ется в жизнь «совершенно обычными мужчинами» и женщинами (теория Кристофера Браунинга (Christopher R. Browning)). Считать правый экстремизм патологией - это значит деполитизировать его, считает К. Пристер. Основания для правого экстремизма могут быть намного банальнее, чем предполагают исследователи. Точно так же, как в случае с религией: «... актор - католик, потому что живет в области, в которой распространен католицизм». Поддержка правого экстремизма может быть связана также с социальным окружением.
В.Н. Гиряева
2011.04.010. МАХУРА Ш., КАММЕРТЁНС А. ПРАВО НА ШКОЛЬНЫХ УРОКАХ, ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ. MACHURA S., KAMMERTONS A. Recht im Schulunterricht, Medieneinflüsse und die Attraktivität von Rechtsberufen // Zeitschrift für Rechtssoziologie. - Stuttgart, 2009. - H. 2. - S. 235-259.
Авторы статьи задаются вопросом: что узнают школьники о праве на уроках и какую информацию они черпают из фильмов про адвокатов и «судебных шоу»? Важно установить, какая информация о праве, из каких источников хорошо усваивается школьниками и хотят ли они получать ее больше.
Исследователи выдвинули для проверки несколько гипотез. Во-первых, о том, что «адвокатские» сериалы, судебные шоу и иное «бытие» права на телевидении побуждают школьников выбирать связанные с правом профессии. Исходя из того, что праву в гимназиях и во многих профессиональных колледжах уделяется мало внимания, авторы не придавали значения влиянию, которое могут оказывать эти уроки на выбор профессии. Во-вторых, ученые предположили, что на выбор профессии могут влиять знакомство или родство с юристами и личный опыт «столкновения» с правовой системой. Кроме того, учитывались демографические факторы: пол, гражданство, происходит ли ребенок из немецкой семьи или семьи мигрантов1.
1 В предыдущем исследовании было установлено, что дети из семей мигрантов более скептически и с опаской относятся к правовой системе, и юридические профессии привлекают их в меньшей степени, чем детей из «немецких» семей. Machura S., Asimow M. Das Ansehen von Anwälten bei Jurastudenten // Zeitschrift für Rechtssoziologie. - Stuttgart, 2004. - H. 1. - S. 25.
Опрос проводился в 12-х классах гимназий и в профессиональных колледжах земли Северный Рейн - Вестфалия. Поскольку респонденты уже практически выпускники, то возможно установить, получили ли они за время обучения в школе какие-то правовые знания. Кроме того, они уже накопили опыт потребления соответствующей медиапродукции. По методу случайной выборки было определено 100 гимназий и профессиональных колледжей. Руководство учебных заведений, также по принципу случайной выборки, назначило по два учителя, которые, в свою очередь, по тому же принципу назвали восемь учеников из своего класса или курса для заполнения анкеты. Опрос проводился с октября 2005 г. до начала января 2006 г. В итоге ученые работали с 280 заполненными анкетами. Из опрошенных учеников 46% были гимназистами; 51% всех опрошенных были мужского пола (53% учеников гимназии и 48% - профессионального колледжа); 25% указали, что в их семье есть хотя бы один юрист (в том числе дядя, кузен или дедушка); 92% были из «немецких» семей (94% в гимназиях, 88% в профессиональных колледжах); 72% опрошенных - совершеннолетние, остальные 17-летние.
Исследователи предполагали, что школьники могут получать информацию о праве из разных источников. Поэтому анкета содержала открытый вопрос: «Какое событие особенно повлияло на Ваше отношение к праву, адвокатам и судам?». Некоторые ученики принимали участие в судебных процессах как обвиняемые, свидетели или заинтересованные лица. Например, одна ученица профессионального колледжа написала: «Уже несколько раз была свидетелем и испытала плохое обращение». Школьники оказывались под сильным влиянием сенсационных отчетов о преступлениях. 23-летний ученик профессионального колледжа упомянул процесс против Майкла Джексона, 20-летний - важные процессы: Нюренберг-ский или процессы против опасных преступников. Были неоднократно названы сериалы и телешоу, например «Судья Барбара Салеш». Кроме того, школьники упоминали рассказы родственников и друзей и школьные факультативы по праву. Опрошенные редко имели опыт общения с судом (что естественно для их возраста). Треть школьников считают, что получили в школе знания о праве, которые помогают составить собственное представление о судах, адвокатах и праве. Тем не менее романы, сериалы и
шоу статистически сильнее влияют на представления школьников о праве, чем школьные занятия. Две трети школьников указали, что по крайней мерее один раз смотрели одно из идущих на немецком телевидении судебных шоу (особо популярны «Суд по делам молодежи»1 и «Суд по семейным делам»). Из записей, которые опрошенные школьники делали в конце анкеты, следует, что некоторые респонденты сомневаются в том, что то, что происходит на телеэкране (крики, оскорбление адвокатов), в действительности происходит в «настоящих» судах. Американский сериал «CSI», в котором для раскрытия преступлений используется судебно-медицинская техника, приковывал к экранам почти половину школьников. Авторы статьи отмечают, что школьники редко смотрят классические черно-белые детективы с политическим смыслом, например фильм «Нюрнбергский приговор» смотрели только 13% опрошенных, и качественные фильмы, например «Вердикт» (8%). Напротив, социальную драму «Филадельфия» смотрели 43%, внимание привлекали и криминальные комедии.
У 71% опрошенных школьников не было никаких занятий по праву; право как обязательный урок было у 6% гимназистов и 27% учеников профессиональных колледжей; как факультатив - у 17% гимназистов и 9% учеников профессиональных колледжей. В первую очередь на занятиях уделялось внимание гражданскому и публичному праву, существенно меньше - уголовному и международному. 68% гимназистов и 42% студентов колледжа хотели бы, чтобы уроков права было больше.
Адвокаты в правовом государстве должны переводить проблемы граждан на язык права, а граждане должны испытывать к ним доверие. Однако тем, кто знает систему немецкого юридического образования, известно, что квалификация молодых адвокатов может быть очень разной, в отличие от молодых судей, которым для поступления на государственную службу необходимо предъявить высокие баллы, полученные на экзамене. Часто в адвокаты идут «по остаточному принципу» те, кого не берут на другие рабочие места, требующие юридического образования. 41% школьни-
1 «Молодежь» (нем. Jugendliche) - лица, достигшие 14, но еще не достигшие 18 лет. В уголовном праве для «молодежи» предусмотрено смягчение наказания. См.: Creifelds Rechtswörterbuch / Hrsg. Weber K. - München, 2004. - S. 719. -Прим. реф.
ков считают, что суды пользуются очень большим уважением в обществе; 29% согласны, что таким уважением пользуются и адвокаты. Тем не менее 64% школьников считают профессию судьи для себя непривлекательной. 53% не хотели бы становится адвокатами. Из юридических профессий самой малопривлекательной, особенно для мужчин, является профессия ассистента адвоката, требующая среднего профессионального образования.
В заключение авторы подчеркивают, что необходимо увеличить количество правовой информации в школе, включить соответствующие разделы в уроки немецкого языка, этики или религии, демонстрируя школьникам «живое право».
В.Н. Гиряева