Научная статья на тему '2009. 02. 026. Бозуорт Б. Кризис образования взрослых. Bosworth B. The crisis in adult education // issues in Science and technology. - 2008. - summer. - 13 p. - mode of access: http:// www. Issues. Org/24. 4/bosworth. Html'

2009. 02. 026. Бозуорт Б. Кризис образования взрослых. Bosworth B. The crisis in adult education // issues in Science and technology. - 2008. - summer. - 13 p. - mode of access: http:// www. Issues. Org/24. 4/bosworth. Html Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / СВЯЗЬ ОБРАЗОВАННОСТИ И ПРОДУКТИВНОСТИ / ТРУДНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Авдулов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 02. 026. Бозуорт Б. Кризис образования взрослых. Bosworth B. The crisis in adult education // issues in Science and technology. - 2008. - summer. - 13 p. - mode of access: http:// www. Issues. Org/24. 4/bosworth. Html»

2009.02.026. БОЗУОРТ Б. КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ. BOSWORTH B. The crisis in adult education // Issues in science and technology. - 2008. - Summer. - 13 p. - Mode of access: http:// www.issues.org/24.4/bosworth.html

Ключевые слова: образование взрослых; демографические факторы; связь образованности и продуктивности; трудности получения образования; политические решения проблемы.

Автор, президент консалтинговой и исследовательской фирмы FutureWorks в Сиэтле (США), специализирующейся на анализе состояния послешкольного образования и изучении проблем региональной экономики, характеризует положение в системе образования взрослых и предлагает варианты решения существующих трудностей.

На протяжении последних десятилетий значительное повышение образовательного уровня трудовых ресурсов США было одним из важных факторов повышения продуктивности труда и роста национальной экономики. Рост численности учащихся, особенно взрослых, объяснялся главным образом демографическими обстоятельствами. Общее число работающих наиболее продуктивного возраста (25-54 года) с 1960 по 2000 г. выросло более чем на 120% (с 45,5 млн. до 100 млн. человек). При этом в 1960 г. среднее или высшее образование имели только 60% трудящихся 25-29 лет, а степень бакалавра или выше - 8%. Но к 1990 г. 84% представителей этой возрастной группы имели дипломы средней школы, а 22% -ученую степень бакалавра (с. 1). Работающими становились более образованные молодые люди, а на пенсию уходили менее образованные. Те, кто не имел хотя бы среднего образования, но был еще далек от пенсионного возраста, шли учиться. В конечном итоге считается, что благодаря повышению образовательного уровня трудящихся продуктивность их выросла на 20-25% (с. 2). Однако сегодня ситуация качественно изменилась, отголоски всплеска рождаемости послевоенных годов прошли, и численность молодого контингента рабочей силы падает. Демографы не видят перспективы увеличения поступающих учиться в те или иные звенья системы образования. Напротив, в ближайшие десятилетия покидать армию труда будут более образованные люди, чем те, кто в нее вступает.

К 2020 г. доля белых в кадровых ресурсах снизится до 63% по сравнению с 82% в 1980 г. Доля испаноязычных возрастет в 3 раза. И сегодня тенденция роста образованности этой группы населения и афроамериканцев не прослеживается. «Итогом станет сильное торможение роста продуктивности и экономического роста в целом. Кроме того, приток абитуриентов в послешкольные учебные заведения является самым важным показателем персонального экономического успеха и взаимной мобильности поколений» (с. 3). В таблице приведены размеры недельных средних заработков работников разной степени образованности, из которой видно, что, например, тот, кто имеет степень ассистента (associate), получает на 21% больше, чем обладатель диплома средней школы, а бакалавр зарабатывает на 33% больше ассистента. Отсутствие или заметное уменьшение указанного выше притока означает стагнацию уровня жизни и покупательной способности населения.

Таблица (с. 3-4)

Средние недельные заработки работников разных уровней образованности (2006)

Уровень безработицы (%) Уровень образованности Средняя заработная плата в неделю (долл.)

1,4 доктор 1441

1,1 профессиональная степень (доктор) 1474

1,7 магистр 1140

2,3 бакалавр 962

3,0 ассистент 721

3,9 неоконченный колледж (без степени) 595

6,8 неоконченное школьное образование 419

Источник: Бюро трудовой статистики.

В 2006 г. трудовые ресурсы США (в возрасте 25-64 года) насчитывали 120 млн. человек. Из них 51 млн. (42%) имели степень ассистента1, бакалавра или выше. Еще 21 млн. человек имели обра-

1 Обычно это результат успешного окончания двухлетнего колледжа. -Прим. реф.

зование на уровне незаконченного колледжа, ниже ассистента. Окончили среднюю школу, но не поступали в колледж 36 млн. человек, а 12 млн. не закончили даже школы. В целом 62 млн. работающих взрослых не имеют никакого послешкольного образования. В принципе это можно рассматривать как огромный резервуар талантов, особенно если учесть, что школу ежегодно оканчивают всего 3 млн. молодых людей. К сожалению, очень многие взрослые американцы не подготовлены к поступлению в колледж. В 2003 г. обследование грамотности взрослых граждан показало, что 31 млн. человек (14%) пишут неграмотно (ниже базового уровня), а 48 млн. (22%) плохо знают математику. В 2000 г. 47 млн. человек не говорили дома на английском языке и 21 млн. вообще слабо владели английским языком. Программы федерального правительства, направленные на исправление ситуации, фактически провалились. В них участвовали всего 2,6 млн. человек (2004-2005), и большинство из них ничему не научились. Все показатели системы обучения взрослых крайне неудовлетворительны. К тому же ее часто используют молодые люди школьного возраста как более легкий, чем обычная школа, путь получения документа о среднем образовании. В целом существующая система образования в лучшем случае может добавить к ресурсу рабочей силы в год лишь 300-400 тыс. получивших какое-нибудь послешкольное образование, а это «капля в море» (с. 6).

Основной недостаток нынешней системы образования для взрослых состоит в том, что она построена так же, как и для обычных студентов, обучающихся в вузах. Тот факт, что взрослые работают, что обычно у них есть семьи, дети, почти не учитывается. Чтобы получить степень ассистента, нужно пройти и завершить успешной сдачей экзамена 20-25 курсов, каждый продолжительностью в семестр. Даже у тех, кто может одновременно изучать, к примеру, два курса, это займет 10-12 семестров, т.е. четыре года или более. А для получения степени бакалавра потребуется в 2 раза больше времени. За такой срок в жизни взрослого человека происходит слишком много событий: переход на другую работу, изменение семейного положения, переезд в другой штат и т. д. В результате люди часто бросают учебу или она затягивается на неопределенный срок. Чем человек старше, тем больше вероятность того, что учебу он, даже начав, не завершит. Есть и много других причин

большого отсева, в том числе денежные затраты. Даже в муниципальном колледже учеба может стоить до 750 долл. за курс (программу). Если семейный доход составляет около 35 тыс. долл. в год, получить образование сложно.

Очень большое, иногда решающее значение имеет позиция работодателя по отношению к учебе работающих на его предприятии людей. Обследование свидетельствуют, что ежегодно предприниматели тратят на обучение персонала (вне работы) около 5760 млрд. долл. (2001 и 2005 гг.). В том числе часть этих средств идет на послешкольное обучение (11-13%, т.е. 6-7,5 млрд. долл. в год). Это составляет 30-40% бюджета основной федеральной программы обучения взрослых.

В целом «ситуация с недообразованными и недоученными взрослыми работниками не улучшается, а ухудшается» (с. 9). Для исправления опасного положения нужны новые подходы, новые стратегии, «основанные на реальной демографии сегодняшнего дня и нацеленные на вовлечение в учебу работающих взрослых» (там же). Эффективность программы может обеспечить соблюдение нескольких основных принципов.

1. Необходимо выработать не одну единую стратегию вовлечения взрослых в учебу, подходящую для всех, а ряд вариантов, которые учитывали бы специфику разных сегментов кадрового потенциала.

2. Целесообразно сконцентрировать усилия на создании спроса на повышение образовательного уровня как со стороны самих работающих, так и со стороны работодателей. Простое финансирование организаций, предлагающих образовательные услуги, вряд ли может быть эффективным.

3. Федеральное правительство и правительства штатов должны работать в данном направлении рука об руку. Федеральные программы образования взрослых могут быть успешными только в том случае, если они реализуются вместе с властями штатов и через них.

4. Необходимо гораздо активнее использовать новые техно -логии и для формирования спроса на образование, и в процессе обучения, и для контроля его результативности, проведения экзаменационных тестов. Это позволит преодолеть трудности, связанные

с недостаточно гибкими графиками учебы, ограничивающими доступ работающих взрослых к качественному обучению.

Для того чтобы осуществить успешную реформу образования взрослых, автор считает необходимым внести следующие коррективы в существующую практику. Во-первых, нужно серьезно экономически заинтересовать работодателей в оказании финансовой помощи их рабочим и служащим, обучающимся на той или иной ступени послешкольного образования, вплоть до бакалавриата. Такие возможности предусмотрены в налоговом кодексе. Заинтересованность можно обеспечить предоставлением налоговых кредитов в размере 50% тех средств, которые наниматель тратит, оказывая поддержку учащемуся работнику.

Во-вторых, следует экономически - через налоговые кредиты, через прямое возмещение затрат, особенно для людей с низкими доходами, - заинтересовать и самих работников в инвестициях, позволяющих повысить их образовательный уровень и квалификацию. Юридические основания для этого имеются (Lifetime Learning Tax Credit - налоговый кредит в связи с пожизненным обучением, вступивший в силу в соответствии с законом «Об облегчении нагрузки налогоплательщиков» от 1997 г.), необходимо лишь увеличить существующие сегодня нормы кредитования.

В-третьих, необходимо найти более эффективные способы, чтобы поощрять послешкольные образовательные учреждения к активному поиску новых более гибких форм работы. Федеральное правительство должно организовать пятилетнюю программу «дополнительных» грантов штатам, которые продемонстрируют инновационный и результативный подход к решению проблемы обучения взрослых. «Дополнительным» грант называется, потому что он дополняет сумму, выделяемую правительством штата, и равен этой сумме. Сначала на конкурсной основе выделяется двухлетний грант на разработку и планирование программы, а затем - двух-или трехлетний грант на ее реализацию. Гранты следует выделять 1 раз в год, в зависимости от результатов мониторинга и оценки итогов работы штатов - участников программы. Таких участников должно быть 20-25. Следует предусмотреть резерв для поощрения наиболее успешно работающих штатов и санкции по отношению к штатам, работающим плохо. Можно также предусмотреть ресурсы

для непосредственного награждения особо отличившихся колледжей и университетов.

В-четвертых, необходимо полностью обновить систему базового обучения взрослых, т.е. обучения английскому языку тех, для кого этот язык не является родным, и обучению основным профессиональным навыкам по выбору нанимателя. Здесь следует активно использовать новые технологии и технические средства. Для финансирования этих работ надо создать Инновационный фонд базовых навыков (Basic Skills Innovation Fund), объединяющий инвестиции частного сектора в решение проблемы и федеральные средства, выделяемые на ликвидацию малограмотности.

Наконец, в-пятых, необходимо развернуть в стране широкую пропагандистскую кампанию, которая помогла бы миллионам трудящихся взрослых и работодателям понять их взаимную заинтересованность в эффективном планировании, финансировании и реализации программы образования взрослых.

«Изложенные предложения не связаны с какой-либо угрозой риска и потенциально чрезвычайно выигрышны... В эпоху, когда рост контингента учащихся обеспечивает от 1/5 до 1/4 общего экономического роста и нет достаточного притока молодежи из школы для необходимого увеличения этого контингента, более разумного инвестирования в человеческий капитал быть не может» (с. 12-13).

А.Н. Авдулов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.