Научная статья на тему '2009. 02. 024. Капелли П. Повышение образованности не является эликсиром для экономики. Cappelli p. schools of dreams more education is not an economic elixir // issues in Science and technology online. - 2008. - summer. - 8 p. - mode of access: http://www. Issues. Org/24. 4/cappeli. Html'

2009. 02. 024. Капелли П. Повышение образованности не является эликсиром для экономики. Cappelli p. schools of dreams more education is not an economic elixir // issues in Science and technology online. - 2008. - summer. - 8 p. - mode of access: http://www. Issues. Org/24. 4/cappeli. Html Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Авдулов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 02. 024. Капелли П. Повышение образованности не является эликсиром для экономики. Cappelli p. schools of dreams more education is not an economic elixir // issues in Science and technology online. - 2008. - summer. - 8 p. - mode of access: http://www. Issues. Org/24. 4/cappeli. Html»

НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА

2009.02.024. КАПЕЛЛИ П. ПОВЫШЕНИЕ ОБРАЗОВАННОСТИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЭЛИКСИРОМ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ. CAPPELLI P. Schools of dreams more education is not an economic elixir // Issues in science and technology online. - 2008. - Summer. - 8 p. - Mode of access: http://www.issues.org/24.4/cappeli.html

Ключевые слова: образование; экономический рост.

Автор, директор Центра людских ресурсов и профессор менеджмента Университета штата Пенсильвания (США), анализирует связь уровня образованности населения и состояния экономики, утверждая, что численность имеющих образование выше базового мало влияет на состояние и темпы роста экономики страны.

Убеждение в том, что образование - это ключ к экономическому успеху, широко распространено в обществе и справедливо применительно к конкретному индивидууму. Человек, закончивший среднюю школу, колледж, затем магистратуру и докторантуру, может рассчитывать на все более высокий заработок с каждой новой ступенью. Аналогичные идеи с недавних времен пропагандируются применительно ко всему обществу, его экономике, хотя убедительных доказательств этому нет. Значительная часть населения в развивающихся странах неграмотна и не знает элементарной математики, без сомнения, это тормозит развитие национальных экономик. Автор задает вопрос: если базовое образование у населения имеется, влияет ли распространенность образования более высокого уровня на состояние национальной экономики? Традиционно считалось, что продуктивность экономики связана с физическим капиталом, а не с человеческим. Американский инженер, например, трудится гораздо эффективнее индийского потому, что

имеет возможность пользоваться лучшим оборудованием, лучшей инфраструктурой и системой управления. Можно ли утверждать, что мировая экономика изменилась таким образом, что сегодня ключевым ее элементом является общий уровень образованности населения той или иной страны? Те, кто так считает, совершают логическую ошибку, распространяя утверждение, справедливое для одного лица, на большие группы людей или на общество в целом. К примеру, инженер-программист зарабатывает в год 90 тыс. долл. Выпускник школы, обладающий соответствующими способностями, получив необходимое послешкольное образование, может рассчитывать на такой заработок. Но если в каком-либо году все выпускники школ решат стать программистами, то получить аналогичную зарплату они не смогут. Большинство из них останутся без работы, так как в стране нет достаточного количества рабочих мест. Из-за избытка предложений зарплаты понизятся, и выпускники будут работать в каких-нибудь других областях. Все определяется спросом и предложением. «Специалисты с учеными степенями получают больше, только если спрос на них велик относительно их численности» (с. 2). Высший уровень образования практически ничего не добавляет к среднему заработку какой-либо категории специалистов, поскольку их много на рынке труда (например, историков).

Некоторые апологеты образованности утверждают, что в свое время приход в число работающих большого контингента хорошо образованных представителей послевоенного «бэби-бума» привел к резкому ускорению роста американской экономики. Это утверждение, по мнению автора, не соответствует действительности. 1970-е годы были периодом стагфляции, когда экономический рост замедлился, а инфляция выросла. Фактически наплыв «бэби-бумеров» продуктивность понизил. Несмотря на то что они были лучше образованы, чем старшее поколение, опыта они имели меньше, а в среднем каждый из них был менее продуктивен, чем менее образованный, но опытный рабочий. «Более высокий уровень образования - это недостаточное условие улучшения состояния экономики» (с. 2).

Не должен вызывать беспокойства и тот факт, что в настоящее время «бэби-бумеры» покидают контингент рабочих, выходя на пенсию. Общая численность трудящихся не уменьшается, при-

ход молодежи компенсирует убыль. Самое большое число выпускников средней школы за всю историю США приходится на 2008 г. По прогнозам, рост трудовых ресурсов в будущем будет постоянно увеличиваться. Правда, через десять лет темп роста должен замедлиться. Как это скажется на экономике, предсказать невозможно. Примерно так же выглядит прогноз роста образованности населения. Хотя темп этого роста замедлился, она постоянно растет и, согласно подсчетам Национального центра статистики образования, будет расти до 2017 г. Обследование населения США свидетельствует, что 30% взрослых работников имеют образование выше, чем этого требует выполняемая ими в данное время работа, и количество таких работников увеличивается. Недостатка тех или иных специалистов (кроме младшего медицинского персонала, для обучения которого не хватает соответствующих учреждений) не отмечается, и, тем более, нет нехватки образованных специалистов.

Будет ли повышение образовательного уровня трудовых ресурсов благом для экономики? Можно представить упрощенную и потому нереальную ситуацию, в которой образование бесплатно и затрат на повышение упомянутого уровня не требуется. Что станет с экономикой, если образовательный уровень повысится? Прежде всего немедленно понизятся связанные с образованностью заработки, и для работодателя затраты на образованных работников упадут. В то же время продуктивность работника мало зависит от уровня его образования. На уровне отдельно взятой фирмы наибольший рост продуктивности дает закрытие старого производства и открытие нового с более совершенным оборудованием, т. е. дело не в человеческом, а в вещественном капитале. Самый большой выигрыш в продуктивности дают преобразования, устраняющие или значительно сокращающие объем «живого труда», например, полная автоматизация производственного цикла, рационализация штатов в учреждении, замена секретарей компьютерами и т.п. К слову сказать, удешевление образованных работников ослабит стимулы для замены их техническими устройствами, которые повысили бы продуктивность.

Повышение образовательного уровня выгодно для конкретного специалиста: он сможет решать более сложные задачи, выполнять более ответственные задания и больше зарабатывать. Но если взять рабочих с конвейера, обучить их до уровня доктора

наук и вернуть на конвейер, производительность последнего не возрастет. Базовый элементарный уровень (чтение и счет) обязателен для всех работающих хотя бы для того, чтобы прочесть инструкцию, но далее основную роль играет не формальный общий уровень образования, а обучение специфике конкретной работы, навыки ее исполнения, опыт. Именно эту задачу и следует решать, и решается она не в университетах. В этом плане американская система послешкольного образования несостоятельна. К тому же стоимость его постоянно растет, создавая дополнительные трудности и усугубляя социальное неравенство. Кроме того, в стране существует достаточно большое число людей работоспособного возраста, чей уровень грамотности настолько низок, что их невозможно использовать даже на самых низкоквалифицированных работах. Если их можно было бы обучить и включить в активный контингент работающих, экономика страны, безусловно, выиграла бы.

Многочисленные опросы работодателей относительно факторов, сдерживающих продуктивность их предприятий, обычно вызывают у них затруднения. Они этого не знают, поскольку прибегают к услугам консультантов. А когда им задают конкретные вопросы о сложностях с кадрами, то в списке предъявляемых требований к номинанту образование никогда не занимает первых мест. Добросовестность, мотивация, социальные навыки возглавляют перечень, недостаток образования его замыкает, причем чем выше категория работника, тем реже уровень образования фигурирует в перечне.

Наилучшим методом повышения квалификации является не увеличение числа лет, проведенных в традиционных образовательных учреждениях, а расширение программ обучения на рабочем месте или программ, сочетающих теорию в аудитории с практикой на работе. По последнему пути идут уже многие муниципальные колледжи. Большинство проблем с рабочей силой в США лежит в области ученичества; «каждый работодатель стремится нанимать тех, кто уже имеет 3-5-летний опыт работы по специальности, кто уже знает свое дело» (с. 7). Поскольку фирмы не занимаются организацией профессионального обучения, они перекладывают эту проблему на плечи тех, кто ищет работу, а те, в свою очередь, обращаются к услугам традиционных учебных заведений. Эти заве-

дения перестраивают программы обучения, откликаясь на требования нанимателей. В той степени, в которой послешкольное образование заменяет ученичество на фирмах, оно действительно необходимо для экономики. Но это не традиционное академическое образование. Это сугубо профессиональное образование, программы которого вводятся главным образом в двухлетних муниципальных колледжах и специализированных частных школах, число которых быстро увеличивается в последнее время. «Есть множество причин для поддержки и совершенствования образования в США, особенно на его нижних ступенях. Но есть и риск ожидать от него больше, чем оно может дать... Если мы хотим увеличить расходы на образование с целью улучшения экономического положения, то деньги следует тратить на обучение на рабочем месте, а не на расширение послешкольного образования как такового» (с.8)_

А.Н. Авдулов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.