприятиям МНК этот процесс занимает около 17 лет. Как правило, создание передового технологического потенциала на базе иностранного дочернего предприятия характеризуется как медленный процесс. Существенным фактором оказался размер локального рынка: более крупные экономики располагают преимуществами с точки зрения масштабов технологических и коммерческих возможностей, которыми располагают местные фирмы.

Основной вывод состоит в том, что инвестиционная стратегия, направленная на приобретение действующих высокотехнологичных предприятий, оказалась более результативной. Эта стратегия предпочтительнее, чем стратегия создания предприятий с «чистого листа», и в случае, когда международная экспансия рассматривается в качестве источника технологического развития.

Что касается комбинированной стратегии, то ее результативность также оказалась высокой, поскольку ее преимущество состоит в начальном изучении рынка и последующих обоснованных приобретениях, ведущих к росту доли рынка или освоению перспективных новых технологий. Менеджерам следует учитывать, что, несмотря на все сложности интеграционных процессов, связанных с приобретением действующих предприятий, этот путь является наиболее результативным. При этом для максимально эффективного использования новых технологических возможностей руководство МНК должно следить за тем, чтобы имеющийся по-

тенциал не пострадал и не отошел на второй план в процессе решения интеграционных задач.

И.Г. Минервин

2015.04.042. ГАБРИЕЛССОН М., ГАБРИЕЛССОН П., ДИМИТРА-ТОС П. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА И НОВЫЕ ВЕНЧУРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. GABRIELSSON M., GABRIELSSON P., DIMITRATOS P. International entrepreneurial culture and growth of international new ventures // MIR: Management internat. rev. - Wiesbaden, 2014. - Vol. 54, N 4. -P. 445-471.

Ключевые слова: международное предпринимательство; венчурные предприятия; глобальная конкуренция; предпринимательская культура.

Рассматривая процессы формирования и роста международных венчурных предприятий (МВП), исследователи из Финляндии и Великобритании поставили задачу уточнить предпринимательские характеристики МВП и выяснить их воздействие на развитие таких предприятий. Эмпирическое исследование базируется на анализе конкретных ситуаций, охватившем финские МВП, а также все МВП, действующие в Финляндии и вошедшие в базу данных Университета г. Вааса. Использовался также метод интервьюирования основателей или руководителей фирм. Для подробного описания конкретных примеров были отобраны финские фирмы, удовлетворяющие определению МВП (не менее 25% продаж на внешних рынках в течение пяти лет).

Вопросы создания, функционирования, специфики менеджмента МВП, отмечают авторы, получили широкое освещение в управленческой литературе. Согласно определению авторов, международное предпринимательство подразумевает сочетание инно-вационности, проактивности и принятия риска в трансграничных операциях, а также использование благоприятных внешних возможностей для создания товаров и услуг. В этом определении подчеркивается предпринимательский характер МВП и задача быстрого выхода на международные рынки. Авторы вводят понятие международной предпринимательской культуры (МПК), включающей ряд поведенческих элементов. К ним относятся следующие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.