Научная статья на тему 'Повышение профессиональной компетентности студентов в процессе освоения дисциплины "Физическая культура" в вузе'

Повышение профессиональной компетентности студентов в процессе освоения дисциплины "Физическая культура" в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИСЦИПЛИНА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / UNIVERSITY STUDENTS / PROFESSIONAL COMPETENCE / DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" / HEALTH / PHYSICAL CONDITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курятников Дмитрий Станиславович, Стафеева Анастасия Владимировна, Жемчуг Юрий Станиславович

В настоящее время актуальным является развитие потенциальных возможностей и непрерывное самосовершенствование при подготовке студентов в вузе. В статье рассматривается проблема подготовки будущего специалиста в инженерно-экономическом вузе готового к постоянному повышению профессиональной компетентности. Дисциплина «Физическая культура» в вузе представлена базовым фактором физкультурного образования, способствующим общему и профессиональному развитию личности. Авторами предлагается содержание дисциплины «Физическая культура», направленной на формирование у студентов профессиональной компетенции саморазвития, принципиально важной для сохранения и укрепления их здоровья и для совершенствования их физического состояния для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Содержание дисциплины представлено двумя разделами: «Физическая культура и спорт», посвященное формированию базовых знаний о влиянии средств физического воспитания на основные жизнеобеспечивающие системы организма человека и «Элективные дисциплины по физической культуре», призванное совершенствовать уровень физической подготовленности в избранном виде спортивной деятельности и противодействовать неблагоприятным факторам и условиям труда, снижения утомления в процессе будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курятников Дмитрий Станиславович, Стафеева Анастасия Владимировна, Жемчуг Юрий Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS IN MASTERING THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" AT THE UNIVERSITY

Currently, the development of potential and continuous self-improvement in the preparation of students at the University is relevant. The article deals with the problem of training future specialists in engineering and Economics University ready for continuous improvement of professional competence. Discipline "Physical culture" in the University is represented by the basic factor of physical education, contributing to the General and professional development of the individual. The authors propose the content of the discipline "Physical culture", aimed at the formation of students ' professional competence of self-development, which is fundamentally important for the preservation and strengthening of their health and to improve their physical condition to ensure full social and professional activities. The content of the discipline is presented in two sections:" Physical culture and sport", devoted to the formation of basic knowledge about the impact of physical education on the basic life-supporting systems of the human body and" Elective disciplines in physical culture", designed to improve the level of physical fitness in the chosen form of sports activities and to counteract adverse factors and working conditions, reducing fatigue in the process of future professional activity.

Текст научной работы на тему «Повышение профессиональной компетентности студентов в процессе освоения дисциплины "Физическая культура" в вузе»

Kuryatnikov Dmitry Stanislavovich, Stafeeva Anastasiya Vladimirovna, Gemchug Uri Stanislavovich IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS ...

pedagogical sciences

УДК 378.1

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0046

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВУЗЕ

© 2019

Курятников Дмитрий Станиславович, старший преподаватель кафедры «Физической культуры»

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, Октябрьская улица, 22-а e-mail: kafedrafk@yandex.ru.)

Стафеева Анастасия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теоретических основ физической культуры» Жемчуг Юрий Станиславович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теоретических основ физической культуры» Нижегородский государственный педагогический университет (603005, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова,], e-mail:pearl1979@list.ru)

Аннотация. В настоящее время актуальным является развитие потенциальных возможностей и непрерывное самосовершенствование при подготовке студентов в вузе. В статье рассматривается проблема подготовки будущего специалиста в инженерно-экономическом вузе готового к постоянному повышению профессиональной компетентности. Дисциплина «Физическая культура» в вузе представлена базовым фактором физкультурного образования, способствующим общему и профессиональному развитию личности. Авторами предлагается содержание дисциплины «Физическая культура», направленной на формирование у студентов профессиональной компетенции саморазвития, принципиально важной для сохранения и укрепления их здоровья и для совершенствования их физического состояния для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Содержание дисциплины представлено двумя разделами: «Физическая культура и спорт», посвященное формированию базовых знаний о влиянии средств физического воспитания на основные жизнеобеспечивающие системы организма человека и «Элективные дисциплины по физической культуре», призванное совершенствовать уровень физической подготовленности в избранном виде спортивной деятельности и противодействовать неблагоприятным факторам и условиям труда, снижения утомления в процессе будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: студенты вуза, профессиональная компетентность, дисциплина «Физическая культура», здоровье, физическое состояние

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS IN MASTERING THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" AT THE UNIVERSITY

© 2019

Kuryatnikov Dmitry Stanislavovich, senior lecturer, Department of Physical culture Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University (606340, Russia, Knyaginino city, Oktyabrskaya street, 22-a e-mail: kafedrafk@yandex.ru) Stafeeva Anastasiya Vladimirovna, associate Professor of the chair "Theoretical foundations of physical culture» Gemchug Uri Stanislavovich, associate Professor of the chair "Theoretical foundations of physical culture» Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (604950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: pearl1979@list.ru)

Abstract. Currently, the development of potential and continuous self-improvement in the preparation of students at the University is relevant. The article deals with the problem of training future specialists in engineering and Economics University ready for continuous improvement of professional competence. Discipline "Physical culture" in the University is represented by the basic factor of physical education, contributing to the General and professional development of the individual. The authors propose the content of the discipline "Physical culture", aimed at the formation of students ' professional competence of self-development, which is fundamentally important for the preservation and strengthening of their health and to improve their physical condition to ensure full social and professional activities. The content of the discipline is presented in two sections:" Physical culture and sport", devoted to the formation of basic knowledge about the impact of physical education on the basic life-supporting systems of the human body and" Elective disciplines in physical culture", designed to improve the level of physical fitness in the chosen form of sports activities and to counteract adverse factors and working conditions, reducing fatigue in the process of future professional activity.

Keywords: University students, professional competence, discipline "Physical culture", health, physical condition

Введение. В настоящее время важнейшей задачей высшего образования становится задача формирование у студента как будущего специалиста быть готовым к постоянному повышению профессиональной компетентности, к самообразованию [1-3]. Учебное заведение должно обеспечить обучающимся возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, траекторию саморазвития и профессионального роста. Самоактуализация - одна из многомерных и сложных педагогических категорий [4]. Специалисты в области философии образования считают, что основой самоактуализации и саморазвития является сила самодвижения, которая определяет направление самосознания личности как активный компонент самосозидания [5-7].

Таким образом, актуальным является создание в учебном процессе в вузе возможностей для реализации студентами собственных личностных потенциалов, раз-

вития профессионально значимых качеств и ценностных ориентаций. Достижение вышеизложенных задач возможно при создании образовательной среды в вузе на основе использования современных технологий, которая будет способствовать саморазвитию и самоактуализации личности студентов.

Целью исследования явилось теоретическое обоснование содержания дисциплины «Физическая культура», с направленностью на формирование компетенции саморазвития у студентов направления «Бухгалтерский учет», «Туризм», реализуемых в НГИЭУ г. Княгинино.

В качестве рабочей гипотезы исследования предполагалось: процесс формирования компетенции саморазвития и самоактуализации у студентов инженерно-экономического вуза будет эффективным, если:

- данный процесс будет строиться на основе содержания учебно-воспитательного процесса по дисципли-

педагогические науки

Курятников Дмитрий Станиславович, Стафеева Анастасия Владимировна, Жемчуг Юрий Станиславович ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ...

не «Физическая культура», направленного на формирование компетенции саморазвития личности средствами профессионально-прикладной подготовки на занятиях физической культурой в вузе.

- физическое воспитание будет ориентировано на целенаправленное формирование у студентов ключевых компетенции по физической культуре (оздоровительно-реабилитационную; двигательную, социальную), а также на развитие когнитивного, мотивационно-ценностно-го и деятельностного компонентов.

- реализовать соответствующие педагогические условия эффективного функционирования разработанного содержания дисциплины «Физическая культура».

Изложение основного материала статьи. В результате исследования было разработано содержание образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура», которое направлено на улучшение физического состояния студентов, повышения эффективности их физической подготовленности, а также на формирование базовой компетенции стандарта высшего образования: способности поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (УК-7, ФГОС 3 ++) [8].

Современный рынок труда предъявляет новые, невостребованные ранее, требования к соискателям рабочих мест. Среди них, готовность к непрерывному самообразованию, деловым коммуникациям, кооперации, действиям в нестандартных ситуациях и т.д. [9-11].

В этой связи, компетентность саморазвития [12], т.е. способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни становится наиболее важной компетенцией, как для будущего педагога, так и для человека на протяжении его жизни.

Одной из первостепенных задач по формированию профессиональных компетенций студентов вуза в процессе освоения дисциплины «Физическая культура» по нашему мнению, является формирование компетенции профессионального совершенствования. Студенты должны обладать системой специальных знаний об организме, методических принципах физического воспитания, основах и этапах обучения движениям, развития физических качеств. В этой связи, особое внимание в содержании уделяется содержанию теоретико-методической подготовки в рамках базового модуля «Физическая культура и спорт» [13; 14; 15].

В теоретическом блоке содержания базового модуля «Физическая культура и спорт» студенты должны получить знания о важных жизнеобеспечивающих системах организма, воздействии природных, социально-экономических факторов и систем физических упражнений на организм человека, особенностях физического развития людей различных возрастных групп.

В данном содержании учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт», важное значение, приобретают теоретико-методические занятия, целью которых является формирование у студентов навыков оценки своего физического состояния с помощью простейших тестов - антропометрических индексов и функциональных проб, не требующих специального оборудования и предварительной подготовки. Полученные таким образом, знания об уровне своего физического развития и о функциональном состоянии своего организма, дадут возможность каждому студенту выявить отклонения значений различных показателей от нормативных и объективно обосновать необходимость их коррекции, что будет способствовать увеличению мотивации обучающихся к физическому совершенствованию.

В результате прохождения базового модуля «Физическая культура и спорт» каждому студенту предлагается составить индивидуальный дневник здоровья, в котором на основе методов антропометрических индексов, функциональных проб и двигательных тестов будут

представлены показатели физического развития, функционального состояния и уровня физической подготовленности обучающегося. На основании этих данных студент сможет выбрать вид физкультурно-спортивной деятельности в рамках модуля «Элективные дисциплины по физической культуре», наиболее адекватно отвечающий его целям и потребностям.

Модуль «Элективные дисциплины по физической культуре» направлен на укрепление здоровья студентов, повышение уровня физической подготовленности в избранном виде спортивной деятельности и овладение средствами и методами противодействия неблагоприятным факторам и условиям труда, снижения утомления в процессе профессиональной деятельности.

Модуль включает в себя следующие блоки: теоретическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка (III1ФП). физкультурно-спортивная деятельность (по выбору).

В блок «Теоретическая подготовка» включены знания о медико-биологических процессах, происходящих в организме во время физических нагрузок, о расширении функциональных возможностей физиологических систем и повышении сопротивляемости защитных сил организма.

Формирование прикладных знаний у студентов осуществляется в блоке ППФП. По мнению, педагогов -практиков, а также исследователей, изучающих вопросы совершенствования высшего профессионального образования [16; 17; 18] профессиональная направленность физического воспитания в вузах должна определяться более конкретными требованиями, предъявляемыми их будущей специальностью [19; 20].

В содержание ППФП студентов направления «Педагогическое образование» целесообразно включать упражнения, направленные на развитие общей, статической и силовой выносливости; координации; зрительно - моторной реакции; силы мышц спины, брюшного пресса, верхнего плечевого пояса и ног; упражнение на снятие «острого утомления» с мышц шеи, спины, кистей рук, способствующие притоку крови к головному мозгу. Помимо повышения показателей общей физической подготовки, следует развивать социально и профессионально значимые качества: организаторские и коммуникационные способности, инициативность, эмоциональную устойчивость, оперативное и логическое мышление, внимание, педагогический артистизм, способность к импровизации, выдержку и самообладание.

Содержание блока физкультурно-спортивной деятельности направлено на физическое совершенствование студентов, овладение методами и средствами избранного вида физкультурно-спортивной деятельности, развитие функциональных и двигательных способностей обучающихся, приобретение личного опыта направленного использования средств физической культуры и спорта. Физическая подготовка студентов может осуществляться по видам спортивной специализации или физкультурно-оздоровительной деятельности, таких как легкая атлетика, спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис), плавание, аэробика, спортивная гимнастика, атлетическая гимнастика, боевые искусства (бокс, самбо, каратэ, рукопашный бой).

Выводы. Таким образом, содержание образовательного процесса в вузе по физическому воспитанию, включающему модуль «Физическая культура и спорт» и модуль «Элективные дисциплины по физической культуре», направленное на повышение физической подготовленности студентов в зависимости от их интересов, целей, физического состояния и специфики будущей профессиональной деятельности. Для ее реализации и достижения образовательных результатов учебной деятельности в содержание включены блоки, направленные на овладение навыками самодиагностики физического развития и функционального состояния организма на основе методов антропометрических индексов,

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1(26)

187

Kuryatnikov Dmitry Stanislavovich, Stafeeva Anastasiya Vladimirovna, Gemchug Uri Stanislavovich IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS ...

pedagogical sciences

функциональных проб и двигательных тестов, и на этой Статья поступила в редакцию 02.02.2019 основе, совершенствование двигательной подготовлен- Статья принята к публикации 27.02.2019 ности в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности.

Формирование компетенции саморазвития в процессе реализации физического воспитания в рамках двух модулей («Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре») поможет будущему педагогу адекватно оценивать свое физическое состояние, уметь его сохранять и развивать на основе знаний о влиянии различных видов физкультурно-спортивной деятельности на организм человека в процессе его онтогенеза, а также уметь использовать средства профессионально-прикладной физической подготовки для профилактики и лечения профессиональных заболеваний педагога в процессе его многолетней профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дорохова Р.Н. Дети, спорт, здоровье (Выпуск 13): Межрегиональный сборник научных трудов по проблемам интегра-тивной и спортивной антропологии. Смоленск: СГАФКСТ. 2017.

2. Евтин А.Б.., Гусев А.Н. Использование модульного подхода в реализации прикладной физической подготовки студентов в инженер-но-эономическом вузе// Вектор науки Толльятинского университета. №2. 2016

3. Лебедева О.В. Возможности развития саморегуляции студента - будущего педагога в условиях современного педагогического вуза / Лебедева О.В., Повшедная Ф.В., Карабущенко Н.Б. // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). С. 32.

4. Прохорова М.П., Семченко А.А. Вовлечение обучающихся — будущих педагогов профессионального обучения в проектную деятельность в рамках дисциплины // Вестник Мининского университета. 2018. Том 6. № 2. С.6. [Электронный ресурс]

5. Шехонин А.А. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования / А.А. Шехонин, В.А. Тарлыков, И.В. Клещева, и др. — СПб: НИУ ИТМО, 2014. — 98 с

6. Кузнецов В.А., Смирнов А.Б., Кулакова Н.И., Сесорова О.В., Туркина Л.В. Проблема формирования физкультурно-педагогической деятельности будущих педагогов // Теория и практика физической культуры. - 2016 № 11 С. 9-11.

7. Быстрицкая Е.В., Стафеева А.В. Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: проблемы и реше-нии//Вестник Мининского университета. №4(2). 2015. С.26-28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25286581 (дата обращения: 5.02.2019)

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлениям подготовки 43.03.01 Сервис, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2017 г. № 514.

9. Карпушкина Н. В., Кудрявцев В.А. // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 97-99.

10. Губанищева А.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка как один из видов подготовки конкурентоспособного специалиста //Научно-методический журнал «Физическое воспитание и спортивная тренировка». 2014. № 2 (8). С.77-80

11. Гусев А.Н., Стафеева А.В. Прикладная физическая подготовка студентов в вузе как основа концепции разработки содержания дисциплины «Физическая культура» в рамках ФГОС 3+//Балтийский гуманитарный журнал. Т.5. №2 (15).2016. С.146-149

12. Абакумов В.А. Научно-методическое обеспечение педагогической поддержки формирования компетенции саморазвития у студентов ССУЗ: Учебно-методическое пособие. Казань: ТГГПУ, 2011. 84 с.

13. Туманова А.З. Будут ли от «Покемона» здоровые дети? Познавательная газета. 2001. 134 с.

14. Харбасова Д.О. Характеристика часто болеющих детей. Научные исследования. 2015. 67 с.

15. Пружинин К.Н., Пружинина М.В. Физическая рекреация как междисциплинарная область физкультурного образования. ... Иркутск: Иркутский филиал «РГУФКСМиТ», 2011. 120 с.

16. Раджепов С. Особенности физической рекреации учащихся общеобразовательной школы. Автореф.дисс.канд.пед.наук. Ашгабат. 2012. 24 с.

17. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе//Вестник Мининского университета. 2018. Том 6. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/755 (Дата обращения 22.10.2018)

18. Болдышева М.В., Трямкина Ю.М. и др. Инновационные подходы к формированию дисциплины «Физическая культура» в условиях модернизации в высших учебных заведениях//Современные проблемы науки и образования. №4, 2014. С.67-71. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=22285394 (дата обращения: 10.02.2019)

19. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. Ростов н/Дону: Феникс, 2007. 285 с.

20. Неверкович С.Д Образовательные технологии - от логики взаимодействия к логике сотворчества/ С.Д Неверкович, С.В. Дмитриев, Е.В Быстрицкая. Спортивный психолог. 2011. № 2. С. 72-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.