Е.В. Владимирова
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ ЛИТЕРАТУРНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Анализируется проблема интеграции гуманитарного образования в целях повышения эффективности правового образования. Разработана система литературно-правовых игр «На скамье подсудимых - литературный герой». Рассмотрены этапы, правила проведения, ролевые функции, итоги игровой деятельности.
Процесс правового воспитания в современной школе претерпевает в настоящее время ряд позитивных изменений. Однако проанализированный нами в ходе констатирующего этапа исследования материал о состоянии правовой культуры школьников города Кургана указывает на то, что слабым звеном в системе современного правового образования являются старшие классы, в то время как именно подростковый возраст является временем формирования жизненной позиции и гражданского становления личности. Приведем несколько важных позиций поведенческого характера. В случае нарушения своих прав или прав своих сверстников лишь 24,5% подростков обратятся к административным и правовым органам, подавляющее большинство предпочитают сами разбираться в сложившейся ситуации, а 14% вообще не стали бы ничего предпринимать в таком случае. Настораживает и тот факт, что большинство старшеклассников в качестве источника правовых знаний называют не официальные правовые документы, а СМИ, родителей и сверстников (в совокупности около 52%). Приведенные данные позволяют сделать вывод о недостаточном уровне правовой культуры выпускников общеобразовательных школ, об отсутствии целостной системы правового образования, правовом нигилизме старшеклассников.
В 90-е гг. XX в. активизировалась деятельность по поиску новых подходов в области обучения праву. С 1997 г. начался эксперимент по внедрению системы правового образования в массовую практику работы школ. Одним из направлений работы в правовом образовательном пространстве стала разработка системы установления межпредметных связей правовых курсов с другими элементами гуманитарного знания.
Большая работа в области создания нетрадиционной методики обучения праву осуществлена Молодежным центром прав человека и правовой культуры Российского правозащитного движения. В.В. Луховицкий, С.А. Дьячкова, Н.М. Клейменова, А.А. Луховицкая, И.В. Мукосей, О.Г. Погонина, Е.Л. Русакова, О.И. Трифонова стали авторами многих книг по методике обучения праву. Они сделали попытку отойти от моноло-гичного принципа подачи материала, решив познакомить школьников с различными точками зрения на изучаемые проблемы, сопоставить отличающиеся друг от друга мнения и факты. Специалисты, доказывая, что ученик должен сам вырабатывать свою позицию по различным вопросам, касающимся прав человека, разработали новую методику работы с текстами различных видов. К ним были отнесены юридические документы; басни, причты, анекдоты, афоризмы; публицистика; художественная проза, поэзия, авторская песня.
Являясь продуктом духовной сферы человеческой деятельности, право с давних времен выполняло важ-
ную функцию регулирования общественных отношений, оказывая влияние на многочисленные области человеческой жизни. Уже этот факт дает достаточно веские основания для организации многочисленных форм установления межпредметных связей. Знания, которыми обладают ученики, следует непременно использовать при рассмотрении новых тем правового курса. Учитель права должен быть хорошо осведомлен в тех проблемах, которые изучают его ученики по другим предметам гуманитарного цикла, таким как история, обществознание, биология, экономика, литература, иностранные языки, используя прием актуализации знаний.
Реализация межпредметных связей может осуществляться как по горизонтали, проявляясь в необходимости учитывать содержание всех учебных курсов, которые изучаются параллельно, так и по вертикали, когда в каждом образовательном учреждении устанавливаются свои особенности изучения правовых курсов с первого класса по одиннадцатый.
Межпредметные связи могут устанавливаться путем создания определенной системы методических приемов, которые весьма результативно используются при изучении разных учебных курсов. Так, проведение деловых игр и использование интерактивных технологий в обучении детей может «объединять» процесс рассмотрения тем разных курсов.
Дидактическая игра является одним из основных методов активного обучения. Она представляет собой динамическую упрощенную модель действительности и основывается на ситуациях, взятых из реальной жизни и художественной литературы. Игра имеет сюжет или основную тему, связанную с правовой проблемой, которую хочет рассмотреть учитель. Играющие попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Они могут иметь разный опыт, мировоззренческие представления, несовпадающие социальные установки. Для того чтобы организовать единую коллективную деятельность, необходимо выявить способы действий участников, направлять их рефлексию и анализ на продуктивное взаимодействие. Данная форма работы позволяет учащимся на своем опыте пережить ситуации реализации или нарушения прав. Дети получают начальный эмоциональный опыт, который пробуждает интерес к проблеме. В книге «Обучение и игра. Введение в активные методы обучения» Д. Н. Кав-тарадзе отмечает, что «...в лучших образовательных играх человеческие страсти бурлят в полной мере. Более того, в имитационных играх используется эмоциональное возбуждение» [1. С. 35]. Игра мотивирует последующую работу. В игре под влиянием эмоций больше вероятность, что ребенок будет действовать так, как
считает нужным, а не так, как ожидают от него взрослые, и не с целью заслужить похвалу.
В пособии «Теория и методология учебных деловых игр» В.А. Трайнева, Л.Н. Матросовой, И.В. Трайнева говорится о том, что ролевые и имитационные игры обеспечивают достижение следующих образовательных целей:
1) стимулирование мотивации и интереса;
2) усиление значения полученной ранее информации в другой форме;
3) развитие навыков:
- критического мышления и анализа;
- принятия решений;
- взаимодействия, коммуникации;
- осуществления конкретных действий;
- готовности к специальной работе в будущем;
4) изменение установок:
- социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество);
- восприятия (эмпатии) интересов других участников социальных ситуаций;
5) саморазвитие или развитие благодаря другим участникам:
- осознание уровня собственной образованности;
- приобретение навыков, которые потребовались в игре;
- воспитание лидерских качеств;
- оценка преподавателем умений участника [2. С. 175]. В то же время игра является достаточно сложной
формой и должна соответствовать ряду требований, сформулированных в книге Н.П. Аникеева «Воспитание игрой»:
1) содействовать сплочению коллектива;
2) иметь познавательное значение;
3) активизировать общественную деятельность подростков;
4) обеспечивать мыслительную активность участников;
5) создавать условия для творчества;
6) соответствовать принципу «как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц» [3. С. 96].
Работа с текстами, взятыми из художественной или философской литературы и сгруппированными в рамках изучаемой правовой проблемы, позволяет показать новые грани этой проблемы, поставить новые вопросы. Являясь формой общественного сознания, «зеркалом действительности» [4. Т. 6. С. 33] художественная литература чутко реагирует и всесторонне воспроизводит многогранные явления общественной жизни. В структуре школьной программы немало произведений, предоставляющих богатый материал для рассмотрения различных правовых аспектов.
В рамках формирующего эксперимента по формированию правовой культуры старшеклассников МОУ «Гимназия № 57 города Кургана» нами был разработан и проведен комплекс дидактических игр интегративного литературно-правового характера под общим названием «На скамье подсудимых - литературный герой». В комплекс вошли игры: «Преступление и наказание Родиона Раскольникова», «Подсудимый Павел Петрович Чичиков», «Евгений Онегин и Г ригорий Печорин -
убийцы или...?», «Где скрывается преступник? (по роману А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»)», «Криминальная карьера Остапа Бендера», «Преступные пороки жителей Москвы и Ершалаима в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”». Была избрана форма проведения игр в виде судебных заседаний (по типу сериала «Федеральный судья»).
Каждая игра включала в себя несколько стадий:
Стадия подготовки заключалась в разработке сценария, распределении ролей, собирании материала для выступлений и игровых действий. В соответствии с избранной формой проведения комплект ролей состоял из судьи, адвоката, прокурора, свидетелей, секретаря и телезрителей.
Стадия проведения игры занимала около часа. В ходе игры предусматривались ролевые действия, воспроизводящие три обязательных этапа «технологии критического мышления», определенные Н.Г. Суворовой. Первый этап - вызов - был призван актуализировать и обобщить имеющиеся у учеников знания по данной проблеме и вызвать устойчивый интерес к игре, мотивировать к игровой деятельности. Реализацией данного этапа была речь прокурора, излагавшего сущность игровой ситуации и судебного действия. Второй этап -осмысление - позволял ученикам получить новую информацию, осмыслить ее и соотнести с уже имеющимися знаниями в ходе выступления подсудимого и свидетелей. Допускается вмешательство всех других участников игры за исключением телезрителей.
Третий этап - рефлексия - предусматривал обобщение полученной информации в речи судьи и формирование у каждого из учащихся собственного отношения к материалу в ходе дискуссии телезрителей и осуществлялся в рамках аналитической стадии игры.
Такое построение игровой деятельности способствует выработке основных учебных умений:
- речевых. Отвечать на вопросы, пересказывать юридическое содержание проблемы, конфликтную ситуацию, требующую правового вмешательства, критически анализировать выступление других обучаемых;
- организационных. Школьник должен уметь правильно распределить время своего выступления, планировать ту или иную форму речи;
- информационных. Работать с текстами, хрестоматией, юридическими документами, справочниками;
- интеллектуальных. К ним относят умения решать задачи, воспринимать и воспроизводить правовой материал, осуществлять самоконтроль.
Игровое действие полностью отражало процессуальный порядк судебного заседания в строгом соответствии с ГПК РФ:
1) открытие судебного заседания и объявление дела, которое подлежит рассмотрению (ст. 160 ГПК РФ);
2) доклад секретаря о явке лиц, участвующих в деле, установление личности явившихся (ст. 161 ГПК РФ);
3) удаление свидетелей из зала судебного заседания (ст. 163 ГПК РФ);
4) объявление состава суда, представление прокурора, секретаря судебного заседания (ст. 164 ГПК РФ);
5) разъяснение лицам, участвующим в деле, их процессуальных прав и обязанностей (ст. 165 ГПК РФ);
6) разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле (ст. 166 ГПК РФ);
7) рассмотрение дела по существу (ст. 172 ГПК РФ);
8) заслушивание объяснений лиц, участвующих в деле, и установление последовательности исследования доказательств (ст. 174 ГПК РФ);
9) привлечение в необходимых случаях специалистов (ст. 188 ГПК РФ);
10) объявление разбирательства дела по существу оконченным (ст. 189 ГПК РФ);
11) судебные прения;
12) удаление суда в совещательную комнату (ст. 192 ГПК РФ);
13) оглашение решения суда (ст. 193 ГПК РФ) [5].
Кроме того, в ходе игры учитывался тот факт, что в
художественном произведении отражена не современная правовая картина. Таким образом, обучаемые осмысливали сущность тех нравственных установок, традиций и обычаев, которые господствовали в обществе, и в то же время применяли прием ретроспекции, отвечая на вопрос: что происходило бы с героем в наше время? Таким образом в понимании учеников закреплялось представление о разных социальных нормах общества.
Игровое действие записывалось на видеокамеру, затем монтировался видеофильм с использованием компьютерной программы Visual Basic. Монтаж занимал от двух до десяти дней в зависимости от качества видеосъемки, трудностей с наложением музыки, созданием титров. На этом этапе работы осуществлялась консультативная помощь учителя информатики и родителей. Демонстрация фильма проводилась в присутствии самих участников игры и других старшеклассников и представляла по сути элемент этапа рефлексии - групповое обсуждения и осмысление результатов игровой деятельности: что получилось так, как задумывали, а что следовало бы сделать по-другому. Для учащихся, которые не желали выступать публично, была организована «Почта доверия». В почтовый ящик, вывешенный у кабинета права, было опущено немало записок с пожеланиями, критическими замечаниями и вопросами. Наиболее конструктивные были учтены при подготовке последующих игр, а для ответов на вопросы участниками игровой группы оформлялся стенд.
Результаты формирующего эксперимента позволяют утверждать, что игровые технологии стимулируют активность школьников, даже тех, кто демонстрирует
стабильно низкий интерес к получению правовых знаний в рамках традиционного урока. В игре присутствует принцип соревновательности, конкурентности, и это позволяет школьникам мобилизовать энергию, силы, умственные способности. Но самое главное - игра провоцирует стремление к успеху и способна снизить уровень пассивности учеников. Ученики, обученные работать в определенном режиме познания окружающей действительности, добиваются хороших результатов в обучении праву. Экспериментальные данные демонстрируют повышение успеваемости по праву у группы старшеклассников, принимавших участие в игровой деятельности, в среднем на 11%. Результаты анкетирования свидетельствуют также о динамичном росте у них многостороннего интереса к правовым аспектам знаний, а доля эпизодического интереса имеет устойчивую тенденцию к снижению. Уже к середине эксперимента подростки начали проявлять самостоятельную правовую активность и предложили организовать в лицее службу социально-правовой помощи, которая действовала в течение 2006/07 учебного года. Она предусматривала проведение консультаций по волнующим учащихся правовым вопросам, помощь в сложных жизненных ситуациях, в том числе (при желании обратившегося) с привлечением компетентных лиц и организаций, анонимную переписку.
За период действия в службу обратились 58 учащихся непосредственно и было получено более 200 анонимных писем. Участники службы максимально старались помочь своим товарищам, налаживали контакты с администрацией школы, правоохранительными органами, обращались к школьному психологу. В конце учебного года подростки обратились к гимназистам с просьбой оценить их деятельность. Была проведена небольшая анкета. Из 159 респондентов 98 (65,3%) ответили, что ощутили присутствие в гимназии социально-правовой службы, 80 (53,3%) -имеют повод в нее обратиться, а 59 (39,3%) - уже обращались и довольны полученной помощью.
Таким образом, результаты экспериментальной деятельности позволяют нам констатировать высокую эффективность методики межпредметной интеграции гуманитарных дисциплин с использованием игровых форм в процессе формирования правовой культуры старшеклассников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М., 2002.
2. Трайнев В.А., Матросова Л.Н., ТрайневИ.В. Теория и методология учебных деловых игр. М., 2000.
3. Аникеев Н.П. Воспитание игрой. М., 2006.
4. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 6 т. М., 1987.
5. Государственный процессуальный кодекс Российской Федерации.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 10 января 2008 г.