РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ БЛИЗНЕЦА-ПОДРОСТКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т.Б.Морозова
В статье охарактеризована деятельность психолого-педагогической службы Близнецового центра, которая осуществляет комплексное психолого-педагогическое и физическое обследование близнецов-подростков, содействует администрации, педагогическому коллективу и родителям близнецов в их воспитании, полноценном формировании направленности личности каждого в близнецовой паре, укреплении их физического здоровья, формировании устойчивой мотивации на здоровый образ жизни. Ключевые слова: близнецы-подростки, возрастная психология, дополнительное
образование, духовный мир близнеца-подростка, физическое здоровье, благоприятный климат в учреждении дополнительного образования
Psychological and pedagogical service as a part of the Twin Centre - necessary component of the process of formation of the teenage twin’s individuality about extended education system.
The article characterizes an activity of psychological and pedagogical service of the Twin Centre which carries out complex psychological, pedagogical and physical examination of the teenage twins, promotes administration, pedagogical collective and parents of the twins in their education, full-scale formation of orientation of individuality of every person in the twin pair, promotion of their physical health, formation of steady motivation towards healthy life-style.
Key words: teenage twins, developmental psychology, extended education, inner world of a teenage twin, physical health, conductive environment in extended education establishment
В 1992 году в Санкт-Петербурге по инициативе автора настоящей статьи был организован Близнецовый центр «Я - это Ты», в жизнедеятельности которого участвуют более 200 пар близнецов младшего, среднего и старшего подросткового возраста. В структуру Близнецового центра входят кружки, секции, студии, клубы по интересам, психолого-педагогическая служба и курсы повышения квалификации специалистов педагогической отрасли [4].
В диссертационном исследовании «Формирование личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования» мы рассматриваем Близнецовый центр как сферу социокультурной человеческой деятельности, связанной с целесообразным и целенаправленным, специально организованным процессом становления растущей личности близнеца-подростка путём «введения» её в культуру, социум. Воспитательная работа среди близнецов-подростков на базе Близнецового центра выстраивается через призму системообразующих понятий: развитие, саморазвитие, индивидуальность, самостановление, самостоятельность, активность в общении, инициативность, взаимодействие, диалог, культура.
Обращенность к личности близнецов, которые по данным статистики составляют более 1,5% населения Земли, стремление обеспечить их растущие познавательные потребности и запросы - характерная особенность современной системы образования, в том числе и дополнительного.
Актуальность обеспечения учреждений дополнительного образования специалистами, способными оказать конкретную социально-психолого-педагогическую помощь в социализации близнецов, очевидна, так как учебно-воспитательный процесс в системе дополнительного образования органически сочетается с нормативными требованиями физического воспитания, направленными на формирование умений физического самосовершенствования у близнецов-подростков, которое является неотъемлемой частью гармонического развития личности каждого в близнецовой паре.
Педагогическая практика в современной системе дополнительного образования требует инновационных решений, новых стандартов для обязательного использования в учебновоспитательном процессе активных технологий, основанных на гибкой организации системы занятий, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности близнецов, Психологопедагогическая служба призвана оказывать помощь педагогическому коллективу, создавать предпосылки, условия для формирования направленности личности близнеца-подростка, способствующие полноценному развитию интеллектуального и творческого потенциала, а также укреплению физического здоровья каждого в близнецовой паре.
Психическое развитие близнецов подчиняется тем же законам, что и развитие обычных детей, но имеет некоторые специфические черты, обусловленные «близнецовой ситуацией», оказывающей огромное влияние на развитие их личности. К сожалению, и родители, и учителя не всегда учитывают это и нередко допускают грубые педагогические ошибки, влекущие за собой отклонения в становлении личности близнецов. Одна из частых ошибок в том, что взрослые относятся к близнецам, как к единому целому, всячески подчеркивают и поощряют их сходство, полагая, что они должны абсолютно во всем походить друг на друга. Их даже одевают одинаково. А между тем необходимо обращать самое пристальное внимание на индивидуальность потребности и желания близнецов - они различны от рождения, их нужно замечать, давать проявляться и ни в коем случае нельзя нивелировать.
Близнец как объект научного исследования представляет собой сложнейшую систему. Его связи и взаимодействия с окружающим миром весьма многообразны, а потому и многообразны его свойства и качества.
В системе современного научного знания проблема близнецов всё более выдвигается на передний план. Уникальность феномена близнецов, который характеризуется единством законов природы и общества, создает им особое положение как объекту научного исследования [2].
Проблемы социального воспитания, социальной педагогики приобретают в настоящее время особую актуальность и значимость. В связи с этим актуализируется проблема совершенствования подготовки специалистов для социальной сферы и реализации их основных функций в системе дополнительного образования.
Социальный педагог, работающий с близнецами, должен в полной мере владеть знаниями об особенностях развития близнецов, обусловленных близнецовой ситуацией. Специфическим для социального педагога Близнецового центра является необходимость изучить особенности природы
близнецов, влияния наследственных данных на процесс формирования личности каждого в близнецовой паре, выявить позитивное и негативное влияние социализации с целью прогнозирования и проектирования деятельности близнеца-подростка как субъекта социального воспитания (педагог-исследователь). Успех в реализации этих функций находится в прямой зависимости от знаний психологического состояния близнеца-подростка, окружающей его среды, людей, с которыми он общается и взаимодействует [5].
Педагогические знания позволяют социальному педагогу точнее рассчитывать задачи и цели педагогической работы в Близнецовом центре, ориентироваться в её результатах, учитывать их. Общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать исключительно информацией: нужно организовать взаимоотношения в коллективе близнецов-подростков, уметь наблюдать за ними в паре и за каждым, сопоставлять сегодняшний психологический климат со вчерашним, следует формировать у себя навыки «психологического камертона», т.е. способность находить лучшие подходы к личности близнеца; умение поставить себя на его место [6].
В физическом воспитании деятельность любого человека направлена на самого себя, на совершенствование своих физических и психических качеств.
Изучение психологической сущности воспитания, закономерностей и условий формирования личности, соотношение этих закономерностей с возрастом, помощь педагогике в конкретизации целей и конструирование новых методов воспитания - таковы задачи психологии воспитания [1].
Рассмотрение педагогических явлений на уровне их методологического и теоретического описания предполагает сформированность следующих умений социального педагога: вычленять и описывать педагогическое явление близнецовой ситуации; оценивать это явление одновременно с нескольких точек зрения; ставить и разрешать педагогические проблемы каждого в близнецовой паре; вырабатывать новые идеи общения с близнецами-подростками как педагогическим феноменом; варьировать и находить оригинальные способы решения педагогических задач; проектировать педагогические действия следовать законам логики, следить за ходом рассуждения близнецов во избежание логических ошибок в процессе общения (педагог-логик). Поэтому мы считаем, что для осуществления педагогического процесса в Близнецовом центре работают социальные педагоги, являющиеся одновременно и исследователями, и логиками, носителями социальных отношений.
В полноценном развитии интеллектуального, физического и творческого потенциала близнецов-подростков а осознанном выборе профессионального пути каждого в близнецовой паре, в ориентировании педагогического процесса в Близнецовом центре на создание условий для формирования направленности личности близнецов-подростков призвана психологопедагогическая служба Близнецового центра. Психологические знания позволяют социальному педагогу-исследователю-логику точнее рассчитывать задачи и цели педагогической работы в Близнецовом центре, ориентироваться в её результатах, учитывать их.
Роль психолого-педагогической поддержки процесса формирования направленности личности близнеца-подростка на общение, познание, рефлексию заключается в том, чтобы учитывались формы, средства и методы педагогической деятельности Близнецового центра, создавая предпосылки, направленные на решение этой задачи.
Специалисты психолого-педагогической службы Близнецового центра в своей работе используют как индивидуальные, так и групповые формы, включающие: комплексное психологопедагогическое и физическое обследование близнецов-подростков; оказание помощи семьям, в которых воспитываются близнецы, включая индивидуальное и групповое консультирование близнецов-подростков и их родителей; индивидуальное и групповые занятия, психотерапевтические и социально-психологические тренинги; тематические семинары для специалистов, работающих с близнецами-подростками.
Специальные педагоги-исследователи-логики в своей профессиональной деятельности должны учитывать весьма серьезные психологические и физические нагрузки, неизбежные в подростковом возрасте [3].
Проблема физического состояния современных близнецов-подростков должна решаться не только медицинскими работниками, психологами, но и педагогами, работающими с близнецами в учреждении дополнительного образования. Насколько социальный педагог-исследователь-логик владеет знаниями о средствах и способах сохранения и поддержания здоровья зависит правильный и грамотно организованный процесс формирования направленности личности близнеца-подростка в плане укрепления его здоровья.
Психолого-педагогическая поддержка процесса формирования личности близнеца-подростка осуществляется для:
- психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности близнеца-подростка в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации;
- предупреждения развития негативных тенденций в психологии близнецов-подростков, преодоления трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях;
- сформированность в педагогическом коллективе понимания приоритетности проблем состояния и укрепления здоровья близнецов-подростков;
- активного включения коллектива в просветительную деятельность в области здорового образа жизни среди близнецов-подростков и их родителей.
Сохранить и поддержать здоровье возможно, если человек ведет здоровый образ жизни. Под здоровым образом жизни следует понимать типичные способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих биологических, социальных и профессиональных функций.
Цели психолого-педагогической службы Близнецового центра:
- содействие администрации и педагогическому коллективу Близнецового центра в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности близнецов-подростков и обеспечивающей психологические условия для охраны и укрепления их здоровья и формирования направленности личности каждого в близнецовой паре;
- содействие в приобретении близнецами-подростками психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успехов в жизни;
- физическое воспитание близнецов-подростков, имеющих ослабленное здоровье, формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, преодоление негативных установок и целенаправленное использование факторов физической культуры;
- оказание помощи близнецам-подросткам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья каждого в близнецовой паре; пристальное внимание следует обращать на близнецов-подростков с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностном и социальном развитии;
- содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании близнецов, а также формирование у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию (без ущемления прав и свобод другой личности).
Основная цель реализуется через решение диагностических, коррекционных, профилактических и организационно-просветительских задач и конкретизируется в следующих видах деятельности специалиста:
- разработка индивидуальной психокоррекционной программы, согласованной с учебным процессом психологической структуры развития близнеца-подростка (с учетом зоны ближайшего развития);
- оценка учебной и социальной микросреды Близнецового центра для организации оптимальных условий процесса формирования направленности личности близнеца-подростка;
- создание условий для обеспечения системной психологической поддержки всех близнецов-подростков, посещающих Близнецовый центр [5].
Психологическое здоровье каждого в близнецовой паре - это состояние полного душевного, физического и социального благополучия, которое напрямую зависит от условий психосоциального развития.
Значение психолого-педагогической поддержки процесса формирования направленности личности близнеца-подростка заключается, прежде всего, в приобретении им социального статуса за счет взаимопонимания, взаимоуважения участников деятельности. это стимулирует каждого воспитанника самореализовывать себя в творческом процессе в Близнецовом центре.
Анализ направленности психолого-педагогической деятельности, включающей психологопедагогическую профилактику, психологическое консультирование, психолого-педагогическую коррекцию, позволил нам сформулировать особенности и основные положения (блоки
управления) психолого-педагогической поддержки процесса формирования направленности личности близнеца-подростка в Близнецовом центре.
Первый блок управления - работа с родителями.
Семья - основа первичной социализации личности близнецов-подростков. Главная задача психолого-педагогической службы - донести до родителей знания, суть которых наглядная агитация, посещение семей, беседы и консультирование по проблемам воспитания близнецов.
Социально-педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений [3].
Второй блок управления - диагностика личности близнеца-подростка.
Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте - личности близнеца-подростка.
Психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение близнецов-подростков на протяжении всего периода обучения в Близнецовом центре, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, помощь в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации; содействие личностному и интеллектуальному развитию близнецов-подростков; формирование у близнецов-подростков способности к самоопределению и саморазвитию; содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в Близнецовом центре; психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям близнецов-подростков; профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье.
Третий блок управления - педагогическое консультирование.
Консультативная деятельность - оказание помощи близнецам-подросткам, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования, формирования потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с близнецами, создавая условия для их полноценного личностного развития.
Четвертый блок управления - психологическая коррекция.
Психолого-педагогическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования индивидуальности личности близнеца-подростка, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов-исследователей-логиков и других специалистов.
Психолого-педагогическая профилактика - содействие полноценному формированию личности близнеца-подростка, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, предупреждение
возникновения явлений дезадаптации близнецов-подростков, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам Близнецового центра, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития каждого в близнецовой паре.
Физическая культура и спорт предъявляют повышенные требования к организации спортивных занятий близнецов-подростков. Их физическое развитие требует от социального педагога-исследователя логика уважения к каждому в паре, повышенного внимания к физически слабым близнецам. Искренность, доброжелательность, терпеливость, тактичность, знание возрастных и индивидуальных психологических особенностей воспитанников должны лежать в основе отношений социального педагога-исследователя-логика по физическому воспитанию к близнецу-подростку.
Развивающая среда учреждения дополнительного образования, обеспечивающая многоуровневую социокультурную деятельность близнецов-подростков, и психологопедагогическая поддержка в системе «социальный педагог-исследователь-логик - близнец-подросток» создал возможности воспитаннику-близнецу для успешного начала собственной творческой деятельности, т.е. каждый близнец-подросток начинает свою деятельность по выбранному направлению совместно с социальным педагогом-исследователем-логиком, с уровня интереса поднимаясь до уровня профессиональной деятельности, развивая интеллектуальные способности, ценностные ориентации [2].
Анализ работы психолого-педагогической службы Близнецового центра позволил сделать вывод, что психолого-педагогическая поддержка процесса формирования направленности личности близнеца-подростка способствует позитивному влиянию среды Близнецового центра на развитие ценностного отношения к общению в коллективе близнецов-подростков, развитию и укреплению физических данных каждого.
Результаты психолого-педагогического консультирования и диагностирования и диагностирования фиксируются в специальных журналах для дальнейшего использования в работе социальных педагогов-исследователей-логиков с близнецами-подростками. Это: «Карта семьи, воспитывающей близнеца-подростка» в которой фиксируются сведения (возраст, образование, жилищные условия, материальное положение, уровень воспитанности близнеца-подростка, микроклимат в семье и др.), «Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов психолого-педагогической поддержки», «Журнал коррекционной работы», фиксирующий сильные и слабые стороны близнеца.
Положительный опыт работы психолого-педагогической службы, способствующий формированию направленности личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования, рассматривается в нашем диссертационном исследовании как часть профессиональной деятельности, представляющей в ней и особый вид, и педагогическую функцию. Подчеркнём, что наша исследовательская работа основывается на базовом психологическом процессе - рефлексии.
Актуализация рефлексивного отношения к профессиональной деятельности в рамках Близнецового центра помогает понять принципы трудностей в учебно-воспитательном процессе, спланировать способы с средства преодоления профессиональных затруднений. Наш опыт взаимодействия социальных педагогов-исследователей-логиков и специалистов психологопедагогической службы Близнецового центра передается на семинарах и мастер-классах, проводимых на курсах повышения квалификации социальных педагогов в Близнецовом центре по программе «Взаимодействие наследственности и среды в формировании индивидуальности человека» (на близнецовой модели)» с успехом применяется в учреждениях дополнительного образования в различных регионах нашей страны.
Литература:
1. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии/ Под общ. ред. Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломинского. М.: Высшая школа, 1999.
2. Морозова Т.Б. Социально-педагогические технологии в формировании личности близнеца-подростка. Монография. М.: МАНЕТО, 2009.
3. Морозова Т.В. Семья и психолого-педагогическая служба Близнецового центра как факторы личностного развития близнецов-подростков // Материалы Международ. конференции 19-20 сентября 2008. Рязанск. гос. ун-т, 2009.
4. Морозова Т.Б. Особенности работы с детьми-близнецами// Журнал «Народное образование», 2009. №1.
5. Морозова Т.Б. Воспитательная работа с близнецами-подростками в Близнецовом центре // Педагогическое образование и наука. 2007. №5.
6. Анцифирова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // В кн. Психология формирования и развития личности. М: Наука, 1981.
7. Психология подростка: полное руководство для психологов, педагогов и родителей // Сергиенко Е.А. и др. (под общей ред. А.А.Реана). СПб., Прайм - Еврознак, 2008.