Научная статья на тему '2008. 03. 057. Гийемар А. -М. Занятость пожилых людей в ЕС. Guillemard a-m. La place des seniors dans l`employ // problemes Econ. - P. , 2007. - n 2920. - P. 15-20'

2008. 03. 057. Гийемар А. -М. Занятость пожилых людей в ЕС. Guillemard a-m. La place des seniors dans l`employ // problemes Econ. - P. , 2007. - n 2920. - P. 15-20 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТИ ПОЛИТИКА - ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 03. 057. Гийемар А. -М. Занятость пожилых людей в ЕС. Guillemard a-m. La place des seniors dans l`employ // problemes Econ. - P. , 2007. - n 2920. - P. 15-20»

2008.03.057. ГИЙЕМАР А.-М. ЗАНЯТОСТЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ЕС.

GUILLEMARD A-M. La place des seniors dans lemploy // Problèmes econ. - P., 2007. - N 2920. - P. 15-20.

Основная проблема, связанная со старением населения и возросшей продолжительностью жизни, по мнению французского эксперта, заключается не только и не столько в увеличении объема обязательств по выплате пенсий (такой подход автор считает ограниченным). Главное состоит в обеспечении занятости работников старшего возраста, доля которых в общей численности населения увеличивается, что влияет на возрастную пирамиду экономически активного населения. Старение население в промышленно развитых странах (ПРС) представляет собой сложную задачу, которой до сих пор уделялось недостаточное внимание.

В настоящее время в Европе происходит беспрецедентное старение экономически активного населения. Оно обусловлено двумя обстоятельствами: с одной стороны, достижением пенсионного возраста многочисленной когортой людей, родившихся в период бэби-бума; с другой - выходом на рынок труда менее многочисленной когорты молодежи, родившейся после 1975 г., в период сокращения рождаемости. Известно, что процесс сокращения рабочей силы в Европе начнется в период 2006-2011 гг., и тогда основным источником рабочей силы, помимо иммигрантов, станут пожилые работники, уровень занятости которых может довольно быстро возрасти. Женщины среднего возраста, так же как и молодежь, в некоторых странах могут превратиться в дополнительный источник рабочей силы.

Демографическое старение и удлинение средней продолжительности жизни затрагивает общество по всем параметрам, а потому требуются пересмотр существующей модели распределения работы по возрастным группам, социальных трансфертов в течение жизненного цикла и обновление существующего подхода к роли и возможностям лиц старшего возраста.

В настоящее время включение лиц старше 50 лет в трудовую жизнь является основным шансом для ПРС противостоять демографическому старению. Во-первых, более активное трудовое участие пожилых работников труда смягчает проблему финансирова-

ния систем социального страхования и пенсионного обеспечения, корректируя ухудшение соотношения между плательщиками взносов и пенсионерами. Во-вторых, сохранение активности в конце карьеры позволяет мобилизовать тех, кто составит значительную часть рабочей силы.

Вопрос занятости пожилых работников сейчас является основным элементом политики в ЕС, где в 1999 г. был выдвинут лозунг «активного старения» (т.е. активного образа жизни в пожилом возрасте). В 2001 г. Комиссия ЕС впервые поставила цель увеличить занятость лиц 55-64 лет и определила соответствующий количественный показатель: уровень занятости в этой возрастной группе должен достичь к 2010 г. по меньшей мере 50% (с. 129). В 2002 г. Европейский Совет поставил задачу постепенного повышения до 2010 г. на 5 лет среднего возраста прекращения экономически активной жизни, т. е. возраста выхода на пенсию.

В целом в большинстве ПРС занятость мужчин после 55 лет значительно ниже, чем в других возрастных категориях, за исключением Скандинавских стран (Швеция, Дания) и Японии. Выделяются три группы стран.

В первую группу входят Япония, Швеция и Дания, где занятость после 55 лет сокращается медленно и где преобладает «активное старение».

Во второй группе - Великобритания, Португалия и США: здесь занятость среди 55-64-летних граждан составляет около 60%. За последнее тридцатилетие сокращение занятости в этой группе составило около 20%.

В третью группу входят страны континентальной Европы, где занятость в категории 55-64-летних ниже 50% (с. 130). В этих странах основная доля в занятости приходится на средние возрастные группы (25-49 лет), в то время как молодежь и старики сравнительно слабо участвуют в трудовой жизни. Для 55-64-летних незанятость является нормой.

Помимо постепенного выталкивания с рынка труда работников в возрасте 55-64 лет в странах континентальной Европы происходит усиление нестабильности занятости работников во второй половине их карьеры, т.е. идет процесс обесценения работника с возрастом. Уровень безработицы среди лиц в возрасте 50-54 и 55-

59 лет в странах континентальной Европы растет, причем безработица носит длительный характер.

Анализируя разницу в трудовом участии пожилых работников в разных странах, автор приходит к выводу, что наличие значительного возмещения - пособия по безработице во второй половине карьеры, обеспечиваемого системой социального страхования и покрывающего риски, связанные с отсутствием работы, - побуждает к уходу с рынка труда пожилых работников. Напротив, увеличение механизмов интеграции в активную жизнь пожилых работников стимулирует сохранение и продолжение их занятости до преклонного возраста. Сочетание этих двух полярных целей в разных формах является основой различных типов политики в области социального страхования и занятости.

Автор рассматривает два противоположных типа политики, которая проводится в странах континентальной Европы и в Скандинавских странах.

Первый тип формирует «культуру предварительного, досрочного прекращения экономически активной деятельности». Страны континентальной Европы сделали выбор в пользу определения квоты и сокращения занятости пожилых работников с целью сохранения занятости других категорий работников и особенно молодежи. С этой целью в течение последних 20 лет были приняты меры, побуждающие к досрочному выходу на пенсию с компенсацией соответствующего ущерба. Этот подход получил одобрение со стороны различных участников рынка труда - государства, предпринимателей, профсоюзов и трудящихся. Он сформировал их образ мысли и действий по отношению к старению рабочей силы.

Нормой для пожилого работника стала не занятость, а получение доступа к социальным трансфертам.

Второй тип политики способствует формированию «культуры права на работу в любом возрасте» и «активного старения». Он характерен для Скандинавских стран, в которых формируется «культура возраста» и роль пожилого работника определяется прямо противоположным образом в сравнении со странами континентальной Европы.

В Скандинавских странах возмещение риска безработицы во второй половине карьеры тесно связано с проведением активной политики занятости. Сохранение занятости лицами старшего возраста поощряется и поддерживается с помощью различных инструментов

интеграции и включения в трудовую жизнь пожилых работников. Здесь действует иная, чем в континентальной Европе, система правил, направленная на то, чтобы пожилой работник был охвачен мерами по реадаптации и реинтеграции в занятость с целью сохранения его права на труд. Скандинавский работник во второй половине карьеры имеет широкий спектр возможностей сохранить частичную или полную занятость до преклонного возраста. Система социального страхования и занятость в этом случае используются государством в тандеме для облегчения интеграции или возвращения на рынок труда граждан вплоть до преклонного возраста.

Скандинавским странам удалось сохранить достаточно высокий уровень занятости как среди пожилых людей, так и среди молодежи и женщин. Однако им следует пересмотреть структуру траектории экономически активной деятельности для того, чтобы сделать ее привлекательной для всех возрастных групп. Им необходимо также продолжить предпринятые усилия с целью дальнейшего увеличения склонности пожилых работников и женщин к трудовой жизни.

Наоборот, страны континентальной Европы, чтобы переломить сложившуюся традицию досрочного выхода на пенсию, должны осуществить действительно «культурную революцию». В последующее пятилетие континентальная модель должна глубоко изменить поведение всех участников рынка труда, что позволит добиться беспрецедентного увеличения занятости, в первую очередь - за счет пожилых людей и, в меньшей степени, - за счет молодежи и женщин.

Финляндия и Нидерланды - единственные страны континентальной Европы, которым удалось отказаться от политики досрочного выхода на пенсию и значительно поднять уровень занятости среди пожилых работников с конца 1990-х годов. С 1994 по 2005 г. занятость работников в возрасте 55-64 лет возросла в Финляндии на 20%, а в Нидерландах - на 17% (с. 137).

В результате анализа политики в отношении пожилых работников в разных странах автор пришел к выводу, что только поддержка и сохранение профессиональной активности и благосостояния лиц старше 45 лет, сопровождаемые информационными и просветительскими мероприятиями, направленными на изменение

менталитета всех участников рынка труда, позволят преодолеть тенденцию к досрочному выходу на пенсию пожилых лиц.

С.Н. Куликова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.