127
2005.03.049
ние всего разнообразия источников энергии возможно только на базе технологического прогресса, который может обеспечить прорыв в области переработки отходов, снижения издержек производства биотоплива или распространения возобновимых источников энергии.
Участники ВЭК указали на необходимость реального международного и регионального сотрудничества между развитыми и развивающимися странами в плане финансирования, регулирования и передачи технологий, повышения эффективности использования энергии, что является важным источником ее экономии.
И.Ю.Жилина
2005.03.049. НЬЕГОВАН 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ УСТОЙЧИВОЙ ПОЛИТИКИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
ШЕСОУЛИ Ъ. Екопоггйкл ¡тиитепи као е1егпе!Ш ос!гауе роШке гавШе гшлпе вгесЦпе // 1пс1ш1:гуа. - Вео£гас1, 2004. - N 3. - Б. 13-26.
Сотрудник Экономического института (Белград, Сербия) рассматривает проблемы применения экономических инструментов охраны окружающей среды (ОС) в Сербии.
С экономической точки зрения защита ОС сводится к проблеме эффективного использования ресурсов во времени и пространстве. В последние десятилетия стало ясно, что экономическая система не может спонтанно разрешить накопившиеся противоречия, которые приводят как к глобальному, так и региональному и особенно локальному загрязнению ОС. Поэтому проблемы ОС нужно срочно решать с помощью экономических инструментов.
Автор отмечает, что до настоящего времени Сербия не уделяла должного внимания развитию системы природоохранных экономических инструментов, что отрицательно влияло на ее экономическое и технологическое развитие. В то же время в стране отсутствует адекватная система регистрации и мониторинга ущерба от загрязнения ОС. В целом, делает вывод автор, система природоохранных экономических инструментов находится в зачаточном состоянии (с. 14). Для обеспечения ее эффективности необходимо определить стандарты качества ОС, разработать законодательную базу, создать соответствующие институты, составить кадастр загрязнений и т.д.
Экономические инструменты являются способом воздействия на издержки, прибыль и поведение экономических агентов. С их по-
мощью осуществляются финансовые трансферты между загрязнителями и обществом. Правильное ценообразование в сфере производства экологических продуктов и услуг создает условия для их приравнивания к другим факторам производства, что способствует эффективному распределению ресурсов. Корректное использование цен, например в случаях загрязнения ОС, обеспечивает оптимальное использование ОС, так как предельные издержки на снижение загрязнения уравновешиваются предельными издержками от экологического ущерба. Однако в целом экологические продукты и услуги не являются рыночным товаром, хотя попытки определения экологических цен предпринимались неоднократно.
Касаясь общих принципов использования экономических инструментов для защиты ОС, автор прежде всего подчеркивает, что они далеко не всегда дают оптимальный результат. В то же время возможно сочетание различных экономических инструментов друг с другом или с регулирующими мерами. Выбор экономических инструментов определяется множеством критериев, а поэтому прежде всего необходимо четко определить правовые основы (в сочетании с прямым правовым регулированием или вместо него, общий или специфически экологический характер инструмента и т.д.) и целевые группы, на которые распространяются экономические инструменты (количество и величину загрязнителей, их «вклад» в загрязнение ОС как в количественном, так и в географическом плане, их финансовые возможности и организационную структуру).
Большое значение имеют технические характеристики модели экономических инструментов (определение базы платежа, расчет его размера, способы контроля и т.д.), поскольку от этого в большой мере зависит ее эффективность. При этом наибольшее количество проблем возникает при введении инструментов, влияющих на поведение экономических агентов (с. 16).
Простота или сложность модели экономических инструментов зависит от способа расчета размера платежей и процедуры самого платежа. Базой для расчета платы за загрязнение может служить, во-первых, размер выбросов. Чем жестче связь уровня выбросов с размером платежа, тем эффективнее действует система. Во-вторых, базой расчета может быть продукт. В этом случае размер платежа фиксируется, а его перерасчет осуществляется, если он не стимулирует загрязнителя к снижению размера выбросов. В-третьих, в некоторых
129
2005.03.049
случаях применяется система депозита, т.е. открытие потенциальным загрязнителем депозита на некую сумму, подлежащую возврату при выполнении загрязнителем определенных условий. При этом использование имеющихся финансовых рычагов и системы платежей имеет явные административные преимущества и обеспечивает существенную экономию расходов. Эффективными являются экологические налоги и платежи на основе продукта, взимаемые с производителей и импортеров, которых легче контролировать, чем оптовую торговлю, поскольку их меньше (с. 17).
Экономические последствия введения экономических инструментов связаны со степенью достижения поставленных целей в области защиты ОС. Особого внимания заслуживают следующие моменты: в краткосрочном плане некоторые предприятия могут столкнуться со значительными расходами, угрожающими непрерывности производства; некоторые инструменты на макроуровне могут быть эффективными только в долгосрочном плане. Но в целом экономические инструменты оказывают положительное воздействие на экономику: торговля квотами на выбросы обеспечивает такой экономический рост, который невозможен в условиях строгого регулирования; экологические платежи стимулируют технологические инновации, создающие новые рынки и новую экспортную продукцию. В то же время могут возникнуть нежелательные изменения в распределении доходов, серьезно влияющие на группы с низким доходом.
Международное сообщество выработало ряд общих принципов политики в области защиты ОС, одним из которых является принцип «загрязнитель платит». Экономические инструменты защиты ОС (кроме финансовой помощи) согласуются с этим принципом. В то же время при введении экономических инструментов необходимо избегать нарушения международных торговых правил, разработанных ГАТТ/ВТО, привести их в соответствие с международными соглашениями, касающимися, в частности, ОС.
Рассматривая возможные варианты использования экономических инструментов для снижения загрязнения ОС на примере водных ресурсов, автор отмечает, что за счет платы за загрязнение воды финансируются меры по сбору и очистке сточных вод, а также оказывается помощь при снижении уровня загрязнений. В этой области применяются следующие инструменты: плата за выбросы, плата за использование материалов, загрязняющих водные ресурсы, депозиты.
Их действие распространяется на загрязнителей, переработчиков и продукты.
В заключение автор отмечает, что система экономических инструментов защиты ОС в Сербии должна быть прозрачной, предоставляя загрязнителям возможность убедиться в том, что их экологические платежи расходуются на защиту ОС, а не являются источником повышения доходов государства.
И.Ю.Жилина
2005.03.050. ТОМАШЕВИЧ-ЛИШАНИН М„ ПАЛИЧ М. РОЛЬ МАРКЕТИНГА В СБЛИЖЕНИИ ХОРВАТИИ С ЕС В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ. TOMASEVIC-LISANIN М., PALIC М. Marketinski doprinos pribliza-vanju Hrvaiske Europskoj Uniji u podrucju zastite okolisa i gospodarenja otpadom // Ekon. pregled. - Zagreb, 2004. - G.55, N 5/6. - S. 436-454.
Сотрудники Загребского университета (Республика Хорватия) рассматривают модель так называемого «коопетитивного маркетинга» на примере утилизации отходов.
Защита окружающей среды (ОС) является в настоящее время одной из острейших общественных проблем, решение которой требует междисциплинарного подхода, в том числе и маркетингового. Авторы определяют защиту ОС как совокупность мер, направленных на сохранение природных благ, прежде всего воды, воздуха и почвы, в интересах населения, подчеркивая при этом, что круг защитников природных ресурсов очень широк: от отдельных граждан до законодательной и исполнительной властей (с. 437).
В Национальной стратегии защиты ОС Республики Хорватии (2003) и Национальном плане мероприятий в области ОС (2002) отмечается, что утилизация отходов является для страны одной из серьезнейших проблем, поскольку их количество постоянно растет, а имеющаяся инфраструктура их хранения и переработки неэффективна. Более того, существуют признаки надвигающегося кризиса в области переработки отходов, который может выйти за отраслевые рамки и нанести вред здо; ровью нации, туризму и другим отраслям хозяйства.
Согласно статистическим данным, только в 2000 г. в'Хорватии (без учета горнодобывающих отраслей) было произведено о£$яо 4,1 млн. т отходов, из которых 1,2 млн. т приходилось на бытовые отходы, что на 50% превышает показатели 1995 г., а остальное - промышленные отходы