Научная статья на тему 'Роль двухгодичных колледжей в подготовке трудовых кадров США'

Роль двухгодичных колледжей в подготовке трудовых кадров США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУХГОДИЧНЫЙ КОЛЛЕДЖ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / COMMUNITY COLLEGES / PROFESSIONAL EDUCATION / LABOUR MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотов Александр Владимирович, Золотова Марина Вианоровна

Рассматриваются социально-экономическая роль и особенности функционирования двухгодичных колледжей США на основе анализа материалов, полученных в результате участия в программе международных посетителей-лидеров «Высшее образование и подготовка трудовых кадров в США: многофункциональность американских двухгодичных колледжей. Проект для России (9-27 мая 2011 года)»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF COMMUNITY COLLEGES IN WORKFORCE DEVELOPMENT IN THE USA

Based on the analysis of the materials obtained during the international visitor leadership program Higher Education and Workforce Development in the U.S.: Multifunctional Role of U.S. Community Colleges / A Project for Russia / May 9-27, 2011, we consider the socio-economic role and peculiarities of community colleges functioning in the USA.

Текст научной работы на тему «Роль двухгодичных колледжей в подготовке трудовых кадров США»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 6 (1), с. 27-34

РОЛЬ ДВУХГОДИЧНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ В ПОДГОТОВКЕ ТРУДОВЫХ КАДРОВ США

А.В. Золотов, М.В. Золотова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

zoav6 @шс. ппоу. ги

Поступила в редакцию 05.10.2011

Рассматриваются социально-экономическая роль и особенности функционирования двухгодичных колледжей США на основе анализа материалов, полученных в результате участия в программе международных посетителей-лидеров «Высшее образование и подготовка трудовых кадров в США: многофункциональность американских двухгодичных колледжей. Проект для России (9-27 мая 2011 года)».

Ключевые слова: двухгодичный колледж, профессиональное образование, рынок труда.

УДК 377.5, 377.6

© 2011 г.

Современной экономике требуются подготовленные кадры - это аксиома. Но ее очевидность не исключает необходимости решения целого ряда проблем: кого готовить, каким образом готовить, как финансировать подготовку трудовых кадров и т.д.

Отмеченные проблемы стоят перед всеми экономически развитыми странами, что отражает динамизм социально-экономической жизни.

Поскольку лидером мировой экономики являются США, то опыт подготовки кадров в этой стране заслуживает особого внимания. С одной стороны, такое лидерство базируется и на профессионализме работников, поэтому американские достижения в этой сфере, несомненно, представляют большой интерес. С другой стороны, проблемы, которые приходится решать в США, могут возникнуть и уже возникают в других странах, так что анализ американского опыта полезен и в данном отношении.

Свое место в системе подготовки трудовых кадров США занимают двухгодичные колледжи (Community Colleges). Их насчитывается около 1200, и в них обучаются по разным программам (как с выдачей дипломов, так и без) приблизительно 13 млн человек.

Особенности функционирования двухгодичных колледжей обусловлены тенденциями развития рынка труда США.

Тенденции развития рынка труда США как определяющие прогресс сферы профессионального образования

Рынок труда в США весьма динамичен, так как находится под влиянием целого ряда тенденций.

В США продолжаются структурные изменения в экономике, ведущие к уменьшению доли занятых в промышленности и сельском хозяйстве. Данное уменьшение обусловлено типичной для многих компаний стратегией перевода производства за рубеж, в оффшорные зоны. Сказался также курс на повышение эффективности и использование новых технологий, предполагающий сокращение занятости. В наукоемких отраслях промышленности (аэрокосмической, приборостроении и т.д.) спрос на рабочую силу растет, но здесь нужны более квалифицированные работники, чем потерявшие работу в традиционных отраслях. Отмеченные процессы ускорились в период рецессии 20082009 годов.

Структурные изменения в экономике приводят к тому, что работники низкой квалификации теряют возможность иметь заработки среднего уровня. Данные работники, потеряв прежние рабочие места, сталкиваются с тем фактом, что хорошо оплачиваемая работа требует больше навыков и умений, чем те, которыми они располагают. Имеющийся уровень квалификации позволяет найти в новых сферах только низкооплачиваемую работу. И даже повышение квалификации не избавляет от конкуренции за привлекательные рабочие места.

Для достижения высоких заработков требуется высокий уровень образования. Так, например, в штате Северная Каролина заработок занятых, имеющих степени магистра и выше, составляет в среднем 99634 долл. в год, имеющих степень бакалавра - 73909 долл., работников с дипломом двухгодичного колледжа - 43771 долл. Среднегодовая зарплата работника с полным средним образованием, имеющего опыт

работы, составляет 42677 долл., выпускника школы - 33615 долл. и работника с неполным средним образованием - 22774 долл. Тем самым работник со степенью бакалавра заработает за тридцатилетнюю трудовую карьеру на 1.5 млн. долл. больше, чем не имеющий среднего образования [1, р.19]. Этот разрыв увеличился с началом рецессии, углубляется поляризация между теми, кто продолжал образование после окончания средней школы, и теми, кто ограничился этим уровнем.

Повышение образовательного уровня - не просто путь к росту личного благосостояния, что само по себе весьма значимый мотив для работников. Высокий образовательный уровень становится необходимостью для занятия вакантных рабочих мест. По опросам американским компаний, в настоящее время 3.9% рабочих мест требуют работников со степенью выше бакалавра, 16.8% - обладающих этой степенью, 9.5% - имеющих образование в объеме двухгодичного колледжа. Однако когда речь идет о вновь создаваемых рабочих местах, доля требующих какого-либо уровня образования за рамками средней школы возрастает до 40% [1, p. 20].

С точки зрения роста занятости перспективными являются профессии, относящиеся к сфере STEM (естественные науки, технологии, инженерные науки, математика). Они рассматриваются в США как экономическая основа для процветания государства в будущем, как обеспечивающие занятость с заработной платой выше среднего уровня (в настоящее время часовая зарплата в этой сфере превышает среднюю по стране на 58%). Естественно, данные профессии предполагают высокий уровень образования - преимущественно наличие степени бакалавра.

Рост образования работников значим для рынка труда и еще в одном аспекте. Из двадцати профессий, которые по прогнозу до 2020 г. дадут наибольшее сокращение занятости в Северной Каролине, только одна (менеджеров в сфере сельского хозяйства) требует образования в объеме выше среднего, что свидетельствует о способности высокого образования защищать занятость.

Высвобождение рабочей силы из ряда сфер американской экономики не исключает возможности возникновения дефицита на рынке труда. Так, в ближайшие годы достигнет пенсионного возраста поколение послевоенного всплеска рождаемости, и необходимо восполнить выбытие этих опытных кадров достаточно подготовленными новыми.

Влияние демографического фактора на рынок труда США проявляется и в увеличении

доли пенсионеров в составе населения, что обусловливает растущий спрос на услуги медицинских и социальных работников.

Экономический кризис 2008-2009 годов дал стимул к дальнейшему развитию системы профессионального образования США. Обоснованно отмечается: «В условиях, когда уровень безработицы достигает 9%, когда глобальная экономика информационной эры диктует свои требования на рынке труда, имеет критическое значение, чтобы потерявшие работу имели возможность обновить свои навыки в колледжах, а молодежь получила доступ к высшему профессиональному образованию» [2].

Необходимо учитывать и обострение международной конкуренции. В 2010 г. доля КНР в мировом промышленном производстве - 19.8% - превысила долю США - 19.4% [3].

Авторы исследования о развитии профессионального образования в США обоснованно отмечают: «Америка в кризисе. Работодатели говорят парадоксальную вещь: они не могут найти подходящих работников, несмотря на то, что страна столкнулась с самым высоким уровнем безработицы для нынешнего поколения. Конкуренция с имеющими огромное население Китаем и Индией, экономика которых быстро прогрессирует, диктует для страны необходимость обеспечивать своим гражданам более качественное образование» [4, р.1].

Исходя из анализа рассмотренных тенденций, можно констатировать, что развитие массового образования после окончания средней школы - насущное требование развития американской экономики, нуждающейся в приведении структуры ресурсов труда в соответствие с динамичным прогрессом структуры видов экономической деятельности.

Рост образовательного уровня - это средство сохранения занятости и повышения заработков для американских работников, что необходимо для обеспечения высокого жизненного уровня американского народа.

Очевидно, что решение этих задач будет способствовать поддержанию лидерства США в глобальной экономике.

Система двухгодичных колледжей призвана способствовать эффективному ответу на эти вызовы.

Общая характеристика двухгодичных колледжей

Двухгодичные колледжи изначально создавались для подготовки квалифицированных рабочих и младшего технического персонала. В настоящее время спектр реализуемых образова-

тельных программ расширился, появились программы, позволяющие продолжить обучение в университете.

В двухгодичных колледжах обучается около 50% студентов системы профессионального образования США. В колледжи поступают около 40% выпускников школ.

Больше половины контингента обучается по программам, оцениваемым в зачетных единицах и, следовательно, открывающим перспективу получения диплома колледжа, а впоследствии -степени бакалавра и магистра. Другая часть обучающихся в той или иной форме повышает квалификацию не получая кредитных единиц.

Обучение на очной форме (full time) охватывает 41% студентов, остальные обучаются без отрыва от трудовой деятельности.

56% обучающихся - женщины; 36% принадлежат к этническим меньшинствам; 39% - студенты «первого поколения», то есть из семей, в которых никто не имеет образования выше уровня средней школы.

Средний возраст обучающихся 28 лет, что свидетельствует о широком представительстве в колледжах студентов, имеющих значительный опыт работы.

Тем самым обучение в двухгодичных колледжах является массовым, охватывающим и те социально-демографические группы, для которых доступ к профессиональному образованию затруднен.

Доступность данной формы образования объясняется прежде всего экономическими причинами. Обучение в двухгодичном колледже, как и в университете (четырехгодичном колледже), является платным. Но если средняя оплата университетского образования составляет около 18 тыс. долл. в год, то обучения в двухгодичном колледже - 6 тыс. долл.

Существенная разница объясняется меньшей суммой налога на недвижимость, более низкими расходами на оплату преподавательского состава. Важным средством уменьшения затрат, связанных с обучением, является территориальная близость колледжей к месту проживания студентов.

Доступность обучения в системе профессионального образования повышается вследствие реализации различного рода программ помощи студентам. Так, в двухгодичном колледже Ку-инсигамонд (штат Массачусетс) около 30% студентов получают помощь от государства, полностью покрывающую плату за обучение. В целом, в Массачусетсе помощь со стороны штата получает 21.6% студентов пятнадцати двухгодичных колледжей.

Для получения профессионального образования используются и образовательные кредиты. Разумеется, при решении о поступлении в двухгодичный колледж учитывается то обстоятельство, что средняя задолженность выпускника университета по образовательным кредитам составляет 24 тыс. долл. в год, многократно превышая долг выпускника колледжа. Заканчивают вуз имея задолженность по образовательному кредиту 60-70% студентов, ожидается, что 20% пользователей подобного кредита окажутся неплатежеспособными [5].

Типичный двухгодичный колледж - это достаточно крупное учебное заведение: среднее число обучающихся, включая тех, кто занимается по программам повышения квалификации, составляет около 11000 человек. Имеются колледжи и более крупного размера. Так, в шести кампусах колледжа Северной Виргинии «NOVA» обучаются 75000 человек, это второй по численности студентов колледж США.

Двухгодичный колледж ориентирован на потребности местного сообщества и бизнеса. Не удивительно, что в колледже Эверетт (штат Вашингтон), расположенном в центре развития авиации корпорации «Боинг», идет подготовка специалистов авиационного обслуживания.

Именно эти учебные заведения осуществляют массовую подготовку медсестер, столь востребованных на рынке труда США. Через двухгодичные колледжи было подготовлено 59% медсестер. Увеличение их численности на 1 млн к 2016 г. будет также осуществляться прежде всего с помощью колледжей.

Тесная связь с местными сообществами и бизнесом позволяет колледжам быстро разрабатывать и осуществлять новые программы подготовки. Нередко исходной в этом процессе является реализация программы повышения квалификации, успех которой побуждает к открытию соответствующей образовательной программы.

Упор в двухгодичных колледжах делается на обучение, а не научные исследования, что естественно для учебных заведений среднего профессионального образования. Показательно, что типичной фигурой преподавателя колледжа является обладатель степени магистра (в университете - доктора философии). Но когда в колледжах студенты, по сути, оканчивают два курса университета, то отстраненность преподавателей от научных исследований едва ли повышает качество преподавания.

Правда, на одного преподавателя колледжа приходится меньшее количество студентов, чем в университете, - существенное преимущество с точки зрения качества обучения.

С учетом возрастного и социального состава студентов учебный процесс в колледжах организован весьма гибко. Занятия осуществляются как в дневное, так и вечернее время. Например, в колледже Северной Виргинии «NOVA» учеба идет семь дней в неделю, учебное время начинается с 6.30 и завершается в 22.00. Поскольку 20000 человек обучаются в режиме online, компьютерная сеть колледжа задействована круглосуточно. Среди 75000 обучающихся в колледже 20000 повышают квалификацию по программам, не оцениваемым в кредитах (IT, бизнес-менеджмент, английский для иностранцев и т.д.).

Для двухгодичных колледжей, как и для остальных звеньев профессионального образования США, характерен стремительный прогресс в использовании online-курсов. Так, в системе колледжей Северной Каролины доля таких курсов возросла с 2.4% в 1999 г. до 37% в 2009 г. К 2018 г. прогнозируется увеличение этой доли до 90% [4, p. 31].

Г ибкость учебного процесса проявляется и в возможности выбора студентами индивидуальных траекторий обучения. Использование соответствующих компьютерных программ превращает составление индивидуального плана обучения в дело нескольких минут.

В двухгодичные колледжи принимают всех желающих (и способных оплатить учебу). Но отнюдь не все из принятых соответствуют уровню образовательных программ. По оценкам директора программ послешкольного образования Центра за американский прогресс Луиса Соареза, 60% принятых в колледж в той или иной степени не готовы к учебе. Для них на платной основе реализуются специальные дополнительные курсы, позволяющие выйти на требуемый уровень подготовки. Весьма распространены программы английского языка для иностранцев, доля которых среди студентов увеличивается. Вот почему обучение в двухгодичном колледже обычно продолжается 2.5-3 года.

Существенной особенностью двухгодичных колледжей в последние десятилетия стало то, что их выпускники при наличии договоров между колледжем и университетом или четырехгодичным колледжем могут получить степень бакалавра, обучаясь с третьего курса образовательного учреждения более высокой ступени. Тем самым поступление в двухгодичный колледж превратилось в одну из траекторий получения университетского образования, повышая в силу выше названных причин его доступность для американцев.

Таким образом, двухгодичные колледжи выполняют ряд важных функций: непосредствен-

ной подготовки трудовых кадров и повышения их квалификации; приведения образовательного уровня в соответствие с требуемым для получения профессионального образования; освоения студентами учебных программ, адекватных программам первого и второго курсов университета, с целью получения в дальнейшем степени бакалавра или магистра.

Для образования в объеме двухгодичных колледжей характерны доступность, адаптивность и подотчетность - характеристики, необходимые для обеспечения прогресса образования в современном обществе.

Двухгодичные колледжи тесно взаимодействуют с остальными звеньями системы образования США.

Взаимодействие двухгодичных колледжей со школами и университетами

Двухгодичные колледжи, осуществляя обучение на платной основе, заинтересованы в привлечении студентов. Уже это побуждает к установлению сотрудничества между колледжем и школой.

Не имея государственного заказа на прием по образовательным программам, колледжи в определении направлений подготовки ориентируются на предпочтения поступающих. Правда, можно рассматривать как форму профориентационной работы информирование абитуриентов о средних зарплатах работников профессий, соответствующих каждой образовательной программе.

Из буклета двухгодичного технического колледжа Вейк (штат Северная Каролина) поступающий легко узнает, что средний заработок медсестры за год составляет 46007 долл., занимая второе место (вслед за заработками специалиста в области дентальной гигиены - 50713 долл.) в списке из 70 профессий, по которым ведется подготовка в колледже [6, p. 10-12]. Вот почему так много желающих получить эту профессию.

Если программа не пользуется спросом, ее закрывают.

Разумеется, ориентация на запросы поступающих с необходимостью является краткосрочной. Она может игнорировать реальные потребности экономики, когда, например, нехватка желающих обучаться по перспективным профессиям сочетается с дефицитом таких кадров. В подобных случаях на помощь приходит государство.

Например, в техническом колледже Вейк, приглашая абитуриентов на специальности сферы STEM (технологии защиты окружающей

среды, биофармацевтика, технологии в электронике, механике и т.д.) не ограничиваются призывом «Помоги Америке сохранить конкурентоспособность!». Поступающим на эти программы сообщают о возможности получать государственную стипендию в размере 2000 долл. и более в месяц. Условия получения стипендии: быть студентом-очником, иметь хорошую успеваемость и ежемесячно встречаться с факультетским куратором [6, р.1]. В двухгодичном колледже Эдмондс (штат Вашингтон) государство субсидирует реализацию программы по материаловедению, которая со стороны студентов пользуется недостаточным спросом.

Приток абитуриентов в колледжи в значительной степени обеспечивается перспективой продолжения обучения в университетах (четырехгодичных колледжах).

Практика взаимодействия колледжей и университетов весьма развита. Например, диплом двухгодичного технического колледжа Вейк дает возможность продолжить обучение с третьего курса в 16 университетах. Как правило, колледжи заключают договоры о сотрудничестве с университетами своего штата.

Договоры предусматривают перезачет университетами кредитных единиц, набранных в процессе обучения в колледже преимущественно по предметам гуманитарного и общепрофессионального циклов. Так, для перехода из технического колледжа Вейк в университет необходимо набрать 64 кредитные единицы, что предполагает изучение 3-4 гуманитарных курсов, 3-4 курсов по экономике и психологии, курса математики в течение трех семестров и т.д. Для решения организационных задач этой сферы в колледжах существуют офисы трансфера.

Масштабы перехода посредством трансфера из колледжа в университет весьма значительны. Например, за последние десять лет 50-75% студентов двухгодичного колледжа Куинсигамонд продолжили обучение в университете города Вустер.

Перевод выпускника колледжа в университет требует определенного уровня успеваемости: необходимо быть как минимум «хорошистом». При выявлении в университете недостаточной подготовки выпускника колледжа возможно его возвращение в прежнее учебное заведение для «доведения» до требуемого уровня.

Решая проблему приема подготовленных студентов из колледжей, университет Северной Каролины в Чэпл-Хилл создает среди первокурсников колледжей-партнеров группы трансфера. Отбор в группы осуществляется по доку-

ментам, иногда используется собеседование. На 15 мест в группе подается свыше 100 заявлений.

Система обучения 2+2, то есть 2 года в колледже, 2 - в университете, организационно достаточно гибкая. Обучение может идти не только в традиционной форме, но и комбинированно: в колледже студенты посещают занятия, а в университете обучаются online. Имеются программы сотрудничества, осуществляемые целиком в режиме online. Дистанционное обучение в большей степени реализуемо по гуманитарным специальностям.

Следует отметить, что в большинстве случаев возможностью трансфера результатов обучения в колледже для продолжения учебы в университете пользуются те, кто поступил в колледж непосредственно со школьной скамьи. При таких условиях у колледжей формируется заинтересованность в повышении качества подготовки школьников.

В Бристольском двухгодичном колледже (штат Массачусетс) эта заинтересованность проявляется, например, в реализации для старшеклассников учебных курсов по программе колледжа, освоение которых означает получение школьниками кредитных единиц. Такие занятия проводятся и в школе, и в колледже. Курсы читают как преподаватели колледжа, так и наиболее квалифицированные школьные учителя (за дополнительную плату из средств колледжа). Один семестровый курс читается желающим школьникам бесплатно, один - оплачивается колледжем, за остальные платят сами учащиеся.

Старшеклассники, получая кредитные единицы колледжа, имеют возможность сократить обучение в нем. Был случай, когда выпускнику школы одновременно с документом о ее окончании был выдан и диплом колледжа. Освоение старшеклассниками курсов колледжа позволяет ускорить получение степени бакалавра и магистра.

Практика получения старшеклассниками зачетных единиц двухгодичных колледжей становится в США все более распространенной. Например, по программам колледжа Северной Виргинии «NOVA» обучаются 1400 старшеклассников.

Приходу в колледжи хорошо подготовленных студентов способствуют государственные меры по повышению интереса школьников к дисциплинам блока STEM. В этих целях организуются летние школы для школьников, предметные олимпиады, выдаются гранты начальным школам для развития преподавания математики, создаются специализированные школы.

Двухгодичным колледжам, как правило, не осуществляющим научные исследования, непросто вести подготовку по наукоемким специальностям. Однако такой опыт имеется. Например, в колледже Шорлайн (штат Вашингтон) реализуется программа по биотехнологии. По ней обучаются два года студенты, намеревающиеся идти в университет, и один год - уже имеющие степень бакалавра. Все студенты этого направления имеют индивидуальные планы обучения. Некоторые из них работают на малом предприятии соответствующего профиля, функционирующем на территории колледжа.

В настоящее время появляются двухгодичные колледжи, систематически ведущие научные исследования, в том числе по биотехнологии. Одно из первых учебных заведений такого рода - колледж Монтгомери в Джермантауне (штат Мэриленд). На площадях данного колледжа создан инновационный центр, входящий в «Сеть деловых инноваций», которая объединяет 170 компаний, включая 15 иностранных. Многие студенты колледжа имеют возможность проходить практику в этом инновационном центре.

На наш взгляд, двухгодичным колледжам, ориентированным на осуществление первого этапа университетского образования, придется активизировать научные исследования, скорее всего, в интеграции с университетами-партнерами.

Очевидно, что подготовка учащихся непосредственно для трудовой деятельности существенно отличается от обучения в целях присвоения степени бакалавра. Сочетание колледжами этих двух направлений профессионального образования - весьма сложная задача, требующая стратегического подхода.

Показательно, что признанный в 2010 году лучшим двухгодичным колледжем США Сент-Пол колледж (штат Миннеаполис) включил в качестве миссии в свой стратегический план на период 2006-2020 годов задачу «предоставлять современные возможности для обучения, как в целях трудовой карьеры, так и для продолжения образования по трансферу» [7].

На практике противоречие между задачами двухгодичных колледжей чаще всего разрешается путем выбора приоритетной. В результате около половины двухгодичных колледжей ориентируются преимущественно на подготовку кадров непосредственно для трудовой деятельности, другая половина - на перевод своих выпускников в университеты.

Решение колледжами столь масштабных и многообразных задач предполагает формирование адекватной финансовой базы.

Финансовые аспекты деятельности двухгодичных колледжей

Колледжи, исторически возникнув как частные учебные заведения, в XX веке приобрели, главным образом, статус государственных. Как следствие, основным источником финансирования колледжей стали средства штатов и федерального бюджета.

Например, бюджет Бристольского двухгодичного колледжа составляет 62 млн долл. в год. Из них штат финансирует 15 млн, федеральный бюджет (в форме стипендиальных грантов и т.д.) - 22 млн. Остальные доходы обеспечиваются платой за обучение и добровольными пожертвованиями, объединенными в специальном фонде. В последние десятилетия происходит сокращение доли государственных средств в бюджете колледжа. Если 35 лет назад финансирование штата покрывало 85% его расходов, то в настоящее время - менее 25%. Это, безусловно, требует от колледжа проявления инициативы в поиске источников финансирования.

Бюджет колледжа Эдмондс составлял в 2010 году 45643294 долл; 60% средств поступило в форме помощи штата, источником 20% доходов были гранты и контракты, остальных 20% -плата за обучение.

Получение федерального финансирования предполагает аккредитацию образовательных программ.

Часть федерального финансирования двухгодичных колледжей осуществляется департаментом труда США. Людям, испытывающим затруднения с поиском работы, через центры занятости выдаются ваучеры в размере 4-6 тыс. долл. для переподготовки в двухгодичном колледже. Кроме того, департамент предоставляет двухгодичным колледжам на конкурсной основе гранты для разработки и реализации образовательных программ, имеющих актуальный характер. Например, в октябре 2005 г. 70 двухгодичным колледжам в 40 штатах были предоставлены гранты в объеме 125 млн долл. для повышения квалификации работников. Подобные гранты выделялись и в последующие годы, их выполняли десятки колледжей большинства штатов.

Финансирование колледжей со стороны штатов, как правило, не распространяется на реализацию программ, не оцениваемых в зачетных единицах. Здесь в полной мере действуют принцип самоокупаемости. Например, в «NOVA» безубыточность программы повышения квалификации, рассчитанной на семестр, предполагает цену для слушателя 500-600 долл. и набор

группы в количестве 15 человек. Такая деятельность приносит колледжу около 10 млн долл. в год.

Ресурсы колледжей расширяются благодаря партнерству с бизнесом, предоставляющим оборудование для обучения студентов, места для прохождения практики и т.д. Однако выведение американскими ТНК своего производства за рубеж снижает заинтересованность бизнеса в помощи колледжам.

При определении платы за обучение колледжи находятся в условиях достаточно жестких ценовых ограничений, так как они ориентированы на категории студентов с невысокой платежеспособностью.

Основной статьей расходов бюджета колледжей выступает зарплата преподавателей. Так, в колледже Куинсигамонд эта статья расходов составляет около 50% бюджета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Базовый контракт преподавателя этого колледжа предусматривает чтение 10 курсов в год при плате за курс 3000 долл. Фактически средний заработок преподавателей оказывается выше 30000 долл. Преподаватель, проработавший в колледже 35-40 лет, будет получать пенсию в размере 80% от заработка за период наиболее высокооплачиваемых трех лет.

В колледжах США ценится управленческая деятельность. Например, в двухгодичном колледже Куинсигамонд установленный государством оклад директора составляет 155000 долл. в год, проректора - 130000 долл., декана -90000 долл. (относительно заработков ректоров колледжей в печати встречалась и цифра 700000 долл. в год [8]).

Двухгодичные колледжи стремятся к регулярному обновлению лабораторной базы и оборудования для производственного обучения. Так, оборудование, используемое для обучения медсестер, как правило, лучше имеющегося в госпиталях.

Большое значение придается обеспечению привлекательного вида зданий колледжей и учебных аудиторий, поддержанию чистоты и образцового порядка в помещениях, озеленению территорий, уходу за цветниками и т.д. Как подчеркивает президент Сент-Пол колледжа доктор Донован Швихтенберг, «колледж должен не только быть хорошим, но и выглядеть хорошо». Этот колледж, действительно, выглядит хорошо (и надо отметить, не только он).

Влияние двухгодичных колледжей на экономику местного сообщества не ограничивается подготовкой трудовых кадров. Колледжи выступают потребителями услуг предприятий коммунального хозяйства, тысячи студентов питаются в местных кафе и т.д. По словам До-

нована Швихтенберга, возглавляемый им колледж добавляет местной экономике 163517145 долл. в год и обеспечивает создание 2152 рабочих мест. Думается, подобные расчеты помогают решать проблемы с обеспечением государственного финансирования.

Платность обучения в двухгодичных колледжах побуждает их привлекать студентов не только из числа жителей данного штата. При этом плата за обучение для приезжих в три раза выше, чем для местных студентов. Считается, что налогоплательщики не обязаны участвовать в финансировании обучения тех, кто не платит налогов данному штату. Между тем подобная разница может побуждать отдавать предпочтение при приеме приезжим студентам.

Материально заинтересованы колледжи и в привлечении иностранных студентов. Контингент таких обучающихся весьма значителен. Например, в колледже Северной Виргинии обучаются студенты из 180 стран. В колледже Эдмондс учатся 1100 иностранных студентов, в колледже Шорлайн - 680, в колледже Такомы - 250.

Студенты из РФ составляют около 1% от общего числа иностранных студентов колледжей.

Для привлечения иностранных студентов колледжи идут на перезачет курсов, изученных в зарубежных вузах, в некоторых случаях принимают на бесплатной основе.

Как правило, иностранные студенты колледжей рассчитывают на продолжение обучения в университетах США. Для этого им чаще всего приходится заниматься на дополнительных программах по английскому языку.

Думается, программа международных посе-тителей-лидеров «Высшее образование и подготовка трудовых кадров в США: многофункциональность американских двухгодичных колледжей. Проект для России (9-27 мая 2011 года)», по результатам участия в которой подготовлена статья, преследовала и цель популяризации в России профессионального образования в США. Отмечая прекрасную организацию программы, следует констатировать, что использование ее опыта и опыта аналогичных программ было бы полезно для развития экспорта российского образования.

* * *

Двухгодичные колледжи США - необходимое звено в системе «обучения в течение жизни». Они обеспечивают миллионам американцев старт в трудовую жизнь, делают доступнее высшее образование, позволяют работающим повысить квалификацию или получить новую профессию.

Двухгодичные колледжи не в состоянии решить всех проблем, возникающих на рынке труда США, но без них невозможно представить прогресс американской экономики. Президент Б. Обама небезосновательно заявил: «Двухгодичные колледжи - секрет успеха США». Осмыслить и учесть их достижения - в интересах развития российской системы профессионального образования.

Список литературы

1. Preparing North Carolina’s Workforce and Businesses for the Global Economy//The North Carolina Commission on Workforce Development. June, 2011. URL: www.nccommerce.com/en/workforceservices.

2. Carey K. Don’t Reduce Access to Loans // USA Today. 2011. May 24. P. 8a.

3. Back in Business. The Coming Renaissance in U.S. Manufacturing // The Washington Post. 2011. May

11. P. A14.

4. Christensen C.M., Horn M.B., Caldera L., Soares L. Disrupting College. How Disruptive Innovation Can Deliver Quality and Affordability to Postsecondary Education // Center for American Progress, February 2011. P. 31. URL: http://www.americanprogress.org/issues/ 2011/02/pdf/disrupting_college.pdf

5. Rise in Student Loan Defaults Carries a Familiar Echo // USA Today. 2011. May 24. P. 8a.

6. Career Focus//Wake Technical Community College. Spring 2011. Volume 4. Number 1.

7. Saint Paul College - A Community & Technical College. 2020 Vision// Strategic Plan. 2006-2020. 07/2007.

8. Jamieson R., Harbor G. Changes are Needed to Make College More Affordable// USA Today. 2011. May 27.

THE ROLE OF COMMUNITY COLLEGES IN WORKFORCE DEVELOPMENT IN THE USA

A. V. Zolotov, M. V. Zolotova

Based on the analysis of the materials obtained during the international visitor leadership program “Higher Education and Workforce Development in the U.S.: Multifunctional Role of U.S. Community Colleges / A Project for Russia / May 9-27, 2011”, we consider the socio-economic role and peculiarities of community colleges functioning in the USA.

Keywords: community colleges, professional education, labour market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.