Научная статья на тему '96. 03. 056. Развитие системы финансирования защиты окружающей среды в г. Загребе. Sustav financiranja unapreienja zatiti okolisa u gradu Zagrebu / Ekon. Inst. ; red. Baric P. et al. - Zagreb: Ekon. Inst. , 1994. - III, 101 S. - bibliogr. : 8. 97-101'

96. 03. 056. Развитие системы финансирования защиты окружающей среды в г. Загребе. Sustav financiranja unapreienja zatiti okolisa u gradu Zagrebu / Ekon. Inst. ; red. Baric P. et al. - Zagreb: Ekon. Inst. , 1994. - III, 101 S. - bibliogr. : 8. 97-101 Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
61
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СРЕДА - ОХРАНА -ЗАГРЕБ / ЗАГРЕБ -ОХРАНА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / -ОХРАНА -- - ФИНАНСИРОВАНИЕ - ХОРВАТИЯ / ХОРВАТИЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Жилина И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 03. 056. Развитие системы финансирования защиты окружающей среды в г. Загребе. Sustav financiranja unapreienja zatiti okolisa u gradu Zagrebu / Ekon. Inst. ; red. Baric P. et al. - Zagreb: Ekon. Inst. , 1994. - III, 101 S. - bibliogr. : 8. 97-101»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

3

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.03.001-96.03.108

МОСКВА 1996

совместного применения позволяет выпускать дополнительные "права на загрязнение". Компания, получившая такие дополнительные права, может воспользоваться ими или продать их другой фирме.

Для привлечения потенциальных участников должна существовать "биржа проектов", где можно получить немедленную и исчерпывающую информацию о всех имеющихся проектах и их финансировании. Важным элементом Проекта совместного применения являются надежные проверки результатов его осуществления. В этой связи автор считает целесообразной разработку международных стандартов проверки, а также унификацию санкций, применяемых к участникам, не достигших результатов в ходе выполнения проекта.

Н. Н. Иванова

96.03.056. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В г. ЗАГРЕБЕ.

Sustav financiranja unapreienja zastite okolisa u gradu Zagrebu / Ekon. inst.; Red. Baric P. et al — Zagreb: Ekon. inst., 1994 .— III, 101 s — Bibliogr.: s. 97-101.

В работе, подготовленной сотрудниками Экономического института г. Загреба (Хорватия), рассматриваются экологическая ситуация в городе и источники финансирования охраны окружающей среды (ОС) в условиях независимости Хорватии и перехода экономики на рыночные отношения.

Авторы отмечают, что 1990 год является переломным в развитии Загреба, ставшего столицей нового государства, которая, по хорватским меркам, считается довольно крупной городской агломерацией с площадью 1293 кв. км и населением в 867 950 тыс. человек (с. 12). Агломерация представляет собой единую территориально-административную единицу с весьма разнообразными территориями, включая заповедные зоны. Наличие многочисленных производств, в частности, химической и фармацевтической промышленности, на относительно небольшой площади города оказывает существенное влияние на ОС. Кроме того, значительные проблемы порождает отставание развития коммунальных инфраструктур (сооружений для водоочистки, канализации и переработки производственных и бытовых отходов). Так, в 1992 г. только 8% промышленных сточных вод подвергалось очистке, 62% — сливалось непосредственно в почву, реки или озера (с. 20).

Хотя загребские власти относительно давно начали предпринимать меры для улучшения качества ОС, результаты этой деятельности из-за ее нескоординированности и бессистемности оказались неудовлетворительными. В этой связи в 1992 г. городская Скупщина выделила средства на осуществление специального экологического про-

96.03.056

96

екта с целью научного обоснования мер по санации ОС, контроля за их осуществлением и организации мониторинга. Первостепенное внимание уделялось проблеме переработки промышленных отходов, совершенствованию канализационной системы, обустройству мест для хранения бытовых отходов, снижению промышленных выбросов вредных веществ в атмосферу и т. д.

Главными направлениями городской политики в области охраны ОС, основанной на принципах устойчивого развития, являются: санация ОС и определение приоритетов экологического развития; защита основных богатств территории; переход к европейским стандартам и критериям защиты ОС; более эффективное использование достижений науки для защиты ОС; разработка программы устойчивого развития города; изыскание финансовых и материальных ресурсов для защиты ОС.

Анализируя действующую налоговую систему страны, авторы отмечают, что после получения независимости в нее были внесены значительные изменения для ее приспособления к рыночным отношениям. В частности, закон о финансировании органов местного самоуправления, принятый в 1993 г., утвердил новую систему распределения доходов от налогов между государством и местными органами самоуправления. При этом с учетом проблем, обусловленных необходимостью финансирования государственных предприятий дорожно-коммунальной инфраструктуры и сферы общественных услуг, в том числе и связанных с защитой ОС, закон предоставляет городам с населением более 40 тыс. жителей возможность вводить дополнительный налог на доходы налогоплательщиков, проживающих на его территории. В Загребе ставка этого налога составляет в настоящее время 22,5% от налога на доходы. Однако в целом городские налоги составляют лишь 10-15% поступлений в бюджет города (с. 37), тогда как большая часть финансирования осуществляется через государственный бюджет. Часть общественных потребностей города финансируется через Фонд города Загреба. За счет платы за пользование водными ресурсами, дорогами, платы за жилье, коммунальные услуги город финансирует работы по защите вещных ресурсов, содержанию дорожного хозяйства, обустройству городской территории.

По мнению авторов, финансирование защиты ОС в Хорватии не отвечает потребностям республики. Хотя закон определяет некоторые инструменты финансирования защиты ОС, на практике оно в основном осуществляется на основе специальных программ, средства на осуществление которых поступают в виде платы за предоставление коммунальных услуг и за пользование природными ресурсами, а также из бюджета. В Загребе только 20% налоговых поступлений направляется на защиту ОС (с. 40). За 1993 г. — первую половину 1994 г. на защи-

ту ОС город израсходовал 73,9 млн. немецких марок, что составляет 14,43% расходов городского бюджета (с. 51).

Анализируя особенности защиты ОС в крупных промышленных центрах, авторы показывают, что основные проблемы защиты ОС обусловлены неспособностью рынка интернализовать расходы, связанные с загрязнением ОС. Эту задачу берет на себя государство, используя меры регулирования и налоговую политику. Для осуществления политики защиты ОС используются различные инструменты и меры. От выбора и сочетания этих инструментов зависит реализация намечаемых в сфере защиты ОС целей. Меры регулирования и контроля направлены на ограничение выбросов в целом, экономические инструменты регулируют общий размер выбросов, а рынок призван обеспечить распределение выбросов между различными загрязнителями с наибольшей эффективностью.

До начала 70-х годов в политике защиты ОС в Хорватии преобладали меры регулирования и контроля за выбросами и соблюдением технических норм и стандартов. Однако они эффективны только при малом количестве легко идентифицируемых загрязнителей. Поэтому постепенно наметился переход к экономическим инструментам борьбы против загрязнения ОС, которые воздействуют на издержки и доходы от деятельности, представляющей потенциальную опасность для ОС. Как правило, экономические инструменты применяются в сочетании с другими мерами защиты ОС. Экономические инструменты определяют перераспределение финансовых средств между загрязнителями и обществом (различные налоги и платежи) или создание новых рынков (торговля разрешениями на загрязнение). Опыт промышленно развитых стран (ПРС) свидетельствует о предпочтительности экономических инструментов перед мерами прямого регулирования и контроля.

При разработке политики защиты ОС встает вопрос выбора между различными экономическими инструментами, а также определения ставки и базы налогообложения, использования налогов или субвенций. Опираясь на опыт ПРС, авторы анализируют использование различных видов платежей и налогов (воздействующих на величину выбросов, применяемых к определенным производствам и средствам производства), систему залогов и возврата средств и разрешений на загрязнение.

Все инструменты политики защиты ОС имеют свои достоинства и недостатки в зависимости от конкретных условий, поэтому они должны соответствовать существующим политическим, административным и налоговым структурам. Достоинства экономических инструментов определяются различными критериями, наиболее важными из которых являются эффективность защиты ОС, экономическая эффективность, справедливость, управляемость. Эффективность экономи-

13 Зак.2116

96 03.056

98

ческого инструмента в плане защиты ОС определяется реализацией стандартов в области ОС, его экономическая эффективность — минимальностью издержек реализации. Экономические инструменты могут способствовать интеграции политики защиты ОС в отрасли экономики, оказывающие воздействие на изменение состояния ОС (энергетика, транспорт), а также в отрасли, хозяйственная деятельность которых в большой мере зависит от политики защиты ОС (сельское хозяйство).

Использование экономических инструментов может привести на микроуровне в краткосрочном плане к увеличению издержек некоторых предприятий, грозящему их выживанию. В то же время в долгосрочном плане на макроуровне правильно выбранные экономические меры обеспечивают эффективное решение проблемы защиты ОС. Для решения конфликта между краткосрочными и долгосрочными интересами власти могут прибегнуть к временной финансовой помощи.

Одним из условий эффективности политики защиты ОС является стабильность системы ее финансирования в долгосрочном плане. В этой связи, обращаясь к практике ПРС, авторы анализируют две основные модели финансирования защиты ОС: финансирование большей части расходов на защиту ОС за счет налоговых поступлений и модель, в которой налог является частью сложной системы контроля за загрязнением, включающей и другие инструменты (регулирование, штрафы, субвенции и т. д.). При этом основой системы финансирования защиты ОС является принцип "загрязнитель платит".

Источниками финансирования программ защиты ОС в целом являются: налоги на загрязнение, величина которых пропорциональна размеру загрязнения; плата за общественные услуги, связанные с защитой ОС; косвенные налоги на продукты, загрязняющие ОС; общие косвенные налоги; средства государственного бюджета.

Опираясь на действующее законодательство, авторы рассматривают потенциальные источники финансирования защиты ОС в Хорватии и Загребе. При определении экономических инструментов как источника финансирования защиты ОС необходимо: распространить их действие на все сферы защиты ОС; применять их к основным загрязнителям. При этом необходимо избегать введения большого количества различных инструментов.

Источниками финансирования защиты ОС в Загребе, по мнению авторов, могут служить: налоги на выбросы (сбросы) вредных веществ; налоги на шум, плата за пользование природными ресурсами, сбор и переработку промышленных и бытовых отходов; налоги на товары, дифференцированное налогообложение автотранспорта в зависимости от ущерба, наносимого ОС; административные пошлины (на выдачу лицензий, регистрацию). В качестве дополнительных источ-

99

96 03 057

ников можно использовать плату за повторно используемую упаковку, хранение автомобильных аккумуляторов и т д.

Кроме того, необходимо стимулировать развитие рынка, на котором осуществляются сделки по купле-продаже разрешений на загрязнение, а также с помощью рыночных механизмов воздействовать на цены на потенциально вредные отходы, что стимулировало бы их рациональное использование.

Авторы отмечают, что для обеспечения устойчивого развития города и защиты его ОС необходимо не только участие в этой работе научных организаций, но и наличие политической инфраструктуры, обеспечивающей разработку качественной политики развития и защиты ОС. Все проблемы защиты ОС могут быть решены только на основе междисциплинарных исследований с учетом общих целей развития. По мнению авторов, экологическими проблемами города в технико-технологическом и финансово-экономическом планах должна заниматься специальная профессиональная организация, а управленческие функции осуществляться органами местного управления в соответствии с законом о защите ОС. Контрольные функции необходимо передать единой инспекции, занимающейся всеми проблемами, так или иначе связанными с защитой ОС. Система защиты ОС должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить качественные условия проживания человека и минимизацию расходов на охрану ОС Для этого необходимо комплексное планирование, основанное на концепции устойчивого развития, предполагающее всестороннюю помощь и участие населения, эффективную координацию деятельности профессиональных организаций при участии научного сообщества, разработку мер по санации и защите ОС и их осуществление.

И. Ю. Жилина

96.03.057. ПЕРМЯКОВ Р. С. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ И ОПАСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ И ХОЗЯЙСТВЕННУЮ СИТУАЦИИ: Материалы к лекциям / Рос акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации.— М., 1995 33 с.— Библиогр.: с. 31.

В первом разделе анализируются воздействие использования водных ресурсов на окружающую среду (ОС), состояние водных ресурсов в Российской Федерации и меры, направленные на их охрану.

Вся литосфера, под которой понимается часть земной коры, доступная человеческой деятельности, попадает в зону круговорота воды П связи с этим любое загрязнение каких-либо участков атмосферы, поверхности Земли или подземных вод в конечном счете попадает в кру говорот воды и так распространяется в литосфере Поэтому всякая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.