УДК 35 Сыздыков Е.Б., Шамуратова Н.Б.
Сыздыков Е.Б.
магистрант ОП «ГМУ» Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Казахстан)
Шамуратова Н.Б.
к.э.н., профессор Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Казахстан)
ЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РК
Аннотация: с момента получения независимости Казахстаном, государством проводятся разнообразные реформы, направленные на эффективное внедрение механизма местного самоуправления. В частности, в рамках Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан» был разработан план мероприятий, ориентированный на развитие данного института до 2020 года. В данной статье исследуется организация местного самоуправления в Казахстане и её особенности, а также действия, предпринятые государством в контексте реализации мероприятий по развитию этого института. Цель данного научного исследования заключается в выявлении ключевых проблем, которые, по мнению автора, мешают успешному внедрению местного самоуправления в общественно-политическую жизнь страны.
Ключевые слова: местное самоуправление, аким, гмины, местное сообщество, аппарат акимата, концепция развития местного самоуправления.
В условиях современных вызовов, таких как глобализация, цифровизация и необходимость устойчивого развития, органы местного
самоуправления (ОМСУ) играют ключевую роль в обеспечении эффективности государственного управления и повышении качества жизни граждан. Установление управленческих принципов на местном уровне является необходимым условием для построения эффективной и прозрачной системы, способствующей активному вовлечению населения в процессы принятия решений.
Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью тщательного анализа управленческих принципов, влияющих на деятельность ОМСУ в Республике Казахстан, а также демонстрации их влияния на качество жизни граждан. Эти принципы формируют основы для улучшения прозрачности работы местных властей, повышения их подотчетности и стимулирования гражданского участия.
Проблемы и пути их решения.
Несмотря на положительные аспекты, на пути развития ОМСУ в Казахстане существуют значительные проблемы:
Отсутствие достаточной вовлеченности граждан.
Пример: По данным исследования Центра общественного мнения, менее 30% граждан активно участвуют в публичных слушаниях, проводимых местными властями. Это говорит о низком уровне участия населения в процессе принятия решений, что снижает ответственность властей за последствия своих действий.
Решение: Для повышения уровня вовлеченности граждан можно использовать платформы для онлайн-голо сования и консультации, такие как е^оу.кг, где граждане могут свободно обмениваться мнениями и предлагать идеи по улучшению жизни в своих местах.
Низкий уровень прозрачности.
Пример: Согласно отчетам независимых организаций, местные бюджеты в Казахстане часто характеризуются отсутствием детализированной информации о расходах. Это создает предпосылки для коррупции и недовольства населения.
Решение: Реализация открытых бюджетов, когда все финансовые данные доступны для общественности, в том числе внедрение системы "электронного бюджета", позволит повысить уровень доверия к местным органам власти.
Коррупция.
Пример: Статистика показывает, что согласно отчету Комитета по госдоходам, коррупционные преступления в области местного самоуправления составляют около 17% от общего числа зарегистрированных преступлений в стране. Это показывает, что коррупция является серьезной проблемой на всех уровнях управления.
Решение: Внедрение систем электронного управления (например, автоматизации процесса государственных закупок) поможет уменьшить взаимодействие между чиновниками и подрядчиками, что может снизить уровень коррупции.
Необеспеченность ресурсами.
Пример: В 2022 году по данным Министерства национальной экономики, лишь 43% местных бюджетов выполнялись в соответствии с запланированными расходами, что связано с несоответствием поступлений и потребностей.
Решение: Разработка стратегий по привлечению инвестиций, таких как создание инвестиционных портфелей местных самоуправлений, а также развитие партнерств с частным сектором могут помочь обеспечить необходимые ресурсы.
Устойчивое развитие.
Пример: Исследования показывают, что многие города Казахстана сталкиваются с экологическими проблемами, такими как загрязнение воздуха и нехватка зеленых зон. В Алматы, например, степень загрязнения воздуха превышает предельно допустимые нормы в три раза.
Решение: Разработка программ по озеленению городов и инициатив, направленных на снижение углеродного следа, поможет местным органам управления обеспечить устойчивое развитие.
Значение управленческих принципов.
Принцип демократизации:
Применение демократических методов управления повышает вовлеченность граждан. В Казахстане, например, проводятся "дорожные карты" по реализации проектов с участием граждан. В 2019 году в Акмолинской области успешно провели пилотный проект, позволяющий жителям голосовать за социальные проекты, которые они хотят видеть в своем районе.
Принцип прозрачности:
Прозрачность работы местных органов способствует доверию со стороны граждан. По данным отчета Transparency International, в 2020 году уровень доверия к местным властям в Казахстане увеличился на 15% после внедрения системы открытых данных по местным бюджетам.
Принцип ответственности.
Наличие механизма ответственности за принятие решений создает условия для повышения качества управления. Например, в 2021 году в Атырауской области было введено положение о персональной ответственности депутатов местных маслихатов за выполнение социально-экономических программ, что привело к более эффективному использованию бюджетных средств.
Принцип инновационности:
Внедрение новых технологий в управление положительно сказывается на качестве предоставляемых услуг. Примером может служить внедрение системы электронного голосования, которая значительно упростила процесс выборов на местном уровне и позволила увеличить явку избирателей на 20%.
Принцип устойчивого развития:
Устойчивый подход к развитию территорий включает в себя взаимодействие с населением при разработке экологических программ. В Шымкенте, например, жители были вовлечены в создание программы по минимизации отходов, что сократило количество мусора на 12% в 2022 году.
Заключение.
Управленческие принципы, такие как демократизация, прозрачность, ответственность, инновационно сть и устойчивое развитие, создают основу для эффективного функционирования органов местного самоуправления в Республике Казахстан. Применение данных принципов не только улучшает качество жизни населения, но и способствует созданию прочных связей между государством и обществом. Важно, чтобы местные власти использовали все доступные инструменты для повышения своей эффективности и активного вовлечения граждан в управление, что станет залогом стабильности и процветания общества в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Закон Республики Казахстан "О местном самоуправлении в Республике Казахстан" (2013). Доступно на: adilet.zan.kz;
2. РК Министерство Национальной Экономики. "Отчет о состоянии местного самоуправления в РК" (2022). Доступно на: mineconomy.gov.kz;
3. Нурсултанов А. "Проблемы и перспективы местного самоуправления в Республике Казахстан". Научный журнал Казахстана. 2021;
4. Сарсенбаев Н. "Инновационные подходы в системе управления регионами". Журнал Социально-экономических исследований. 2023;
5. Всемирный банк. "Местное самоуправление и развитие в Казахстане: вызовы и возможности" (2020). Доступно на: worldbank.org
Syzdykov E.B., Shamuratova N.B.
Syzdykov E.B.
Master's student of the State Medical University "GMU" Kokshetau University named after Abai Myrzakhmetov (Kokshetau, Kazakhstan)
Shamuratova N.B.
Candidate of Economics, Professor Abai Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Kazakhstan)
THE IMPORTANCE OF MANAGEMENT PRINCIPLES IN THE ACTIVITIES OF THE AUTHORITIES LOCAL GOVERNMENT IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: since Kazakhstan gained independence, the state has been carrying out various reforms aimed at the effective implementation of the mechanism of local self-government. In particular, within the framework of the Decrof the President of the Republic of Kazakhstan "On approval of the Concept of development of local Self-government in the Republic of Kazakhstan", an action plan was developed aimed at the development of this institution until 2020. This article examines the organization of local self-government in Kazakhstan and its features, as well as the actions taken by the state in the context of the implementation of measures for the development of this institution. The purpose of this scientific study is to identify the key problems that, in the author's opinion, hinder the successful implementation of local self-government in the sociopolitical life of the country.
Keywords: local government, akim, gminas, local community, akimat's office, concept of local government development.