Научная статья на тему 'Значение инновационных технологий при обучении иностранным языкам'

Значение инновационных технологий при обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1282
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАННИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL PROCESS HUMANIZATION / EDUCATION TECHNOLOGY / INNOVATION PROCESS / INNOVATION / MODERNIZATION OF THE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латыпова Э. Р.

В статье раскрывается значение инновационных технологий. Система профессиональной подготовки специалистов должна соответствовать потребностям общества в связи с переориентацией процесса обучения. Эти изменения обусловили большую часть инновационных процессов. Учебный предмет следует выстраивать так, чтобы способствовать активному соучастию обучаемых в творческом воспроизведении его содержания. Гуманнизация педагогического процесса направлена на применение инновационных технологий в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Technologies Significance in Foreign Language Teaching

This article deals with the meaning of the innovative technologies. The system of professional training must match the needs of society in connection with the reorientation of the educational process. These changes have caused much of the innovation processes. The subject should be organized in the way to promote the students’ active participation in the creative reproduction of its content. Educational process humanization is directed at innovative technologies using in the learning process.

Текст научной работы на тему «Значение инновационных технологий при обучении иностранным языкам»

УДК 37:008 ББК 74.00

Латыпова Эльвира Рашитовна

соискатель г. Стерлитамак Latypova Elvira Rashitovna

Applicant for a Degree Sterlitamak

Значение инновационных технологий при обучении иностранным языкам

Innovative Technologies Significance in Foreign Language Teaching

В статье раскрывается значение инновационных технологий. Система профессиональной подготовки специалистов должна соответствовать потребностям общества в связи с переориентацией процесса обучения. Эти изменения обусловили большую часть инновационных процессов. Учебный предмет следует выстраивать так, чтобы способствовать активному соучастию обучаемых в творческом воспроизведении его содержания. Гуманнизация педагогического процесса направлена на применение инновационных технологий в процессе обучения.

This article deals with the meaning of the innovative technologies. The system of professional training must match the needs of society in connection with the reorientation of the educational process. These changes have caused much of the innovation processes. The subject should be organized in the way to promote the students’ active participation in the creative reproduction of its content. Educational process humanization is directed at innovative technologies using in the learning process.

Ключевые слова: гуманнизация педагогического процесса, технология образования, инновационный процесс, инновация, модернизация образования.

Key words: educational process humanization, education technology, innovation process, innovation, modernization of the education.

В настоящее время осуществляется переориентация системы высшего образования на новые ценности, определяемые гуманизацией педагогического процесса и межличностными отношениями. Основополагающим требованием общества к современному образованию является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

В связи с этим, в процессе обучения в высшей школе приоритетными являются творческая деятельность, индивидуальный подход, предполагающий

развитие активности, инициативы и самоуправления. Система профессиональной подготовки специалистов должна соответствовать потребностям общества, учет которых в профессиональной подготовке связан с образованием.

Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Новые требования общества к уровню развития и образованности личности, новые условия жизни должны менять и содержание, средства и методы педагогического процесса. В этой ситуации возникает естественная и достаточно острая потребность в новых концепциях, методах и технологиях обучения, одним словом, в педагогических инновациях.

Изменение ролевых функций обучающего и обучающихся оказывается связанным с изменением содержания учебного предмета и его построения. Очевидно, что учебный предмет следует выстраивать так, чтобы способствовать активному соучастию обучаемых в творческом воспроизведении его содержания.

Решение столь непростых проблем связано также и с реальным, действенным воплощением идей гуманнизации и гуманнитаризации образования, т.е. с использованием этих идей для преодоления отчуждения содержания образования от живой человеческой личности, ее потребностей и интересов.

Эта идея не нова. В последние десятилетия она прослеживается в авторских концепциях обучения (В.В. Давыдов, Д.П. Эльконин, Г.П. Щедровицкий, В.С. Библер и др.) и формирующихся педагогических практиках. Однако путь от инновационных идей в теории обучения до их реализации в педагогической практике оказывается долгим и тернистым.

Гуманнизация педагогического процесса определяет интерес исследователей к проблеме профессиональной коммуникативности и направлена на применение инновационных технологий в процессе обучения, в котором главный

акцент ставился бы на формирование у студентов профессионально значимых коммуникативных умений.

Термин «технология образования» возник за рубежом и был связан с надеждами на активизацию учебного процесса в связи с появившимися возможностями широкого внедрения в обучение технических средств и вычислительной техники. В нашей стране этот аспект высшего профессионального образования нашел отражение в работах В.А. Сластенина, Е.С. Полат, Г.А. Китайгородской.

Сейчас уже никого не удивляет применения термина технологии применительно к образовательному процессу. По определению ЮНЕСКО “педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования”. Устанавливаются цели, проектируется процесс, наполняется определенным конкретным содержанием и контролируется качество достижения целей, выбираются методы, формы и средства, которые позволяют оптимально решить поставленные задачи.

Целью введения терминов инновационное образование, компетентност-ный подход является дать по возможности такой универсальный инструмент познания и взаимодействия с окружающей действительностью, используя который можно совершенствовать свои компетенции, основываясь на уже полученном, имеющемся знании, добавляя и нанизывая на него, то необходимое, что позволит реагировать и на вызовы настоящего и будущего. Сосредотачиваясь только на инновациях, не следует забывать, что общество существует только в единстве традиций и новаций.

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и преподавателя (В.М.Монахов)[3, 77]. В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на

вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

Сегодня в современном образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

В этих условиях необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных педагогов и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности.

Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики[5, 87]. Педагогическая инновация - нововведение в

педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“. Термин «новация» имеет экспериментальный характер действий, т.е. апробирование частных нововведений, в то время как «инновация» - это целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат, через организацию условий и пространства для соответствующей деятельности. Итак, новация - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Можно охарактеризовать этапы развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия[2, 5]: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно само внедрение, включая пробное использование новшества; институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл. Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научнотеоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.

Модернизация образования требует внедрения таких инновационных технологий, которые преследуют цель творческого воспитания личности в интеллектуальном и эмоциональном измерении. Такими инновационными технологиями являются: развивающее обучение, проектирование, проблемное обучение, метод активизации, уровневая дифференциация, тестовая система, игровое обучение, погружение в иноязычную культуру, обучение в сотрудничестве, самовоспитание и автономия, интеграция, а также - здоровьесберегающие, исследовательские, информационно - коммуникативные и личностно - ориентированные технологии.

Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные техноло-гии[7, 145].

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания студентов и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). В результате появляются новые информационные технологии, а выпускники имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ.

2. Личностно - ориентированные технологии в преподавании предмета

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной

образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средст-

вом достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении обучающимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования.

Применение такой инновационной технологии, как информационно -аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого студента в отдельности, группы, учебного заведения в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

4. Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5. Метод активизации возможностей личности и коллектива с точки зрения понятия «инновация». Во второй половине 80-х годов социальноэкономические и политические изменения в нашей стране приводят к острой потребности в методах обучения иностранным языкам, которые, в частности за короткие сроки, могли бы решить задачи обучения языку как средству общения.

И наконец, хотелось бы понять, каковы причины, препятствующие внедрению инноваций. Как одна из причин может быть существование психологических барьеров у педагогов, а именно: нежелание меняться, страх перед неудачей, перед неизвестным и т.п. Вероятно, с этим в какой-то степени можно согласиться, тем более, если учесть, что отношение к новаторству среди педагогов весьма различно.

Еще одной из причин, препятствующих внедрению инноваций, может быть отсутствие ресурсного обеспечения, а оно подразумевает не только нали-

чие необходимой материально-технической базы, но и подготовку педагогов к процессу внедрения новшества в педагогическую практику.

Поскольку внедрение инновационных идей, методов, технологий должно носить системный и на первых этапах экспериментальный характер, то, очевидно, что в этой ситуации необходимо предусматривать научное руководство экспериментом, последующее обобщение результатов и, наконец, мониторинг. Поэтому, инновациями можно считать лишь те идеи, методы, технологии, которые не только воплощены в педагогический процесс, но и экспериментально проверены и готовы к системному целостному внедрению в учебный процесс.

Инновационные технологии существенно обогащают и разнообразят преподавание иностранных языков. На смену монотонной работе приходит интеллектуальный творческий поиск, в процессе которого формируется личность нового типа, активная и целеустремленная, ориентированная на постоянное самообразование и развитие[5, 158]. Однако, инновации должны опираться традиции. Традиционные формы и методы не исчезают. Они совершенствуются, основываясь на новейших знаниях, достижениях научно-технического прогресса. Но они не совершенствуются сами по себе. Поэтому, так важно в этом технологически - педагогическом процессе, чтобы обучающий обладал достаточными компетенциями, чтобы передать знания, а обучающийся был достаточно компетентен, чтобы эти знания воспринять. И совершенствование компетенций - не только их личные прихоти и потребности, но это и потребности общества нового типа, в котором все более возрастает роль человеческого капитала. А инновационные технологии только позволяют оптимизировать этот процесс, главной задачей которого является социализация индивида.

Библиографический список

1. Бим И.Л. Личностно - ориентированный подход -основная стратегия обновления школы /И.Л.Бим //Иностранные языки в школе.-2002-№2-с.11-15.

2. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании.

- 2005. - № 3. - с. 5.

3. Монахов В.М.Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81.

4. Митина А.Г. Анализ эффективности школьного обучения по Методу активизации (социально-психологический аспект). // Метод активизации: актуальные проблемы развития / Под ред. Г.А. Китайгородской. М., 2004.

5. Палагутина М. А. Инновационные технологии обучения иностранным языкам / М. А. Палагутина, И. С. Серповская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 156-159.

6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Е.С.Полат // Иностранные языки в школе.-2000-№2-с.3-10.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.

- М.: Народное образование, 1998. - 256 с

8. Характеристика инновационных технологий в образовательных учреждениях Казахстанаhttp ://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b5_0.html

Bibliography

1. Bim I.L. Student-Centered Approach As the Basic Strategy of Renovation of the School [Text] / I.L. Bim / / Foreign Languages at School. - 2002. - № 2. - P.11-15.

2. Characteristics of Innovative Technologies in Educational Institutions of

Kazakhstan [Electronic Resource]. - Access Mode: http :/ /

knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b5_0.html

3. Deberdeeva, T.K. New Values of Education in the Information Society [Text] / T.K. Deberdeeva / / Innovations in Education. - 2005. - № 3. - P. 5.

4. Mitina, A.G. Analysis of the Effectiveness of School Learning on the Activation Method (Socio-Psychological Aspect) [Text] / / Activation Method: Topical Problems of Development / Ed. by G.A. Kitaygorodskaya. - Moscow, 2004.

5. Monakhov, V.M. Topical Questions of Education Informatization [Text] / / Educational Technology: Proceedings. - Novosibirsk: IPSE RAE. - 1997. - V.1. P.77-81.

6. Palagutina M.A. Innovative Language Teaching [Text] / M.A. Palagutina, I.S. Serpovskaya / / Problems and Perspectives of Education: Proceedings of the International Correspondence Scientific Conf. (Perm, April 2011). V. I. - Perm: Mercury, 2011. - P. 156-159.

7. Polat, E.S. Method of Projects at the Foreign Language Lessons [Text] / E.S. Polat / / Foreign Languages at School. - 2000. - № 2. - P.3-10.

8. Selevko, G.K. Modern Educational Technology: Textbook [Text]. - M.: Education, 1998. - 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.