2009.02.029. ЗЕЙДЕНБЕРГ М. ТРУДНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ.
ZEIDENBERG M. Community colleges under stress // Issues in science and technology online. - 2008. - Summer. - 9 p. - Mode of access: http://www.issues.Org/24.4/zeidenberg.html
Ключевые слова: муниципальные колледжи США; проблемы подготовки кадров среднего звена; влияние демографии; методические проблемы.
Автор, исследователь из Центра изучения муниципальных колледжей Колумбийского университета, анализирует положение одного из звеньев системы послешкольного образования в США -муниципальных двухгодичных колледжей - и предлагает некоторые меры для улучшения их работы.
«Сегодня повсеместно признано, что диплом средней школы уже не подходит для того, чтобы зарабатывать достаточно для содержания семьи в современном обществе» (с. 1). Общество все более явно разделяется на группы с разными доходами, и уровень дохода четко коррелирует с уровнем образования, причем на высокие заработки могут рассчитывать граждане, имеющие по меньшей мере степень, полученную в четырехлетнем колледже. Реальная зарплата тех, кто окончил только среднюю школу, с 1973 по 2005 г. снизилась с 14,39 до 14,16 долл./час. За тот же период зарплаты тех, кто имеет четырехлетнее послешкольное образование, даже без получения ученой степени, выросли с 21 до 24,57 долл./час. Те, кто имеет степень, т.е. послешкольное образование, получают еще больше.
Результатом этого явился наплыв выпускников, окончивших школу в колледже. Четырехлетние колледжи довольно дороги, поэтому значительная часть выпускников школ, особенно представителей национальных меньшинств и иммигрантов, устремились в двухгодичные муниципальные колледжи. В них сегодня учится почти половина всех студентов колледжей США.
В стране сложилась непростая ситуация с муниципальными колледжами. Наряду с ограниченными средствами необходимо учить студентов, школьная подготовка которых совершенно недостаточна, а многие из них имеют физические недостатки. К тому же местные власти, к ведению которых относятся эти колледжи, часто
привлекают их к разным общественным или полуобщественным мероприятиям - различным вечерним курсам, школам повышения квалификации, решению проблем местной экономики и т.п. Двухгодичные колледжи разнообразны по масштабам и профилю. Но у всех колледжей одна задача - дать возможность малообеспеченным и слабо успевающим молодым людям продолжить образование и получить специальность, и одинаковые проблемы - слабая подготовка абитуриентов, финансовые затруднения, большой отсев.
Проблема подготовительных курсов. Из-за слабой школьной подготовки значительная часть абитуриентов не выдерживает вступительных тестов по крайней мере по одному из базовых предметов (математика, чтение, письмо), и их приходится зачислять на специальные подготовительные курсы. Осенью 2000 г., например, 42% абитуриентов двухгодичных колледжей пришлось поступить хотя бы на один подготовительный курс. Среди поступавших в четырехлетние колледжи таковых было 20%, а среди поступавших в частные четырехлетки - 12% (с. 2). С учебой на курсах связано несколько трудностей. Во-первых, учащиеся всегда выказывают недовольство, поскольку считают, что школьный курс они уже прошли и незачем делать это второй раз. Курсы занимают время, за них нужно платить, и набор кредитов (баллов) в колледже и его окончание задерживаются. Общественность (родители) тоже жалуются на то, что приходится оплачивать освоение того, чему должна была научить школа. Преподаватели колледжей и их администрация обвиняют школу, так как испытывают большие трудности, работая с неподготовленными учащимися. Муниципалитетам подготовительные курсы тоже обходятся недешево. В штате Огайо, например, на них ежегодно приходится тратить около 1 млрд. долл. (с. 3).
Автор полагает, что для исправления ситуации помимо улучшения преподавания в школе необходимо усилить координацию деятельности средних школ и муниципальных колледжей. В настоящее время такого рода координация встречается редко, несмотря на то, что, как правило, школы и колледжи расположены почти всегда рядом. По мнению автора, необходимо «сблизить» и программы обучения по базовым дисциплинам, стандартизировать тесты и методики оценок, чтобы ученики еще в школе в какой-то мере ознакомились с порядком работы в колледже. Многие сильные ученики сами предпринимают такие шаги - совмещают учебу
в старших классах школы и в двухгодичных колледжах. Обычно такая практика дает хорошие результаты как в школе, так и в колледже. Можно ускорить окончание двухлетнего колледжа и даже создать некоторый задел для четырехлетнего колледжа, поскольку часть предметов, полученных в двухлетках, эти колледжи зачитывают. Существует ряд таких программ обучения. Самая крупная из них - College High School Initiative, финансируемая несколькими большими фондами. Она направлена, в первую очередь, на помощь школам, где много учащихся из бедных семей и из числа национальных меньшинств. Потенциально такие программы могут повысить процент заканчивающих среднюю школу, улучшить ситуацию в колледжах и т.д., но на сегодняшний день убедительных доказательств их эффективности пока нет.
Еще одним вариантом, потенциально способным улучшить положение с подготовительными курсами, автор считает групповой метод. Он заключается в том, что группа студентов вместе занимается по какому-либо предмету или предметам, а преподаватели координируют эти занятия. Такой подготовительный курс можно соединить с обычным курсом колледжа. Если студенты видят четкую связь подготовительного и обычного курсов, они занимаются охотнее, быстрее и успешнее заканчивают подготовительный курс.
Финансовые проблемы. Финансовые трудности муниципалитетов подталкивают их к тому, чтобы направлять как можно больше выпускников школ в муниципальные колледжи. Затраты на них значительно меньше, чем на четырехлетние, в том числе и потому, что преподаватели двухлеток получают гораздо меньшие зарплаты. В 2007 г. профессор университета, имеющий докторскую степень, получал в среднем 106 495 долл. в год, а в двухгодичном колледже -68 424 долл., если этот колледж имеет академический ранг, а если его нет, то средняя зарплата преподавателя составит 56 474 долл. в год (с. 4). Нагрузка же у таких преподавателей много больше.
Когда возникает наплыв поступающих, муниципальным двухгодичным колледжам приходится сокращать «менее значимые» расходы (в первую очередь, на дополнительные консультации), привлекать преподавателей на полставки, работающих одновременно в нескольких учебных заведениях. Рассматриваемые колледжи имеют три источника финансирования: бюджет штата, местные налоги на недвижимость и плата студентов за учебу и свя-
занные с ней услуги. Доходы от третьего источника скромные: в год студенты платят по 2400 долл. (в четырехгодичных - примерно 6200 долл., а в элитных университетах - около 37 тыс. долл.) (с. 5). Выплаты из бюджета штата колеблются от года к году в зависимости от размеров налоговых поступлений в бюджет. Иногда крупные фонды (например, Фонд Форда) организуют программы поддержки муниципальных колледжей, но это редкие случаи.
Проблемы отсева. По целому ряду причин в США низкий процент заканчивающих муниципальные колледжи с соответствующим дипломом. Примером может служить Калифорния, где, как и в большинстве других штатов, действует иерархическая государственная структура послешкольного образования. На ее вершине - Калифорнийский университет (федеральный), за ним следует Университет штата Калифорния и затем система муниципальных колледжей. В 2007 г. среди студентов государственных послешко-льных учебных заведений 73% учились в муниципальных колледжах, 18 - в университете штата и 9% - в федеральном университете. По данным опросов, из числа студентов колледжей получить диплом (в США это называют степенью - degree) собирались 60%. Остальных интересовали иные результаты - повышенный заработок, получение профессиональных навыков и т.п. Среди тех, кто ориентировался на диплом, только 24% смогли перейти в четырехгодичные колледжи и в итоге за шесть лет получить степень ассистента или соответствующий сертификат. Среди тех, кто после школы поступил в четырехгодичный колледж, результаты гораздо выше: 60-70% получают степень бакалавра за шесть-восемь лет. В двухгодичных колледжах учебу заканчивают менее 40% и за шесть лет.
Еще одна проблема заключается в том, что у многих поступающих в двухгодичные колледжи студентов совсем нет навыков учебы в послешкольных заведениях. Очень часто они первыми в семье попадают на эту ступень образования. Ни родители, ни старшие братья или сестры не могут им помочь. Поэтому они не знают, как пользоваться помощью преподавателей, библиотекой, компьютерным центром и т.д. Безусловно, в школе следует лучше готовить учеников к студенческой жизни. Это еще раз демонстрирует необходимость тесной координации работы старших классов двенадцатилетних школ и муниципальных колледжей. Что касается колледжей, то важным шагом в улучшении ситуации, по мнению
автора, была бы постановка их финансирования в зависимость не только от приема студентов, но и от конечного результата учебы -процента оканчивающих курс, получающих определенную специальность, либо начинающих работать по этой специальности, либо продолжающих учебу в четырехлетнем университетском колледже. Для того чтобы принимать какие-либо серьезные решения, необходимы дальнейшее тщательное исследование данной ступени американской системы подготовки кадров и долговременный мониторинг жизненных путей выпускников муниципальных колледжей.
А.Н. Авдулов