ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^
разработки проектов профессиональных стандартов» : зарегистрировано в Минюсте 27 мая 2013 г., № 28534 [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/48
5. Кодекс музейной этики ИКОМ [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — URL: http://www.icom.org.ru/get. asp?id=a7.
^К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНДАРТА ПО ЗВУКОРЕЖИССУРЕ
УДК 37(094)
В. Г. Иванова, А. К. Чудинов
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье дан анализ профстандарта в области звукорежиссуры, отмечено, что создание профессионального стандарта в области звукорежиссуры должно упорядочить виды и уровни звукорежиссер-ской деятельности, а также определить инвариантные и вариативные профессиональные компетенции для различных видов звукорежиссуры
Ключевые слова: стандарт, звукорежиссура, разработка, профессиональный, требования, функции, работник, трудовые, деятельность, специальность.
V. G. Ivanova, A. K. Chudinov
Moscow State University of Culture and Arts
TO A QUESTION OF DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL STANDARD AT SOUND PRODUCING
In article the professional standard analysis in the field of sound direction is given, is noted that creation of the professional standard in the field of sound direction has to order types and levels of sound director's activity, and also to define invariant and variable professional competences for different types of sound direction.
Keywords: standard, sound direction, development, professional, requirements, functions, worker, labor, activity, specialty.
Профессиональный стандарт — требования к квалификации работника, которые предъявляются к нему в целях осуществления его профессиональной деятельности. Для работодателей профессиональный стандарт будет являться основой для установления более конкретных требований при выполнении трудовой функции работника с учётом специфики деятельности организации.
За последние двадцать лет разработка профессиональных стандартов в международной практике получила широкое распро-
странение. Такая тенденция отмечается в Великобритании, Германии, США, Канаде, Японии, Австралии, в странах Восточной Европы и бывших советских республиках (например, Казахстане).
Предназначение профессиональных стандартов заключено в системном оформлении заказа субъектов профессиональной деятельности на содержание и результат образования и оценке квалификаций специалистов отдельной области профессиональной деятельности.
200
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 200-203
^ Профессиональные стандарты в сфере культуры
При всем существующем многообразии подходов и форматов профессиональных стандартов экономически развитых стран их объединяет одно — они описывают требования к содержанию и качеству компетенций субъектов деятельности, обусловливающих реализацию определённых трудовых функций в той или иной области профессиональной деятельности. В основу разработки профессиональных стандартов положен метод системо-деятельностного, функционального анализа. Метод предполагает проведение «инвентаризации» функций и условий труда в определённой области профессиональной деятельности вплоть до конкретных видов деятельности. В каждом виде деятельности выделяются основная функция и соответствующие задачи по ею реализации — структурные единицы профессиональных стандартов, обеспечивающие реализацию основной функции. Каждая задача описывается циклом требуемых действий субъекта и является основанием формирования требований к его компетенциям — знаниям, умениям и навыкам.
Системо-деятельностный, функциональный подход предполагает рассмотрение любой позиции профессиональной деятельности через призму понятия единицы деятельности. Каждый вид деятельности предполагает выполнение конкретных задач по реализации основной функции — преобразование того или иного исходного материала в продукт с помощью определённых средств и способов. Каждая задача представляет собой единицу профессионального стандарта.
По мнению Российского союза промышленников и предпринимателей, профессиональные и образовательные стандарты являются элементами единой национальной системы квалификаций — комплекса взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на российском и международном рынках труда. Основой Национальной системы квалификаций Российской Федерации является Национальная рамка квалификаций (НСК
РФ). В НСК РФ (помимо национальной рамки квалификаций, профессиональных и образовательных стандартов) также должны входить отраслевые рамки квалификаций, национальная система оценки результатов образования и сертификации, единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.
3а последние десятилетия в области зву-корежиссуры произошла настоящая революция — появились новые средства цифровой обработки, записи и воспроизведения звука, цифровая студийная техника, цифровая звукозапись, цифровое радиовещание, телевидение, компьютерные сети и т.д. В этих условиях сильно возрастает роль и ответственность человека, управляющего параметрами звучания, — звукорежиссёра. В современных условиях звукорежиссёр становится соавтором, а часто даже и создателем звукового образа.
Расширяются и сферы звукорежиссерской деятельности. Качественный профессиональный звук в настоящее время нужен практически везде — от супермаркетов до больших концертных залов и стадионов, от компьютерных игр и интернет-вещания до кинофильмов с многомиллионным бюджетом, от музыкальных школ до профессиональных студий звукозаписи.
Звукорежиссёр практически всегда работает в составе творческого коллектива, и особенности этого коллектива определяют специфику его работы. Исторически и у нас, и за рубежом сложились следующие типы звуко-режиссерской деятельности: музыкальная звукорежиссура (music production), звукоре-жиссура экранных искусств (post production) и театрально-концертная звукорежиссура (live sound). Каждое направление звукорежис-серской деятельности требует от специалиста не только профессиональных компетенций, но и глубоких специфических знаний в области смежных видов творческой деятельности, которые являются различными для разных направлений звукорежиссуры. При этом довольно трудно найти аналогию между уров-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^
нями профессиональной деятельности в разных областях звукорежиссуры, а зачастую и просто между названиями должностей специалиста в области звука.
Создание профессионального стандарта в области звукорежиссуры должно упорядочить виды и уровни звукорежиссерской деятельности, а также определить инвариантные и вариативные профессиональные компетенции для различных видов звукорежиссуры.
В настоящее время сформулирован перечень специальностей, востребованных современным российским кинематографом.
Звуковая группа: Звукорежиссёр. Звукооператор на площадке. Ассистент звукорежиссёра. Ассистент звукооператора. Режиссёр звуковых эффектов. Инженер звукозаписи. Звукооформитель. Ассистент звукооформителя. Звукоинженер. Монтажёр звука. Оператор микрофона. Механик по обслуживанию звуковой техники. Техник звукозаписи. Ассистент звукозаписи. Оператор звукозаписи.
Пост-продакшн: Звукорежиссёр. Звукорежиссёр перезаписи. Звукорежиссёр озвучивания. Звукорежиссёр по шумам. Саунд-дизайнер.
Звукорежиссёр в области экранных искусств должен следить за качественным и точным исполнением речевых и музыкальных текстов, правильной артикуляцией, чистотой и ритмом музыкального звучания при монтаже сюжетов, программ собственного производства, согласно графику монтажа, а также в режиме «прямого эфира», согласно графику дежурства. В случае необходимости согласовывать изменения в графике монтажа, дежурств с начальниками отделов, программным директором, контролировать звуковое оформление заставок программ по установленным стандартам, при необходимости выезжать на съёмки сюжетов, программ, крупных акций и мероприятий со съёмочной группой и осуществлять качественную запись звука (интервью, живого эфира).
Перечень специальностей, востребованных в звукорежиссуре культурно-массовых представлений и театрально-концертных
программ, выглядит следующим образом: Начальник звукоцеха. Выпускающий звукорежиссёр. Звукорежиссёр. Помощник звукорежиссёра. Звукооператор. Помощник звукооператора. Звукоинженер. Оператор микрофонов. Звукорежиссёр монитор-ной линии. Звукорежиссёр трансляции. Звукорежиссёр записи в студии. Саунд-дизайнер. Звукооформитель. Музыкальный оформитель.
Основной задачей звукорежиссёра в театре является звукотехническое оформление спектакля. В эту часть работы входит: распределение фонограммы, шумов и звуковых эффектов в театральном пространстве; использование ранее записанной речевой фонограммы в спектакле; применение микрофонной техники; создание различных звуковых эффектов по ходу театрального действия; звуковое сопровождение видеоматериала, включённого в часть действия; озвучивание музыкальных коллективов, которые участвуют в театральном действии.
Звукорежиссёр должен знать: классическую и современную драматургию; классический и современный репертуар музыкальных театров и концертных организаций; теорию и практику режиссуры и актёрского мастерства; опыт работы российских и зарубежных театров; работу с партитурой и музыкально-сценическим произведением; основы сценического и музыкального оформления спектаклей, вокального искусства; зву-котехнические средства; основы организации театрального производства, трудового законодательства и авторского права.
Театральный звукорежиссёр должен также обладать навыками работы в области концертной звукорежиссуры для того, чтобы грамотно суметь озвучить музыкальные коллективы, участвующие в спектакле.
В области музыкальной звукорежиссуры востребованы следующие звукорежиссерские профессии: Главный звукорежиссёр. Саунд-продюсер. Звукорежиссёр. Помощник звукорежиссёра. Звукоинженер. Помощник звуко-инженера. Звукотехник.
Музыкальный звукорежиссёр выполняет
^ Профессиональные стандарты в сфере культуры
следующие функции: руководит расстановкой микрофонов и проведением технической пробы электроакустического тракта, обеспечивает применение специальных звуковых эффектов; знакомит исполнителей с техникой обращения с микрофоном; следит за качественным и точным исполнением речевых и музыкальных текстов, правильной артикуляцией, чистотой и ритмом музыкального звучания; принимает участие в монтаже программ; проводит монтаж музыкальных фонограмм и монтажные работы по озвучению, тонированию, наложению музыки и шумов, сведению, перезаписи.
Для обеспечения выполнения Плана разработки профессиональных стандартов на 2012—2015 годы, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 2204-р, Министерством труда и социальной защиты предусмотрено 9 уровней квалификации, разработанных в соответствии со статьёй 195.1 Трудового кодекса Российской
Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
Для звукорежиссерской деятельности из этого перечня (с учётом того, что звукорежиссёр обычно работает в составе творческой группы) применимы 5 уровней.
Для обеспечения взаимосвязи профессиональных стандартов и образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования Национальное Агентство Развития Квалификации (НАРК) разработало для специалистов образовательных учреждений «Рекомендации по учёту требований работодателей к профессиональным квалификациям работников при разработке профессиональных образовательных программ», содержащие подробный алгоритм действий по трансляции требований работодателей в блоки образовательных документов.
Примечания
1. Макет профессионального стандарта [Электронный ресурс] : утв. Распоряжением Президента РСПП № РП-46 от 28 июня 2007 г. : [веб-сайт]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www. nark-rspp. ru/index. php/lang-ru/national-qualification-system/professional-standards/model-of-professional-standard
2. Машукова, Н. Профессиональный стандарт и его назначение / Н. Машукова // Энергия промышленного роста. — 2008. — № 4,5.
3. Олейникова, О. Н. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура : методическое пособие / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева. — Москва : АНО Центр ИРПО, 2011. — 100 с.
4. Олейникова, О. Н. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, М. Коулз. — Москва : РИО ТК им. А. Н. Коняева, 2009. — 115 с.
5. Панкина, Г. В. Анализ профессиональных стандартов / Г. В. Панкина, С. В. Бабыкин, Д. В. Панкин // Компетентность. — 2010. — № 9—10. — С. 14.
6. Профессиональные стандарты в области ИТ: «инструкция по применению» [Электронный ресурс] : [веб-сайт] / Ольга Жеребина ; фирма «1С». — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www. apkit. ru/files/ ITStandarts_Zherebina. doc
7. Профессиональные стандарты в области ИТ [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — Электрон. дан.
— Режим доступа: http://www. apkit. ru/committees/education/meetings/standarts. php
8. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников : методическое пособие / М. В. Привезенцев, О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева и др. — Москва : Альфа-М, 2007.
— 160 с.
9. Прянишникова, О. Д. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта / О. Д. Прянишникова, А. Н. Лейбович // Промышленник России. — 2008. — №3 (март). — С. 38.
10. http:// www.expertclub.ru/ sections/hr/ publications/ 5
11. http://www. nark-rspp. ru/index. php/lang-ru/national-qualification-system/professional-standards/ national-register