УДК 371.39 ББКЧ421.3
ЗНАЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»
(НА БЛИЗНЕЦОВОЙ МОДЕЛИ) ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т.Б. Морозова Близнецовый центр
VALUE OF INTEGRATED TARGET PROGRAMME “INTERACTION OF HEREDITY AND ENVIRONMENT IN FORMING IDENTITY OF A PERSON” (ON A TWIN MODEL) FOR IMPROVING PEDAGOGICAL PROCESS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
T. Morozova Twins center
Рассмотрен вопрос систематизации научных знаний по проблеме формирования направленности личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования.
Обоснована необходимость повышения профессионального мастерства социальных педагогов-исследователей-логиков на курсах повышения квалификации в Близнецовом центре и актуальность учебного пособия для определения приоритетов в области дополнительного образования и педагогических инноваций с учётом специфики близнецовой ситуации.
Ключевые слова: близнецы-подростки, соотношение биологического и социального, системный подход, Близнецовый центр, социальный педагог-исследователь-логик, формирование личности, рефлексия, общение, коммуникативные способности.
The question of systematization of scientific knowledge on the problem of forming orientation of a twin teenager personality in the system of additional education is reviewed.
The necessity of improving workmanship of social teachers who deal with research work and use logic on extension courses at Twins center is substantiated. The topicality of the manual for defining priorities in the fields of additional education and pedagogical innovation with an account of the specific character of a twins situation is also substantiated.
Keywords: twin teenagers, correlation of biological and social factors, system approach, Twins center, social teacher dealing with research work and logic, formation of a personality, reflection, communication abilities.
Почти 1,5 % населения Земли составляют близнецы. Какова природа их образования, иными словами, как образуются двойни, тройни и т. д., как развиваются, как взаимодействуют с окружающим миром - эти и многие другие вопросы занимают ученых. Личность близнецов-подростков продукт взаимо-
действия природы и общества. Современный процесс гуманизации народного образования требует от его работников, в первую очередь от педагогов, глубоких и всесторонних естественнонаучных знаний о природе человека.
Загадка близнецов - это загадка одновременного рождения двоих детей, загадка их
поразительного сходства. «Ничто не кажется мне столь привлекательным, как сходство и различие близнецов», - писал Чарльз Дарвин.
Близнец как объект научного исследования представляет собой сложнейшую систему. Его связи и взаимоотношения с окружающим миром весьма многообразны, а потому многообразны его свойства и качества.
Общий объем достаточно надежных сведений о близнецах, накопленный в разных науках, не так уж и мал. Однако собрать эти сведения в целостную, логически связанную концепцию пока не удалось, хотя потребность в синтезе накапливаемых данных о близнецах очень велика.
Одна из труднейших научных задач состоит в выявлении объективных связей социальных и природных свойств близнеца, т. е. проблема соотношения биологического и социального в его развитии.
В системе современного научного знания проблема близнецов все более выдвигается на передний план. Уникальность феномена близнецов, который характеризуется единством законов природы и общества, создает им особое положение как объекту научного исследования [4].
Аспекты изучения близнецов в общественных и естественных науках многообразны.
В естественных науках близнецы исследуются как продукт биологической эволюции, особый биологический вид - Человек Разумный, организм, естественный индивид с присущей ему специфической генетической программой и определенным диапазоном изменчивости, как Компонент биосферы и т. п.
Для медицины близнецы являются серьезным объектом исследования и практической деятельности.
Общественными науками близнецы исследуются как основной компонент социальной системы, как элементарный и универсальный носитель социальных качеств.
В педагогических науках эта проблема является основной в связи с задачами воспитания и обучения.
Систематизированные взгляды на проблему формирования направленности личности близнеца-подростка в пространстве дополнительного образовательного учреждения дали основания для осознания ведущего фактора, влияющего на целостность формирования подростковой личности - образовательной деятельности в Близнецовом центре, которая осуществляется высококвалифицированными социальными педагогами-исследователями-логи-
ками, прошедшими специальную подготовку по повышению квалификации в Близнецовом центре, включающую изучение разработанной нами и дополненной программы «Взаимодействие наследственности и среды в формировании индивидуальности человека» (на близнецовой модели) и учебного пособия «Взаимодействие наследственности и среды в формировании личности» (на близнецовой модели). Содержание программы курса приведено ниже.
Содержание программы курса
Раздел I
Подход к индивидуальности человека на основе целостного и системного анализа
1. Близнецы как предмет научного исследования.
2. Гемеллология - наука о близнецах.
3. Часто ли рождаются дети-близнецы?
4. Близнецы - загадка природы.
5. Представление о близнецах в различных культурах.
Раздел II Диалектика генетических
и средовых факторов в формировании индивидуальности близнецов
1. Механизм образования двоен (МЗ и ДЗ).
2. Развитие близнецов в перинатальном периоде.
3. Особенности физического развития детей-близнецов.
4. Единство биологического, психологического и социального в формировании личности близнеца-подростка.
5. Речевой портрет близнецов.
Раздел III Формирование личности близнецов в социальной ситуации развития
1. Механизмы взаимодействия близнецовой пары в раннем детстве (от 0 до 3 лет).
2. Формирование личности близнецов и взаимодействие близнецовой пары в дошкольном периоде (от 3 до 6 лет).
3. Формирование личности близнецов в школьные годы (от 6 до 16 лет).
4. Воспитание близнецов в семье.
5. Коллективное объединение близнецов как условие их успешного взаимодействия.
Раздел IV Общение, деятельность и самопознание как ценностное средство активности близнецов-подростков в системе дополнительного образования
1. Современное состояние проблемы в педагогической теории и практике дополнительного образования.
2. Формирование в коллективе ценностного отношения к общению у близнецов-школь-ников.
3. Фестивали близнецов как средство проявления их активности.
4. Формирование личности близнеца-под-ростка как социально-педагогическая проблема.
Раздел V Формирование личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования
1. Закономерности и механизмы формирования личности близнеца-подростка.
2. Роль социального педагога-исследова-теля-логика в процессе формирования личности близнеца-подростка.
3. Принципы формирования личности близнеца-подростка в условиях дополнительного образования.
4. Самосовершенствование физического развития близнецов-подростков в системе дополнительного образования.
Раздел VI
Лабораторно-практические работы.
Методики исследования процесса формирования личности близнеца-подростка в Близнецовом центре
1. Методика определения зиготности близнецов (МЗ и ДЗ) по морфологическим данным.
2. Методика определения зиготности близнецов (МЗ и ДЗ) по морфологическим данным.
3. Методика незаконченного предложения для выявления знаний о ценностных ориентациях личности близнеца-подростка.
4. Методика определения уровня развития коллектива близнецов-подростков (младшей, средней, старшей группы).
5. Методика выявления характера направленности личности близнеца-подростка на познание, общение, рефлексию.
6. Методика определения ценностных ориентаций и взаимооценки в коллективе Близнецового центра.
7. Методика диагностирования влияния коллективной жизнедеятельности на направленность формирования личности близнеца-подростка.
8. Методика выявления активности в коллективе близнецов-подростков (является ли это показателем соответствующего этапа развития Близнецового центра).
9. Методика изучения мотивов жизнедеятельности близнецов-подростков разных возрастов.
10. Методика диагностирования значимых для близнеца-подростка оценок, мотивов и помех его собственной оценочной деятельности.
11. Методика выявления оценочных ориентаций личности близнеца-подростка в коллективе Близнецового центра.
12. Методика обсуждения вопроса об этапах развития коллектива Близнецового центра.
13. Методика обсуждения ситуаций коллективной жизнедеятельности в кружках, секциях, студиях Близнецового центра.
14. Методика наблюдения за личностью близнецов-подростков в коллективах Близнецового центра.
15. Методика изучения сформированно-сти адекватной самооценки личности близ-неца-подростка в Близнецовом центре.
16. Методика определения предпочтений видов деятельности близнецами-подростками (дифференциально-диагностический опросник).
17. Методика определения направленности личности близнеца-подростка на профориентацию (деловые игры).
18. Методика экспертной оценки результатов направленности личности близнеца-под-ростка на общение, познание и рефлексию.
19. Методика определения направленности личности близнеца-подростка на общение, познание и рефлексию.
20. Методика определения профессиональной направленности личности близнеца-подростка.
21. Методика Д. Векслера.
Раздел VII Практические основы.
Семинарские занятия
1. Близнецы в современной литературе, искусстве и спорте.
2. «Познай себя» - таланты, способности близнецов в различных видах спорта.
3. Воспитание в семье (советы, консультации и т. д.).
4. Близнецы в современном обществе.
5. Развитие речи близнецов.
6. Значение наследственности и среды в формировании индивидуальности близнецов.
7. Общение близнецов в Близнецовом центре.
8. Роль социального педагога-исследова-теля-логика в воспитательном процессе Близнецового центра.
9. О совершенствовании педагогического мастерства социально педагога-исследова-теля-логика.
10. Тема для самостоятельного изучения «Парадокс близнецов».
11. Примерные темы экзаменационных вопросов по программе курса.
12. Глоссарий по специфике близнецовой ситуации (в помощь социальному педагогу-исследователю-логику).
Общенаучная методология в нашем диссертационном исследовании представлена системным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности, позволяет выявить интегративные свойства и качественные характеристики личности близ-нецов-подростков в процессе общения в Близнецовом центре.
Системный подход, который учитывает всю совокупность внутренних и внешних факторов, влияющих на близнеца-подростка, нами использован для обоснования концепции инновационных подходов к процессу поэтапного формирования направленности личности близнеца-подростка.
Уникальность близнецовой модели, естественно созданной природой, дает нам возможность рассмотрения наследственных признаков, задатков, закономерностей природного развития ребенка.
Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей, предполагают построение структурных и функциональных моделей, имитирующих исследуемые процессы как системы, позволяют получить знание о закономерностях их функционирования и принципах эффективной организации педагогического процесса в учреждении дополнительного образования. Представление о системном строении детерминации дает возможность принципиально по-новому подойти к решению проблемы биологического и социального развития человек.
Процесс систематизации научных знаний по проблеме формирования направленности личности близнеца-подростка в системе дополнительной образовательной практики и условий его совершенствования мы связываем с поиском и выбором теоретико-методологической основы диссертационного иссле-
дования. Это позволило осмыслить сущность изменений, происходящих в процессе формирования направленности личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования.
Задачи программы определяются тем, что генетика - наука о наследственности, изменчивости, о закономерностях индивидуального развития открывает путь к пониманию биологических основ уникальности каждой человеческой личности. Социальному педагогу-исследователю-логику необходимы знания тех аспектов генетики человека, которые объясняют источники разнообразия людей, закономерности передачи из поколения в поколение различных морфофизиологических, психофизиологических и, самое главное, психических признаков индивида, таких, как инстинкты, темперамент, чувствительность к стрессовым ситуациям, влечения и эмоциональность, обучаемость, одаренность и т. д., а также разнообразных нарушений психической деятельности [3, 7].
У живых систем, в том числе и у человека, почти все свойства наследуются. В этой связи важная задача специального курса -показать, какова роль и значение генотипа в становлении важнейших индивидуальных черт человека, а какую роль могут выполнить родители, воспитатели, учителя, коллектив, каково их значение в этом процессе.
Участие наследственности в формировании психологического облика человека не означает фатальной предопределенности, но генетический «багаж» человека должен учитываться в обучении, воспитании, в профессиональной ориентации.
В этой связи важно, чтобы социальный педагог-исследователь-логик был вооружен теоретическими знаниями о закономерностях формирования в индивидуальном развитии наследственно детерминированных переходов, критических периодов воспитуемости и обучаемости, т. е. о дискретном действии генов в онтогенезе. Только при отчетливом понимании индивидуальной возрастной изменчивости могут быть с максимальной продуктивностью использованы те или иные педагогические приемы. Современные данные научной литературы и результаты собственных исследований автора свидетельствуют, что роль генотипа в формировании различных
параметров высшей нервной деятельности человека осуществляется через наследственную обусловленность основных свойств условно-рефлекторной деятельности (подвижность, сила нервной системы и т. д.).
В ходе жизнедеятельности человек развивается и формируется не только как тело, но и как личность.
Данные современной психологии показывают, что у каждого ребенка от природы имеется четыре группы задатков: интеллектуальные, мыслительные, связанные с особенностями памяти, типом внимания; инструментальные, включающие двигательные способности, реакцию, направленные на овладение орудиями труда, на развитие пространственного мышления; художественные, связанные с наличием различных групп анализаторов, спецификой эмоциональной сферы, и др.; социальные, определяемые принадлежностью к интравертам или экстравертам, а значит, расположенностью к контактам с другими людьми.
Эти задатки могут развиться, могут остаться нереализованными в зависимости от обстоятельств, условий развития, от целенаправленного включения ребенка в деятельность и общение.
Формирование личности близнеца-под-ростка должно быть гармоническим, соразмерным системе взаимодействия наследственности, социальной среды и активности личности. Если какой-либо из факторов развития не полностью выполняет свои функции, возникает явление дисгармонии, а это значит, не создается условий для гармонического развития. Цель социального педагога-исследо-вателя-логика довести до сознания каждого близнеца-подростка, что главное призвание, назначение человека - развивать свои способности, присущие ему как носителю своих сущностных свойств. При этом личность близнеца, несмотря на то, что она находится в «близнецовой ситуации» социального развития, является еще и объектом пристального внимания и изучения ученых. Каждый член дизиготной (ДЗ) близнецовой пары - это всегда конкретный ребенок с индивидуальным жизненным опытом, характерными только для него личностными проявлениями, с определенным уровнем развития задатков и способностей, включенных в конкретную систе-
му человеческих отношений. Вместе с тем каждый член монозиготной (МЗ) близнецовой пары проявляет ряд типичных качеств, определяемых возрастом, полом, социальным окружением, регионом, в котором он рос, и т. д. Сочетание типичного и индивидуального дает возможность воспитывать детей-близнецов, казалось бы совсем одинаковых, но таких разных, опираясь на уже имеющийся опыт воспитания в семье как изначальной точки (семейной социальной среды), откуда ребенок-близнец получает свой первый индивидуальный социальный опыт воспитания.
Анализ наших многолетних наблюдений показал, что социальному педагогу-исследо-вателю-логику, работающему с близнецами, необычно важно в каждом конкретном случае хорошо представлять особенности биологического развития близнеца, социальную ситуацию, в которой он находится, чтобы умело направлять активность личности в нужное русло, видеть причины задержки или опережения в развитии отдельных личностных сфер. Социальный педагог-исследователь-логик должен помнить, что духовный мир личности близнеца, ее особенности, различные свойства и качества, формируясь под воздействием объективных процессов природного и социального происхождения, становятся активной силой в преобразующей деятельности. В ходе такой деятельности не только изменяется окружающий мир, но и интенсивно происходит развитие самой личности, каждого в близнецовой паре. Чтобы формировать близнеца как субъекта преобразующей деятельности, носителя определенной системы отношений, социальный педагог-исследователь-логик призван решить следующие задачи:
- направить все природные силы близнеца, его задатки, способности на то, чтобы он мог стать подлинным субъектом своей жизнедеятельности, способным при любых обстоятельствах к самостоятельным действиям в любой сфере человеческой культуры;
- сформировать систему его отношений к миру, основным ценностям социального общества, окружающим людям, самому себе;
- поставить близнеца в позицию преобразователя собственной личности, сделать заинтересованным соучастником процесса воспитания.
Формируя личность близнеца, мы должны исходить из задач, выдвигаемых его личностью, направленных на совершенствование и формирование каких-то ее черт, значимых для него. В соответствии с этим близнецы выбирают свои методы, средства, пути для ее реализации. Именно от позиции самой личности по отношению к социальным ценностям зависит многое [5].
Формирование личности близнецов происходит на протяжении всей жизни, но особенно актуально оно в подростковый период, поэтому одной из важнейших задач дополнительного образования является поиск условий, формирующих личность близнеца-подростка. Считаем, что эффективно формировать личность близнеца-подростка можно при соблюдении ряда условий: полноценное использование его жизненного опыта; развитие умственной активности в дополнительных видах деятельности, отвечающих психологической специфике возраста; стимулирование рефлексивных коммуникативных способностей близ-неца-подростка; осуществление квалифицированного и профессионального педагогического взаимодействия в Близнецовом центре.
Учебно-воспитательный процесс в системе дополнительного образования как целостность, включающий в себя творческую направленность, взаимодействие близнеца-подростка и социального педагога-исследователя-логика, содержание обучения и воспитания близне-цов-подростков, учебный план, программы, управление педагогическим процессом, способствуют творческому решению проблемы формирования познавательной активности у близнецов-подростков.
Считаем целесообразным классифицировать основные направления формирования направленности личности близнеца-подростка в соответствии с тремя основными видами человеческой деятельности: познание, рефлексия, общение, которые станут стержневыми в развитии, обеспечат социальную и познавательную самостоятельность, инициативность каждого в близнецовой паре [6].
Формирование направленности личности близнеца-подростка на общение, познание, рефлексию является емкой педагогической категорией, способной отразить всю сложность жизненных смыслов человека; считаем, что формирование близнеца-подростка в педа-
гогическом процессе в учреждении дополнительного образования «Близнецовый центр» связано с организацией таких условий, воспроизведением таких отношений, внутри которых близнец-подросток по необходимости становится личностью.
Формирование познавательной активности личности близнецов-подростков обеспечивается посредством интеграции познавательной, эмоциональной и поведенческой функции общения в процессе коллективной деятельности в различных секциях, студиях, кружках, клубах Близнецового центра [1].
В ходе нашего исследования мы пришли к заключению, что формирование познавательной активности близнецов-подростков в системе дополнительного образования напрямую зависит от дополнительных программ, их вариативности и углубленности, учета знания индивидуально-психологических особенностей каждой личности в близнецовой паре, а также от желаний и интересов близнецов-подростков в деятельности.
Особое значение для педагогического понимания формирования направленности личности близнеца-подростка имеет изучение рефлексии, которая формируется в деятельности, активном взаимодействии со взрослым. Рефлексивные знания - результат раздумий, самостоятельного осмысления, составляют основу прогрессивного развития личности близнеца-подростка. Объектом рефлексии выступает опыт знаний близнеца о своих возможностях и возможных преобразованиях в общении, в самом себе.
Овладение рефлексией на этапе подросткового возраста означает пересмотр приоритетных образовательных задач. Среди них, по нашему мнению, организация рефлексивного обучения, где близнецы осознают не только то, что и для чего они делают (осознание цели), но и что с ними происходит. Данный подход акцентирует внимание на личности близнеца-подростка как субъекте деятельности.
Наши многолетние наблюдения за близ-нецами-подростками позволяют утверждать, что общение - важнейшая детерминанта эмоциональных состояний близнецов-подростков. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения близнецов-подростков в течение всей их жизнедеятельности.
Формированию познавательной активности способствует и эмоциональная функция общения близнецов-подростков, то есть общение как аффективный процесс. Характерной чертой подросткового возраста является проявление у близнеца потребности в познании самого себя, осознании себя как личности, обладающей определенными качествами.
Познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями каждого в близнецовой паре.
Близнецы очень восприимчивы к разного рода информации, поэтому задача Близнецового центра и заключается в том, чтобы направлять ее в нужное русло, чтобы информация стала источником познавательного интереса, чтобы критерии интеллектуальнопознавательного и ценностно-смыслового компонентов активно «работали» на формирование направленности личности каждого в близнецовой паре в кружках, секциях, клубах по интересам под руководством социальных педагогов-исследователей-логиков.
В общении осуществляется стремление личности близнеца-подростка к реализации своей социальной роли, своих организаторских и партнерских качеств.
Эффективному формированию направленности личности близнеца-подростка способствует выполнение необходимых условий, которые соответствуют правилам и нормам, предъявляемым к учреждениям дополнительного образования.
В основе жизнедеятельности Близнецового центра лежит система субъект-субъектных отношений между близнецами-подростками и социальными педагогами-исследователями-
логиками, особое социокультурное пространство, вариативность совместной деятельности, ее интенсивность и коммуникативность.
Развитие личности - это диалектический процесс, обусловленный взаимодействием индивида с определенной общественной средой.
Все индивидуальные и личностные свойства человека, его отношение к ближнему и поведение в обществе всегда определяются взаимодействием генетической системы и внешних условий, в которых он формируется и развивается.
Для раскрытия механизмов формирования индивидуальности близнецов необходимо
анализировать не среду «вообще», в широкой совокупности ее формальных характеристик, а те конкретные условия, те элементы окружающей среды, с которыми близнецы-партнеры активно взаимодействуют, т. е. необходимо анализировать актуальные условия становления их индивидуальности. Такими элементами являются, прежде всего, специфические взаимоотношения родителей и близнецов, а также связь между партнерами в близнецовой паре.
Дополнительное образование выражает потребности близнецов-подростков в реализации своих возможностей, соответственно ценностным ориентациям в саморазвитии, самостановлении, самостоятельности, активности в общении, инициативности [8].
Для успешного развития личность близнеца должна ощущать положительные результаты деятельности, ее преобразующее влияние, чувствовать оценку этих результатов со стороны окружающих людей.
Поэтому важнейшая задача социального педагога-исследователя-логика «организовать» успех близнеца, обеспечить его продвижение в тех видах деятельности, которые являются посильными в каждом конкретном случае, помочь освоить содержательную сторону, приобрести умения, навыки, заботясь о постепенном их усложнении в соответствии с возрастом и индивидуальными способностями каждого в Близнецовом центре.
Один из самых сложных видов деятельности в Близнецовом центе, в которую включаются близнецы - это деятельность, направленная на преобразование их собственной личности, т. е. самообразование.
Социальный педагог-исследователь-логик должен стремиться к тому, чтобы направить активность близнеца не только на освоение действительности, но и на созидание его собственной личности. Это значит превратить близнеца в соучастника процесса воспитания, в его субъекта, сделать союзником в достижении воспитательных целей. Только при условии решения этой задачи до конца реализуются сущностные силы двухстороннего процесса воспитания.
Подростковый возраст - это этап продвижения к сознательному, целенаправленному формированию личности близнеца. Поэтому педагогической науке и практике важно
знать те механизмы, которые способны помочь близнецу-подростку перейти на качественно новый уровень своего развития. Кроме того, логика системного подхода в исследовании формирования направленности личности близнеца-подростка на общение, познание, рефлексию в учреждении дополнительного образования предполагает изучение закономерных связей, позволяющих уточнить свойства, взаимосвязь и отношения в изучаемом объекте.
Именно этой цели и служат программа курса «Взаимодействие наследственности и среды в формировании индивидуальности человека» (на близнецовой модели) и учебное пособие «Взаимодействие наследственности и среды в формировании личности» (на близнецовой модели), которые включают широкий аспект знаний о близнецах: знакомят с историей развития науки о близнецах - гемелло-логией, начиная с открытий Ф. Гальтона, до наших дней (исследования как российских, так и зарубежных ученых). Для понимания влияния наследственных и средовых факторов на процесс формирования направленности личности близнецов в программе описывается их поведения в разные периоды жизни (с рождения и до 16 лет), освещаются вопросы воспитания близнецов в семье, в различных социальных ситуациях. Особое место в программе отводится вопросу формирования личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования: закономерности, принципы и механизмы этого процесса, роль социального педагога-исследователя-логика, необходимость физического развития с учетом состояния здоровья каждого в близнецовой паре [2].
Для закрепления лекционного материала слушателям необходимо выполнить лабораторные работы, включающие ряд методик исследования процесса формирования личности близнеца-подростка в Близнецовом центре.
Цель лабораторно-практических работ -определить глубину исследования материала, умение работать с литературными источниками, умение обобщать, сравнивать, конструировать, логически освещать материал, проявлять аналитические и творческие способности социальных педагогов-исследователей-логиков.
Важное место в программе занимают семинарские занятия и самостоятельная работа
обучающихся, позволяющие повысить мотивационную привлекательность учебной темы «Формирование личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования» и облегчающие ее понимание и усвоение. Наряду с лекционной формой подачи материала освоение части тем курса проходит в виде практических работ и ориентировано на приобретение знаний и умений, востребованных в практической профессиональной деятельности социального педагога-исследователя-логика в Близнецовом центре.
Программа помогает определиться с приоритетами в области педагогических инноваций и современных требований системы дополнительного образования и особенностей формирования направленности личности близ-неца-подростка с учетом специфики близнецовой ситуации.
Дополнительное образование близнецов-подростков - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации.
Целенаправленно осуществляемая педагогическая деятельность в Близнецовом центре помогает близнецу-подростку взрослеть духовно, приобретать новые, перспективные устремления и ценности, что важно для сохранения его интереса к занятиям в коллективном творчестве, формирования базовых знаний и умений в различных видах изобразительной, литературной, музыкальной, технической деятельности, объединенных общим интересом.
Каждый социальный педагог-исследова-тель-логик должен строить свою педагогическую деятельность, изучив закономерности формирования индивидуальных особенностей близнецов в социальной ситуации развития, исходя из исторического культурного потенциала, который накоплен человечеством (естественные и общественные науки). Поэтому программа курса и учебное пособие должны стать методическим пособием для каждого педагога, который посвятил себя работе с близнецами.
Литература
1. Артамонова, Е.И. Нравственные аспекты познавательной активности студентов / Е.И. Артамонова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 7. - С. 4-13.
2. Зайцева, В.Б. Гемеллология: прошлое, настоящее, будущее / В.Б. Зайцева // Вятский мед. вестн. - 2003. - № 1. - С. 6-10.
3. Морозова, Т.Б. Влияние взаимодействия наследственности и среды в формировании личности (исследование близнецов): моногр. / Т.Б. Морозова. - М., 1994. - 484 с. -Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика» 16.08.94, № 121.
4. Морозова, Т.Б. Влияние взаимодействия наследственности и среды на формирование личности (на близнецовой модели) / Т.Б. Морозова // Актуальные проблемы подготовки специалиста физической культуры в многоступенчатой системе высшего педагогического образования: Межвузов. сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во СПб РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - С. 165-169.
5. Морозова, Т.Б. Влияние наследственности и среды формирования личности близ-неца-подростка в системе дополнительного образования / Т.Б. Морозова // Сб. науч. тр. XIIМеждунар. конгресса «Современный олимпийский спорт и спорт для всех», 26-28 мая. -М., 2008. - № 4. - С. 16-20.
6. Морозова, Т.Б. Единство биологического, психологического и социального в личностном развитии близнеца-подростка / Т.Б. Морозова // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. - 2007. - № 4. - С. 32-40.
7. Морозова, Т.Б. Педагогические основы взаимодействия наследственности и среды в формировании личности (на близнецовой модели): моногр. / Т.Б. Морозова. - М., 1997. -316 с. - Деп. в ИТОП РАО 10.12.97, № 50.
8. Морозова, Т.Б. Взаимодействие наследственности и среды в формировании личности (на близнецовой модели): учеб. пособие к спецкурсу / Т.Б. Морозова. - СПб.: Образование, 1994. -171 с.
9. Морозова, Т.Б. Формирование направленности личности близнеца-подростка как социально-педагогическая проблема в системе дополнительного образования / Т.Б. Морозова // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога В.А. Сластёни-на, 22-23 сент. 2011 г.: в 2 ч. - М.: МАНПО, 2011. - Ч. 2. - С. 357-360.
Поступила в редакцию 12 октября 2011 г.