ВУКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ В ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ УДК 7.02:792.07 В. В. Зубрильчева
Московский государственный институт культуры
В статье отражены основные этапы возникновения и развития звукового оформления в театральном искусстве с древнейших времён до настоящего времени. Звук как физическое явление рассматривается не только в качестве одного из важнейших источников информации, но и с точки зрения его психологической и семантической значимости в контексте театрально-сценической постановки. Автор анализирует эмоционально-эстетическое значение средств художественной выразительности звукового оформления театрализованных представлений в рамках исторического генезиса театрального искусства. В статье освещаются предпосылки становления звукорежиссуры как особого вида профессиональной деятельности в условиях творческого пространства театра, выявляются основополагающие аспекты создания целостного аудиовизуального образа спектакля. Раскрывается сущность организации и главных принципов деятельности звукорежиссёра в условиях современной театральной практики.
Ключевые слова: театр, театральное искусство, звук, звуковое оформление, звукорежиссура, звукорежиссёр.
V. V. Zubril'cheva
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimky city, Moscow Region, Russian Federation
SOUND DESIGN IN THEATER ART: HISTORY AND NOWADAYS
In this article the main stages of emergence and development of sound design in theater since ancient times to the present are considered. The sound as the physical phenomenon is considered not only as one of the most important sources of information, but also from the point of view of its psychological and semantic importance in a context of theatrical and scenic performance. The author analyzes emotional and aesthetic value of means of artistic expression in sound design of theatrical performances within historical genesis of the theater art. The article explicates the prerequisites of the establishment of sound engineering as a special type of professional activity in a creative space of the theater, identifies the fundamental aspects for creation of holistic audiovisual performance image. The content of organization and the basic principles of sound designer's activity in conditions of modern theatrical practice are elucidated.
Keywords: theater, theater art, sound, sound design, sound production, sound designer.
Театр является одним из древнейших видов зрелищных искусств. Во все времена театральное творчество было тесно связано с материальной и духовной культурой общества. Исторические аспекты развития идеологической, социальной и культурной составляющих театрального искусства свидетельствуют
о значительной роли театра в процессе социализирующего, нравственного и духовно-эстетического воспитания личности. Посредством созданного и воплощённого в условиях сценического пространства целостного образа спектакля, театральное искусство во всём многообразии жанров и направлений, будь то
ЗУБРИЛЬЧЕВА ВАЛЕРИЯ ВЛАДИМИРОВНА — аспирантка кафедры культурно-досуговой деятельности факультета СКД, преподаватель кафедры звукорежиссуры театрально-режиссёрского факультета Московского государственного института культуры
ZUBRIL'CHEVA VALERIYA VLADIMIROVNA — doctoral student of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activities, teacher of Department of sound direction, Theatrical and director's faculty, Moscow State Institute of Culture
e-mail: novelletta@mail.ru ©Зубрильчева В. В., 2015
комедия, драма или музыкальная постановка, как правило, отражает социокультурную, экономическую и политическую проблематику той или иной эпохи. Театр, как и любой другой вид искусства, обладает особыми художественными и эстетическими признаками. театральное искусство является искусством синтетическим, его специфика основана на драматургических и стилевых особенностях литературного, речевого, музыкального, хореографического, сценографического творчества и многих других видов искусств.
На сегодняшний день целостность театра как культурно-исторического и социального феномена во многом обусловлена процессами эволюции и модернизации средств художественной выразительности, к которым в первую очередь следует отнести звуковое оформление спектакля. Главными функциями звукового оформления спектакля являются информативность и интенсификация общего эмоционального впечатления.
Звук как физическое явление является одним из самых мощных средств, способных оказывать влияние на психическое состояние человека. Современный человек всесторонне погружен в мир информации, значительная часть которой поступает ему в звуковом виде. Отсутствие звуковой информации затрудняет социальные, психологические контакты и снижает шансы на выживание. Примерно 25% информации об окружающем мире человек получает от слуховых анализаторов, 60% — от зрительных и 15% — от остальных [1, с. 12].
Восприятие звуковой информации является сложнейшим с точки зрения психоакустики и физиологии процессом познания окружающей среды, вопросами изучения которого в настоящее время занимаются многие учёные в области психологии и психолингвистики. «От начала эпохи человека разумного до начала XX века звук из чисто сигнального средства, необходимого для выживания, вырос в средство коммуникации (речь), и, наконец, отдельные виды звуков начали использоваться как средство эмоционального и эстетического воздействия», — пишет по этому пово-
ду доктор технических наук, профессор И. А. Алдошина, ссылаясь на один из обзоров знаменитой фирмы «Брюэль и Къер» [1, с. 12].
Роль звука в театральном искусстве поистине велика. Сложнейшие формы звуковой информации, такие как речь, музыка и шумы в совокупности с игрой актёров и сценографическим решением постановки, формируют уникальный аудиовизуальный образ спектакля, раскрывая его идейно-творческий замысел и осуществляя тем самым нравственное преобразование личности зрителя. Семантическое и эмоционально-эстетическое значение звукового сопровождения театрализованных представлений определилось в контексте театральной культуры на самых ранних этапах её становления.
Музыкальное оформление было неотъемлемой частью представлений уже в первых театрах Древнего Китая и Индии в период с 4000 до 2000 годов до н.э. В древнегреческом театральном искусстве музыкально-хоровое сопровождение являлось важнейшим условием организации и проведения театрализованных представлений и праздников. Как отмечает Ю. И. Козюренко, «музыка в театре, не теряя принадлежности к музыкальному искусству, в то же время является частью театрального искусства, то есть она подчиняется как логике музыкального развития, так и законам построения драматического спектакля. Отсюда следует, что музыка в спектакле важна не столько ценностью самой по себе, сколько её ценностью для данного действия» [4, с. 6]. Особое внимание в театральном искусстве Древней Греции также уделялось звучанию голоса выступающего, его слышимости и разборчивости на достаточно далёких от сценического пространства расстояниях (некоторые амфитеатры насчитывали более 20 тысяч зрительских мест). Маски, используемые древнегреческими актёрами во время сценических действ, согласно мнениям некоторых исследователей, являлись не только элементами драматургического замысла, но также использовались в качестве предметов для звукоусиления речи, несмотря на уникальные аку-
стические характеристики архитектурных театральных сооружений того времени. Особая параболоидная форма древнегреческих амфитеатров позволяла зрителям располагаться на постепенно повышающихся полукругом уровнях и обеспечивала прекрасную слышимость речи и музыкального сопровождения во всех точках зала. таким образом, первые попытки в области усовершенствования качества передачи звуковой информации можно отнести к 500 году до н.э.
Следующим значимым в истории развития звукового оформления в театральном искусстве периодом становится эпоха Итальянского и Английского Возрождения (1300—1620). В XVI веке происходит реформация сценического пространства — переход от открытого амфитеатра к полностью закрытому типу театрального помещения. Доминирующей тенденцией сценического искусства того времени становится создание особенной атмосферы каждой конкретной постановки во многом благодаря возникновению шумового сопровождения спектакля. В эпоху Елизаветинского театра шумы как полноценная составляющая спектакля (звук курантов, гром, выстрелы и т.п.) стали фиксироваться в сценариях и создавались непосредственно актёрами, находившимися за кулисами во время реализации сценического действа. В условиях широкого распространения и развития шумовых тенденций в 1800—1900 годах во многих театрах Европы формируются группы так называемых шумовиков — специалистов, отвечающих за шумовое оформление спектаклей, которое в полной мере обогатило театральные постановки новыми пространственными реалиями и ощущениями и стало неотъемлемой частью сценических перфомансов того времени и впоследствии театрального искусства современности.
Конец XIX — начало XX века ознаменовались бурным и стремительным развитием технологий в области производственной сферы человеческой жизнедеятельности. Сконструированный Т. Эдисоном фонограф (1877), запатентованный Э. Берлинером граммофон (1887) и созданный В. Поульсеном в 1898 году пер-
вый прибор магнитной записи (телеграфон) произвели настоящую революцию в области сохранения и распространения звуковой информации, положив начало становлению технологических принципов грамзаписи, которая, в свою очередь, определила дальнейшее развитие и совершенствование средств звуко-фиксации во многих общественно-бытовых, информационных, социокультурных и экономических сферах деятельности западных государств и России. По мнению П. Н. Грюнберга, роль ранней грамзаписи, создавшей широкий тематический спектр фонограмм — от образцов высокого искусства до записей политических деятелей и учебных аудиопосо-бий, в изменении жизни общества весьма значительна. Она является своего рода зеркалом, отразившим жизнь и интересы людей вне политических приоритетов, является бесценным источником в аспекте истории повседневности [3, с. 42].
Стремительная диверсификация в сфере звукозаписывающих и тиражных компаний начала и середины XX века во многом определила интеграцию продуктов их производства в учреждения культуры, искусства и досуга. Выдающийся немецкий драматург и театральный деятель Б. Брехт, оказавший значительное влияние на развитие театрального искусства XX века, во многих своих постановках использовал предварительно записанные на грампластинки звуковые эффекты. К 1950 годам использование звуковоспроизводящих магнитофонов в театральной практике приобретает практически повсеместный характер.
На начальном этапе эксплуатации звуко-технического оборудования при подготовке и проведении театральных постановок функциональной составляющей данного процесса занимался помощник режиссёра, но в силу необходимости оптимизации процесса создания того или иного театрально-сценического продукта возникает потребность в чётком разделении профессиональных обязанностей между специалистами творческо-технических служб театра. Звуковым оформлением спектакля должен заниматься специалист, имею-
щий ярко выраженные качества творческого и технически грамотного работника, хорошо разбирающийся в драматургии, режиссуре и актёрском искусстве, а также точно чувствующий взаимосвязь сценического действия и звукового сопровождения.
В 1968 году первым человеком, который был объявлен «звуковым дизайнером» (от англ. sound design — звуковой дизайн), стал Дэн Дунган — специалист по работе над звуковым оформлением театрализованных представлений и концертных программ Американского театра-консерватории в Сан-Франциско. В 1971 году первым театральным «звукорежиссёром» становится Абэ Джейкоб, специалист, работавший над созданием звуковых образов знаменитой рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда».
К концу XX столетия активная рационализация технологий в области звукозаписи, звукопередачи, звуковоспроизведения и звукоусиления, а также острая необходимость в поиске новых художественно-творческих решений детерминируют прочное становление звукорежиссуры — технико-творческой деятельности, направленной на обеспечение процесса реализации звукового оформления спектакля, — как одного из основополагающих функциональных элементов профессиональной и любительской театральной практики.
По мнению выдающегося звукорежиссёра и преподавателя Б. Я. Меерзона, стоявшего у истоков звукорежиссёрского образования в России, профессия звукорежиссёра синтетическая. Специалисту этого профиля необходимо обладать не только общей культурой, но и знаниями из различных областей искусства и науки. Он должен не только быть знаком с историей и теорией музыки, иметь хороший аналитический слух, обладать отменным чувством ритма и стиля музыкального произведения, но и знать физические свойства звука, понимать закономерности его восприятия человеком [5, с. 3].
Востребованность звукорежиссуры как самостоятельного образовательного направле-
ния в условиях модернизации системы высшего профессионального образования в области культуры и искусств на сегодняшний день во многом детерминируется большой популярностью этой профессии у выпускников школ искусств и учреждений с музыкально-эстетическим и творческим уклоном.
однако не только этим. поиск высококвалифицированных специалистов в области зву-корежиссуры театрализованных представлений является одним из ведущих направлений кадровой политики большинства театральных учреждений. В условиях современной социокультурной динамики определение новых выразительных средств и приёмов — динамичных, действенных, способных в полной мере эмоционально захватить современного зрителя, — является одним из важнейших критериев профессионально-личностной компетентности и успешности театрального звукорежиссёра, в перечень основных должностных умений и навыков которого входят:
• звукозапись, подбор, редактирование и монтаж музыкальных, шумовых, речевых и других видов звуковых эффектов согласно творческому замыслу режиссёра-постановщика;
• твёрдое знание акустических, психоакустических и технических основ звукорежис-сёрской деятельности;
• озвучивание сценического пространства посредством эксплуатации профессионального звукотехнического оборудования при подготовке и проведении спектакля;
• инсталляция звукотехнического оборудования в условиях стационарной работы и гастрольной деятельности;
• владение навыками работы с аналоговым и цифровым звукотехническим оборудованием;
• знание главных принципов деятельности художественно-постановочной части театра;
• знание профессионально-технической и художественно-творческой театральной терминологии;
• готовность к коллективной творческой деятельности.
Таким образом, эстетическая и социокультурная ценность театральной постановки на современном этапе развития театрального искусства во многом зависит от мастерства звукорежиссёра, его профессиональных знаний, умений и навыков в работе над созданием звукового образа спектакля, формирующегося посредством синтеза музыкальных, речевых, шумовых и других видов звуковых эффектов. Рассмотрев основополагающие этапы исторического развития тенденций звукового оформления в театральной практике в контексте закономерно прогрессирующих аспектов эволюции средств художественной выразительно-
сти и технических возможностей, следует отметить особое значение звукорежиссуры как одного из важнейших элементов театрального творчества. Формируя и реализо-вывая новые и новые пути решения тех или иных социально значимых и культурообра-зующих проблем и задач в области распространения продуктов массовой театральной культуры, звуковое оформление является одним из фундаментальных критериев качественной оценки функциональности театрального искусства современности и определяет уровень его социокультурной значимости в условиях мирового инновационно-информационного общества.
Примечания
1. Алдошина И. А., Приттс Р. Музыкальная акустика : учебник для высших учебных заведений. Санкт-Петербург : Композитор • Санкт-Петербург, 2009. 719 с. ил., табл.
2. Грюнберг П. Н, Янин В. Л. История начала грамзаписи в России. Каталог вокальных записей Российского отделения компании «Граммофон». Москва : Языки славянской культуры, 2002. 650 с., [16] л. ил., цв. ил., портр., факс.
3. Грюнберг П. Н. Феномен ранней грамзаписи в истории России начала XX века // Вестник Московского государственного областного университета. 2011. № 2. С. 42—50.
4. Козюренко Ю. И. Музыкальное оформление спектакля. Москва : Советская Россия, 1979. 128 с.
5. Мацукевич О. Ю. Театральная анимация как направление социально-культурной ресоциализации личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2 (46). С. 76—80.
6. Меерзон Б. Я. Акустические основы звукорежиссуры. Москва : Аспект-пресс, 2004. 206 с.
7. Милютин П. П. Музыкальное оформление драматического спектакля : учебное пособие для студентов институтов культуры / Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской. Ленинград : ЛГИК, 1975. 39 с.
8. Тальмин Я. Задачи, история и техника театра. Руководство для любителей сценического искусства. Москва : Либроком, 2012. 224 с.
9. Чижиков В. М. Автономное «плавание» учреждений культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1. С. 112—117.
References
1. Aldoshina I. A., Pritts R. Muzykal'naya akustika [Musical acoustics]. St. Petersburg, Compozitor Publishing House • Saint-Petersburg, 2009. 719 p.
2. Gryunberg P. N., Yanin V. L. Istoriya nachala gramzapisi v Rosii. Katalog vokalnykh zapisey Rossiyskogo otdeleniya kompanii "Grammofon" [History of the beginning of a recording in Russia. Catalog of vocal recordings of the Russian branch of "Gramophone"]. Moscow, Yazyki slavyanskoy kul'tury Publ. [Languages of Slavic culture Publ.], 2002. 656 p.
3. Gryunberg P. N. Fenomen ranney gramzapisi v istorii Rossii nachala XX veka [The phenomenon of an early audio record in the history of Russia early in the XXth century]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Bulletin of the Moscow State Regional University]. 2011, No. 2, pp. 42—50.
4. Kozyurenko Yu. I. Muzykal'noe oformlenie spektaklya [Musical design of a performance]. Moscow, Sovetskaya Rossiya Publ. [Soviet Russia Publ.], 1979. 128 p.
5. Matsukevich O. Yu. Teatral'naya animatsiya kak napravlenie sotsial'no-kul'turnoy resotsializatsii lichnosti [Theatrical animation as the direction of socio-cultural identity of resocialization]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2012, No. 2 (46), pp. 76—80.
6. Meerzon B. Ya. Akusticheskie osnovy zvukorezhissury [Acoustic basics of sound engineering]. Moscow, Aspect Press Publ., 2004. 206 p.
7. Milyutin P. P. MuzykaPnoe oformlenie dramaticheskogo spektaklya [Musical arrangement of dramatic performance]. Leningrad, Publishing house of Leningrad institute of culture of N. K. Krupskaya], 1975. 39 p.
8. Tal'min Ya. Zadachi, istoriya i texnika teatra. Rukovodstvo dlya lyubiteley teatralnogo iskusstva [Problems, history and technique of theater. Guide for fans of the performing art]. Moscow, LIBROKOM Publishers, 2012. 224 p.
9. Chizhikov V. M. The autonomous "swimming" culture institutions. vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of the Moscow state University of culture and arts]. 2014, No. 1 (57), pp. 112—117. (in Russian)
Феномен версальских празднеств в эпоху людовика xiv
УДК 7.03
Э. С. Карапетян
Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН), Москва
Цель данной статьи — раскрыть специфику версальских праздников в период правления Людовика XIV, с именем и деятельностью которого связаны усиление государственной мощи и расцвет искусства Франции. Величие и блеск, магия и парадоксы Версаля позволяют рассматривать этот феномен в качестве уникального культурного проекта Нового времени, одной из граней которого были празднества. Их сюжетную основу определял сам «король-солнце». Особое внимание автор статьи уделяет такому факту культуры XVII века, как сосуществование двух эстетических систем — барокко и классицизм. На ряде образцов демонстрируется плодотворность включения в праздничную жизнь Версаля искусства во всем богатстве его видов и жанров — от архитектуры до театра.
ключевые слова: культурное наследие, версальский ансамбль, художественный проект, маскарад, праздничная ситуация, праздничное настроение, игровое поведение.
E. S. Karapetyan
State Academic University for the Humanities (GAUGN), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Maronovsky pereulok, 26, 119049, Moscow, Russian Federation
PHENOMENON OF THE VERSAILLES FESTIVALS DURING AN ERA OF LOUIS XIV
The purpose of this article — disclosure of specifics of the Versailles holidays in the period of Louis XIV's reign, is connected with a name and which activity also strengthening of the state power of France, and art blossoming. Majesty and gloss, magic and paradoxes of Versailles allow to consider this phenomenon as the first cultural project of Modern times. Festivals which subject basis was defined by the «King sun» were one of sides of this unique project. The author of article underline such fact of culture of the XVII century as coexistence of two esthetic systems — baroque and classicism. On a number of samples fruitfulness of inclusion in festive life of Versailles of art in all richness of its types and genres — from architecture to theater is shown.
Keywords: Cultural heritage, Versailles ensemble, art project, masquerade, festive situation, festive mood, game behavior.
КАрАПЕтЯН ЭМиЛЬ сурЕНоВиЧ — аспирант факультета культуры, искусства и управления Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), Москва
KARAPETYAN EMILE SURENOYICH — doctoral student of Department of Faculty of arts, culture and management of the State Academic University for the Humanities (GAUGN), Moscow
e-mail: emilkarat@mail.ru © Карапетян Э. с., 2015