Научная статья на тему '2006. 03. 029. Ноде В. Постапартеидная Южная Африка в мировой экономике. Оценка неравенства в открытой развивающейся стране. Naude W. post-apartheid South Africa in the world economy. An assessment of inequality in an open developing country // Africa insight. - Pretoria, 2004. - Vol. 34, n 4. - P. 46-53'

2006. 03. 029. Ноде В. Постапартеидная Южная Африка в мировой экономике. Оценка неравенства в открытой развивающейся стране. Naude W. post-apartheid South Africa in the world economy. An assessment of inequality in an open developing country // Africa insight. - Pretoria, 2004. - Vol. 34, n 4. - P. 46-53 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комар Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 03. 029. Ноде В. Постапартеидная Южная Африка в мировой экономике. Оценка неравенства в открытой развивающейся стране. Naude W. post-apartheid South Africa in the world economy. An assessment of inequality in an open developing country // Africa insight. - Pretoria, 2004. - Vol. 34, n 4. - P. 46-53»

АФРИКА. БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2006.03.029. НОДЕ В. ПОСТАПАРТЕИДНАЯ ЮЖНАЯ АФРИКА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ. ОЦЕНКА НЕРАВЕНСТВА В ОТКРЫТОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СТРАНЕ.

NAUDE W. Post-apartheid South Africa in the world economy. An assessment of inequality in an open developing country // Africa insight. -Pretoria, 2004. - Vol. 34, N 4. - P. 46-53.

Автор (Северо-Западный университет, Эвастон-Чикаго, США) анализирует влияние глобализации и роль внутренних факторов на социально-экономическое развитие ЮАР. После ликвидации системы апартеида и прихода к власти демократического правительства африканского большинства новое правительство избрало курс ускоренной интеграции в мировое сообщество. В 1994 г. ЮАР вступила в ВТО и либерализовала внешнюю торговлю, финансы, таможенную и внутриэкономическую политику. ЮАР сократила свои таможенные позиции со 100 до 6 на все товары, за исключением одежды и текстиля, по которым она получила восьмилетнюю льготную отсрочку. Средневзвешенные импортные пошлины были сокращены с 34 до 17% на потребительские товары, с 8 до 4 на полуфабрикаты и с 11 до 5% на средства производства. В результате средний тариф уменьшился с 11,7% в 1994 г. до 5,3% в 2000 г. (с. 46). Основные результаты такой либерализации -падение экономического роста и инвестиций, рост безработицы и высокий уровень неравенства доходов.

Среднегодовой экономический рост в 1994-2000 гг. составил только 2,7%, что существенно ниже целевого показателя в 6,7%, определенного правительством с целью сокращения безработицы.

Занятость в частном секторе в этот же период сократилась на 15%, а уровень безработицы достиг 37% (с. 47).

Одна из главных причин низких темпов экономического роста ЮАР - снижение инвестиций в частном секторе и слабый приток иностранного капитала, который утрачивает интерес к Африке, несмотря на то, что прибыльность капиталовложений в Африке на 60% выше, чем в других развивающихся регионах. Более того, в 1994-1999 гг. отток капитала из ЮАР на 1,8 млрд. долл. превысил приток (9,8 против 8 млрд. долл.) (с. 53). Исследователи отмечают две особенности безработицы в ЮАР: сельская безработица выше городской и большинство безработных (62%) никогда не имели работы (с. 48). В результате этих и других факторов к 2000 г. примерно 50% неквалифицированной рабочей силы, насчитывающей свыше 7 млн. человек, были безработными (с. 48). По оценке совета гуманитарных наук в ЮАР, в 1998—2003 гг. должно быть создано менее 50 тыс. новых рабочих мест (с. 50), в то время как необходимо ежегодно создавать порядка 250 тыс. новых рабочих мест только для того, чтобы не увеличивался нынешний уровень безработицы (с. 53). В сфере квалифицированного труда, напротив, ощущается острый дефицит.

Обследование 800 мелких фирм в зоне Большого Иоганнесбурга, проведенное в 1999 г., показало, что от 30 до 40% опрошенных фирм испытывают нехватку квалифицированного персонала. С аналогичными трудностями сталкиваются и крупные фирмы, особенно те, которые работают в секторе информационных технологий (с. 50).

Дефицит квалифицированных кадров связан с высоким уровнем эмиграции рабочей силы и проблемами в образовательной системе. В 1989-1997 гг. ЮАР покинуло свыше 200 тыс. человек, среди них большое число квалифицированных работников. По данным одного исследования, примерно 31% менеджеров в сфере информационных технологий, 29 программистов и 23% системных аналитиков покинули ЮАР к 2000 г. Согласно другому обследованию, проведенному в 1999 г. в этой сфере, 48% опрошенных хотели покинуть страну в ближайшие два года. По оценке, нехватка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий увеличится с 33% в 1999 г. до 62% в 2003 г. (с. 50).

По данным обследований, проведенных южноафриканской газетой «Business times» в 1998, 2000 и 2002 гг., главные причины эмиграции, указываемые опрошенными: рост преступности и насилия (соответственно 62, 62, 54%), лучшие перспективы (14, 17, 24%), ухудшение экономической ситуации (10, 9, 11%), образование детей (19, 15, 10%), отсутствие веры в правительство (10, 7, 9%) (с. 50).

Дефицит квалифицированных кадров на рынке труда ЮАР связан также с неблагоприятными тенденциями в системе образования. В то время как глобализация и новейшие технологии предъявляют повышенные требования к общей и специальной квалификации работников, набор абитуриентов на естественнонаучные и инженерные специальности в системе высшего образования ЮАР постепенно сокращался с 19% в 1985 до 16% в 1997 г. Поэтому если в 1990 г. на 10 тыс. наемных работников приходилось 33 исследователя и инженера, то в 1998 г. эта цифра сократилась в 2 раза - до 16,3 (с. 50). По-прежнему сохраняются существенные различия в качестве образования, предоставленного большинством бывших африканских школ и школами для белых. И частный бизнес, несмотря на нехватку квалифицированных кадров, существенно сокращает расходы на профессиональную подготовку сотрудников - в среднем со 1700 рандов в год в расчете на одного работника в 1997 г. до 400 рандов в 1999 г. (с. 50).

По масштабу неравенства доходов ЮАР по-прежнему занимает одно из первых мест в мире. Коэффициент Джини, характеризующий степень неравенства доходов - один из самых высоких в мире - 0,62 в 1995 г. (с. 48). Эта ситуация объясняется наследием апартеида, при котором черные африканцы были практически лишены доступа к квалифицированным и высокооплачиваемым должностям, зарезервированным для белых.

Глобализация, усиливающая спрос на квалифицированных и высококвалифицированных работников, лишь обостряет сложившуюся ситуацию.

Крупномасштабное социальное неравенство, с которым ЮАР вступает в глобализацию, препятствует достижению национального консенсуса по долгосрочной стратегии развития. В правящем альянсе ЮАР существует внутренний конфликт по выбору макроэкономической политики. В частности, федерация

профсоюзов ЮАР (КОСАТУ) считает кризис с занятостью в стране следствием «некритического» принятия правительством консервативной макроэкономической и либеральной торговой политики (с. 53). Отсутствие консенсуса в правящих кругах и социальной сплоченности южноафриканского общества отрицательно сказывается на инвестиционном климате и экономическом росте.

Слабый экономический рост и серьезные проблемы с занятостью в ЮАР после 1994 г. ставят страну перед угрозой серьезных конфликтов по вопросу о распределении доходов, что подрывает основу социальной стабильности и ведет к росту преступлений против собственности. В 1998-1999 гг. свыше 61% фирм стали жертвой преступлений. Именно этот фактор большинство мелких фирм (78,3%) называют главным препятствием при принятии инвестиционных решений, а почти половина крупных фирм (45%) ставят его на второе место (с. 51).

Автор считает важнейшей задачей правительства снижение высокого уровня неравенства доходов, унаследованного от периода апартеида, что необходимо для сокращения преступлений против собственности, улучшения инвестиционного климата, ускорения экономического роста. Необходимо также создать национальную систему социального обеспечения, что, однако, правительство считает нереальным в настоящее время.

Ю.И. Комар

ЭКОНОМИКА

2006.03.030. ГРОВЗ Х. МОРСКИЕ НЕФТЯНЫЕ И ГАЗОВЫЕ РЕСУРСЫ: ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ ЗАКОНА В СОВМЕСТНОЙ ЗОНЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НИГЕРИИ-САН-ТОМЕ И ПРИНСИПИ.

GROVES H. Offshore oil and gas resources: economics, politics and the rule of law in the Nigeria-Sao-Tome and Principe joint development zone // J. of intern. affairs. -N.Y., 2005. -Vol. 59, N 1. - P. 81-96.

Американский исследователь на примере двух африканских стран рассматривает экономические, политические и юридические проблемы совместной разработки нефтяных ресурсов континентального шельфа. В последние годы из-за роста мирового

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.