Макушина А.Ю.,
старший преподаватель кафедры «Региональная экономика и менеджмент» Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
МАКУШИНА А.Ю. ТАЪЛИМДА ИННОВАЦИОН ТЕХНОЛОГИЯЛАР
Маколада инновацион технологияларнинг мох,ияти, таълим тизимида ахборот-комму-никация технологияларидан фойдаланишнинг имкониятлари очиб берилган. Педагогик фао-лият инновацион йуналишининг актуаллигини аникловчи омиллар асосланган.
Таянч суз ва тушунчалар: инновация, инновацион технологиялар, ахборот-коммуникация технологиялари, укитишнинг интерфаол усуллари, новаторлик жараёни.
МАКУШИНА А.Ю. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
В статье раскрываются сущность инновационных технологий, возможности использования информационно-коммуникационных технологий в системе образования. Приводятся факторы, определяющие актуальность инновационной направленности педагогической деятельности.
Ключевые слова и понятия: инновация, инновационные технологии, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы обучения, новаторский процесс.
MAKUSHINA A.Y. INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION
The article reveals the essence of innovative technologies, the possibility of using information and communication technologies in education. There are provided factors that determine the relevance of innovation-oriented teaching.
Keywords: innovation, innovation technologies, information and communication technology, interactive teaching methods, innovative process.
Образование - это целенаправленный процесс, ориентированный на становление целостного человека, формирование гармонично развитой личности. Сущность и цель современного образования - это наиболее полное развитие способностей человека, усвоение им различных способов деятельности и мышления. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие».
Однако, до того как понятие «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование» как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.
Современный этап развития общества ставит перед системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных социально-экономическими, гуманитарными, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 7
Важные задачи стоят и перед высшим образованием Узбекистана. В п.8 Положения о высшем образовании отмечено, что: «Целью высшего образования является подготовка с учетом перспектив развития страны конкурентоспособных высококвалифицированных кадров с высокими духовно-нравственными качествами, способных к самостоятельному мышлению и обеспечению прогрессивного научно-технического, социально-экономического и культурного развития общества»1.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
Одним из эффективных путей решения этих проблем является насыщение образования информационными технологиями. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образова-ния2.
Задачей науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата.
Существуют различные толкования понятия «инновации».
Термин «инновация» (от латинского «novatю») появился в середине 17 века и означает «обновление», вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порож-
1 Приказ министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о высшем образовании» № 9 от 9.01. 2003 года // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2010. -№ 46. -ст. 416.
2 Алексеева Л.Н. Инновационные технологии как
ресурс эксперимента. // «Учитель». - М., 2009, -№3. -С. 78.
дение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация - это, с одной стороны, процесс реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику.
Инновации (англ. innovation - нововведение) - это внедренное новшество, внедрение новых форм, способов и умений. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.
Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования, ведут к формированию новой методологии образования как методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь3.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму существования человека.
Основными целями инновационной деятельности в образовании являются: качественное изменение личности обучаемого за счет мотивации действий, развитие умения
3 Бычков А.В. Инновационная культура // «Профильная школа». - М., 2010. -№ 6. -С. 83.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 7
самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие обучаемых за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения теории и практики. Инновационная деятельность в образовании, как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразования во всех сферах жизни общества.
В современных условиях об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только на организационных нововведениях, но и в содержании и технологиях подготовки кадров. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.
Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, оптимизировать человеческий труд. Известно, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любого хозяйствующего субъекта.
Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние1.
Современная система образования должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые зна-
1 Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества. // «Инновации в образовании». - Ростов н./Д, 2010, -№ 3. -С. 79.
ния, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов.
Не случайно, в п.9 Положения о высшем образовании среди основных задач высшего образования Республики Узбекистан, отдельно выделено: «введение в практику интерактивных методов обучения, новых педагогических и информационных технологий, методик и средств самообразования и индивидуализации обучения, системы дистанционного образования»2.
Переход на интерактивные методы обучения и технологии реального времени требует значительных телекоммуникационных ресурсов, способных обеспечить необходимую взаимосвязь участников образовательного процесса, поддержку мультисервисных технологий, высокую производительность телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей передачи данных.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль администрации образовательного учреждения, преподавателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других - реализация ведущих педагогических
2 Приказ министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о высшем образовании» № 9 от 9.01. 2003 года // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2010. -№ 46. -ст. 416.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 7
функций остается за преподавателем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий, преподаватель все более усваивает функции консультанта, воспитателя. Это требует от него специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности преподавателя реализуются не только специальные предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Эти требования определены в Законе Республики Узбекистан «Об образовании», где в статье 5 записано: «Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с соответствующим образованием, профессиональной подготовкой и обладающие высоким нравственным качеством»1.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и обучаемого.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики - проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических.
Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, усвоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что преподаватель может выступать в качестве разработчика, исследователя и пользователя новых педагогических технологий.
1 Закон Республики Узбекистан «Об образовании» от 29 августа 1997 года. // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997. -№ 9. -ст. 225.
Исследованием данных проблем занимаются ученые, преподаватели Узбекистана, которые стремятся результаты своей работы использовать в практике педагогической деятельности в стенах различных образовательных учреждений страны2.
Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества и образования определяется рядом обстоятельств:
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности преподавателей, включающая в себя создание, усвоение и использование педагогических новшеств, выступает средством совершенствования образовательной деятельности.
Во-вторых, усиление гуманизации содержания образования, изменение объемов, состава учебных дисциплин, введение новых дисциплин требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль профессиональных знаний в преподавательской среде.
В-третьих, изменение характера отношения преподавателей к самому факту усвоения и применения педагогических новшеств. В условиях регламентации содержания учебно-воспитательного процесса преподаватель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию
2 См.: Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. - Ташкент, 2003; Голиш Л.В., Хажиева К.Н. Проектирование и планирование педагогических технологий: учебно-методическое пособие для тренинга. - Ташкент: ТГЭУ, 2010; Фарберман Б.Л., Мусина Р.Г. Интерактивные методы обучения, разработанные в Узбекистане. - Ташкент, 2003 и др.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 7
рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей образовательных учреждений, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых преподавателями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения1.
Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя инновационные технологии в обучении, преподаватель делает процесс более интересным, насыщенным. Инновационный процесс в системе образования необходим для формирования у обучаемых целостного мировоззрения и мировосприятия, основанного на интерактивных коммуникациях.
Литература:
1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании» от 29 августа 1997 года // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1997, - № 9, - ст. 225.
2. Приказ министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о высшем образовании» № 9 от 9.01. 2003 года // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2010. - № 46. - ст.416.
3. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. - Т., 2003. - 192 с.
4. Алексеева Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента // «Учитель». - М., 2009. - № 3. - С. 78.
5. Бычков А.В. Инновационная культура // «Профильная школа». - М., 2010. - № 6. -С. 83.
6. Голиш Л.В., Хажиева К.Н. Проектирование и планирование педагогических технологий: учебно-методическое пособие для тренинга. - Т.: ТГЭУ, 2010.
7. Дебердеева Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества // Инновации в образовании. - Ростов н./Д, 2010. - № 3. - С. 79.
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для ВУЗов. - М.: «Академия», 2002. -576 с.
9. Фарберман Б.Л., Мусина Р.Г. Интерактивные методы обучения, разработанные в Узбекистане. - Т., 2003. - 48 с.
1 Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: «Академия», 2002. - 576 с.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 7