2001.01.057. ГЕРЖО Ж.-К., МАРШАН О., СИБЕЛ К. ИЗМЕНЕНИЕ РЫНКА ТРУДА В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ В 90-Е ГОДЫ. GUERGOAT J.-CL., MARCHAND O., SEIBEL CL. L'évolution des marches du travail européens dans les annes quatre-vingt-dix // Problèmes econ., - P., 1999. - N 2635. - P. 9-15.
В 90-е годы положение на рынке труда промышленно развитых стран Западной Европы, по мнению французских экономистов, характеризовалось замедлением роста и старением экономически активного населения, незначительным увеличением занятости и ростом безработицы. Вместе с тем ситуация в отдельных странах имеет свою специфику.
Перемены на рынке труда Франции за последнее двадцатилетие сопоставимы с аналогичными процессами в других странах Западной Европы. Это объясняется проводившейся в 80-е годы стратегией сдерживания роста экономически активного населения посредством политики стимулирования выхода на пенсию пожилых трудящихся и одновременного удержания молодежи в образовательной системе. Однако в 90-х годах эта стратегия натолкнулась на ограничения, в частности финансового порядка, и от нее пришлось отказаться. В результате в настоящее время рост экономически активного населения Франции ускорился и превысил рост в других странах — членах ЕС, исключая Испанию.
Демографические сдвиги и изменения численности экономически активного населения происходят параллельно. Как отмечают демографы, рост численности экономически активного населения в Европе замедляется, и оно стареет. Однако ситуация по странам сильно отличается. В 1990-1997 гг. Греция и Ирландия характеризовались высокой рождаемостью, тогда как Швеция и Германия - стабилизацией численности населения в рабочем возрасте (15-64 лет), несмотря на приток иммигрантов. В последние десятилетия отмечается значительный рост экономической активности женщин, особенно в Испании, Люксембурге, Нидерландах, Ирландии, Австрии. В Скандинавских странах экономическая активность женщин достигла потолка и снижается.
Другим наиболее общим явлением для всех рассматриваемых стран является снижение экономической активности молодежи (в связи с увеличением сроков обучения) и пожилых трудящихся (в связи с досрочным выходом на пенсию). С середины 80-х годов во Франции и
Бельгии зарегистрирована самая низкая занятость молодежи. В то же время в Великобритании и Германии в последние годы занятость молодежи снизилась незначительно, а в Дании и Нидерландах даже возросла. До начала 80-х годов для всех стран было характерно снижение трудовой активности населения старше 55 лет, особенно для Франции. В последние годы тенденция изменилась в противоположную сторону в странах, где наблюдается снижение рождаемости (Швеция и Германия). В настоящее время во Франции наряду с Бельгией и Люксембургом отмечается самый низкий уровень трудовой активности мужчин в возрасте 55-64 лет.
Снижению трудовой активности пожилых людей способствует специальная политика на рынке труда: например, пенсионный возраст в Дании установлен в 67 лет, в Германии и Великобритании - в 65 лет. Именно в этих странах наиболее активно стимулируется досрочный выход на пенсию.
Авторы настаивают на специфичности французской модели трудовой активности, в которой возможность работать имеет только одна группа населения, а именно взрослые. Студенты, молодые выпускники, а также трудоспособные граждане пожилого возраста помещены в "зал ожидания", в резервную группу, для которой возможность работать связана с благоприятной конъюнктурой. Эта модель формируется спонтанно на уровне отдельных индивидов и предприятий, а также целенаправленно на уровне государства посредством, в частности, мероприятий в области начального образования или досрочного выхода на пенсию. Удельный вес возрастной группы 25-54 лет в экономически активном населении Франции вырос с 75% в 1986 г. до 84% в 1998 г., что свидетельствует о концентрации трудовой активности в этой группе населения.
В целом в Европе в 90-х годах увеличение занятости было невелико, особенно во Франции, в связи с медленным экономическим ростом. Однако в конце десятилетия (1997 г. и особенно в 1998г.) рост занятости ускорился. Созданию рабочих мест способствовали экономический рост, развитие частичной занятости, относительное снижение стоимости рабочей силы и развитие сферы услуг. Так, в 1998 г. занятость в целом возросла на 1,5%, или на 2,3 млн. человек. Особенно значительный рост отмечался в Португалии, Испании, меньший - в Италии, Австрии и Германии.
Особое развитие в ряде стран — членов ЕС получила занятость с неполным рабочим днем, в частности в Швеции, Великобритании и особенно в Нидерландах. Занятость с неполным рабочим днем часто носит вынужденный характер, так как многие просто не могут найти работу с полным рабочим днем. В странах — членах ЕС в таком положении находятся в среднем около 20% трудящихся, но менее 10 - в Нидерландах и Австрии и более 4% — в Греции, Италии и Финляндии. Подавляющее большинство частично занятых составляют женщины.
Современное состояние занятости в странах — членах ЕС определяется тремя группами факторов: политическими условиями, а именно местом и ролью государства в социальной защите; семейными условиями - формой семьи и сочетанием семейной и профессиональной жизни; наконец, профессиональными
условиями - уровнем трудовой активности, распространением частичной занятости и неравенством в занятости и оплате труда. Учет всех этих переменных позволяет объединить страны Западной Европы в четыре группы:
1) "северная" модель объединяет Швецию, Данию, Финляндию, восточные земли Германии и характеризуется высокой степенью занятости женщин, стремлением обеспечить равенство (включая распределение семейных обязанностей), направленностью политики властей на согласование семейной и трудовой жизни. Частичная занятость здесь очень распространена;
2) "континентальная" модель распространена на остальной части Германии, в Австрии, Нидерландах и характеризуется довольно строгим распределением трудовой и семейной ролей женщин и мужчин; однако занятость женщин в этих странах значительно возросла, несмотря на то что власти мало способствуют трудовой активности женщин, так, здесь сравнительно слабо развита сеть дошкольных детских учреждений;
3) "либеральная островная" модель охватывает Великобританию и Ирландию и оставляет рынку заботу о регулировании занятости женщин, в качестве компенсации государство берет на себя заботу о наименее обеспеченных гражданах; уровень занятости женщин здесь относительно высок благодаря значительному распространению частичной занятости, безработица среди женщин в Великобритании так же низка, как и среди мужчин;
4) "средиземноморская" модель объединяет Италию, Испанию, Грецию и Португалию, для этой модели больше, чем для других стран
Европы, характерна традиционная семейная солидарность, хотя и отдается предпочтение семейной роли женщин; трудовая активность женщин здесь растет довольно быстро, женщины в основном ведут поиски работы на полный рабочий день, в странах отмечается высокая безработица, в целом женщинам здесь очень трудно сочетать семейную жизнь и работу.
Отмечается, что Франция и Бельгия не вписываются в указанные модели. С меньшим успехом, чем в Северной Европе, власти этих стран пытаются облегчить гармонизацию трудовой и семейной жизни. С точки зрения разделения гендерных ролей в этих странах есть черты, которые сближают их с британской моделью: сохранение неравенства в профессиональном статусе и оплате труда; наличие высокой безработицы среди женщин. Проблемы с наймом женщин на работу, в частности на руководящие должности, и одновременно высокий уровень их образования, способствующий их все более активному участию в трудовой жизни, характерны для рынка труда Франции и Бельгии.
Рассматривая безработицу, авторы указывают, что начиная с времен первого нефтяного кризиса уровень безработицы возрос с 3% в 1974 г. до 8% в 1990 г., достигнув пика в 10,5% в 1985 г. (с.13). Первоначально считалось, что рост безработицы является последствием кризиса, однако в дальнейшем он стал перманентным структурным фактором развития большинства стран Западной Европы. Борьба с безработицей выдвинулась в число первоочередных задач как на уровне ЕС, так и в каждой стране.
Положение с безработицей во Франции, Германии и Италии довольно сходно. В Италии и Франции в последнее десятилетие сохранялся более высокий уровень безработицы - 9-13% (с.13). В отличие от этого в Великобритании, где с 1993 г. наблюдался регулярный экономический рост, безработица сократилась с 10,5% в конце 1992 г. до 6% в конце десятилетия (с.14).
Положение в малых европейских странах (Люксембург, Нидерланды, Дания, Португалия и Австрия) значительно лучше: уровень безработицы составляет менее 5%. В этих странах в настоящее время безработица в основном фрикционная.
Трудноразрешимой проблемой для стран Западной Европы остается сохраняющаяся длительная безработица. Масштабы длительной безработицы в конце 90-х годов требуют значительных усилий со стороны властей. Трудности рассасывания длительной безработицы даже
в период экономического оживления связаны с социально-демографическим составом этой группы и традиционным подходом предпринимателей к найму рабочей силы. Длительно безработные - это, как правило, - лица пожилого возраста, имеющие низкую квалификацию рабочие и служащие, тогда как предприниматели часто предпочитают брать тех, кто желает сменить работу или недавно ее потерял. Считается, что длительно безработные по уровню квалификации и компетенции не отвечают современным требованиям.
По данным за 1997 г., уровень длительной безработицы в 15 странах — членах ЕС составлял 4,6%, в то время как доля длительной безработицы в общей численности безработных составляла 48% (с.15).
Среди факторов, объясняющих существование длительной безработицы, выделяются научно-технический прогресс и рост международной конкуренции, которые способствовали ускорению морального старения квалификации рабочих, занятых в традиционных отраслях.
Отсутствие новых возможностей занятости и потребность в более квалифицированной рабочей силе в развивающихся отраслях (предоставление услуг предприятиям, новые телекоммуникационные и информационные технологии) делают возвращение к занятости все более проблематичным по мере увеличения сроков безработицы.
Авторы выделяют два основных направления политики занятости, проводимой в большинстве стран: 1) предотвращение устарения и потери квалификации путем профессионального обучения длительно безработных; 2) заключение с длительно безработными специальных контрактов, которые позволили бы им вернуться к трудовой жизни.
С.Н.Куликова