Научная статья на тему 'Значение и развитие элективных дисциплин по физической культуре и спорту в государственном аграрном университете Северного Зауралья'

Значение и развитие элективных дисциплин по физической культуре и спорту в государственном аграрном университете Северного Зауралья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL CULTURE AND SPORT / ELECTIVE DISCIPLINES / STUDENTS / UNIVERSITY / GOALS / OBJECTIVES / PHYSICAL EDUCATION / DEVELOPMENT / TEACHERS / COMPARATIVE ANALYSIS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СТУДЕНТЫ / УНИВЕРСИТЕТ / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семизоров Е. А.

Автор данной статьи рассматривает значение и развитие физической культуры и спорта как учебной дисциплины. Найдена взаимосвязь между дисциплиной по физической культуре и спорту и элективными дисциплинами. Указаны цели и задачи данных дисциплин. Представлен учебный образовательный процесс дисциплин по физической культуре и спорту в аграрном университете. Приведён анализ посещения учебных дисциплин и отношения студента к учебной деятельности, учебно-тренировочной деятельности. Показано, что на сегодняшний день элективные дисциплины по физической культуре и спорту играют важную роль в образовательном процессе высшего учебного заведения. Представлен сравнительный анализ посещения учебных занятий по физической культуре студентами высшего учебного заведения за полтора года образовательной деятельности. Уделено особое внимание формированию физкультурного образования студентов в высшем учебном заведении. Раскрыта цель развития физической культуры и спорта, а также элективных дисциплин. Изучен подход преподавателей к студентам при выборе направлений по элективным дисциплинам. Доказано, что данные дисциплины в высшем аграрном учебном заведении играют важную роль в формировании физического развития студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семизоров Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE AND DEVELOPMENT OF ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE STATE AGRARIAN UNIVERSITY OF NORTHERN ZAURALYE

The author of the article considers the importance and development of physical culture and sports as an academic discipline. The work finds the relationship between the discipline of physical education and sports elective subjects. The tasks of these disciplines are specified. The educational process of disciplines on physical culture and sport in an agrarian university is presented. The analysis of visiting of educational disciplines and the relation of the student to educational activity, educational and training activity is given. It is shown that today elective disciplines in physical culture and sports play an important role in the educational process of higher education. The article presents a comparative analysis of the attendance of physical education classes by students of higher educational institutions for one and a half years of educational activity. Special attention is paid to the formation of physical education of students in higher education. The purpose of development of physical culture and sports, and also elective disciplines is opened. The approach of teachers to students when choosing directions in elective subjects is studied. It is proved that these disciplines in higher agricultural educational institution play an important role in the formation of physical development of students.

Текст научной работы на тему «Значение и развитие элективных дисциплин по физической культуре и спорту в государственном аграрном университете Северного Зауралья»

шении к любым замечаниям, непослушание и нарушение учебной дисциплины, в криках, а иногда и в прямых угрозах [6, с. 171]. Приведенные признаки школьной дезадаптации, таким образом, соотносятся с пониманием деструктивного конфликтного поведения, что может служить обоснованием выделения отдельного вида девиантного поведения подростков - девиантного конфликтного поведения.

Как показали наши исследования об использовании приемов жестких тактик в конфликте с учащимися, подростки со статусом внутришкольного учета (212 чел. школ г Калининграда) чаще всего разрешают конфликт с помощью грубости (73%), оскорбительных жестов (66%), физического воздействия (54%), негативной личностной оценки (52%), предъявления требований (34%).

Девиантное конфликтное поведение подростка - это отклоняющееся от нормы конструктивного конфликтного взаимодействия со взрослыми и детьми поведение с использованием стратегии конфронтации, соперничества в сочетании с жесткими тактиками, физического и психологического насилия, разрешения конфликтов.

Отличие между агрессивными и неагрессивными детьми, заключается в том, что у агрессивных детей не сформирован опыт разрешения конфликта с использованием мягких и нейтральных практик. Психологи устанавливают прямую связь между проблематикой агрессии и изучением конфликтов и предлагают оценивать выбор стратегии и тактики конфликтного поведения как результат социального научения моделям конфликтного взаимодействия [7, с. 66].

Библиографический список

Важно не только трансформировать агрессивную реакцию на преодоление причины конфликта, но и расширить набор приемлемых, мягких или нейтральных тактик разрешения конфликта. Способность подростка с девиантным поведением при конфликтных ситуациях использовать аргументы, логику и факты для подтверждения своей позиции (тактика обозначения своей позиции); готовность к компромиссу, диалогу, способность принести извинения и попросить прощение (тактика сделки); готовность к сотрудничеству, желание решать возникшую проблему и предложение помощи, стремление поиска общего, а не различий (тактика дружелюбия). В структуре педагогических целей коррекционно-разви-вающих программ профилактической работы в школе, реализуемые школьным психологом или социальным педагогом, представителем службы школьной медиации (примирения), необходимо, следовательно, включать цели формирования конструктивной конфликтной позиции, мотивации конструктивного конфликта, компетенции договороспособности. Основу индивидуальной программы саморазвития подростка и программы групповых занятий, учащихся, стоящих на профилактическом (внутришкольном) учете, будут составлять упражнения, задания по обучению конструктивному поведению в конфликте.

Совет по профилактике школы по представлению классного руководителя об имеющихся позитивных изменениях в поведении в школьных конфликтах, сохраняющихся длительное время (минимум 6 месяцев), будет иметь основания для снятия подростка с внутришкольного учета.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255

2. Методические рекомендации действий педагогов в случае выявления признаков девиантного поведения. Available at: http://www.fcprc.ru/metodicheskie-materialyi/ navigator

3. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2005.

4. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Санкт-Петербург 1996.

5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. Москва: ЮНИТИ, 2000.

6. Рабочая книга школьного психолога. И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. Москва: Просвещение, 1991.

7. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2.е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2008. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255

2. Metodicheskie rekomendacii dejstvij pedagogov v sluchae vyyavleniya priznakov deviantnogo povedeniya. Available at: http://www.fcprc.ru/metodicheskie-materialyi/navigator

3. Leonov N.I. Konflikiy ikonfliktnoepovedenie. Metody izucheniya: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Piter, 2005.

4. Rean A.A. Agressiya i agressivnost' lichnosti. Sankt-Peterburg, 1996.

5. Ancupov A.Ya., Shipilov A.I. Konfliktologiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva: YuNITI, 2000.

6. Rabochaya kniga shkol'nogo psihologa. I.V. Dubrovina, M.K. Akimova, E.M. Borisova i dr.; Pod red. I.V. Dubrovinoj. Moskva: Prosveschenie, 1991.

7. Grishina N.V. Psihologiya konflikta. 2.e izd. Sankt-Peterburg: Piter, 2008. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/

Статья поступила в редакцию 19.11.18

УДК 378.145

Semizorov E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Agrarian University of Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia),

E-mail: semizorov-evgeni@mail.ru

THE VALUE AND DEVELOPMENT OF ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE STATE AGRARIAN UNIVERSITY OF NORTHERN ZAURALYE. The author of the article considers the importance and development of physical culture and sports as an academic discipline. The work finds the relationship between the discipline of physical education and sports elective subjects. The tasks of these disciplines are specified. The educational process of disciplines on physical culture and sport in an agrarian university is presented. The analysis of visiting of educational disciplines and the relation of the student to educational activity, educational and training activity is given. It is shown that today elective disciplines in physical culture and sports play an important role in the educational process of higher education. The article presents a comparative analysis of the attendance of physical education classes by students of higher educational institutions for one and a half years of educational activity. Special attention is paid to the formation of physical education of students in higher education. The purpose of development of physical culture and sports, and also elective disciplines is opened. The approach of teachers to students when choosing directions in elective subjects is studied. It is proved that these disciplines in higher agricultural educational institution play an important role in the formation of physical development of students.

Key words: physical culture and sport, elective disciplines, students, university, goals, objectives, physical education, development, teachers, comparative analysis.

Е.А. Семизорое, канд. пед. наук, доц., Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: semizorov-evgeni@mail.ru

ЗНАЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АГРАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ СЕВЕРНОГО ЗАУРАЛЬЯ

Автор данной статьи рассматривает значение и развитие физической культуры и спорта как учебной дисциплины. Найдена взаимосвязь между дисциплиной по физической культуре и спорту и элективными дисциплинами. Указаны цели и задачи данных дисциплин. Представлен учебный образовательный процесс дисциплин по физической культуре и спорту в аграрном университете. Приведён анализ посещения учебных дисциплин и отношения студента к учебной деятельности, учебно-тренировочной деятельности. Показано, что на сегодняшний день элективные дисциплины по физической культуре и спорту играют важную роль в образовательном процессе высшего учебного заведения. Представлен сравнительный анализ посещения учебных занятий по физической культуре студентами высшего учебного заведения за полтора года образовательной деятельности. Уделено особое внимание формированию физкультурного образования студентов в высшем учебном заведении. Раскрыта цель развития физической культуры и спорта, а также элективных дисциплин. Изучен подход преподавателей к студентам при выборе направлений по элективным дисциплинам. Доказано, что данные дисциплины в высшем аграрном учебном заведении играют важную роль в формировании физического развития студентов.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, элективные дисциплины, студенты, университет, цели, задачи, физическое воспитание, развитие, преподаватели, сравнительный анализ.

В настоящее время заметно увеличение людей, занимающихся физической культурой и спортом, посвящая себя здоровому образу жизни. В детских садах, школах, колледжах, высших учебных заведениях руководство данных организаций делает всё возможное, создавая благоприятные условия для занятий физической культурой и спортом. Можно сказать, что в указанных учебных заведениях ученики, студенты занимаются физкультурой, для того чтобы получить аттестацию по дисциплине, чтобы продолжить дальнейшее обучение. Но с уверенностью можно сказать и другое, что через аттестацию данного предмета, повышается интерес к занятиям физкультурой, и желание заниматься спортом в свободное от учебных занятий время. Физическая культура и спорт является частью культуры общества, соответственно ей присущи, прежде всего, общекультурные социальные функции. К данной дисциплине относятся такие функции как: воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, коммуникативная, экономическая и другие. В настоящее время различают следующие типологические составляющие физической культуры: базовая физическая культура, спорт и туризм, профессионально-прикладная физическая подготовка, оздоровительно-реабилитационная физическая культура, фоновые виды физической культуры [1].

К задачам дисциплины можно отнести: понимание социальной значимости физической культуры, физическое совершенствование и самовоспитание, обеспечение сохранения и укрепления здоровья, самоопределение в физической культуре и спорте, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту, использования физкультур-но-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.

В высшем учебном заведении физическая культура и спорт является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Целью данной дисциплины является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности. В вузах физическая культура представлена как важнейший базовый компонент формирования общей культуры студентов [2].

Физическая культура и спорт в высшем аграрном учебном заведении считается обязательной дисциплиной для всех направлений, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки. В основе учебно-воспитательного процесса высшей учебной школы лежит комплексный, системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовки специалистов, в которых органически сливаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания. Данная дисциплина включает в себя воздействие на физиологические системы организма занимающихся, на нервно-эмоциональную, умственную сферу студентов, совершенствование физических, морально-волевых качеств и психологической устойчивости личности. Она является процессом планомерного, систематического воздействия на студентов под ответственным наблюдением и руководством преподавателей, которые призваны дать будущим специалистам знания и сформировать у них глубокое понимание социального значения физической культуры и спорта в условиях производственной деятельности и на основе сформировать физическую культуру личности [3].

При реализации образовательных программ организация обеспечивает обучающимся возможность освоения элективных дисциплин в порядке, установленном локальном нормативным актом организации. Избранные обучающимся элективные дисциплины являются обязательным для освоения. Элективные дисциплины отличаются тем, что из предложенного их набора студент может выбрать ту дисциплину, которую он сможет посещать с желанием с интересом познать для себя что-то новое. Как только дисциплина выбрана, она становится нормативной, с обязанностью посещать под наблюдением педагогического контроля. Если элективные дисциплины предлагаются образовательным учреждением, данные дисциплины для студентов являются обязательными.

Перед государством стоят множество задач, одна из которых это увеличение количества людей занимающихся физической культурой и спортом [4]. Данную задачу лучше решать через детские образовательные учреждения, образовательные школы, средние учебные и высшие заведения. Существует множество мнений на тему, количества занимающихся и качества проведения занятий. Предлагаю на примере рассмотреть проведение занятий на базе аграрного университета Северного Зауралья города Тюмени: проанализировать, и сделать выводы, указать плюсы и минусы проведения учебных занятий среди студентов.

Библиографический список

Конечно, положительных моментов будет больше, чем отрицательных, но, не решая проблемы отрицательного характера, нельзя их улучшить. Начнем с количества, если сделать анализ за полтора года, с уверенностью можно сказать, что желающих становится с каждым разом больше. Возникает вопрос, с чем связано? Возможно, это связано с предусмотренными учебными прошлыми планами, где каждый студент должен был за весь период изучения данной дисциплины пройти все этапы, а не заниматься одним направлением. Элективные дисциплины дают возможность студентам, сделать выбор и определиться в каком направлении они видят себя, в результате которого у студентов в процессе занятия должен проявиться еще более интерес к занятиям с определенной пользой для себя. Но есть и другая сторона медали, студент, занимаясь одним и тем же направлением, исключает возможность проявить себя и в других направлениях. Хорошо, если на протяжении всего образовательного процесса он попробует себя в нескольких направлениях, а если нет, то это проблемой не назвать, но есть о чём задуматься.

Государственный аграрный университет Северного Зауралья относится к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, таких вузов более пятидесяти. В настоящее время на базе аграрного университета дисциплины -Физическая культура и спорт и Элективные дисциплины проводятся согласно учебным планам. Дисциплины ведутся на трех курсах 18 направлений бакалавриата очного обучения, одной специальности специалитета очного обучения. На двух курсах 9 направлений бакалавриата заочного обучения, одной специальности специалитета заочного обучения, двух направлений очно-заочного обучения. За три курса очного обучения каждый студент обязан получить знания по данной дисциплине в объеме 72 часа по Физической культуре и 328 часов по Элективной дисциплине. При выборе направлений элективных дисциплин мы отталкивались от материально-технической базы университета. В университете имеется очень хорошая спортивная база - стадион, лыжная трасса, хоккейный корт, тренажерный зал, спортивный зал для волейбола, мини-футбола и баскетбола, зал атлетической гимнастики, зал настольного тенниса, зал для игры в дартс, зал для занятий гиревым спортом, плавательный бассейн 4 дорожки каждая 25 метров. Материальная база университета достаточно хорошая, что позволяет проводить учебные занятия по разным направлениям. Проанализировав возможности, определили четыре направления - это спортивные игры, плавание, гимнастика и к циклическим видам спорта отнесли лыжные гонки, коньки, легкую атлетику. В 2017 - 2018 учебном году в 1 семестре из трех курсов обучалось 1372 студента. Больше всего студенты написали заявления заниматься спортивными играми -423 человека, гимнастика составило - 364 студента, плавание - 278 студентов и циклические виды спорта - 256 человек, к специальной медицинской группе отнесли 51 студент. Во втором семестре этого же учебного года из 1352 студента распределение по направлениям состоялось следующим образом - спортивные игры - 486 студентов, гимнастика - 356 человек, плавание - 237 человек, циклические виды спорта - 225, к специальной медицинской группе - 48 человек. Анализируя данные показатели можно сказать, что лидирующую позицию занимают спортивные игры, на втором месте гимнастика, далее плавание и замыкает четверку направлений циклические виды спорта. Очень радует, что очередность распределилась, таким образом, но нам стало интересно, почему студенты нашего университета проживают в регионе, где пять месяцев можно заниматься лыжными гонками, заниматься на льду неохотно выбирали циклические виды спорта. Если просмотреть распределение за первый семестр 2018 - 2019 учебный год, результат следующий - из 1541 студента популярным направлением можно считать спортивные игры - 474 студента, на гимнастику записалось 371 человек, плаванием решили заниматься 348 студентов, циклические виды спорта - 315 человек и 33 студента которые относятся к специальной медицинской группе. Если провести сравнительный анализ, в текущем учебном году выбор студентами имеющихся направлений был сделан осознанно и с желанием. Если в прошлом году студенты выбирали направление, с целью обойти трудности стороной и получить зачет, в этом же году все иначе. Студентам было дано право, выбрать направление, а не преподавателя. Преподавателей назначали после того, когда студент сделал свой выбор, это очень сказалось на результатах выбора. На протяжении двух с половиной месяцев видна динамика роста занимающихся, студенты с огромным желанием посещают занятия по данной дисциплине, сдают контрольные нормативы согласно рабочим программам.

Элективные дисциплины по физической культуре и спорту должны стать основой физического воспитания, которые будут способствовать приобщению студентов к занятиям и ценностям физической культуры и спорту, формированию потребности к занятиям по данной дисциплине. Задача преподавателей заключается в формировании целостной системы физкультурного образования студенческой молодежи и подачи качественного учебного материала для дальнейшего развития студента как личности в целом [5].

1. Левин М.Я., Борисевич С.А., Попова О.М. Физическая культура и спорт (лекционный курс для студентов бакалавров). Тюмень: ГАУСЗ, 2013.

2. Левин М.Я., Борисевич С.А., Афанасьева И.А. Теоретические основы программы по дисциплине «Физическая культура» для высших учебных заведений: учебное пособие. Тюмень: ТГСХА, 2010.

3. Кувалдин В.А. Влияние занятий спортом на качество жизни студентов тюменского государственного аграрного университета. Теория и практика физической культуры. 2013; 9: 22 - 25.

4. Кувалдин В.А. Отношение к курению студентов аграрного университета. Инновационные технологии е образовании и науке: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2017: 131 - 132.

5. Масунова О.В. Повышение эффективности преподавания физической культуры в вузе. Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016: 65 - 67.

References

1. Levin M.Ya., Borisevich S.A., Popova O.M. Fizicheskaya kul'tura i sport (lekcionnyj kurs dlya studentov bakalavrov). Tyumen': GAUSZ, 2013.

2. Levin M.Ya., Borisevich S.A., Afanas'eva I.A. Teoreticheskie osnovy programmy po discipline «Fizicheskaya kul'tura» dlya vysshih uchebnyh zavedenij: uchebnoe posobie. Tyumen': TGSHA, 2010.

3. Kuvaldin V.A. Vliyanie zanyatij sportom na kachestvo zhizni studentov tyumenskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2013; 9: 22 - 25.

4. Kuvaldin V.A. Otnoshenie k kureniyu studentov agrarnogo universiteta. Innovacionnye tehnologii v obrazovanii i nauke: sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 131 - 132.

5. Masunova O.V. Povyshenie 'effektivnosti prepodavaniya fizicheskoj kul'tury v vuze. Intellektual'nyj i nauchnyj potencial XXI veka: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016: 65 - 67.

Статья поступила е редакцию 21.11.18

УДК 37.02

Kalmykova A.S., teacher, Astrakhan Cooperative College of Economics and Law (Astrakhan, Russia), E-mail: legadema@mail.ru

Smirnova M.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Applied Mathematics, Computer Science and Quality Management,

Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mail: mosmir1@gmail.com

Smirnov A.P., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Applied Mathematics, Computer Science and Quality Management, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mail: apsmir@yandex.ru

IMPLEMENTATION OF PROJECT ACTIVITIES IN THE ELECTIVE COURSE "TEACHING THE WORK WITH 3D-OBJECTS" IN THE INFORMATICS COURSE OF THE PRIMARY SCHOOL. The article presents a complex of projects implemented in an optional course of "Teaching the work with 3D-objects in the vector editor Open Office.org Draw". The article presents views on the combination of the method of projects and traditional methods of circle work. Considerable attention is paid to the functional graphic capabilities of the Open Offfce.org office suite. The paper presents views on the work using the method of projects in the framework of the author's methodology. The author comes to the conclusion that the work on the project method is most optimal in the case of the rational use of various techniques. Special attention in this case is paid to the formation of ICT competencies of students. Identified and reviewed the main stages of the proposed projects; key points of their implementation are indicated and considered.

Key words: project activity, mental map, project, 3D, Open Office.org Draw, training, information technology.

А.С. Калмыкова, преподаватель, ПОЧУ «Астраханский кооперативный техникум экономики и права», г. Астрахань, E-mail: legadema@mail.ru М.О. Смирнова, канд. пед. наук, доц. каф. прикладной математики, информатики и управления качеством, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, E-mail: mosmir1@gmail.com

А.П. Смирнов, канд. ф.-м. наук, доц. каф. прикладной математики, информатики и управления качеством, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, E-mail: apsmir@yandex.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ КРУЖКА «ОБУЧЕНИЕ РАБОТЕ С SD-ОБЪЕКТАМИ» В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В статье представлен комплекс проектов, реализованный в рамках кружка «Обучение работе с 3D-объектами в векторном редакторе Open Offfce.org Draw». В статье излагаются взгляды на комбинирование метода проектов и традиционных методик кружковой работы. Значительное внимание уделяется функциональным графическим возможностям офисного пакета Open Offfce.org. В статье излагаются взгляды на работу с помощью метода проектов в рамках авторской методики. Автор приходит к выводу, что работа по методу проектов наиболее оптимальная в случае рационального использования различных методик. Особое внимание в данном случае уделено формированию ИКТ компетенций учащихся. Определены и рассмотрены основные этапы предлагаемых проектов; указаны и рассмотрены ключевые моменты их выполнения.

Ключевые слова: проектная деятельность, ментальная карта, проект, 3D, Open Office.org Draw, обучение, информационные технологии.

Информационные технологии играют особую роль в процессе формирования способностей и реализации возможностей учащихся. Использование разнообразных организационных форм занятий, а также индивидуальная и командная работа над различными проектами позволяют сформировать успешную и конкурентоспособную личность [1].

Используется деятельностный подход к обучению, в частности, активные методы обучения (проблемные ситуации, метод проектов), обеспечивающие не только активизацию познавательной активности учащихся и повышение мотивации к учебе, но и развивающие навыки самостоятельного обучения развитие коммуникативных навыков [2].

Проектная деятельность на таких ступенях образования как колледж и вуз представлена в работах [3; 4]. Приведем пример проектной работы, ориентированной на школьников.

Примерный календарно-тематический план кружка «Обучение работе с 3D-объектами» рассчитан на тридцать пять часов учебного времени. На реализацию компонентов проектной деятельности отводится девять часов.

Проектная деятельность представлена следующими дидактическими материалами:

1. Проект № 1 «Универсальный алгоритм» (1 час).

2. Защита проекта № 1 (1 час).

3. Проект № 2 «Ментальная карта» (групповой проект по заданной теме) (1

час).

4. Защита проекта № 2 (1 час).

5. Подготовка к итоговому индивидуальному проекту (1 час).

6. Сбор материалов для итогового индивидуального проекта (1 час).

7. Оформление итогового индивидуального проекта (1 час).

8. Защита итогового индивидуального проекта (2 часа).

Первым проектом, который выполнят учащиеся, является практико-ориен-тированный проект «Компьютерная графика в текстовом редакторе Open Office. org Writer». В зависимости от контекста обучения проект может выполняться как во внеурочной, так и в урочной форме работы.

В данном проекте использованы следующие методы исследования: теоретический анализ различных источников информации (Интернет-ресурсов, научной литературы), обобщение информации. В ходе выполнения проекта учащиеся рассматривают различные способы использования графики в текстовом редакторе, изучают алгоритмы создания графических изображений. Практическая значимость проекта состоит в разработке универсального алгоритма создания графического изображения в текстовом редакторе, а также методических рекомендаций по использованию графики в текстовом редакторе. Учитывая, что не все пользователи имеют возможность использовать специализированные графические редакторы для создания изображений, появляется необходимость более подробного рассмотрения текстового редактора как возможного средства для создания и редактирования графических изображений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.