НАУЧНАЯ ШКОЛА ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ, ДОСТИЖЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ
В. А. Семыкин, П.В. Лебедчук
Аннотация. На примере ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА» рассмотрены особенности научно-педагогической школы вуза с позиции интеграции науки, образования и производства.
Ключевые слова: вузовская наука, научная школа, научно-педагогическая школа, фундаментальное образование, научно-исследовательская работа, образовательные традиции, подготовка конкурентоспособных специалистов.
Наука является важнейшей составляющей культуры общества, а вузовская наука - ключевой элемент научного потенциала. В процессе научной деятельности решается триединая задача, которая более ста лет определяет содержание высшего профессионального образования. Это передача культуры, обучение профессии, приобщение к творчеству.
Сложившаяся в советский период традиция, в соответствии с которой основной формой организации науки являлись самостоятельные научно-исследовательские институты академического и отраслевого профиля, обособленные от вузов и предприятий реального сектора экономики, утрачивает свои позиции. В Концепции федеральной целевой программы «Научные и педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» отмечено, что в этот период государственный сектор науки и высшего образования составит научно-технологическую основу национальной инновационной системы, обеспечивающую построение экономики, основанной на знаниях.
В современных условиях экономическое развитие России невозможно без воспроизводства новых знаний, тиражирования достижений науки, их апробации и внедрения в производство, разработки научно обоснованного подхода к сопровождению инновационных процессов. В настоящее время формируется новый тип профессионала, который характеризуется двойной самоидентификацией - и с наукой, и с производством, определенными ценностными ориентациями, стремлением заниматься интересным, творческим трудом, инновационной установкой [1]. В связи с этим вузовская наука должна отвечать на конкретный запрос, иметь практическую обоснованность, быть нацеленной на приращение нового знания.
В отличие от европейской системы подготовки кадров для системы высшего образования, в которой сочетается научная и педагогическая деятельность, в нашей стране развивается модель интеграции образования, науки и производства. Основой для интеграции такого типа является фундаментальное образование, характерное для российской высшей школы.
Образовательно-научно-производственные комплексы, которые создаются в последнее время во многих вузах, объединяют научные, учебно-педагогические и производственно-технические функции. В рамках их деятельности выполняются интегрированные проекты, внедряются результаты научных исследований и разработок, формируется единое образовательное пространство. Это позволяет реализовать полный цикл «от идеи до опытного образца» и приобщить будущих специалистов к освоению механизмов внедрений инноваций, в том числе снять психологические барьеры. Студенты, аспиранты - будущие специалисты-профессионалы являются связующим звеном между наукой и производством.
Наличие научных школ в вузе в значительной мере определяет качество подготовки высококвалифицированных, социально зрелых и психологически грамотных специалистов в системе высшего профессионального образования.
Понятие «научная школа» не имеет общепризнанного определения. В качестве методологической основы ее анализа рассматривают принцип трехаспектно-сти, выдвинутый психологом М.Г. Ярошевским. В соответствии с данным принципом научную деятельность нужно анализировать системно, с учетом трех важнейших аспектов научного творчества: предметно-логического, отражающего логику развития научного знания, социально-научного, характеризующего научное сообщество в целом, и личностно-психологи-ческого, выявляющего индивидуально-личностные особенности субъекта научной деятельности.
Существуют подходы к выделению признаков и классификации научных школ. Так, при рассмотрении деятельности научных школ Е.С. Бойко выделяет четыре основных признака[2]:
а) разработка нового оригинального направления в науке;
б) общность основного круга задач, решаемых в школе, для всех её представителей;
в) общность принципов и методических приёмов решения поставленных задач;
г) обучение молодых учёных научному творчеству в широком смысле этого понятия, состоящее в непосредственном и длительном научном контакте главы школы и его учеников.
Региональные научные школы, как правило, создаются на базе крупных высших учебных заведений. Научную школу вуза отличает общее направление исследований при их парадигмальном единстве и разнообразии, «материализация» идей в виде научных изданий, которые известны широкому кругу специалистов, воспроизводство научных кадров в системе аспирантуры и докторантуры, участие в жизни научных сообществ и т.д.
При наличии прочных научных традиций, изучении широкого круга проблем в рамках определенной научной отрасли можно говорить о локальной научной школе (в терминологии О. Грезневой [3]), сформировавшейся на базе высшего учебного заведения. В свою очередь, в состав локальной научной школы входят личностные научные школы, в которых проводятся исследования проблем конкретного научного направления.
Таким образом, в теоретическом плане под научной школой понимают «наличие иерархически структурированного ученого сообщества, самовоспроизводящегося во времени и пространстве и реализующего себя в традиционных для мировой науки формах» [4.- С.11]. Научная школа вуза - это исследовательский коллектив, объединяющий не одно поколение ученых, разрабатывающих определенную научную проблему, который существует при научно-образовательной организации (вузе, факультете, кафедре, лаборатории). Она реализует несколько функций: порождения научных идей, их распространения, подготовки молодых ученых. Важна духовная составляющая научной школы, которая немыслима без неповторимой атмосферы научного творчества.
Для научных сообществ вузов характерно наличие научно-педагогических школ, подразумевающих еще и подготовку кадров, способных к внедрению инноваций
в производство и открытых к самостоятельной реализации творческой активности. Научно-педагогическая школа предполагает проведение двух типов исследования. Во-первых, это исследования, связанные с развитием предметного содержания определенной науки. Во-вторых, это научные работы, направленные на совершенствование педагогического процесса, предметного содержания учебных дисциплин. Оба типа исследований тесно связаны между собой.
Процесс формирования научных школ долгий и трудоемкий. В то же время в условиях высшего учебного заведения это легче, так как наличие талантливых учеников из аспирантов и студентов, учебно-вспомогательной и научной базы помогают ученому развивать его научные идеи.
За 60-летнюю историю ФГБОУ ВПО «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И.И. Иванова» сформировались и активно работают научно-педагогические школы по широкому спектру направлений фундаментального и прикладного характера. Их достижения признаны и большой российской и мировой наукой, пользуются признанием академического сообщества и государства. Различные образовательные программы и научные исследования успешно реализуются совместно с иностранными коллегами из Нидерландов, Германии, США, Франции, Чехии, Украины, Беларуси, Молдовы и ряда других стран.
У аграрной науки в Курском регионе прочные традиции. Достаточно вспомнить работы профессора И.И. Иванова, имя которого носит академия. Этот ученый еще в начале прошлого века завоевал мировую известность как автор самого крупного в истории животноводства открытия - зоотехнического метода искусственного осеменения. В настоящее время научные работы ученых академии охватывают большой круг проблем, касающихся повышения экономической, технологической, социальной, экологической эффективности и конкурентоспособности АПК. Курская аграрная научная школа разрабатывает новые оригинальные направления в науке; решает актуальные научно-производственные проблемы, сохраняя общность принципов и методических приёмов решения поставленных задач; обучает молодых учёных научному творчеству. В академии имеется пакет завершенных инновационных научно-технологических проектов, разработанный в последние годы учеными академии и пригодный к использованию в агропромышленном производстве с положительным экономическим эффектом.
Новейшие научные разработки ученых академии ежегодно представляются на Российской Агропромышленной выставке «Золотая осень», которая проходит во Всероссийском выставочном центре, и получают награды. Так, в 2011 году академия участвовала в пяти номинациях конкурса и получила три золотые, одну серебряную и пять бронзовых медалей.
Многие научные творческие сообщества академии отвечают требованиям, предъявляемым к научным школам, а их руководители отмечены на федеральном уровне. Достаточно сказать, что в академии трудятся 18 Заслуженных деятелей науки Российской Федерации [4]. Из более 400 штатных преподавателей 50 являются докторами наук, профессорами, 230 - кандидатами наук, доцентами. Молодых ученых в возрасте до 35 лет -22 %, из них более половины являются кандидатами наук.
Многие руководители научных школ прошли путь от выпускника академии через богатый опыт работы на производстве до ученого, совершившего научное открытие. Так, Н.И. Картамышев, основатель научной
школы «Биологическое земледелие», после окончания Курского сельскохозяйственного института более десяти лет работал на опытно-селекционной станции, что явилось прочной основой для его самостоятельных исследований в научно-исследовательском институте, а затем в академии. Опыт производственной деятельности помог Н.И. Картамышеву по-новому подойти к существовавшим теоретическим положениям, касающимся обработки почвы. Опровергнув устаревшие взгляды, он открыл один из законов земледелия [5].
В академии заложены традиции преемственности поколений в изучении той или иной научной проблемы. В качестве примера можно привести деятельность научной школы профессора А. А. Сысоева, создавшего научное направление в области исследования физиологии размножения сельскохозяйственных животных. Настоящее время это направление возглавляет ученик А.А. Сысоева профессор О.Б. Сеин, продолжающий разработку биологически активных препаратов и способов стимуляции воспроизводительной функции у сельскохозяйственных животных. Научной школой, основанной А. А. Сысоевым, издано более двадцати книг, получены десятки патентов и свидетельств на изобретения и рационализаторские предложения. Эта научная школа воспитала свыше 40 кандидатов и несколько докторов наук, и сегодня научную деятельность осуществляет четвертое поколение исследователей.
Одной из проблем вузовской науки является факт «размывания» научных школ, когда при увеличении их количества страдает глубина и научная значимость исследований. Однако благодаря продуктивности идей основателей научных школ академии, исследования ученых сосредоточены вокруг нескольких основополагающих проблем и всесторонне рассматриваются в работах их последователей, обеспечивая содержательность и глубину научных разработок. Так, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Бурыкин А. М. разработал технологию рекультивации земель, нарушенных в процессе добычи железной руды, и формирования устойчивых агроландшафтов. Научные идеи А.М. Бурыкина получили развитие в исследованиях доктора сельскохозяйственных наук, профессора И.Я. Пигорева в области агротехнологии и интродукции полевых культур в Центральном Черноземье, доктора сельскохозяйственных наук, профессора А. И. Стифеева в области экологии и рационального использования земель.
Каждую научную школу характеризует определенные особенности, связанные с личностью ее руководителя. В лидере научной школы как в истинном «субъекте деятельности» акцентируется в первую очередь активное, автономное, целостное, деятельностное начало Человека, реализуя которое, он осуществляет свои реальные отношения с действительностью. Особого внимания заслуживает научная школа профессора Владимира Дмитриевича Мухи - известного ученого в области почвоведения, агроэкологии и агрохимии. В энциклопедии Российской академии естественных наук (2000, 2002, 2008) отмечается, что он, являясь организатором большой научной школы, установил общие закономерности и зональные особенности современной (антропогенной) эволюции почв; дал качественно новую генетическую классификацию мангровых почв; ввел новые научные понятия: агропедоценоз и биопе-доценоз, разработал методы, дающие возможность эффективно улучшать экологическое состояние и повышать плодородие почвы [6]. Фундаментальный научный труд «Естественно-антропогенная эволюция почв (общие закономерности и зональные особенности)» стал интересен и полезен почвоведам и агрохимикам, экологам и агрономам, специалистам сельского хозяй-
ства, а также научным сотрудникам и преподавателям, аспирантам и студентам сельскохозяйственных вузов России, ближнего и дальнего зарубежья. В данной монографии В. Д. Муха наиболее полно отразил обобщенный экспериментальный материал (а это результаты исследований, проводимых автором с 1966 г. по 2004 г.).
Научная школа В.Д. Мухи разработала теорию культурного (естественно-антропогенного) почвообразовательного процесса, окультуривания почв и воспроизводства их плодородия, заложила основы учения о биопедоценозах и агропедоценозах в ландшафтно-экологическом земледелии. По итогам научно-исследовательской деятельности получено 2 диплома на научные открытия, целый ряд патентов и авторских свидетельств на изобретения, защищено 8 докторских, около 30 кандидатских диссертаций. Результаты научно-исследовательской работы используются в лекционных курсах, при постановке лабораторных занятий, в курсовом и дипломном проектировании. Научные достижения нашли отражение в учебниках для студентов сельскохозяйственных вузов "Программирование урожаев основных сельскохозяйственных культур", "Плодородие почв и устойчивость земледелия", " Агрономия", "Агропочвоведение" и др.
К достижениям ученых академии относится не только существенный вклад в разработку ряда фундаментальных проблем, но и опыт подготовки высококвалифицированных специалистов, организации исследований (научных, методических, учебных). Важным фактором, положительно влияющим на мотивацию профессиональной деятельности и формирующим необходимые компетенции для ее творческого осуществления, является более активное включение будущих специалистов в научно-практическую деятельность.
Система высшего образования должна ориентироваться на требования инновационной экономики, потребности рынка труда и образовательные потребности будущих специалистов, чтобы выпускники вуза трудоустраивались «по специальности». По разным оценкам, в целом по стране так трудоустраиваются от 10 до 40 % выпускников вузов, и более половины из них не могут адаптироваться к производственным условиям. У многих молодых специалистов отмечается отсутствие системного мышления, безразличие к инновационным переменам [7.- С.17-18]. В этой ситуации получение студентами научных знаний в готовом виде становится неэффективным, акцент смещается на овладение методами их получения, которое возможно благодаря приобщению к научным исследованиям в процессе профессиональной подготовки.
В связи с этим ученые академии активно работают над тем, как повысить уровень готовности выпускников к восприятию нововведений, выработать активную инновационную позицию, так как сегодня ведение научно-исследовательской работы в условиях сельскохозяйственного производства выпускниками академии крайне актуально. Результатом этой работы является то, что лучшие агропромышленные предприятия Курской и других областей приглашают к себе специалистов, подготовленных в академии. А всего в ее стенах получили качественное высшее профессиональное образование свыше 35 тысяч молодых специалистов.
Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим профессиональным образованием, умеющих творчески применять в практической деятельности последние достижения науки и производственного опыта. Вместе с тем привлечение к научно-исследовательской деятельности студентов-будущих специалистов АПК позволяет использовать их творческий и трудовой потен-
циал для решения текущих актуальных задач сельскохозяйственного производства.
В качестве примера можно привести результаты подготовки специалистов кафедрой экологии и охраны природы. Основные задачи, которые решают выпускники кафедры - повышение плодородия почв, рекультивации нарушенных земель, ресурсосбережение в АПК за счет применения биопрепаратов, новых технологий обработки почв, получение экологически безопасной продукции и т. д. По отзывам работодателей, выпускники успешно работают в областных, городских, районных экологических комитетах, в сельскохозяйственных организациях Курской области и за её пределами, что говорит о высоком уровне подготовки, соответствующем современным требованиям. Профессорско-преподавательским коллективом, возглавляемым А.И. Стифеевым, подготовлено свыше 400 агрономов-экологов, 3 доктора наук, свыше 20 кандидатов наук, которые решают экологические проблемы или передают знания и опыт в учебных заведениях города.
Профессиональная подготовка в вузе имеет междисциплинарное содержание, реализуется в условиях сотрудничества будущих специалистов и их преподавателей. Для профессорско-преподавательского корпуса наличие научных исследований позволяет постоянно обновлять читаемые курсы, обеспечивая актуальность содержания высшего профессионального образования. Учеными академии подготовлены учебники и учебные пособия, по которым учатся студенты в нашей стране и за ее пределами.
Одной из наиболее острых проблем современной аграрной науки является большой разрыв между поколениями ученых и недостаточный приток в эти сферы молодых исследователей. Сейчас встает проблема воспроизводства кадров высшей категории. Во многих вузах аспирантура утратила былую привлекательность, а многолетняя статистика убедительно доказывает, что из 10 защитившихся кандидатов наук докторскую диссертацию осиливает только один.
В академии большое внимание уделяют преемственности поколений, подготовке научной смены. На факультетах при кафедрах работает 83 студенческих научных кружка, регулярно проходят Дни студенческой науки, проводятся студенческие научные конференции и конкурсы разного уровня, предметные олимпиады. Полученные начинающими исследователями результаты обсуждаются на научных форумах, публикуются в открытой печати, включаются в диссертационные работы на соискание ученой степени. Студенты и аспиранты академии имеют возможность проходить практику и стажироваться в зарубежных вузах, приобретая необходимые знания и умения, развивая у себя профессиональную мобильность. Активно работает Совет молодых ученых, наиболее талантливые исследователи получают материальную поддержку.
С целью подготовки научных кадров кафедры академии организуют не только учебные занятия, но и проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, а также апробацию научных разработок в условиях производства на базе СХПК «Знаменское» Курского района (учебное хозяйство академии), созданного еще в 1956 году. Здесь осуществляется производство элитно-семенной и племенной продукции, разработка новых технологий, создание новых сортов сельскохозяйственных культур, пород скота, производство, переработка и реализация продукции растениеводства и животноводства. На учебно-производственной базе академии для руководителей и специалистов АПК регулярно проводятся семинары-совещания зонального, областного, районного значения, проходят Всероссийские и Международные науч-
но-практические и научно-методические конференции и семинары, в работе которых обязательно принимают участие аспиранты и студенты.
Особое внимание в академии уделяется подготовке аспирантов - будущих ученых и преподавателей вуза. Чтобы осуществлять целенаправленную деятельность по подготовке конкурентоспособного специалиста высшей квалификации, современный ученый, он же преподаватель высшей школы, должен отвечать ряду требований. Он должен гармонично сочетать научно-исследовательскую, профессионально-педагогическую и научно-методическую работу; обладать способностью к самоизменению и самодостраиванию; владеть искусством обучения научному творчеству; иметь организаторские способности и быть психологически грамотным.
В то же время, как отмечает психолог И.В. Дубровина (2010), компетентности - конечно, дело необходимое, но главное - сам человек, владеющий этими компетентностями. Профессионализм не приходит к человеку одновременно с дипломом или занесением его фамилии в штатное расписание. Очень важно понимать, как человек пришел в ту или иную профессию, где и чему учился, что ждет от нее, как относится не только к ней, но и к жизни в целом, в аспекте которой осуществляет свою профессиональную деятельность.
Действительно, передать знания может и книга, и компьютер, а сформировать личность может только личность. Обучающийся должен перенимать не только определенные алгоритмы выполнения заданий, но и систему этических норм, академических традиций, духовных идеалов и принципов профессиональной деятельности. В этом основная нравственная ценность взаимодействия в рамках научной школы. Это отмечают и сами молодые специалисты, говоря, что их наставники, в отличие от «носителей» и «передатчиков» информации, не только сообщают специальные знания, но и формируют профессиональные навыки и умения, приобщают к определенной культуре. Идеи сотворчества, сотрудничества исключают авторитарность и схему контроля деятельности обучающегося «знаешь - не знаешь». Многими учеными академии приоритет отдается продуктивной творческой деятельности студента, аспиранта, которая подразумевает веру ученика в свои возможности, направлена на утверждение себя через научный поиск и успешное преодоление психологических трудностей.
В академии существуют научные школы как с индивидуальными формами организации научно-исследовательской работы (аспирантура, докторантура), так и с коллективными (научно-исследовательские лаборатории). Большую роль в формировании личности будущего специалиста играет научный коллектив, в который он включается. Умение работать в команде единомышленников особенно важно в условиях широкого распространения коллективных и комплексных исследований. Научное сообщество выступает по отношению к будущему специалисту как среда, в которой происходит его продуктивная деятельность, влияет своей интеллектуальной и психологической атмосферой на реализацию его творческих возможностей.
Подводя итоги, необходимо отметить, что главной целью научной, научно-технической и научно-инновационной политики в академии является активи-
зация научных исследований и инновационной деятельности, дальнейшее развитие научно-технического потенциала высшей школы, укрепление взаимосвязи науки, образования и производства в подготовке высококвалифицированных специалистов, научно-педагогических кадров и экономического роста предприятий АПК.
Выдающийся испанский ученый XX века Хосе Ор-тега-и-Гассет, рассуждая о миссии вуза, сказал, что «горизонт - это символ возможностей, которые открываются перед нашей жизнью» [8]. Перед академией открыт горизонт, то есть широкий спектр возможностей дальнейшего развития, опирающийся на прочный фундамент научных школ и многолетний опыт подготовки современных высококвалифицированных, социально зрелых и психологически грамотных специалистов. Не случайно в рейтинге сельскохозяйственных вузов Российской Федерации, включающем без малого 60 университетов и академий, ФГБОУ ВПО «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И.И. Иванова» прочно обосновалась в первой десятке, что во многом обусловлено образовательными традициями вуза и неизменно высоким научным статусом его ученых-педагогов.
Список использованных источников
1 Юревич, А.В. Умные, но бедные: Ученые в современной России / А.В. Юревич. - М., 1998.
2 Бойко, Е.С. К типологии научных школ / Е.С. Бойко //Социально-психологические проблемы науки / под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Наука, 1973. - С. 204.
3 Грезнева, О. Научные школы: принципы классификации / О. Грезнева // Высшее образование в России. - 2004. - № 5. - С. 42-48.
4 Аронов, Д. К проблеме определения понятия «научная (научно-педагогическая) школа» / Д. Аронов, В. Садков // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2003. - № 6. - С. 8-13.
5 Научно-исследовательская деятельность Курской ГСХА / Авт.- сост.: И.Я. Пигорев, О.В. Лебедева, И.В. Ишков, О.В. Бабенко. - Курск, 2008. - С.19.
6 Российские научные школы - М.: Академия Естествознания, 2008. - Т.1. - С.55-57.
7 Матухин, Е. Единство образования, науки и производства как принцип современной инженерной педагогики / Е. Матухин, З. Сазонова // Высшее образование в России. -2008. - № 9. - С.15-20.
8 Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / Х. Ортега-и-Гассет // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2007. -№8. - С.35-40.
9 Каталог инновационных научно-технических разработок ФГОУ ВПО «Курская ГСХА», предлагаемых к реализации. - Курск, 2007. - 124 с.
Информация об авторах
Семыкин Владимир Анатольевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», E-mail: [email protected]
Лебедчук Петр Васильевич, кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального обучения ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», E-mail: [email protected]