Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное партнерство / образовательные организации / направления. / social partnership / educational organizations / directions..

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Повстян Людмила Александровна, Захлебаева Виктория Викторовна, Абильмажинова Балдырган Жоломановна, Юдина Татьяна Михайловна

Статья посвящена проблеме социального партнерства в сфере образования. Эта проблема принципиально меняет характер отношений между субъектами социального пространства в целом и образования в частности, создавая условия для взаимопонимания и координации действий между образовательными учреждениями, государственными органами, работодателями, родителями и другими заинтересованными сторонами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Повстян Людмила Александровна, Захлебаева Виктория Викторовна, Абильмажинова Балдырган Жоломановна, Юдина Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP AS A FACTOR IN THE SUCCESSFUL DEVELOPMENT OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article is devoted to the problem of social partnership in the field of education. This problem fundamentally changes the nature of relations between subjects of social space in general and education in particular, creating conditions for mutual understanding and coordination of actions between educational institutions, government agencies, employers, parents and other interested parties.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 37.0(082) Научная статья

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Повстян Л. А., Захлебаева В. В., Абильмажинова Б.Ж. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова, (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Юдина Т. М.

АНО «Центр развития социального туризма и паломничества»

(г. Барнаул, Россия)

Аннотация. Статья посвящена проблеме социального партнерства в сфере образования. Эта проблема принципиально меняет характер отношений между субъектами социального пространства в целом и образования в частности, создавая условия для взаимопонимания и координации действий между образовательными учреждениями, государственными органами, работодателями, родителями и другими заинтересованными сторонами.

Ключевые слова: социальное партнерство, образовательные организации, направления.

Для цитирования: Повстян Л. А., Захлебаева В. В., Абильмажинова Б.Ж., Юдина Т. М. Социальное партнерство как фактор успешного развития деятельности образовательной организации // Наука и реальность. 2024. № 4 (20). С. 24-29.

SOCIAL PARTNERSHIP AS A FACTOR IN THE SUCCESSFUL DEVELOPMENT OF

AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Povstyan L. A., Zakhlebaeva V. V., Abilmazhinova B.Zh.

Abay Myrzakhmetov Kokshetau University, (Kokshetau, Kazakhstan) Yudina T. M.

Center for the Development of social Tourism and pilgrimage

(Barnaul, Russia)

Abstract. The article is devoted to the problem of social partnership in the field of education. This problem fundamentally changes the nature of relations between subjects of social space in general and education in particular, creating conditions for mutual understanding and coordination of actions between educational institutions, government agencies, employers, parents and other interested parties.

Keywords: social partnership, educational organizations, directions..

For citation: Povstyan L. A., Zakhlebaeva V. V., Abilmazhinova B.Zh., Yudina T. M. Social partnership as a factor in the successful development of educational organization activities// Science & Reality. 2024. no. 4 (20). pp. 24-29. (in Russian).

Социальное партнерство представляет собой взаимовыгодное сотрудничество различных социальных субъектов, направленное на решение общих задач и обеспечение устойчивого развития в разных сферах жизни общества. В контексте образовательной деятельности социальное партнерство приобретает особую значимость, так как оно создает условия для взаимопонимания и координации действий между образовательными учреждениями, государственными органами, работодателями, родителями и другими заинтересованными сторонами.

Социальное партнерство в образовании играет ключевую роль в обеспечении качественного образовательного процесса, поскольку:

Улучшение качества образования: совместная работа образовательных организаций с различными партнерами (государственными структурами, частными компаниями, профессиональными ассоциациями) позволяет интегрировать новые образовательные стандарты и передовые практики, повышая качество учебного процесса.

Участие работодателей в образовательном процессе: взаимодействие учебных заведений с предприятиями и бизнесом позволяет образовательным учреждениям адаптировать программы обучения под актуальные потребности рынка труда. Работодатели могут предложить образовательным учреждениям практические курсы, стажировки и предложить трудоустройство выпускникам.

Инновационные подходы: социальное партнерство способствует внедрению инновационных методов обучения, например, через использование современных технологий и методик, которые разрабатываются в рамках сотрудничества с научно -исследовательскими центрами и вузами.

Социальное партнерство в образовательных организациях может проявляться в разных формах и направлениях:

Сотрудничество с государственными и муниципальными органами: государственные органы и образовательные учреждения могут работать вместе для реализации образовательных программ, совершенствования системы образования, внедрения новых технологий обучения, проведения государственной аттестации и сертификации образовательных услуг.

Сотрудничество с работодателями и бизнесом: частные компании, малые и средние предприятия становятся важными партнерами для образовательных учреждений, предоставляя возможности для профессиональных практик, стажировок, а также участвующих в разработке новых образовательных стандартов.

Сотрудничество с родителями и местным сообществом: активное взаимодействие с родителями помогает образовательным учреждениям лучше понимать потребности и

ожидания родителей, а также совместно решать вопросы воспитания, учебного процесса и развития школьников.

Сотрудничество с научными и исследовательскими организациями: университеты и научно-исследовательские институты играют важную роль в создании и внедрении новых образовательных технологий, организации научно-исследовательской работы в школах и учреждениях дополнительного образования.

Для успешного и устойчивого развития образовательной организации важно наладить эффективное социальное партнерство, которое будет способствовать не только улучшению качества образовательных услуг, но и развитию культуры взаимопонимания и сотрудничества. Примером такого партнерства может быть создание партнерских сетей между образовательными учреждениями, бизнесом, государственными и частными учреждениями, а также с местным сообществом.

Устойчивое партнерство способствует развитию таких ценностей, как доверие, ответственность, поддержка и взаимная заинтересованность. Оно помогает образовательным организациям адаптироваться к меняющимся социальным и экономическим условиям и сохранять высокие стандарты образования.

Каковы же на сегодняшний день результаты совместной деятельности школы и социальных партнеров по совершенствованию отношений?

Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества.

Введение государственного общеобязательного стандарта образования в Республике Казахстан, основанного на деятельностном подходе, направлено на выделение ключевых результатов обучения и воспитания, отражающих основные задачи развития учащихся. Центральным элементом нового стандарта является фокус на личностном результате, который предполагает развитие ребенка. Одной из главных задач является формирование у младших школьников способности к обучению и самообразованию на протяжении всей жизни.

В широком смысле социальное партнерство рассматривается нами как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам.

В воспитании социально активной личности заинтересована не только школа, но и родители, и окружающий социум.

Социальное партнерство школы, современного общества, как условие социализации детей и подростков. Термин «социальное партнерство в образовании» - как и сама деятельность, получили полноправное признание в современном Казахстане несколько лет назад. Мало кто сомневается, что образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а, значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что

для решения проблем в этой социально значимой сфере требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих - государства [1].

Сторонами социального партнерства являются представители предприятий и организаций наслега, органы местного самоуправления и государственной власти. Механизм реализации партнерства- трехсторонний или двухсторонний договор, соглашение. Договор, соглашение - правовые акты, устанавливающие общие принципы регулирования отношений.

КГУ «Общеобразовательная школа №8», ориентируясь на модель социокультурного комплекса, осуществила тщательный анализ значимой для школы социальной среды и ее потребностей в образовательных услугах. Одновременно проанализированы требования социального заказа школе, сформулированного в нормативных документах правительства, Министерства образования РК, директивных документах органов управления образованием, мнениях родителей.

Анализ показал, что за последние десять лет социальная среда претерпела значительные изменения, что, в свою очередь, повлияло на социальные запросы к системе образования. Основные тенденции изменений заключаются в следующем: во-первых, необходимо согласовать деятельность школы с ключевыми целями и задачами образовательных систем Казахстана и региона; во-вторых, важно учитывать потребности конкретного общества.

Данные социологических опросов родителей показывают, что они хотели бы видеть своих детей не только грамотными специалистами, востребованными в современном обществе, но и здоровыми, высоконравственными гражданами, социально активными, без вредных привычек. Большинство родителей, согласно проведённому исследованию социального педагога школы, не только имеют представление о состоянии школьных дел, но и сами принимают активное участие в реализации учебно-воспитательных программ. Это выражается в объективности оценки работы педагогов, создает условия для сотрудничества, дает возможность четко и качественно организовать коллективные и творческие дела [2].

В социальном заказе родители акцентируют внимание на подготовке детей к поступлению в вузы и средние специальные учебные заведения, а также на подготовке к жизни в условиях рыночной экономики и развитии личности.

Школа пользуется авторитетом среди родителей. Это показывают данные проведенной анкеты: более 80% родителей удовлетворены деятельностью школы.

В настоящий момент наша школа сотрудничает с несколькими организациями для начальной школы: «Болашац» мэдениет сарайы, «Эулет» центр внешкольной работы и др. Все они в той или иной степени осуществляют вариативное разно-уровневое дополнительное образование. У тех учащихся, которые посещают дополнительные занятия появилась дополнительная мотивация к учебе, стали более активны в школьных мероприятиях, а также учащиеся стали проявлять творческую активность.

По мнению Артамоновой Е. И., создание развивающей социокультурной среды, направленной на поддержку формирования новой образовательной практики, способствует

успешному решению ключевой задачи школы — обеспечению максимально благоприятных условий для получения детьми полноценного и качественного образования. Сотрудничество учреждений культуры, дополнительного и дошкольного образования, здравоохранения с образовательными организациями в этом направлении является важным и перспективным, особенно в контексте комплексного решения проблем сельских территорий [3].

Таковы результаты совместной деятельности социальных партнеров на сегодняшний день. Многое достигнуто, а для того, чтобы были новые достижения, нужно основательно поработать, что мы и будем делать. Подводя итоги вышесказанному, процитирую слова философа, в свое время сказавшего: «Как лодку назовешь, так она и поплывет». Если говорить образно, имя нашей лодки - социальное партнерство, а это - тесное сотрудничество, взаимодействие, конструктивный диалог, общая деятельность, направленная на благо подрастающего поколения. И значит, такой лодке суждено плыть долго и держаться на волнах уверенно, надежно, не сбиваясь с выбранного курса.

Социальное партнерство в образовании является важнейшим фактором, который способствует успешному развитию образовательных организаций. Сотрудничество с государственными органами, бизнесом, родителями и другими социальными институтами помогает создавать более гибкую, инновационную и высококачественную образовательную среду. Важно развивать партнерские отношения, которые не только обеспечат рост и успех образовательных учреждений, но и будут способствовать устойчивому развитию общества в целом.

Таким образом, социальное партнерство является неотъемлемой частью стратегии развития образовательных организаций, которая направлена на повышение качества образования, интеграцию в глобальные образовательные процессы и подготовку конкурентоспособных специалистов для различных секторов экономики.

Список источников

1. Социальное партнерство как фактор успешного развития государственно-общественного управления образовательным учреждением https://znanio.ru/media/iz-opyta-raboty-sotsialnoe-partnerstvo-2616593

2. Гришина Т. В. Новые социальные технологии: социальная ответственность и социальное партнерство / Т. В. Гришина // Труд и социальные отношения. — 2016. — № 2.-С.49

3. Артамонова Е. И., Козырева О. А. Особенности полисистемного подхода в формировании культуры самостоятельной работы педагога // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2011. № 4 (33). С.11-19.

Повстян Людмила Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахзстан).

Povstyan Lyudmila Aleksandrovna, candidate of psychological sciences, professor of the Department of Social and Pedagogical Disciplines, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).

: [email protected]

Захлебаева Виктория Викторовна, магистр педагогических наук, ст. преподаватель кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахзстан).

Zakhlebaeva Victoria Viktorovna, master of pedagogical sciences, senior lecturer at the department of social and pedagogical disciplines, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).

: [email protected]

Абильмажинова Балдырган Жоломановна, кандидат педагогических наук, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахзстан).

Abilmazhinova Baldyrgan Zholomanovna, candidate of pedagogical sciences, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).

Юдина Татьяна Михайловна, сотрудник АНО «Центр развития социального туризма и паломничества» (г. Барнаул, Россия).

Yudina Tatyana Mikhailovna, employee of the Center for the Development of Social Tourism and Pilgrimage (Barnaul, Russia).

Дата поступления: 05.12.2024

© Повстян Л. А., Захлебаева В. В., Абильмажинова Б.Ж., Юдина Т.М., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.