приобретение одежды, транспорт, досуг и развлечения значительно ниже среди пожилых лиц, чем среди молодежи.
Таким образом, старение населения, меняя структуру потребления населения, оказывает влияние на развитие конкретных отраслей промышленности. На примере анализа ситуации во Франции автор делает вывод, что могут возникнуть структурные разрывы в динамике спроса на отдельные товары и услуги: значительный относительный рост спроса на медицинские услуги, страхование и жилье при относительном спаде спроса на автомобили и одежду.
Автор считает, что через несколько лет экономика стран ЕС изменится и станет похожа на экономику Швейцарии, которая характеризуется низкими темпами роста, низким уровнем процентной ставки, высоким уровнем сбережений, стабильной национальной валютой и возрастанием спроса на услуги.
С.Н. Куликова
2006.03.035. МАРИОНИ П. УВЕЛИЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН: ЖЕЛАНИЯ И ТРУДНОСТИ. MARIONI P. Accroître l'emploi des seniors: Entre volontés et difficultés // Premieres syntheses. - P., 2005. - N 4. - P. 335-341.
Доля экономически активных пожилых граждан (ПГ) во Франции, указывает французский исследователь, остается невысокой, как и в большинстве других европейских стран. В течение нескольких лет власти пытаются привлечь большее количество пенсионеров к труду с тем, чтобы обеспечить финансирование системы социального страхования. С этой же целью была реформирована система предоставления пенсий и ограничен досрочный выход на пенсию.
Однако досрочный выход на пенсию по-прежнему довольно распространен, а наем ПГ остается довольно невысоким. Хотя производительность труда ПГ не сильно отличается от производительности молодых работников, предприятия до сих пор с осторожностью относятся к найму пожилых работников.
Повышение занятости ПГ осуществляется посредством проведения политики, воздействующей на поведение всех участников рынка труда и на факторы, определяющие спрос и предложение на этом рынке. В течение последних 15 лет были предприняты меры
по сохранению и возвращению на работу лиц старше 50 лет. В их числе меры, направленные на побуждение ПГ к продолжению трудовой деятельности и к профессиональному обучению, на улучшение организации и условий работы, на борьбу с социальными стереотипами.
Правящие круги не только Франции, но и других европейских стран принимают меры для повышения занятости ПГ для увеличения темпов экономического роста и решения проблемы финансирования системы социального страхования. Увеличение и стимулирование занятости ПГ в возрасте 55-64 лет является одной из стратегических целей в области занятости, определенной Советом Европы в Лиссабоне (2000) на период до 2010 г. В 2001 г. Совет Европы в Стокгольме определил долю лиц в возрасте 5564 лет, которые должны быть экономически активны в ЕС, на уровне 50%. На Совете Европы в Барселоне в 2002 г. было намечено, что средний возраст выхода на пенсию должен быть повышен на 5 лет (с. 335).
Во Франции доля экономически активных ПГ ниже, чем в большинстве других странах ЕС. В 2003 г. она составляла 36,8%, т.е. была на 5 пунктов ниже, чем средний показатель по ЕС, и значительно ниже, чем во многих странах ЕС. Однако уровень занятости населения во Франции вписывается в средние показатели по ЕС, так же как и занятости женщин. Особенность Франции заключается в низкой доле занятости ПГ вообще, и частичной занятости в частности. Уровень занятости ПГ особенно снизился в 70-80-х годах, затем стабилизировался в 90-е годы. К 2010 г. экономически активное население страны должно уменьшиться, но это не должно оказать значительное влияние на уровень занятости ПГ.
В 1994-2001 гг. уровень занятости 55-64-летних граждан, как и уровень общей занятости, рос во Франции медленнее, чем в 15 странах ЕС. В Финляндии и Нидерландах уровень занятости (общий и ПГ) увеличился значительно, в Испании и Нидерландах -особенно среди женщин. В Дании, Великобритании и Швеции уровень занятости ПГ повышался быстрее, чем уровень обшей занятости. В Греции и Италии уровень общей занятости рос медленнее, чем в среднем по ЕС, а занятость ПГ снизилась.
По мнению автора, во Франции проводится более последовательный политический курс на увеличение доли ПГ в занятости
населения, чем в других европейских странах. Недавняя реформа пенсионной системы во Франции сохранила легальный возраст выхода на пенсию в 60 лет, но она также поставила целью повысить действительный возраст выхода на пенсию, что позволяет увеличить период отчислений в фонд пенсионного страхования.
Власти и социальные партнеры во Франции также пытались ограничить досрочный выход на пенсию, приняв ряд соответствующих распоряжений и сохранив особые условия досрочного выхода на пенсию только для работников, занятых на вредных производствах. Тем не менее некоторые предприятия продолжают руководствоваться своими собственными распоряжениями и правилами.
С 1968 г. средний возраст выхода на пенсию постепенно снижался: с 62,5 года в 1968 г. до 58 лет в 2002 г. (с. 337). Рост безработицы, экономические преобразования и стремление обновить квалификацию работников способствовали достижению социального консенсуса относительно идеи, что уход пожилых работников из экономически активной жизни представляет собой наименее болезненную практику в условиях дисбаланса спроса и предложения на рынке труда. Эта идея лежала в основе, с одной стороны, законодательного снижения в 1982 г. возраста выхода на пенсию до 60 лет, а с другой - принятия в середине 90-х годов решения о возможности досрочного выхода на пенсию.
В других странах Европы также получила распространение аналогичная практика. В результате во Франции сложилась ситуация, когда рынок труда не оказывает значительного давления на предпринимателей в плане стимулирования найма работников пожилого возраста. В обществе, имеющем высокие показатели безработицы, многие ПГ, так же как и предприниматели и значительная часть общества, приспособились к уходу ПГ из экономически активной жизни. Речь идет о наименее квалифицированной части рабочей силы, наиболее физически изношенной и не питающей никаких надежд относительно своего будущего. Многие ПГ, особенно старше 55 лет, свыклись с мыслью, что возраст является неблагоприятным фактором для поступления на работу.
Безработные старше 50 лет также менее активно, чем более молодые безработные, ищут новую работу. Их возможности возвращения на работу очень низки. Лишь 1/3 ПГ, ищущих работу, находят ее против 1/2 лиц моложе 50 лет. У ПГ, нашедших работу,
уровень образования более высокий, а срок безработицы более короткий, чем у остальных ПГ. Автор считает, что в связи с тем, что уровень безработицы остается высоким, увеличение доли ПГ в занятости, отодвигание возраста окончания рабочей карьеры, ограничение досрочного выхода на пенсию не могут быть обеспечены только за счет демографического старения или рыночных механизмов. Это может способствовать политике регулирования спроса и предложения рабочей силы.
Автор считает, что сокращение экономически активного населения Франции до 2010 г. окажет незначительное влияние на уровень занятости ПГ. Дело в том, что экономически активное население Франции будет расти ежегодно на 75 тыс. человек до 2006 г., когда первые поколения бэби-бума достигнут возраста 60 лет. Затем в период 2006-2010 гг. рост экономически активного населения сократится до 30 тыс. человек в год. В период до 2010 г. 2,8% занятых будут ежегодно выходить на пенсию против 2% в 2000-2005 гг. В течение десятилетия с 2000 г. на пенсию выйдут 5,7 млн. человек (с. 336).
Доля ПГ в общей численности населении будет расти. Доля лиц старше 55 лет в 2010 г. составит 12,2% экономически активного населения против 8,9% в 2001 г. В краткосрочной перспективе (с 2006 по 2010 г.) снижение предложения рабочей силы будет не таким существенным, чтобы оказывать значительное влияние на рынок труда. Увеличение доли ПГ в занятости будет зависеть скорее от перспектив роста экономики, уровня безработицы и от проводимой политики, нежели от демографической ситуации.
Во многих европейских странах проводятся меры, направленные на регулирование спроса и предложения рабочей силы. К ним относятся: реформа системы досрочного выхода на пенсию, меры по сохранению или адаптации рабочих навыков, развитие профессионального обучения в середине трудовой карьеры, улучшение условий и организации труда, расширение частичной занятости, кампании по изменению общественных стереотипов, неблагоприятных для пожилых лиц. В зависимости от уровня занятости и типа проводимой политики различаются три группы стран.
К первой группе относится Германия, в которой проводится реформа пенсионной системы и уровень занятости ПГ относительно низок. Власти этой страны, реформируя пенсионную систему,
стремятся стимулировать более поздний выход на пенсию. До сих пор уровень занятости ПГ вырос незначительно, но реформа была проведена недавно.
В Швеции и Дании - вторая группа стран - уровень занятости ПГ повысился благодаря тому, что власти предприняли меры для повышения экономической активности ПГ. В этих странах существует система пожизненного профессионального обучения, аналога которой нет в других странах Европы, и предприниматели улучшили условия труда для ПГ. Кроме того, в Дании приоритетным направлением остается борьба с безработицей, разрешены совместительство и частичная занятость, досрочный выход на пенсию с получением части пособий, развита система профессиональной подготовки ПГ.
В Швеции проведена реформа пенсионной системы, отменена помощь государства досрочным пенсионерам и усилены контроль над безработными и требования по отношению к ним.
В третьей группе стран - Великобритания, Нидерланды и Финляндия - проводится общая политика, направленная на увеличение занятости.
В Великобритании приняты меры по изменению рабочего графика для всех возрастных групп, в особенности поддерживается частичная занятость. Действует система частичной пенсии, позволяющая ПГ сохранять право на получение пенсии и компенсировать потерю заработка, связанного с сокращением отработанного времени. Занятость более старших возрастных групп ПГ характеризуется гибким подходом к вопросу о времени окончания трудовой карьеры.
В Нидерландах очень развита частичная занятость в конце трудовой карьеры. Выбравшие этот режим ПГ сохраняют права на получение пенсии, равной той, которую получают полностью занятые, и они могут совмещать занятость и получение пенсии, что выгодно с финансовой точки зрения. В этой стране также развито финансовое стимулирование ПГ для возвращения на их работу.
В Финляндии основные меры политики занятости принимаются в отношении предприятий-работодателей, и они направлены на оказание им помощи в создании и сохранении возможностей для занятости ПГ, улучшении условий и организации их труда.
С.Н. Куликова