РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЗВУКОРЕЖИССЁРОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА
УДК 378:7.071.2
В. В. Зубрильчева
Московский государственный институт культуры
В настоящей статье автор предпринимает попытку определения основных аспектов и условий развития профессионально значимых качеств звукорежиссёров в учреждениях культур-но-досугового типа. Деятельность звукорежиссёра сферы культурно-досуговой деятельности имеет сложный, междисциплинарный характер и реализуется на основе характерных для неё системообразующих принципов и законов, предъявляющих требования к наличию у специалиста определённых профессионально значимых качеств. Среди базовых категорий деятельности, определяющих сущность, содержание и необходимые условия, влияющие на развитие профессионально значимых качеств звукорежиссёров, автор выделяет технику работы с акустическим пространством сцены и зрительного зала, планомерность и взаимообусловленность эксплуатации средств звукопередачи и звукоусиления, а также профессионально-этическое взаимодействие звукорежиссёра с другими представителями художественно-постановочной группы. Выявлены и определены организационно-практические аспекты взаимосвязи профессионально значимых качеств звукорежиссёров с определёнными видами их деятельности в творческом пространстве учреждений культурно-досугового типа.
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, звукорежиссура, звукорежиссёр, профессионально значимые качества, учреждения культурно-досугового типа.
V. V. Zubrilcheva
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF SOUND ENGINEERS IN INSTITUTIONS OF CULTURAL-LEISURE TYPE
In this article the author makes an attempt to determine the main aspects and conditions for the development of professionally significant qualities of sound engineers in institutions of cultural-
ЗУБРИЛЬЧЕВА ВАЛЕРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - старший преподаватель кафедры звукорежиссуры театрально-режиссёрского факультета Московского государственного института культуры
ZUBRILCHEVA VALERIYA VLADIMIROVNA - senior teacher of the Department of sound direction, Theatrical and director's faculty, Moscow State Institute of Culture
e-mail: novelletta@mail.ru © Зубрильчева В. В., 2018
lift ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2018 ♦ 1 (81) январь - февраль ^
leisure type. The activity of the sound engineer in the sphere of cultural and leisure activities is of a complex interdisciplinary nature and is realized on the basis of the system-forming principles characteristic for it and laws that require the specialist to have certain professionally significant qualities. Among the basic categories of activity that determine the essence, content and necessary conditions affecting the development of professionally significant qualities of sound engineers, the author singles out the technique of working with the acoustic space of the stage and the auditorium, the planned and interdependent operation of the means of sound transmission and sound reinforcement, as well as the professional and ethical interaction of the sound engineer with other representatives of the artistic and production group. Identified and defined organizational and practical aspects of the relationship of professionally significant qualities of sound engineers with certain types of their activities in the creative space of institutions of cultural and leisure type.
Keywords-, cultural and leisure activity, sound engineering, sound engineer, professionally significant qualities, establishments of cultural and leisure type.
Для цитирования: Зубрильчева В. В. О развитии профессионально значимых качеств звукорежиссёров в учреждениях культурно-досугового типа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1 (81). С. 167-176.
Деятельность современных учреждений культурно-досугового типа невозможно представить без организации звукотех-нического оформления зрелищных мероприятий: культурно-массовых представлений, праздников, спектаклей, концертных программ и других видов сценического художественно-постановочного творчества.
Анализ научно-практической литературы и теоретико-методологических исследований ведущих специалистов в области теории, методики и организации социально-культурной деятельности, а также звукорежиссуры культурно-массовых представлений, концертных программ и зрелищных видов искусства показал, что звукорежиссура как самостоятельное направление художественно-творческой деятельности является одним из важнейших системообразующих технологических компонентов, определяющих качественную доминанту инфраструктуры культур-но-досуговой деятельности, отвечающую за форму (психоакустическое качество) сценического продукта, его идейно-смыс-
ловое содержание (специфика пространственно-художественного звукового решения) и эмоционально-эстетическое воздействие на аудиторию.
По мнению А. Д. Жаркова, «инфраструктура культурно-досуговой деятельности функционирует во взаимодействии с другими инфраструктурами и обусловлена развитием, прежде всего, социально-культурной. Данный процесс обеспечивается комплексом институтов, учреждений, предприятий, осуществляющих производство, хранение, распространение, организацию потребления культурных ценностей и услуг и создающих необходимые условия личности для многообразных досуговых занятий и действий, что обусловлено рядом факторов объективного и субъективного порядка [1, с. 318]». Мы согласны с мнением профессора и считаем, что современный звукорежиссёр сферы культурно-досуговой деятельности является одним из ключевых субъектов, регулирующих данный процесс, так как специалист данного направления имеет непосредственное отно-
шение к передаче акустической информации, являющейся одним из ключевых, информационно значимых сегментов продукта массового зрелищного характера. Таким образом, звукорежиссёр сферы культурно-досуговой деятельности может быть рассмотрен в качестве одного из ведущих трансляторов социально-культурных ценностей. Актуализация ценностно-ориентированной направленности деятельности звукорежиссёров в значительной степени определяется степенью реализации его компетентно обусловленного технологического потенциала. Исходя из данного тезиса, справедливо отметить мнение профессора А. Д. Жаркова, который считает внедрение в практику хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий, а также применение инновационных технологических процедур важнейшей задачей специалистов учреждений культурно-досугового типа [1, с. 75]. В процессе подготовки и проведения культурно-массовых сценических мероприятий звукорежиссёр является не только одним из ведущих организаторов данного процесса, но также его непосредственным участником и новатором (при условии апробации уникальных технических решений на практике). Именно поэтому современному звукорежиссёру необходимо обладать широким спектром профессионально значимых качеств, определяющих его личностную характеристику и степень профессиональной готовности. В настоящее время в сфере культуры и досуга требуются образованные, технически грамотные специалисты в области звукового оформления различных сценических проектов, обладающие твёрдыми знаниями в области акустических, художественно-эстетических, техноло-
гических и производственных аспектов, составляющих специфику организации творческо-технического процесса звуко-режиссёрской практики.
Важнейшим условием результативной деятельности звукорежиссёров в учреждениях культурно-досугового типа является осмысление ценностной сущности своей деятельности, твёрдое знание исторических аспектов становления и развития звукорежиссуры в контексте отечественной системы культурно-досуговой деятельности, её современного состояния, сущностных признаков её инфраструктуры, социально значимых функций, основополагающих принципов организации единого пространства культур-но-досуговой среды.
По определению Н. И. Дворко, В. Г. Динова, С. Г. Шугаль, Ю. А. Кубицкого, звукорежиссура зрелищных видов искусства является молодым видом художественного творчества, направленным на создание звукоряда к различным зрелищным сценическим постановкам — театрализованным представлениям, спектаклям, концертным программам, эстрадным и цирковым представлениям, а также культурно-массовым мероприятиям различной социокультурной направленности — как художественного целого [7, с. 5]. Мы согласны с мнением авторов и считаем, что звукорежиссура зрелищных видов искусства имеет свои уникальные специфические особенности в зависимости от постановки различных художественно-постановочных задач, а также техники и технологии передачи музыкально-речевого материала и выразительных возможностей в процессе организации и проведения конкретного мероприятия. Поскольку деятельность учреждений
культурно-досугового типа носит многоаспектный жанровый характер, постольку звукорежиссёру необходимо владеть знаниями основ таких направлений, как музыкальная, театральная и концертная звукорежиссура, что, в свою очередь, предъявляет узкоспециализированные требования к профессиональной устойчивости специалиста. Помимо многозадачности, исследователь А. С. Кауров подчёркивает социальную важность звуко-режиссёрской работы в сфере массового досуга и считает звукорежиссёра непосредственным организатором и участником эффективной досуговой деятельности, делающим мобильно доступными для широкой аудитории музыкальные, литературные и театральные произведения [5, с. 54]. Рассмотренные нами позиции приводят к выводу о том, что деятельность звукорежиссёра сферы культурно-досу-говой деятельности имеет сложный, междисциплинарный характер и реализуется на основе характерных для неё системообразующих принципов и законов, предъявляющих требования к наличию у специалиста определённых профессионально значимых качеств.
В ходе исследования профессионально значимые качества звукорежиссёров в условиях их творческо-техниче-ской деятельности рассматривались с позиций парадигмы социально-культурной деятельности профессора А. А. Жарковой, которая рассматривает перцептивно-коммуникативный процесс в качестве высшей формы самопроявления личности как общественного существа в условиях социально-культурной деятельности [3, с. 118]. Ведущим теоретико-методологическим основанием нашего исследования послужила научная концепция А. Д. Жар-
кова — концепция ценностно-ориентированного активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры и культур-но-досугового типа.
Проведённый нами комплексный анализ специфики деятельности звукорежиссёров в учреждениях культурно-до-сугового типа позволил обозначить наиболее важные, на наш взгляд, категории, определяющие сущность, содержание и необходимые условия, влияющие на развитие определённых профессионально значимых качеств специалистов-звукорежиссёров. К обозначенным категориям относятся:
1) обзор и исследование современных аудиовизуальных технологий;
2) акустические основы звукорежис-суры в учреждениях культурно-досуго-вого типа;
3) субъективная оценка качества звучания акустического материала в учреждениях культурно-досугового типа;
4) техника и технология звукофика-ции зрелищных сценических проектов и программ культурно-досугового типа;
5) создание пространственного звукового образа сценического проекта в учреждениях культурно-досугового типа;
6) взаимодействие звукорежиссёров с другими участниками художественно-постановочной группы учреждений культуры и культурно-досугового типа.
Содержание категории «обзор и исследование современных аудиовизуальных технологий» включает знание исторических аспектов становления и развития технологий аудиопроизводства в цифровой и аналоговой формах; фундаментальные знания в области крупнейших изобретений и инноваций звукотехниче-
ской индустрии и применения результатов данного процесса в рамках культур-но-досуговой деятельности; понимание сущности и специфики профессии звукорежиссёра в сфере культурно-досуговой деятельности. Владение содержательными компонентами данной категории позволяет нам выделить следующие профессионально значимые качества, необходимые звукорежиссёрам для компетентно обоснованной деятельности: эрудированность, организованность, сосредоточенность, целеустремлённость.
Категория «акустические основы зву-корежиссуры в учреждениях культур-но-досугового типа» содержит основные понятия, методы и принципы работы с акустической информацией в учреждениях культурно-досугового типа; требует понимания психоакустических параметров и условий организации культурно-массовой сценической деятельности. Среди ведущих профессионально значимых качеств, отражающих специфику данной категории, следует назвать творческое мышление, техническую грамотность, профессионально-мотивационную готовность.
В основе содержания такой категории, как «субъективная оценка качества звучания акустического материала в учреждениях культурно-досугового типа», лежат основополагающие методы и принципы формирования качественной пространственно-акустической передачи звукового материала. Среди профессионально значимых качеств следует выделить пространственность восприятия (способность к пространственно-временному восприятию акустической реальности), аналитическую слуховую чувствительность (способность дифференцировать
на слух громкость, тембр, темпоритми-ческие структуры, музыкальный, речевой и шумовой виды звуковой информации), ассоциативное мышление.
Категория «техника и технология зву-кофикации зрелищных сценических проектов и программ культурно-досугово-го типа» представляет собой сложнейший системно-технологический процесс, требующий от специалиста твёрдых знаний, умений и навыков грамотной, последовательной эксплуатации компонентов, составляющих современные звукотех-нические комплексы. Профессионально значимыми качествами являются: организованность, исполнительность, внимательность, психологическая выносливость, работоспособность, техническая грамотность, технологическое мышление.
Сущностные характеристики категории «создание пространственного звукового образа сценического проекта в учреждениях культурно-досугового типа» предполагают наличие у субъектов таких качеств, как внимательность, образное мышление, творческое мышление, технологическое мышление, ассоциативное мышление, развитая слуховая чувствительность, организованность.
На наш взгляд, одной из важнейших является категория «взаимодействие звукорежиссёров с другими участниками художественно-постановочной группы учреждений культурно-досугового типа». Значение конструктивно-делового взаимодействия в рамках совместной творческой работы субъектов культурно-досу-говой деятельности определяет в данном случае следующие типы профессионально значимых качеств: коммуникабельность, организованность, пунктуальность,
внимательность, инициативность, исполнительность, дисциплинированность, работоспособность, творческая активность, профессиональная грамотность, гибкость мышления, а также способность к быстрой ориентации в окружающем социально-ситуативном пространстве.
Рассмотренные нами категории условно можно разделить на три фундаментальных системообразующих блока:
• Личностно-мотивированный блок. Включает качества: гибкость мышления, внимательность, эрудированность, инициативность, организованность, сосредоточенность, целеустремлённость, работоспособность, творческая активность.
• Социально-психологический блок. Включает качества: исполнительность, пунктуальность, коммуникабельность, психологическая выносливость, способность к быстрой ориентации в окружающем социально-ситуативном пространстве.
• Профессионально-ориентированный блок. Включает качества: профессио-нально-мотивационная готовность, про-странственность восприятия, творческое мышление, техническое мышление, техническая грамотность, технологическое мышление, образное мышление, творческое мышление, ассоциативное мышление, развитая слуховая чувствительность, аналитическая слуховая чувствительность.
Важнейшую социальную и психолого-педагогическую роль в развитии профессионально значимых качеств звукорежиссёров играет специфика деятельности учреждений культурно-досугового типа. В той или иной категориально обо-
снованной форме реализация потенциала к развитию профессионально значимых качеств звукорежиссёров необходима в рамках деятельности следующих учреждений культурно-досугового типа.
1. Музеи. На современном этапе становления социально-культурной деятельности происходит активный процесс интеграции музеев в сферу досуга. Создание в музеях специальных функциональных помещений для проведения культурно-массовых мероприятий, таких как концертные залы и клубные комнаты, формирует необходимость привлечения специалистов в области звукофикации данных пространств. Культурно-просветительский вектор работы данных учреждений способствует развитию профессионально значимых качеств личностно-мо-тивированного и социально-психологического блоков.
2. Клубные учреждения. Учреждения данного типа являются, как правило, комплексными организациями некоммерческого характера, деятельность которых базируется на предоставлении населению разнообразных услуг социально-культурного, досугового, просветительного и развлекательного характера. Системно-организационная направленность клубных учреждений способствует созданию благоприятного пространства для развития любительского художественного творчества. В данных условиях практика звукорежиссёров приобретает актив-но-деятельностный характер, что, в свою очередь, способствует планомерному развитию качеств всех трёх блоков.
3. Парки культуры и отдыха. Представляют собой природные объекты просветительного, познавательного, а также интерактивно-развлекательного досуго-
вого характера. Как и клубные учреждения, парки культуры и отдыха являются многофункциональными комплексными формированиями, деятельность которых организована в природных условиях. Творческая среда парков позволяет реа-лизовывать самые разнообразные формы социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, удовлетворяя потребности достаточно широкой аудитории. В обозначенных условиях деятельность звукорежиссёра приобретает активно-коммуникативный характер (доминантное преобладание качеств социально-психологического блока), творческая среда парков требует от специалиста более детального подхода к вопросам зву-кофикации в зависимости от характера мероприятий, возраста участников и многих других факторов, связанных с созданием комфортного акустического пространства парковой зоны (профессионально-ориентированный блок).
4. Дома и Дворцы культуры. Универсальные общественно-массовые учреждения, выполняющие ряд важнейших социокультурных функций. Многообразие реализуемых в процессе деятельности Домов и Дворцов культуры творческих и технологических задач (звукофикация концертных программ, театральных постановок, театрализованных представлений, праздников, выставок и т.д.) способно регулировать положительною динамику процесса формирования профессиональной готовности будущего специалиста (профессионально-ориентированный блок).
5. Дома народного творчества,. Уникальные учреждения культурно-досуго-вого типа, основополагающей функцией которых является сохранение и трансля-
ция нематериального культурного наследия во всём многообразии его этнических особенностей, традиций и жанров. Как правило, звукорежиссёр является непосредственным участником реализации звукового содержания культурного продукта в рамках творческого процесса организации и проведения различных народных гуляний, праздников, концертов, смотров и фестивалей народного творчества. Через освоение гармонии национальных и мировых народных колоритов происходит активное развитие таких качеств, как эрудированность, инициативность, организованность, сосредоточенность, целеустремлённость, работоспособность, творческая активность (лич-ностно-ориентированный блок).
На примере рассмотренных нами учреждений мы пришли к выводу о том, что процесс развития профессионально значимых качеств звукорежиссёров обусловлен влиянием социально-культурной среды учреждений на характер реализации определённых художественно-творческих задач. Звукорежиссура сферы куль-турно-досуговой деятельности выступает в качестве универсального средства трансляции культурных ценностей, а её технологический аппарат позволяет регулировать эмоционально-эстетическое удовлетворение духовных потребностей её организаторов и участников.
Мы считаем, что процесс развития профессионально значимых качеств звукорежиссёров в учреждениях культур-но-досугового типа будет эффективен при следующих условиях.
1. Звукорежиссура сферы культур-но-досуговой деятельности должна рассматриваться как самобытное явление, самостоятельная область творческо-тех-
нической художественной деятельности культурно-массового характера, которая направлена на создание качественных продуктов, выполняющих эстетическую, информационную, развивающую и культурно-просветительную функции в контексте целостной системы организации технологического процесса в рамках деятельности учреждений культурно-досу-гового типа.
2. Эффективность процесса развития профессионально значимых качеств звукорежиссёров в учреждениях куль-турно-досугового типа возможна только при непосредственном практико-ори-ентированном «погружении» субъектов в активно-деятельностную среду учреждений культурно-досугового типа при условии наличия базовых критериев личност-но-мотивированной готовности.
3. Звукорежиссёр является одним из ведущих субъектов и организаторов инфраструктуры культурно-досуговой деятельности, от степени компетентности которого зависит психоэмоциональное и пространственно-акустическое впечатление от художественно-эстетического образа продукта культурно-досуговой среды, ориентированного на процесс социально-культурного роста и потенциального развития личности.
Как отмечает доктор педагогических наук, профессор Л. С. Жаркова, «вычленение наиболее общих компетенций структуры будущей профессиональной деятельности позволяет представить её как процесс взаимодействия личностных и вещественных составляющих, а также показать основные направления, по которым происходит развитие этого процесса [4, с. 9]». Мы солидарны с мнением профессора и считаем многообразие идейно-
художественных, творческих, технологических и коммуникативных аспектов, реализуемых в процессе формирования целостного пространственно-акустического образа сценического проекта в условиях досуга, определяющим фактором регуляции процесса развития профессионально значимых качеств звукорежиссёров в контексте решения компетентно обоснованных практических задач.
4. Теоретическое обучение студентов-звукорежиссёров должно быть тесно связано с их практической подготовкой. Ознакомление студентов с содержанием, целями и задачами работы учреждений культурно-досугового типа должно быть обязательным условием формирования профессиональной готовности будущих специалистов в области звукорежис-суры сферы культурно-досуговой деятельности, развития их профессионально значимых качеств. В рамках организации учебной практики, максимально приближенной к организационно-трудовым условиям будущей профессии, студентам-звукорежиссёрам необходимо принимать активное участие в подготовке и проведении разнохарактерных социально-культурных и культурно-досуговых программ циклового, репертуарного и разового значения. Организация и проведение разнообразных учебно-практических, сетевых и интерактивных форм занятий в учреждениях культурно-досугового типа, безусловно, будет способствовать успешной подготовке специалистов-звукорежиссёров высшей квалификации.
При соблюдении обозначенных условий процесс развития профессионально значимых качеств звукорежиссёров должен иметь положительную динамику и носить устойчивый характер.
Примечания
1. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник для студентов вузов культуры и искусств. Москва : Издательский Дом МГУКИ, 2007. 480 с.
2. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности : учебник. Москва : МГУКИ, 2012. 456 с.
3. Жаркова А. А. Парадигмальный подход к развитию личности - основа современной теории социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 1 (39). С. 114-120.
4. Жаркова Л. С. Профессионально-педагогические качества преподавателей - условие развития образования в вузах культуры и искусств // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 6 (50). С. 6-12.
5. Кауров А. С. Теоретическая модель профессии как основа современных психологических исследований развития личности в труде (на примере профессии звукорежиссёра) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2010. № 121. С. 50-56.
6. Компетентностный подход в обучении : научно-методическое пособие / под ред. А. В. Хуторского, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО. Москва : Эйдос ; Издательство Института образования человека, 2013. 73 с.
7. Основы звукорежиссуры : творческий практикум : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 053200 «Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников» / [Н. И. Дворко и др.]. Санкт-Петербург : СПбГУП, 2005. 164 с.
8. Сорочан В. В. Психология профессиональной деятельности : конспект лекций. Москва : МИЭМП, 2005. 70 с.
References
1. Zharkov A. D. Teoriya i tekhnologiya kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti [Theory and technology of cultural and leisure activity]. Moscow, Publishing house of the Moscow State University of Culture and Arts, 2007. 480 p.
2. Zharkov A. D. Teoriya, metodika i organizatsiya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Theory, technique and organization of cultural and leisure activity]. Moscow, Publishing house of the Moscow State University of Culture and Arts, 2012. 456 p.
3. Zharkovf A. A. Paradigmal'nyy podkhod k razvitiyu lichnosti - osnova sovremennoy teorii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [The paradigmatic approach to personal development is the basis of the modern theory of socio-cultural activity]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, no. 1 (39), pp. 114-120.
4. Zharkova L. S. Professional'no-pedagogicheskie kachestva prepodavateley - uslovie razvitiya obrazovaniya v vuzakh kul'tury i iskusstv [Professional and pedagogical qualities of teachers - a condition for the development ofeducation in universities ofculture and arts]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2012, no. 6 (50), pp. 6-12.
5. Kaurov A. S. A theoretical model ofthe profession as a foundation ofmodern psychological studies of personality in a job (a profession of a sound director). Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science. 2010, no. 121, pp. 50-56. (In Russian)
6. Khutorskoy A. V., ed. Kompetentnostnyy podkhod v obuchenii. Nauchno-metodicheskoe posobie [Competence approach in teaching. Scientific and methodical manual]. Moscow, Publishing house "Eidos", 2013. 73 p.
7. Dvorko N. I., ed. Osnovy zvukorezhissury: tvorcheskiy praktikum [Basics of sound production: the creative workshop]. St. Petersburg, Publishing house of the Saint-Petersburg University of the humanities and social sciences, 2005. 164 p.
8. Sorochan V. V. Psikhologiya professional'noy deyatel'nosti [Psychology of professional activity]. Moscow, Publishing house ofthe Moscow Institute of Economics, Management and Law, 2005. 70 p.