МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х
• Внимательное прочтение задания и определение общей темы эссе.
• Концентрация внимания на глаголе, используемом в формулировке задания, что определит коммуникативную задачу, стоящую перед обучающимся.
• Коммуникативная задача подводит к цели создания текста.
• Затем следует выбор типа эссе, в чем помогут такие глаголы, как: аргументируй свою точку зрения, опиши, расскажи, убеди, объясни.
Знание типа текста поможет, в свою очередь, в определении логико-смысловой структуры текста эссе. Безусловно, процесс развития письменной речи требует больших временных затрат, постоянной практики в виде регулярного включения письменных заданий в каждое занятие, но и результат окупится сторицей. Необходимо осознавать, что подобная работа будет способствовать выполнению ряда учебных задач, а именно обеспечению упорядоченности, систематичности, преемственности и логичности в оформлении как устной, так и письменной речи и в целом, процессу формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Список использованной литературы:
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
2. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» федерального компонента цикла ОГСЭ в ГОС ВПО второго поколения. - М. : МГЛУ, 2000. - 23 с.
3. Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: НПК «Интелвак», 2003.
4. Kaplan Robert B. Cultural Thought Patterns in Intercultural Education.- Электронный ресурс http // Language Learning, vol. 16, issue 1 - 2.
© Шагиева Н.М., Лукова Т.Г., 2016
УДК 8И.ИГ38
Щербакова Мария Васильевна
канд.филол.наук, ст. преподаватель кафедры иностранных языков Оренбургский государственный университет г. Оренбург, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ЗНАЧЕНИЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ В СТИЛИСТИКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация
Данная статья посвящена теоретическому исследованию стилистической системы английского языка. Автор рассматривает классификации стилей нескольких ученых и детально анализирует функции публицистического стиля.
Ключевые слова
Функциональный стиль, стилистика, публицистический стиль, классификация стилей.
На современном этапе развития функциональной стилистики вопрос о классификации стилей остается открытым, поскольку исследователи данной области не находят единого мнения по представленной проблеме, что обусловливает актуальность настоящей статьи. Целью данной работы является теоретическое исследование роли публицистического функционального стиля в стилистической системе современного английского языка.
Стилистика рассматривает рациональность употребления средств для задач, стоящих перед
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
коммуникантами. Ее целью является содействие осмыслению того, как лучше использовать возможности, предоставляемые языком. Данная наука исследует языковые явления со стороны их значения и экспрессии, с целью определения способа «точнее, яснее и ярче выразить известную мысль» [1, с. 12].
По мнению И.Р. Гальперина, «каждый стиль языка является более или менее устойчивой системой на данном этапе развития литературного языка. Стили языка - категория историческая, то есть они изменяются, развиваются, появляются и исчезают» [2, с. 343].
«Стиль - это систематизированная совокупность языковых выразительных средств, представленных в тексте и избранных говорящим (или пишущим) субъектом из ряда синонимических вариантов для реализации коммуникации в определенной сфере деятельности» [3, с. 271-296].
«Стиль характеризует специфическую форму речи; однако существует форма лингвистических знаков и форма мыслей, выражаемых этими знаками, а также форма отношения между означающим и означаемым. Проблема генезиса, функций и функционирования формы в ее трояком понимании обогащает понятие «стиль» новыми компонентами. Форма сообщения зависит от тематики и выражаемых мыслей, также от языка и тех средств выражения, которые он предоставляет в распоряжение говорящих. Кроме того, она зависит от автора, его специфических черт и от слушателя или читателя - от их отношения к автору и от того эффекта, который автор стремится произвести на них» [4, с. 35-68].
Исходя из критериев, влияющих на становление стиля, речевые произведения и тексты подразделяются на определенные классы. На современном этапе развития функциональной стилистики существует несколько классификаций стилей языка.
Р.А. Будагов выделяет четыре функциональных стиля:
1) стиль научного повествования;
2) стиль художественной литературы;
3) письменный стиль;
4) разговорный стиль.
Данную классификацию ученый представляет в виде двух бинарных оппозиций: разговорный -письменный и научный - художественный. Р.А. Будагов считает, что выделение газетного / публицистического / рекламного функциональных стилей неправомерно [5, с. 69].
И.В. Арнольд предлагает значительно отличающуюся классификацию. Исследователь выделяет научный, разговорный, деловой, поэтический, ораторский и публицистический функциональные стили и определяет их как подсистемы языка, обладающие специфическими особенностями в лексике и фразеологии, в синтаксических конструкциях, а иногда и в фонетике [6, с. 246].
С точки зрения И.Р. Гальперина, функциональные стили подразделяются на следующие классы:
—стиль художественной речи;
—газетный стиль;
—публицистический стиль;
—стиль научной прозы;
—стиль официальных документов [2].
Выбор исследования публицистического функционального стиля обусловлен его широкой распространенностью во всех социальных слоях общества.
Р.А. Гальперин формулирует функцию публицистического стиля как «воздействие на читателя или слушателя с целью убедить его в правильности выдвигаемых положений или вызвать в нем желаемую реакцию на сказанное» [2, с. 405].
«Тематическая неограниченность публицистического стиля определяет необычайную широту и разнообразие его лексики. Публицистический стиль выполняет функции воздействия и информирования. В текстах данного стиля сообщаются факты, и дается им оценка. Взаимодействие представленных функций определяет употребление слова в публицистике» [7, с. 102].
Наличие «газетных штампов», отсутствие «проявления индивидуального» является характерной чертой текстов публицистического стиля [2, с. 346].
Функция сообщения обусловливает употребление «нейтральной, общестилевой лексики, в которой
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
особую роль играет политическая, экономическая лексика». Функция воздействия, «важнейшая для публицистического стиля, обусловливает острую потребность публицистики в оценочных средствах выражения» [7, с. 102].
Таким образом, представленный стиль выполняет две основные функции: передачу информации и воздействие на читателя. Тексты данного стиля характеризуются отсутствием проявления индивидуального, краткостью и субъективизмом мнений.
Список использованной литературы:
1. Гвоздев, А. Н. Очерки по стилистике русского языка / А. Н. Гвоздев. - М. : Просвещение, 1965. - 582 с.
2. Гальперин, И. Р. Очерки по стилистике английского языка / И. Р. Гальперин. - М. : Изд-во лит. на иностр. яз., 1958. - 459 с.
3. Михель, Г. Основы теории стиля / Г. Михель // Новое в зарубежной лингвистике / общ. ред. И. Р. Гальперина. - М. : Прогресс, 1980. - Вып. 9. - С. 271-296.
4. Гиро, П. Разделы и направления стилистики и их проблематика / П. Гиро // Новое в зарубежной лингвистике / общ. ред. И. Р. Гальперина. - М. : Прогресс, 1980. - Вып. 9. - С. 35-68.
5. Будагов, Р. А. Литературные языки и языковые стили / Р. А. Будагов - М. : Высш. шк., 1967 - 367 с.
6. Арнольд, И. В Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования): учеб. пособие / И. В. Арнольд. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1990. - 300 с.
7. Солганик, Г. Я. Стилистика текста: учеб. пособие / Г. Я. Солганик. - М. : Флинта, 1997. - 256 с.
© Щербакова М.В., 2016