Научная статья на тему '2004. 03. 032. Шмидт 3. Южная Африка: новое разделение. Schmidt S. South Africa: the new divide // Intern. Politik und ges. -Bonn, 2003. - n 4. - S. 148-163'

2004. 03. 032. Шмидт 3. Южная Африка: новое разделение. Schmidt S. South Africa: the new divide // Intern. Politik und ges. -Bonn, 2003. - n 4. - S. 148-163 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС -ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ -ЮАР / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА -ЮАР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 032. Шмидт 3. Южная Африка: новое разделение. Schmidt S. South Africa: the new divide // Intern. Politik und ges. -Bonn, 2003. - n 4. - S. 148-163»

По оценке экономистов, чтобы существенно сократить масштабы бедности в Африке, необходим среднегодовой экономический рост не ниже 6,5-7%, в то время как реальный рост в 1999 г. составил лишь 2,5% (с. 108). Существенное значение имеет и экономическая стратегия: она должна поощрять трудоемкое производство, увеличивать число рабочих мест и предусматривать увеличение расходов на социальную сферу. Однако реализуемые африканскими странами по требованию Мирового банка и МВФ экономические программы ведут к сокращению занятости и снижению расходов на социальные услуги, включая образование и здравоохранение.

С учетом всех выше перечисленных факторов автор делает вывод, что «в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе едва ли следует ожидать какого-либо улучшения... Специфическое сочетание внешних и внутренних факторов создали ситуацию, весьма неблагоприятную для экономического развития. Регион, как никакой другой, нуждается в реальной помощи развитых стран и международных институтов» (с. 108).

Призыв президента ЮАР Т.Мбеки принять конкретные действия по ликвидации «глобального апартеида» между богатыми и бедными, прозвучавший на международном форуме по проблеме бедности в Иоганнесбурге в 2002 г., имеет шанс на успех только при условии, что Запад не вычеркнет Африку из своих планов по либерализации мировой торговли и инвестиций. При этом иностранная помощь должна сочетаться с эффективной внутренней политикой африканских стран по борьбе с бедностью.

Ю. И. Комар

2004.03.032. ШМИДТ 3. ЮЖНАЯ АФРИКА: НОВОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ. SCHMIDT S. South Africa: The new divide // Intern. politik und Ges. -Bonn, 2003. - N 4. - S. 148-163.

Автор (университет Западного Мыса, Кейптаун) характеризует изменения социальной ситуации в ЮАР после ликвидации системы апартеида и прихода к власти Африканского национального конгресса (АНК). В середине 90-х годов XX в. беднейшие 40% населения1 по-

1 На самом деле еще больше, так как в это число не входят мигранты из соседних стран в середине 90 х годов от 2 до 8 млн человек (с 151 ;

лучали только 4% всех доходов, а богатейшие 10% - больше 50%. Разделение на бедных и богатых совпадало с расовым делением общества: почти 95% бедных в ЮАР - африканцы, 4% - цветные и менее 1% - индийцы и белые (с. 151). Большинство населения было лишено социальной инфраструктуры и базовых услуг, в то же время для белого населения была создана высокоразвитая система социального обеспечения, соответствующая европейским стандартам.

Естественно, африканское население ожидало от своего правительства радикальных социально-экономических реформ. Первую свою Программу реконструкции и развития АНК начал разрабатывать еще до прихода к власти при широком участии гражданского общества и своих политических союзников -профсоюзов и южноафриканской компартии. Составители Программы исходили из того, что экономическое и социальное развитие должны быть взаимосвязаны. Они считали, что развитие социальной инфраструктуры будет стимулировать развитие экономики. Программа определила пять основных целей: 1) обеспечение основных потребностей населения; 2) развитие человеческих ресурсов путем общего и специального образования; 3) реконструкция экономики; 4) демократизация государства и общества; 5) широкое участие населения в осуществлении Программы (с. 152).

В то время как социальные задачи были сформулированы детально, экономическая стратегия была прописана весьма неопределенно. Провозглашалась задача приспособиться к требованиям глобализации с ориентацией на поощрение экспорта. Автор характеризует эту Программу как социал-демократическую: она предусматривала активную роль государства, сильный госсектор и в то же время призывала к развитию частного сектора.

Начало реализации этой Программы было многообещающим. Мандела объявил о резком увеличении расходов на обеспечение основных потребностей населения. Среди прочих была введена программа обеспечения бесплатной горячей едой школьников, охватившая 5 млн. детей. Для многих детей это была единственная горячая еда в течение дня.

Однако через полтора года осуществление Программы затормозилось, центральный ее офис был закрыт, а его функции переданы различным министерствам. У государства и общества не оказалось достаточных организационных возможностей для полной реализации

этой Программы. Ее заменила Программа роста, занятости и перераспределения, разработанная за закрытыми дверями группой сотрудников Резервного банка ЮАР и ставившая главной целью экономический рост. Ее основные пункты совпадали с рекомендациями Мирового банка и МВФ: 1) снижение правительственных расходов (устанавливался 3%-ный потолок дефицита бюджета); 2) приватизация государственных корпораций, упразднение, монополии государственных услуг; 3) увязка роста зарплаты с ростом производительности труда; 4) либерализация внешней торговли и движения капитала; 5) налоговые преференции для поощрения внутренних инвестиций. Программа ставила задачу обеспечить ежегодный рост экономики в 5-7% и создавать 400 тыс. рабочих мест в год (с. 155). В новой Программе изменены приоритеты, по-новому расставлены стратегические акценты. Добиться достижения поставленных целей не удается. Рост составляет в среднем не более 3%. Хотя макроэкономические показатели (бюджетный дефицит, инфляция) улучшаются, внутренние инвестиции растут медленно, а внешние не растут вовсе.

Было бы ошибкой утверждать, что новая Программа развития полностью отбросила социальные ориентиры прежней Программы. С 1994 по 2000 г. 4,8 млн. человек были обеспечены чистой водой. К октябрю 2001 г. 85% населения имели доступ к чистой воде, но только 32% имели воду в своих домах. К концу 2000 г. были построены 1,2 млн. дешевых домов, давших кров 5 млн. из 12 млн. человек, живущих в трущобах. К концу 2000г. свыше 1,7 млн. семей были обеспечены электричеством. Расходы на образование являются крупнейшей расходной статьей бюджета, достигнув в 2001 г. 20%. что составляет 7% ВВП - один из самых высоких показателей в мире (с. 157). По данным переписи 2001 г., большинство населения имеет такие товары длительного пользования, как холодильники, телевизоры, радиоприемники и т.п. (с. 158).

Однако в сфере занятости правительство потерпело серьезную неудачу. Согласно переписи 2001 г., уровень безработицы достиг 41,9% трудоспособного населения (с. 158). С 1994 по 2000 г. большинство экономических секторов сокращают рабочие места. По данным

Маре', в строительстве, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности с 1994 по 2000 г: было сокращено 500 тыс. рабочих мест, а в сельскохозяйственном секторе (включающем также рыболовство и лесное хозяйство), по оценке Т.Лоджа2, — было сокращено 815 тыс. рабочих мест (с. 158). Это происходило в результате введения компаниями трудосберегающих технологий ввиду роста заработной платы и переориентирования своих инвестиций в соседние страны. В то же время неформальный сектор, который с 1995 по 1999г. создал 1 млн. новых рабочих мест, достиг своего потолка. Поэтому шансы найти работу 500 тыс. выпускникам, ежегодно заканчивающим школы, очень низки.

Отмена системы апартеида и реформы, проводимые в 1994г., значительно изменили классовую структуру Южной Африки. В целом более всего выиграли африканский средний и высший классы. Высший класс Южной Африки, состоящий из профессионалов и менеджеров, становится все более многорасовым: африканцы составляют 10% верхнего слоя, получающего наивысшие доходы (в 1990г. эта доля равнялась 2%) (с. 159).

Многочисленный средний класс, включающий служащих частных и государственных компаний, учителей, средний медицинский персонал и городских промышленных рабочих, насчитывает более 50% всего населения. Численность африканцев, принадлежащих к среднему классу, быстро увеличивается. В госсекторе с 1996 по 2001 г. она утроилась, достигнув 500 тыс. (с. 159). Многие компании проводят политику привлечения африканцев в состав среднего и высшего административного персонала. Растет число африканцев с университетским образованием. Немалая часть из них организует собственный бизнес.

В целом межрасовое неравенство доходов заметно уменьшается, однако возрастает внутрирасовое неравенство. Коэффициент Джини среди африканцев вырос с 0,365 в 1990г. до 0,51 в 1995г. (с. 160). Социальное дно южноафриканского общества образуют бедняки и маргиналы, составляющие 40% всего населения. Эта группа

1 Marais H. South Africa - limits to change. The political economy of transition -L.,N.Y.. Zed books, 2001. - P.175. Описание здесь и далее по реф. источнику

Lodge Т. Politics in South Africa. From Mandela to Mbeki - Cape Town et al ,D.Phiüp, 2002. - P. 27.

включает безработных, низкооплачиваемых сельскохозяйственных рабочих, домашнюю прислугу и другие категории. Обследование африканских поселков вокруг Кейптауна показало, что с 1996г. масштабы бедности выросли на 15%, 67% всех семей живут ниже черты бедности (с. 160). Ухудшилось за годы реформ и положение пенсионеров, реальные доходы которых сократились в 90-е годы на 20% (с. 160). Многие слои южноафриканского общества разочарованы в новом правительстве. Однако, считает автор, в краткосрочной перспективе социальная революция маловероятна.

Во-первых, улучшения в социальной ситуации заметны; во-вторых, АН К пользуется устойчивой поддержкой большинства населения. Многие связывают свои беды не с АНК, а с наследием апартеида, эгоистической политикой бизнеса и негативными последствиями глобализации. В-третьих, АНК сумел разработать и предложить населению успешную политику и привлекательную идеологию, объединяющие все социальные группы. Речь идет, прежде всего, о построении в ЮАР многорасового общества (rainbow nation) и концепции Африканского возрождения, которая стала важной составной частью общеафриканского проекта Нового партнерства для развития Африки. В-четвертых, отсутствие у бедняков ЮАР иного политического лидера, кроме АНК. Нет у бедняков и организационных возможностей создать в ближайшем будущем собственную политическую организацию. АНК выражает в настоящее время преимущественно интересы растущего африканского среднего класса, не заинтересованного в проведении безграничной эгалитарной политики, угрожающей его материальным интересам. Поэтому социальная поляризация и напряженность будут сохраняться.

Шмидт считает, что Южная Африка будет развиваться по латиноамериканской модели, характеризующейся «глубокой классовой поляризацией общества, но относительно стабильно функционирующими политической системой и политическими институтами» (с. 162). Перед руководством ЮАР стоит сложная политическая проблема: как решать масштабные острые социальные проблемы, не подвергая риску экономическое развитие и не лишаясь поддержки ключевых групп - бизнеса и профсоюзов.

Ю. И. Комар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.