Научная статья на тему 'Роль учебной и производственной практик в формировании профессиональных компетенций и трудоустройстве выпускников'

Роль учебной и производственной практик в формировании профессиональных компетенций и трудоустройстве выпускников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2975
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ПРЕДПРИЯТИЯ / EDUCATIONAL PRACTICE / INDUSTRIAL PRACTICE / FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES / EMPLOYMENT / PROFESSIONAL EXPERIENCE / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиняков Олег Евгеньевич

В статье рассматривается значение учебной и производственной практик в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста. Рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются студенты при прохождении практик и выпускники при последующем трудоустройстве. Сформулированы предложения по внедрению компетентностного подхода в процесс организации и прохождения практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чиняков Олег Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATIONAL AND INDUSTRIAL PRACTICES IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE AND EMPLOYMENT OF GRADUATES

The article discusses the importance of educational and industrial practices in the formation of professional competence of future specialist. The problems faced by students during their practice and graduates for subsequent employment. Formulated proposals for the introduction of competence approach in the process of organizing and passing practice.

Текст научной работы на тему «Роль учебной и производственной практик в формировании профессиональных компетенций и трудоустройстве выпускников»

УДК 347

РОЛЬ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК В

ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ВЫПУСКНИКОВ

Чиняков Олег Евгеньевич

Канд. истор. наук, доцент, сотрудник Центра содействия трудоустройству студентов и выпускников ЧУ ВО «Мордовский гуманитарный институт»,

г. Саранск

E-mail: [email protected]

THE ROLE OF EDUCATIONAL AND INDUSTRIAL PRACTICES IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE AND EMPLOYMENT

OF GRADUATES

Oleg Chinyakov

Candidate of historical sciences, Employee of Centeremployment assistance

students and graduates Mordovian humanitarian institute, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается значение учебной и производственной практик в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста. Рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются студенты при прохождении практик и выпускники при последующем трудоустройстве. Сформулированы предложения по внедрению компетентностного подхода в процесс организации и прохождения практик.

ABSTRACT

The article discusses the importance of educational and industrial practices in the formation of professional competence of future specialist. The problems faced by students during their practice and graduates for subsequent employment. Formulated proposals for the introduction of competence approach in the process of organizing and passing practice.

Ключевые слова: учебная практика; производственная практика; формирование профессиональных компетенций; трудоустройство; профессиональный опыт; предприятия.

Keywords: educational practice; industrial practice; formation of professional competences; employment; professional experience; enterprise.

Получение первичных профессиональных навыков является началом освоения профессии. Эти навыки, на основе полученных теоретических знаний, обучающиеся получают и закрепляют во время прохождения учебных и производственных практик, предусмотренных основными профессиональными образовательными программами.

Согласно определению, данному в Законе об образовании (п. 24. ст. 2), практика - это вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной дея-тельностью[1].

Организация практик - обязанность образовательного учреждения. Здесь особое внимание должно уделяться взаимодействию на договорной основе с организациями, в которых обучающиеся проходят практику. Практика может проходить и в самом образовательном учреждении.

Обращает на себя внимание то, что термины «знания», «умения», «навыки» не являются чем-то новым, а вот термин «компетенция» в современной системе образования появился относительно недавно и ему отводится важная, с точки зрения педагогики роль.

Как ни странно, но теория компетенций была разработана не педагогами, а американскими психологами. Это было вызвано необходимостью дать ответы на вопросы, почему сотрудники, работающие в различных компаниях плохо выполняют свою работу, несмотря на то, что окончили престижные университеты, успешно прошли собеседования, отборочные тесты, ранее работали по профилю полученного образования и, соответственно, имели за плечами опыт? Задача стояла не из легких - установить, как эти элементы связаны между собой и какое влияние они оказывают в целом на квалификацию сотрудника и соответственно на эффективное выполнение им своей работы?

Многолетние исследования психологов позволили сделать следующий вывод: ни характеристики с прежнего места работы и полученный при этом

опыт, ни устные и письменные рекомендации, ни документы об образовании не могут гарантировать достойную квалификацию сотрудника. На «ценность» сотрудника для работодателя оказывают влияние его компетенции.

По данным Википедии, компетенция - это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области.

В области профессионального образования в процессе обучения у студентов формируют общие и профессиональные компетенции.

В рамках данной статьи мы не преследуем цели подробно рассмотреть указанную классификацию, но отметим некоторые особенности. Общие компетенции еще называют базовыми. Они отличаются широким спектром использования, многофункциональностью. Профессиональные компетенции характеризуются тем, что позволяют успешно решать задачи в соответствующем роде деятельности, причем по различным уровням сложности.

На процесс формирования у обучающихся соответствующих компетенций оказывают влияние личностные качества, способности, знания, умения и навыки в их совокупности, желание достичь высоких результатов в профессии.

Учебная и производственная практики позволяют углубить теоретические знания, самостоятельно работать, т.е. способствуют формированию компетенций.

Практика также позволяет приобретать некоторые способности, например: учиться самостоятельно; правильно оценивать складывающиеся ситуации в профессиональной деятельности и принимать соответствующие решения; нести персональную ответственность за результаты; адаптироваться в изменяющихся условиях жизни и труда; совершенствовать (оптимизировать) свою деятельность; осуществлять самоконтроль и оценку процесса и результатов работы.

Важную роль в формировании компетенций у обучающихся играет преподаватель - руководитель практики. И здесь его собственный профессиональ-

ный уровень также имеет определенное значение. Для этого необходимо: обладать научными знаниями; постоянно совершенствовать свой психолого-педагогический уровень; поддерживать высокий методический уровень; иметь и развивать способность работать в коллективе; вести научно-исследовательскую работу.

Все эти качества позволят преподавателю успешно руководить практикой, т.е. правильно применять обучающимся знаний, полученных теоретическим путем.

Организация и прохождение учебной и производственной практики направлены на: выполнение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) по соответствующему направлению подготовки или специальности и впоследствии присваиваемой квалификацией; овладение обучающимися непрерывно и поступательно профессией в соответствии с программой практики.

В процессе прохождения практик решаются следующие задачи:

1. Овладение обучающимися общими и профессиональными компетенциями, которые позволяют в дальнейшем решать как общие, так и частные задачи в профессиональной сфере.

2. Накопление знаний и представлений о специфике определенного вида деятельности, которой студенту предстоит осуществлять.

3. Развитие аналитических способностей по соответствующему профилю (специальности).

В процессе учебной практики у обучающегося формируется готовность к усвоению общих и профессиональных компетенций, приобретается первоначальный практический опыт и профессиональные умения в определенной сфере. На производственной практике - эти компетенции развиваются и формируется готовность к самостоятельной трудовой деятельности. Таким образом, реализуется цель - овладение профессиональной деятельностью и профессио-

нальными компетенциями. Схематично это можно представить следующим образом: знание плюс опыт составляют компетенцию.

Практический опыт понятие собирательное и разноплановое. Если обучающийся имеет превосходные теоретические знания в определенной сфере, грамотен, эрудирован, демонстрирует высокий интеллект и т.п., но еще не применял эти качества в ходе своей трудовой деятельности, его нельзя признавать опытным. Опыт - это совокупность умений и навыков, которые сформировались исключительно в ходе практической деятельности, накопление теоретических и практических знаний в процессе жизнедеятельности человека. Важную роль в приобретении практического опыта играет наблюдение, как метод.

Можно попытаться сформулировать общие для всех сфер деятельности составляющие практического опыта: планирование и организация работы; определение целей и задач; осуществление мероприятий, направленных на решение профессиональных задач, коллективная работа; анализ и самоанализ просчетов; устранение недостатков; ведение документации и пр.

Учебная и производственная практики призваны не только закрепить теоретические знания, но и углубить их. Но здесь есть и одна проблема. Она связана с некоторыми возможными несоответствиями между теорией и практикой. Теоретические знания, представления не всегда в полной мере соответствуют реальной действительности, которая имеет место быть в практической деятельности. Это вытекает из ограниченности теории, отсутствием такой ее черты, как универсальность. Кроме этого, теория не всегда идет впереди практики, т.к. не успевает за быстрыми изменениями, происходящими в обществе. Все это тем или иным образом препятствуют получение студентом качественного образования. А если учесть тот факт, что закономерным результатом любого обучения является дальнейшее трудоустройство выпускника, то здесь и возникают трудности.

Поэтому, для быстрого трудоустройства у выпускника должны быть именно полезные знания, он должен достаточно хорошо ориентироваться в

профессиональной среде и как следствие быть востребованным для работодателя.

Ответы на многие вопросы, которые впоследствии помогут улучшить организацию и прохождение всех видов практик, можно получить, изучив и проанализировав мнение студентов, прошедших практику а также отзывы руководителей практики.

Отзывы о качестве подготовки студентов Мордовским гуманитарным институтом получены от ООО «Юридическая компания «ЛЕКС», ООО «Рус-финанс», УФСИН России по Республике Мордовия, МВД по Республике Мор-дови, Верховного Суда Республики Мордовия, ФБУ «Мордовский ЦСМ», ОАО «Саранский приборостроительный завод», ОАО «Типография «Рузаевский Печатник», ОАО «САРЭКС», ОАО «Мордовавтодор», Ичалковский ХДРСУ, ООО «Б. Березниковское ПМК», Акционерного коммерческого кредитно-страхового банка «КС БАНК», ПАО «Росгосстрах» Мордовия, ООО «РСУ БЫТСТРОЙ».

В них, помимо положительных моментов могут указаны и недостатки, связанные с подготовкой студента-практиканта, обозначены как общие требования, связанные с уровнем профессионального образования, так и позиции, касающиеся отдельных компетенций.

От студентов и выпускников приходится слышать, что основной проблемой является отрыв теории от практики либо искажение теоретических знаний работодателями. Вместе с тем, некоторые выпускники жалеют о том, что недостаточно внимания уделяли учебе и им не хватает теоретических знаний на практике. Студенты-заочники, которые работают несколько, говорят о том, что лучше понимают преподавателей, учеба приносит им реальную пользу. Получаемые ими теоретические знания и наличие определенного опыта работы повышают их практическую подготовку.

Обозначенные проблемы являются прямым следствием недостаточной практической подготовки студентов, «оторванности» высшего профессиональ-

ного образования от производства, неполноценного взаимодействия учебных заведений с предприятиями [2, с. 3].

Поэтому, интенсивное взаимодействие высшего учебного заведения и предприятий, учреждений, организаций способствует формированию квалифицированных специалистов.

В Мордовском гуманитарном институте функционирует Центр содействия трудоустройству студентов и выпускников. Центр сотрудничает с Мордовским республиканским молодежным центром, ГКУ РМ «Центр занятости населения г. Саранска», другими предприятиями и организациями республики: представительством инвестиционной компании ЗАО «ФИНАМ» в г. Саранске; ГБУ «Мордовский республиканский молодежный центр»; ОАО «Сбербанк России»; ГКУ РМ «Центр занятости населения г. Саранска»; территориального органа Федеральной службы Госстатистики по Республике Мордовия; представительством фирмы «1 С» в г. Саранске; Государственного комитета Республики Мордовии по делам молодежи; ЗАО «Ай-Теко» ( одной из крупнейших консалтинговых компаний) и другими.

Центр занятости населения г. Саранска регулярно предоставляет студентам и выпускникам информацию об открытых вакансиях на предприятиях, организациях и в учреждениях и Республики Мордовия.

Центр регулярно организует мероприятия с целью содействия трудоустройству выпускников: презентации, семинары, тренинги, встречи.

ФГОС ВПО предусматривает реализацию именно компетентностного подхода. В связи с этим в высшей школе решается вопрос об изменении основных направления всех видов практик. В этих целях осуществляется корректировка локальных документов, на основе которых в ВУЗе организуются и проводятся все виды практик (положение, программы практик).

Понимание проблем формирования общих и профессиональных компетенций позволяет сделать вывод о необходимости поиска эффективных способов их решения, активизации работы в процессе осуществлении учебной и про-

изводственной практик. Этому будут способствовать формирование у преподавателей-руководителей практик таких качеств, как ответственность, трудолюбие, чувство коллективизма и взаимовыручки, коммуникативность.

Работодатели являются основными заказчиками компетентностного подхода и поэтому немаловажным является вопрос, какими они хотят видеть выпускников? При устройстве на работу, выпускники очень часто сталкиваются с таким требованием работодателей к молодым специалистам, как наличие опыта работы, и это отчасти небезосновательно, т.к. теоретической подготовки явно недостаточно. И здесь важная роль принадлежит должной организации всех видов практик.

Центром содействия трудоустройства студентов и выпускников Мордовского гуманитарного института проводится активная работа с руководством ведущих предприятий Республики Мордовия по вопросам организации практики студентов и трудоустройства (ОАО «Ардатовский светотехнический завод», ОАО «Биохимик», ЗАО «Мордовский бекон», ЗАО «Завод ПромМет Изделий», ООО «ЛВЗ «Саранский», ООО «Сарансккабель», ООО «Металлпроммаш», ОАО «Электровыпрямитель» и д.р.) [3, с. 63].

Организация и качество проведения практик влияет на уровень трудоустройства выпускников. В связи с этим отрадно констатировать, что по данным мониторинга Минобрнауки РФ уровень трудоустройства выпускников Мордовского гуманитарного института в 2016 году составил 80%.

Литература:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года П. 24, ст. 2. // Справочно-правовая система «Кон-сультантПлюс».

2. Семыкин В.А., Лебедчук П.В.. Значение производственной практики в формировании будущего специалиста АПК и пути ее совершенствования в контексте использования зарубежного опыта. Наука и образование в АПК//

Вестник Курской государственной сельскохозяйственное академии. - 2012. -№ 9/20. - С.3.

3. Щукин М. Н. Организация системной работы по увеличению уровня востребованности и трудоустройства выпускников института // Инновационные тенденции, социально-экономические и правовые проблемы взаимодействия в международном пространстве. Материалы Международной научно-практической конференции XVI Макаркинские научные чтения. 2016. С. 61-64.

References:

1. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» N 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda s izmeneniyami 2017-2016 goda. P. 24, st. 2.

2. Semykin V.A.,. Lebedchuk P.V. Znacheniye proizvodstvennoy praktiki v formirovanii budushchego spetsialista APK i puti yeye sovershenstvovaniya v kontekste ispol'zovaniya zarubezhnogo opyta. Nauka i obrazovaniye v APK // Vest-nik Kurskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii. Vypusk № 9/20. S.3.

3. Shchukin M. N. Organizatsiya sistemnoy raboty po uvelicheniyu urovnya vostrebovannosti i trudoustroystva vypusknikov instituta // V sbornike: Inno-vatsionnyye tendentsii, sotsial'no-ekonomicheskiye i pravovyye problemy vzai-modeystviya v mezhdunarodnom prostranstve. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii XVI Makarkinskiye nauchnyye chteniya. 2016. S. 61-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.