ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА АПК И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
В.А. Семыкин, П.В. Лебедчук
Аннотация. Рассматривается значение производственной практики в приобретении профессионального опыта и формировании будущего специалиста АПК. Рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются студенты во время прохождения производственной практики, и пути ее совершенствования в контексте использования зарубежного опыта.
Ключевые слова: будущий специалист АПК, учебно-профессиональная деятельность, производственная практика, формирование профессионального самосознания, профессиональный опыт, зарубежный опыт.
Высшее образование в России на данном этапе своего развития испытывает определённые трудности. Связано это, в первую очередь, с коренными изменениями социально-политической, экономической обстановки в стране за последние 20-25 лет. В условиях актуального поиска оптимальной системы высшего профессионального образования, её соответствия современной российской действительности и международным стандартам, основной акцент делается на изменение структуры высшего образования, а не на реальное повышение его качества.
Такая расстановка приоритетов не всегда приводит к желаемому результату. Если в плане обогащения теоретической базы высших учебных заведений проводится обширная работа, то в привитии студентам сельскохозяйственных вузов практических навыков и умений есть, к сожалению, существенные пробелы. Данная статья освещает роль производственной практики, как необходимого элемента высшего профессионального образования, в становлении специалиста агропромышленного комплекса и проблемы, связанные с ее содержанием и организацией.
Изменение социальной ситуации, общественного сознания, ценностей и смысло-жизненных ориентаций обуславливает поиск новых подходов, связанных с совершенствованием аграрного образования с учетом всего предшествующего опыта. При этом большое значение имеет не только изменение содержания и технологий аграрного образования, но и реорганизация подготовки студентов сельскохозяйственных вузов в плане совершенствования процесса становления их профессионального самосознания.
Система личностных ценностей оказывает существенное влияние на становление профессионального самосознания студентов и определяет содержательно -смысловые характеристики учебной деятельности. Предпосылкой выработки безальтернативной субъективной установки на профессию в системе агропромышленного комплекса является органичная согласованность личностных и профессиональных ценностей будущих специалистов АПК.
Данные, полученные в ходе экспериментального исследования, подтверждают справедливость высказанной нами гипотезы о влиянии системы личностных ценностей на структуру профессионального самосознания студентов и на степень сформированности у них установки на будущую профессиональную деятельность, которая во многом определяет особенности профессионального становления.
На наш взгляд, одним из главных моментов для осознания, а иногда и переосмысления студентами системы личностных ценностей является профессиональ-
ная практика. В ходе производственной практики подготовка студентов непосредственно «сливается» с профессиональной деятельностью, вследствие этого оценка и принятие ими профессиональных ценностей идёт более активно и «личностно» [4]. Следовательно, актуальность проблемы совершенствования производственной практики напрямую связана с необходимостью формирования профессионального самосознания студентов сельскохозяйственных вузов, обусловлена необходимостью помочь им войти в систему профессиональных ценностей, сформировать уверенность в себе как специалисте АПК.
Действительно, производственная практика в формировании будущего специалиста АПК - не просто важная, а незаменимая составляющая процесса обучения. Именно в ходе практики на производстве теоретический материал обретает реальную оформленную оболочку, обнаруживается соответствие полученных знаний действительности, происходит, по сути, осознание того, «чему учился», а главное, «зачем». Таким образом, производственная практика в большей степени, чем теоретическая подготовка, участвует в формировании профессионального самосознания личности.
Безусловно, неразрывное единство теории и практики должна содержать в себе и учебно-профессиональная деятельность. Как известно, принцип связи теории с практикой является одним из основополагающих принципов образовательного процесса. Он предполагает, что изучение научных проблем должно осуществляться в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. Только в этом случае у студентов вырабатывается истинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.
Данный принцип опирается на многие философские, педагогические и психологические положения. В основе принципа лежат закономерности: практика -критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результатов обучения; практикой подтверждается, проверяется и направляется качество обучения. Чем больше приобретаемые студентами знания взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему. Эффективность формирования личности зависит от включения её в профессиональную деятельность и определяется содержанием, видами, формами и направленностью последней; чем совершеннее система производственной практики студентов, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки [5, 6].
Высшее образование подразумевает глубокое изучение конкретной области знаний, каждая из которых содержит совокупность понятий и терминов, отражающих объекты и явления, которые необходимо представлять и уметь ими оперировать в реальной действительности. Только практика может дать наиболее полное представление об этих объектах и явлениях, о причинно-следственных связях и взаимоотношениях между ними. Глубиной и ясностью познания данных процессов и определяется, по сути, профессионализм специалиста, его способность работать в стандартных и изменяющихся условиях. Особенно это касается студентов, избравших прикладные профессии, познания которых должны быть напрямую направлены на использование и преобразование материальных объектов. Нужное
представление об этих объектах невозможно получить только из теории и даже из практических занятий в вузе. Необходима непосредственная работа с ними в процессе производства с целью более детального изучения самих объектов, а также их свойств и места в системе агропромышленного производства. В противном случае вводимые в процессе обучения новые понятия не будут поняты и осознаны, а дальнейшее обучение даст серьёзные «сбои».
Производственная практика ставит студента на качественно новый профессиональный уровень. Он одновременно становится не только субъектом (а иногда и объектом) учебной деятельности, но и субъектом профессиональной [1].
Таким образом, производственная практика ставит ряд задач, без решения которых невозможно получение качественного высшего профессионального образования. Основные из них:
• наблюдение за деятельностью предприятия, на котором происходит практика, с целью рассмотрения этой деятельности в непосредственной связи с его социальным окружением (эволюция, социальный аспект, внутренние взаимоотношения, условия труда, цели и стратегии предприятия);
• совершенствование теоретических знаний и интеграция их с практической деятельностью;
• вооружение будущих специалистов знаниями о назначении, сущности и специфике профессиональной деятельности;
• создание установки на личностное, социально-нравственное и профессиональное развитие;
• формирование профессиональных умений, навыков, индивидуального стиля деятельности; развитие навыков в получении необходимой информации, ведении документации, общении, умении интегрироваться в трудовой коллектив;
• психологическая адаптация к избранной профессии;
• формирование основ научно-познавательной деятельности студента в условиях высшего учебного заведения;
• формирование творческого и исследовательского подходов к профессиональной деятельности [2, 3, 6].
Профессиональная практика в идеале призвана закрепить теоретический материал и даже углубить его. Задача её также в устранении несоответствий между теоретическими знаниями, представлениями и практической обстановкой, реальностью. Это обусловлено не только ограниченностью теории в плане целостности освоения материала, но и тем, что теоретический материал не всегда соответствует действительности либо не может быть универсальным. Данная несогласованность препятствует получению студентом качественного высшего образования, поскольку результатом обучения является дальнейшая практическая профессиональная деятельность.
Следствием подобных проблем является низкий уровень реально полезных знаний, неспособность молодого специалиста полноценно ориентироваться в профессиональной среде и, в результате, нежелание работодателя предоставлять выпускнику рабочее место. Многие предприятия при приёме специалистов на работу обязательным условием указывают наличие опыта работы. Такое требование небезосновательно и является следствием несоответствия теоретических знаний выпускников вузов реальным требованиям. В то же время это создаёт понятные трудности для начала полноценной профессиональной деятельности молодого специалиста.
Анализ социальной ситуации показывает, что молодых специалистов, испытывающих подобные труд-
ности, довольно много. Часто приходится слышать от выпускников, работающих по специальности, что их представления о будущем занятии, каковыми они были в учебном заведении, сильно расходятся с реальностью. При приёме на работу вчерашнему выпускнику часто говорят: «Забудьте всё, чему учили в вузе, и учитесь заново». Многие молодые специалисты признаются, что знания, полученные в вузе, им не пригодились вовсе. Опросы бывших студентов показывают, что в изучении ряда дисциплин они вообще не видят смысла. И этот факт отчасти можно считать следствием недостаточной и несовершенной практики, поскольку только эта составляющая обучения может в полной мере мотивировать студента к изучению теоретического материала, дать ему полноценную картину использования его знаний.
Необходимо отметить, что некоторые выпускники высших учебных заведений, проработавшие несколько лет по специальности, признаются, что жалеют о том, что во время обучения в вузе относились безответственно к приобретению знаний и умений, и спустя определенный период времени подошли бы к этому более осознанно. Студенты, сменившие форму обучения с очной на заочную и работающие по специальности, признаются, что для них обучение стало гораздо интереснее, так как, по их выражению, «мы теперь понимаем, о чём говорят преподаватели».
Обозначенные проблемы являются прямым следствием недостаточной практической подготовки студентов, «оторванности» высшего профессионального образования от производства, неполноценного взаимодействия учебных заведений с предприятиями.
В решении проблемы соотношения теории и практики важно учитывать опыт зарубежной высшей школы, который показывает, что интенсивное взаимодействие высшего учебного заведения и производства способствует формированию квалифицированных специалистов. Например, в частных сельскохозяйственных учебных заведениях Франции (система «агри»), как отмечает О.Д.Гущина, производственные практики осуществляются, начиная с 1-го курса, и длятся все 5 лет обучения, составляя в совокупности около 15 месяцев. Большой объём производственных практик выгодно выделяет данные учебные заведения, так как именно благодаря практике устанавливается жёсткая связь с предприятиями и с профессиональной средой.
От курса к курсу цели и характер практик изменяются. На первом курсе это, как правило, стажировка, рабочая практика в сельском предприятии по рабочим специальностям: тракторист, сельскохозяйственный работник и т.д. Цель такой практики - приобщение к среде, в данном случае, сельской, к деятельности и режиму работы на предприятиях, продолжительность - 5 недель. На втором курсе практика осуществляется также на сельскохозяйственном предприятии; её цель -практическое применение диагностических средств по агрономии и зоотехнии, продолжительность - 7 недель. Практика по окончании 3 -го курса не является больше рабочей - студент исполняет функции помощника специалиста на предприятии; цель практики - расширить технические знания, а также проанализировать структуру и функционирование предприятий с различных точек зрения (технической, экономической, социальной); продолжительность - около 2 месяцев. На 4-м курсе практика также проходит на предприятии, но носит исследовательский характер и длится не менее 3 -х месяцев. Цель такой практики - знакомство с функционированием предприятий, организаций и служб, которые занимаются в основном или научно-исследовательской деятельностью, или инновационными процессами.
Преддипломная практика осуществляется с целью приобретения конкретного профессионального опыта. В условиях реальной ситуации студенты применяют полученные знания для решения определённых производственных задач, а также приобретают профессиональные знания, необходимые для выхода в активную трудовую жизнь. По окончании практики студенты составляют письменные или устные отчёты, которые оценивает специальная комиссия, состоящая из представителей профессиональных кругов и преподавателей.
Также во многих французских вузах, в основном государственных, успешно используется система высшего профессионального образования «Formation par alternance» (дословно - «чередующееся образование»), позволяющая наиболее эффективно совмещать обучение и практику на старших курсах. При этом последние 2 года обучения (магистратура) включают 50 % теоретических занятий и 50 % практики. Очень часто теоретический курс происходит в непосредственной связи с практической подготовкой. Это достигается, в частности, созданием предприятий на базе учебных заведений. Со студентами работают не только преподаватели, но и опытные специалисты, занятые в производстве. Именно они дают оценку практическим знаниям студентов.
Во Франции тесная связь между производством и вузом буквально пронизывает весь образовательный процесс. Представители предприятий АПК входят в учёные советы вузов, их мнение учитывается при составлении учебных программ, при определении тематик исследования; представители различных профессиональных кругов читают лекции, проводят семинарские занятия, участвуют в организации «круглых столов». При этом студенты имеют возможность закрепить необходимые профессиональные навыки в лабораториях и учебных производственных комплексах, оборудованных с учётом новейших научно-технических достижений так, что придя на производство по окончании учебного заведения, молодые специалисты руководят внедрением инновационных технологий в производственные процессы [2]. Очевидно, что необходимо учитывать не только данный опыт системы высшего профессионального образования, но и достижения в системе агропромышленного комплекса других стран.
Описанная система высшего образования многие годы успешно действует в l'ESA - Высшей школе сельского хозяйства г. Анже (Франция). Данное учебное заведение является партнёром нескольких вузов нашей страны, в числе которых - Курская государственная сельскохозяйственная академия им. проф. И.И. Иванова. Многие студенты академии побывали на практике и прошли обучение по программам l'ESA и ряда других вузов не только Франции, но и США, Германии, Нидерландов, Швеции, Великобритании и других стран.
Такое сотрудничество приносит свои плоды - будущие специалисты аграрной сферы знакомятся с современными технологиями в сельском хозяйстве и непосредственно участвуют в процессе производства. Сложно переоценить опыт, который они получают во время таких стажировок. Оборудованные, технически
высокооснащённые предприятия представляют будущим специалистам АПК возможность расширить профессиональный кругозор, почерпнуть передовой мировой опыт с целью перенесения его в российскую действительность. Студенты, окончившие магистратуру, привносят в российское сельскохозяйственное производство новые идеи, продвигаются в карьерном росте.
Таким образом, производственная практика играет незаменимую роль в системе высшего профессионального образования, следовательно, ей должно уделяться самое пристальное внимание. Сегодня приоритетными должны быть задачи по налаживанию связей с предприятиями города, агропромышленными предприятиями области, усилению практической базы профессионального обучения, развитию отношений и более эффективного обмена опытом с другими учебными заведениями региона. Интеграционные процессы обучения, науки, производства и бизнеса позволят улучшить качество высшего профессионального образования, интенсифицировать научные исследования в аграрной сфере и инновационные процессы в подготовке специалистов, а также более эффективно осуществлять подготовку будущих специалистов АПК и переподготовку не только работников сельского хозяйства, но и научного персонала высшей квалификации [7].
Список использованных источников
1 Абасов З.А. Роль педагогической практики студентов в их профессиональном становлении // Социологические исследования. - 2002. - № 3. - С. 94-96.
2 Гущина О.Д. Высшее сельскохозяйственное образование во Франции: история и современность: учебное пособие. - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2005. - 107 с.
3 Дегтярёв В.А. Инновационность организации студенческой практики в формировании профессиональной мобильности будущих специалистов социальной сферы // Alma mater (Вестник высшей школы). -- 2010. - №8. - С. 38-40.
4 Лебедчук П.В. Особенности формирования профессионального самосознания студентов педвуза. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1995. - 22 с.
5 Педагогика: учебное пособие Крившенко Л.П. и др. / под. ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Белби, изд-во Проспект, 2008. - 432 с.
6 Подласый И.П. Педагогика: учебник. - М.: Высшее образование, 2007. - 540 с.
7 Семыкин В.А., Грищенко Н.В. Повышение качества подготовки специалистов путем интеграции образования, науки, производства и бизнеса // Образование. Инновации. Качество (материалы IV Международной научно-методической конференции, г. Курск, 6-7 апреля 2010 г.). -Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2010. - С. 360- 362.
Информация об авторах
Семыкин Владимир Анатольевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», е-mail: [email protected]
Лебедчук Петр Васильевич, кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального обучения ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», е-mail: lebedchuk@mail. ru