ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ БЛИЗНЕЦОВ КАК ОСОБОГО ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
Близнецы, эффект близнецовости, взаимодействие наследственности и среды, гемел-
лология, лонгитюдное исследование, формирование личности.
В 1992 г. в Санкт-Петербурге по инициативе автора статьи был организован Близнецовый центр «Я — это Ты» — учреждение в системе дополнительного образования, специфический коллектив, в жизнедеятельности которого участвуют более 200 пар близнецов, где практика педагогической деятельности постоянно требует творческих проявлений личности близнеца-подростка, познавательной активности каждого в близнецовой паре.
Близнецовый центр — сфера социокультурной человеческой деятельности, связанная с целесообразным и целенаправленным, специально организованным процессом становления растущей личности близнеца-подростка путём «введения» её в культуру, социум [Морозова, 2009, с. 269-271].
Близнецы по статистике составляют почти 1,5 % населения Земли. Какова природа их образования? Как они развиваются? Как взаимодействуют с окружающим миром — эти и многие другие вопросы занимают ученых. Многое в природе близнецов до сих пор остаётся загадкой. Близнецы как объект научного исследования представляет собой сложнейшую систему.
Современной наукой уникальные близнецовые исследования проводятся для самых разных целей: для изучения роли генотипа в формировании индивидуальных различий, для сравнения эффективности разных воздействий, для того чтобы понять, как развиваются дети, появившиеся на свет в результате многоплодной беременности, как сделать так, чтобы они не отставали в развитии от своих одиночно рожденных сверстников.
Общий объём достаточно надёжных сведений о близнецах, накопленный в разных науках, не так уж и мал. Собрать эти сведения в целостную, логически связанную концепцию пока не удалось. Однако потребность в синтезе накапливаемых данных о близнецах очень велика [Канаев, 1959, с. 32—45].
В большинстве проведённых ранее исследований близнецы использовались для изучения влияния генетических факторов и среды на формирование различных характерных признаков. Гораздо реже проблема близнецов исследовалась ради них самих.
Специфическим для практики близнецового центра является необходимость изучать особенности природы близнецов, влияния наследственных данных на процесс формирования личности каждого в близнецовой паре, выявить позитивное и негативное влияние социализации с целью прогнозирования и проектирования деятельности близнеца-подростка как субъекта социального воспитания.
Одно из ключевых положений нашего диссертационного исследования на тему «Формирование направленности личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования», которое проводилось на базе Близнецового центра, принадлежит к числу интереснейших и актуальных проблем в современной российской педагогике: взаимоотношения в близнецовых парах, взаимоотношения близнецов со сверстниками, вопросы развития и становления личности каждого из
них, формирование ценностного отношения к общению требуют постоянного систематического наблюдения и изучения, т. к. в имеющейся литературе о близнецах практически отсутствуют социально-психологический и психолого-педагогический аспекты проблемы общения близнецов.
Актуальность нашего исследования определяется именно тем, что изучение личностного развития близнецов-подростков в процессе общения приобретает исключительную значимость и остроту в контексте единого российского образовательного пространства; важно определиться с приоритетами в области педагогических технологий с учетом поставленных целей образования, интересов развития личности близнецов-подростков.
Для обобщенного и цельного изучения процесса формирования направленности личности близнеца-подростка в условиях современной системы дополнительного образования нам необходимо было проанализировать общие тенденции разработанности и изученности проблемы не изолированно, а в их взаимосвязи и динамике.
Погружение в материал и его осмысление привели к выстраиванию концептуальных положений исследования, проясняющих основные направления изучения этапов развития науки о близнецах как явления уникального, удивительного, вызывающего особый интерес для всех, кто в той или иной степени соприкасается с близнецами [Морозова, 1991, с. 6-18].
Современные исследования медиков, психологов, педагогов доказали, что дети ещё до рождения способны реагировать на различного рода раздражители: тембр голоса, музыкальные произведения, различные шумы и т. д.
Многие беременные женщины отмечают, что спокойная, нежная музыка, которую они слушают, действует на будущих детей успокаивающе, и наоборот, громкая, весёлая — вызывает у них прилив активности и даже беспокойства.
Необычность связи близнецов друг с другом может быть объяснена не только отношением к ним окружающих людей, но и тем, что два ребёнка, находящиеся друг с другом, имеют весьма схожий жизненный опыт.
Формирование индивидуальности сознания и поведения личности в процессе её онтогенетического развития осуществляется последовательно — от элементарных ощущений и движений до высших форм проявления интеллекта.
Многочисленные исследования учёных над поведением ещё не родившихся детей убедительно доказывают, что, создавая определённый фон окружения для беременных, можно повлиять на характер поведения детей, т. е. окружающая среда ещё в перинатальный период выступает как фактор формирования, особенно физического развития, каждого в близнецовой паре [Сергиенко и др., 2002, с. 35-36].
Формирование личности близнеца проходит четыре стадии развития: перинатальный — внутриутробный, постнатальный (с 0 до 3-х лет, ясельный возраст), дошкольный период (с 3-х до 6-ти лет), подростковый (младший, средний, старший с 6-ти до 16-ти лет) возраст. Поэтому многие проблемы, осложнения, отклонения в развитии, например, робость, пассивность, безынициативность, плохое владение речью, отмечаемые у близнецов-подростков, являются следствием неразрешённос-ти кризисных противоречий предыдущего периода развития. Поскольку одна стадия развития не замещает другую, а подстраивается к ней, то способности, которые будут ключевыми в новом возрасте, уже обнаруживают себя в предыдущем возрасте.
В отличие от одиночно рождённых, близнецы ещё до рождения развивают две связи — с матерью и друг с другом (известны случаи рождения трёх, четырёх, пяти и более близнецов). Эта двойная связь продолжается и после их рождения (рис.).
Рис. Нелинейная модель процесса взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов в формировании направленности
личности близнеца-подростка
После рождения близнецы часто образуют триаду с матерью (отцом), становясь как бы частью её. Эта связь часто имеет место и в подростковом возрасте близнецов.
формируются 2 направленности
Наука о близнецах, которую недавно некоторые ученые стали называть гемел-лологией, возникла в 30-е гг. прошлого века. Она очень интенсивно развивалась, особенно в области генетики, эмбриологии и медицины.
Гемеллология (от лат. gemellus — парный и ...логия) — отрасль биологии и медицины, выясняющая происхождение близнецов (из одного оплодотворенного яйца или разных яиц) и рассматривающая признаки их сходства и различия с точки зрения генетики, морфологии, физиологии, психологии и патологии [Зайцев, 2003, с. 20].
Близнецы как объект по-разному изучались различными дисциплинами, такими как философия, психология, педагогика.
Изучение близнецов было актуальным в науке уже в XIX — начале XX вв. Первая попытка изучения проблемы развития близнецов принадлежит английскому ученому Френсису Галь тону, который интуитивно предугадал то, что спустя несколько десятилетий стало научной истиной и методом исследования; обоснованный им близнецовый метод генетики превратился в некий научный инструмент для изучения близнецов. Ф. Галь тон был убежден в определяющем влиянии наследственности. По его мнению, факторы окружающей среды оказывают очень незначительное воздействие на личность.
Метод изучения близнецов надолго стал основным способом получения информации о роли наследственности в формировании самых разных особенностей личности, а исследования, проведенные этим методом, составили ядро целой научной области — психогенетики, или генетики поведения человека.
Хотя первоначально открытие Ф. Галь тона не привлекло должного внимания исследователей, интерес ученых к изучению близнецов получает дальнейшее развитие [Канаев, 1959, с. 244].
Систематические исследования в нашей стране начались только в конце 20-х гг. прошлого столетия.
В 1928 г. профессор С.Г. Левит (1894-1938) создал в Ленинграде «Кабинет наследственности и конституции человека» при Медико-биологическом институте. Психологическое отделение института возглавил А.Р. Лурия.
Работа Кабинета включала стационарное изучение локальной популяции человека, изучение близнецов одно- и двуяйцовых, сбор генеалогий.
В институте проводились исследования наследственной обусловленности моторных функций, различных форм памяти, уровня психического развития, внимания, особенностей интеллекта [Роль среды..., 1988, с. 8]. Летом 1937 г. исследования по генетике прекратились.
В то же время на Западе исследования по близнецам были продолжены.
Французский исследователь Рене Заззо, автор уникальных книг «Близнецы», «Пара и личность» и др., исследуя особенности развития близнецов, ввел понятие «близнецовая ситуация», которая охватывает специфические отношения, складывающиеся между членами близнецовой пары. Согласно Р. Заззо, специфика ситуации заключается в том, что близнецы часто чувствуют себя скорее членами пары, нежели отдельными личностями. Формирующийся в результате эффект близнецовости может оказать существенное влияние на развитие близнецов. Прежде всего они обособляют себя из окружающего мира как пару и уж только потом как отдельных людей. Близнецовая ситуация, и в первую очередь взаимоотношения в том особом микроклимате, которым является близнецовая пара, порождает специфические для близнецов роли. Как в любом коллективе, в паре нередко один из близнецов —лидер, при этом второй близнец занимает подчиненное положение. Отношения «ли-
дер - ведомый» встречаются в близнецовых парах очень часто. Так, Р. Заззо обнаружил подобные отношения в 454 парах из 574 ^агго, 1978, р. 30-40].
В результате исследований стало известно, что роль генотипа в формировании индивидуальных различий с возрастом увеличивается. Это означает, что генотипические предпосылки, или задатки разных психологических особенностей, проявляются тем в большей мере, чем старше становится человек. Связано это как с биологическим созреванием организма человека, в процессе которого изменяется экспрессия генов, так и с условиями развития. Люди склонны выбирать для себя те занятия, которые у них лучше получаются, в которых отдача от затраченных усилий выше, т. е. те, к которым у них есть способности. Но занимаясь тем, к чему у них есть склонности (генетические предпосылки), люди именно это и тренируют. Благодаря такому взаимодействию генотипа, среды и собственной активности человека, влияние генотипа на индивидуальные особенности с возрастом оказывается все больше и больше.
Возобновление отечественных психогенетических исследований связано с изучением природы межиндивидуальных различий свойств нервной системы. Эти исследования были начаты сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии в лаборатории Б.М. Теплова - В.Д. Небылицына, а с 1972 г. продолжались (под руководством И.В. Равич-Щербо) уже в специальной лаборатории, основной задачей которой было проведение психогенетических исследований. Теоретической базой начавшихся исследований служила концепция свойств нервной системы (СНС), разработанная Б.М. Тепловым и его учеником В.Д. Небылицыным. Представления о базовом, врожденном характере СНС послужили побудительным мотивом для исследования роли наследственных факторов в формировании индивидуальных особенностей нервной системы. Подавляющее большинство психологических исследований выполнено с помощью близнецового метода.
Основанный на сравнении близнецов, этот метод позволяет приблизиться к решению многих вопросов, касающихся развития личности. С его помощью можно проанализировать степень влияния биологических (генетических) и социальных факторов на развитие человека, следовательно, подойти к решению сложнейшей проблемы взаимодействия наследственности и окружающей среды. Это становится возможным благодаря особенностям близнецов (А.Р. Лурия, 1962; Г.К. Ушаков, 1969; Б.И. Кочубей, 1970; Н.А. Крышова, 1972; Н.Г. Липовецкая, 1972; Л.П. Серги-енко, 1975; Б.А. Никитюк, 1976; И.В. Равич-Щербо, 1977; В.Б. Шварц, 1977; В.В. Семенов, 1985; В.А. Соколкина, 1991 и др.) [Роль среды..., 1988, с. 3-8].
Согласно основным положениям отечественной психологии СД.Б. Эльконин, 1994), для раскрытия особых механизмов развития близнецов необходимо анализировать не среду «вообще» в широкой совокупности ее формальных характеристик, а те конкретные условия, те элементы окружающей среды, с которыми близнецы-партнеры активно взаимодействуют, т. е. необходимо анализировать актуальные условия становления их индивидуальности [Эльконин, 1994, с. 150].
В отечественной педагогической науке в основном учитывались факторы среды и воспитания и недостаточно учитывался фактор наследственности в процессе формирования личности. В исследованиях подчеркивалась прежде всего роль внешних факторов, которые формируют личность. Такой подход правомерен. В то же время в нем недостаточно раскрываются те внутренние наследственные данные, без которых не может быть формирования личности близнецов.
С начала 80-х гг. психологическая проблематика в исследованиях лаборатории начинает меняться. Основным предметом исследования становятся когнитивные характеристики — интеллект и когнитивные способности.
Логика научного движения привела к организации первого в России лонгитюд-ного исследования близнецов, которое было начато в лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО в 1986 году.
Лонгитюдное прослеживание развития близнецов было задумано как попытка подойти к решению одного из основных вопросов возрастной психологии — вопроса о том, какие факторы, генетические или средовые, и в какой степени обеспечивают преемственность развития.
В рамках московского лонгитюдного исследования близнецов «Психология индивидуальных различий. Природа индивидуальных особенностей темперамента в подростковом возрасте» проведен анализ влияния генетических и средовых факторов на межиндивидуальную вариативность показателей черт темперамента подростков российской выборки (С.Б. Малых, Е.Д. Гиндина, В.В. Надысева). В исследовании 85 пар монозиготных и 64 пар дизиготных близнецов 12—14 лет получены данные о значительной наследственной обусловленности индивидуальных различий трех параметров темперамента: от 60 до 66 % фенотипической дисперсии социального темпа, предметной эмоциональной чувствительности и социальной эмоциональной чувствительности обусловлены влиянием генетических факторов. Индивидуальные особенности остальных параметров — предметной эргичности, социальной эргичности, предметной пластичности, социальной пластичности и предметного темпа — формируются под влиянием факторов общей и индивидуальной среды [Малых, 2004, с. 20].
Результаты, полученные зарубежными исследователями, свидетельствуют о том, что генетические факторы являются важной детерминантой развития поведенческих и эмоциональных проблем в детском и подростковом возрасте: М. Бутто, Д.Р. Милее, Р. Пикенс (США); Д. Каприо, Д. Дик (Финляндия); А. Роланд, Ф. Хап-пе, Л. Бухтер, П. Болтон (Великобритания) и др.
Понятие «направленность личности». Первоначальная концепция была связана с выбором той или иной позиции между отношением личности к себе и её отношением к социальному окружению. Однако этот подход затруднял понимание данного явления: связано оно преимущественно с фиксацией предмета в качестве объекта отношения личности или с определённой функцией отношения личности как субъекта. Результат исследования этой проблемы получил признание в научном мире. В настоящее время это явление рассматривается как смысловое образование, социальная установка в системе отношений, связывающей личность с её социальным окружением. было установлено что тип направленности (определённая тенденция мо-тивационно-смысловых отношений личности) формируется с раннего детства по мере накопления жизненного опыта до старшего подросткового возраста и закрепляется в юности. Характеризуя понятие направленности личности как выражения доминирования определённого отношения или его интеграла, В.Н. Месищев ссылается на исследования В. Штерна, впервые использовавшего понятие диспозиции направленности. В.Н. Месищев замечает, что в связи с этим возникает вопрос, что есть то, что направлено, и что есть то, на что это направлено. По его мнению это законное понятие. Заметив, что многие отечественные авторы используют также понятие «позиции личности», В.Н. Месищев связывает его с концепцией А. Адлера, согласно которой основная ориентация личности по отношению к внешнему миру и постоянство последней на протяжении жизни определяется стилем жизни, социальным интересом, степенью активности, степенью выраженности, в которой отражены просо-циальное начало на сотрудничество, доброжелательность, эмпатия, способность к коммуникациям [Месищев, 1995, с. 347-348].
Выйти из этого состояния неопределенности значения понятия направленности личности помогает подход, использованный Г.М. Андреевой, согласно которому направленность личности сама по себе может быть рассмотрена в качестве особой предиспозиции — предрасположенности личности действовать определённым образом, охватывающим всю сферу её жизнедеятельности вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций. Такая интерпретация направленности личности, по её мнению, позволяет рассмотреть это понятие как однопорядковое с понятием социальной установки [Андреева, 1998, с. 10-14.; Лишин, 2008, с. 175-185].
Обобщая данные исследования О.В. Лишина, Г.М. Андреевой и В.Н. Месищева, мы подошли к определению своего методологического подхода к исследованию направленности личности близнеца-подростка — «бинарно-интегральный близнецовый подход» с использованием близнецовой пары, которая выступает как информационная, экспериментальная и понятийная модель.
Объектом исследования выступает жизнедеятельность коллектива близнецов и каждого близнеца в близнецовой паре. В исследовании условно можно выделить два направления.
Первое — исследование воспитательного потенциала тех или иных базовых компонентов или совокупности их взаимодействия в системе коллективной жизнедеятельности близнецов-подростков. При этом результативность исследования всегда измеряется «прибавками» — новообразованиями как на стороне коллектива близнецов, так и личности.
Второе — исследование процесса формирования определенных личностных феноменов близнеца-подростка (ценностных ориентаций, жизненных целей, творческой индивидуальности). И в этом случае изучается взаимодействие компонентов системы. Однако главное здесь — сам процесс становления исследуемого личностного феномена.
Комплексные близнецовые исследования проводятся для самых разных целей. Одни — для изучения роли генотипа в формировании индивидуальных различий, другие — для сравнения эффективности разных воздействий, третьи — для того чтобы понять, как развиваются дети, появившиеся на свет в результате многоплодной беременности, и как сделать так, чтобы они были здоровы и не отставали в развитии от своих одиночно рожденных сверстников. Десятки лет в разных странах существуют научные лаборатории, проводящие близнецовые исследования. Научные журналы публикуют сотни статей, отражающих результаты экспериментов, в которых участвовали близнецы. Каждые два года Международное сообщество близнецовых исследований (International Society for Twin Studies) проводит конгрессы ученых со всего мира.
С этой целью во многих странах созданы ассоциации и клубы близнецов, открываются консультационные центры по вопросам воспитания близнецов и организуются форумы и встречи как местного, так и национального, а порой и межнационального масштаба: США, Англия, Дания, Италия, Венгрия, Австралия, Германия, Япония, Франция [Морозова, 1991, с. 56].
Как одну из форм работы с близнецами мы рассматривали фестивальное движение близнецов.
Основной задачей целевых программ фестивального движения является исследование личности близнецов разных возрастов, включающее анкетирование самих близнецов и их родителей, наблюдения за близнецами в процессе общения, беседы, интервью и т. д.
Первый в нашей стране фестиваль близнецов был организован в 1984 г. С тех пор фестивали близнецов проводятся систематически, привлекая всё большее количество не только близнецов, но и специалистов-педагогов, психологов, медиков. География фестивалей обширна: Москва, Санкт-Петербург, Оренбург, Пермь, Нижний Тагил, Красноярск, Вологда, Владивосток и др.
Близнецовые исследования расширяют свои границы, что помогает всесторонне изучать особенности формирования индивидуальной изменчивости психологических и психофизиологических признаков, развития каждого близнеца, отличительные признаки, критерии, степень выраженности отдельных показателей, которые характеризуют становление близнеца-подростка.
Близнецовый метод занимает особое место в комплексном исследовании формирования направленности личности близнецов. Фундаментальность проблемы, решаемой данным методом, связывает в единый узел множество частных вопросов и направлений и приводит к большой практической значимости получаемых результатов.
Опираясь на социологические, психологические и генетические исследования отечественных и зарубежных учёных, мы выделили четыре этапа изучения истории близнецов как уникального явления.
— Начальный период (20—30-е гг. XX в.). «Влияние перинатальных контактов на формирование двойной связи и физического развития близнецов в паре в пос-тнатальный период».
— Основной этап (40—50 гг. XX в.). «Влияние на формирование личности близнецов соотношения биологического и социального». Проблема методологии в педагогической науке.
— Главный этап (60—80 гг. XX в.). «Взаимодействие наследственности и среды в формировании личности (на близнецовой модели)».
Современный этап (90-е гг. XX в. — настоящее время). «Бинарно-интегральный близнецовый подход». Методологический подход в формировании направленности личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования.
Метод близнецовой пары в бинарно-интегральном близнецовом подходе определён нами как информационный, экспериментальный и понятийный подходы в методологии исследования формирования направленности личности близнеца-подростка.
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1998.
2. Гиндина Е.Д., Малых С.Б., Надысева В.В. Генетические и средовые факторы поведенческих и эмоциональных трудностей у близнецов подросткового возраста // Психология. 2006. Т. 25, № 5.
3. Егорова М.С. Близнецовые исследования: современные тенденнции // Вопросы психологии. 2004. № 6.
4. Зайцев В.С. Гемеллология: прошлое, настоящее, будущее // Вятский мед. вестник 2003. № 1.
5. Канаев И.И. Близнецы: очерки по вопросам многоплодия. М.; Л.: Изд-во НСССР, 1959.
6. Литттин О.В. Понятие «направленность личности» в отечественной и мировой психологии // Мир психологии. 2008. № 2 (54).
7. Малых С.Б. Природа индивидуальных особенностей темперамента в подростковом возрасте: по матер, логнит. исслед. близнецов // Психологический журнал. 2004. Т. 25, №6.
8. Мог, и п in и В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 1995.
9. Морозова Т.Б. Особенности работы с детьми-близнецами // Народное образование. 2009. № 1.
10. Морозова Т.Б. Современное состояние проблемы формирования личности близнеца-подростка в педагогической теории и практике системы дополнительного образования // Журнал Иссыккульского гос. ун-та им.К. Тыныстанова. 2007. № 18.
11. Морозова Т.Б. Формирование направленности личности близнеца-подростка как социально-педагогическая проблема в системе дополнительного образования // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского педагога-учёного В.А. Сластёнина: в 2 ч. 22-23 сентября 2011 г. М.: МАНПО, 2011. 4.2.
12. Морозова Т.Б. Я - это Ты. СПб.: Образование, 1991.
13. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека: учеб. по-соб. / под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988.
14. Сергиенко Е.А. и др. Близнецы от рождения до трёх лет / Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская, А.В. Дозорцева, Т.Б. Рязанова; под ред. Е.А. Сергиенко. М.: Когнито-центр, 2002.
15. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиционной культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М.: Три вола, 1994.
16. Zazzo R. Corpset comportement Aetes du XXI-e Congress Ynternational de Pgychologie Paris. Paris, 1978.