Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Golovin S.M, Romanova E. V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 3(6), 3-12
УДК 378.172:796.012
Физкультурно-спортивное самоопределение студентов университета
Головин Сергей Михайлович, старший преподаватель кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет. г. Барнаул. Россия.
Е-mail: golowina.lara2011 @yandex.ru Романова Елена Вениаминовна, кандидат философских наук, доцент кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет. г. Барнаул, Россия. E-mail: romanovaev.2007@mail. ru
Аннотация. Физкультурно-спортивное самоопределение личности является непрерывным творческим процессом, имеющим свои специфические особенности. Обеспечение взаимосвязи физического воспитания с профессиональной ориентацией личности будущего специалиста, направленной на ценностное понимание занятий физической культурой является способом успешного выполнения социальных и профессиональных функций. С целью удовлетворения потребностей занимающихся физической культурой следует учитывать специфические особенности обучения предмету «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в высшем учебном заведении. Решение этих проблем составляет цель исследования - выявление комплекса психолого-педагогических условий для успешного формирования физкультурно-спортивного самоопределения студентов к занятиям физической культуре и спортом в рамках поведения предмета «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Объект исследования: студенты вуза.
Следует цитировать /Citation:
Головин С. М., Романова Е.В. Физкультурно-спортивное самоопределение студентов университета / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2017. -№3(6). - С. 3-12. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
Golovin S.M, Romanova E. V. 2017. Физкультурно-спортивное самоопределение студентов университета. Health, Physical Culture and Sports, 3 (6), рр. 3-12 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
Поступило в редакцию / Submitted 29.07.2017 Принято к публикации / Accepted 26.08.2017
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Golovin S.M, Romanova E. V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 3(6), 3-12
Процесс физкультурно-спортивного самоопределения студентов в условиях классического университета будет эффективным, если физкультурно-спортивное самоопределение как и психолого-педагогическое явление будет признано непрерывным творческим процессом, имеющим свои специфические особенности на каждом конкретном этапе профессионального развития будущих специалистов. В модели физкультурно-спортивного самоопределения студентов выделены и актуализированы в теоретическом и практическом аспектах объективно - нормативная, субъективная составляющие. Исследование осуществлялось в рамках авторского учебного курса «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», который предполагал использование инновационных педагогических технологий, связанных с активными формами проведения учебных занятий. Для интенсификации процесса физического воспитания в вузе необходимо увеличение занятий физической культурой за счет вовлечения студентов в физкультурно-спортивную деятельность спортивного клуба вуза. Систематические занятия физической культурой и спортом способствуют активному формированию физической культуры личности. Чтобы потребности в физическом развитии были максимально в полной мере удовлетворены, учебный процесс был ориентирован и осуществлен в контексте диалогизации педагогического взаимодействия в системе «преподаватель - студент», принципов активизации учебной деятельности студентов. Проведение теоретических и практических занятий, участие студентов на различных форумах в сети Интернет, научно-методических семинарах, круглых столах и конференциях, активизирует у студентов переоценку прежнего физкультурно-спортивного самоопределения отношения к занятиям физической культуре.
Ключевые слова: физическая культура, физкультурно-спортивное самоопределение, мотивация, ценности, элективные дисциплины по физической культуре и спорту, инновационные педагогические технологии.
Physical culture and sports self-determination of university students
Golovin Sergey Mikhailovich, Lecturer of the Physical Education Department.
Altai State University, Lenin Ave. 61, Barnaul, 656049, Russia.
E-mail: golowina.lara2011@yandex.ru Romanova Elena Veniaminovna, Candidate of Philosophy, Altai State University, Lenin Ave. 61, Barnaul, 656049, Russia.
E-mail: romanovaev.2007@mail.ru
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Golovin S.M, Romanova E. V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 3(6), 3-12
Abstract. Athletic and sports self-determination of personality is a continuous creative process, which has its own specific features. Ensuring the interrelation of physical education with the professional orientation of the personality of the future specialist, aimed at the value understanding of physical training is a way of successfully fulfilling social and professional functions. In order to meet the needs of those engaged in physical culture, it is necessary to take into account the specific features of teaching the subject "Elective disciplines in physical culture and sports" in higher education. The solution of these problems is the goal of the study - the identification of a set of psychological and pedagogical conditions for the successful formation of physical culture and sports self-determination of students for physical training and sports in the conduct of the subject "Elective disciplines in physical culture and sports." Object of study: students of the university. The process of physical culture and sports self-determination of students in the conditions of a classical university will be effective if the physical culture and sports self-determination as a psychological and pedagogical phenomenon will be recognized as a continuous creative process that has its own specific features at each specific stage of professional development of future specialists. In the model of physical culture and sports self-determination of students, objectively - normative, subjective components are identified and actualized in theoretical and practical aspects. The research was carried out within the framework of the author's training course "Elective disciplines in physical culture and sports", which assumed the use of innovative pedagogical technologies related to active forms of conducting classes. To intensify the process of physical education in higher education, it is necessary to increase physical education by involving students in the sports and sports activities of the sports club of the university. Systematic training in physical culture and sports contributes to the active formation of the physical culture of the individual. In order to satisfy the needs for physical development to the fullest possible extent, the educational process was oriented and implemented in the context of the dialogization of pedagogical interaction in the "teacher-student" system, the principles of activating student learning activities. Conducting theoretical and practical classes, the participation of students in various forums on the Internet, scientific and methodological seminars, round tables and conferences, activates the students' reassessment of the former physical culture and sports self-determination of attitudes toward physical education.
Key words: physical culture, physical and sports self-determination, motivation, values, elective disciplines in physical culture and sports, innovative pedagogical technologies.
Актуальность. Проблема исследования состоит в определении структуры и содержания понятия физкультурно-спортивного самоопределения личности,
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Golovin S.M, Romanova E. V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 3(6), 3-12
роли в физического развития студентов классического университета, а также в выявлении педагогических условий организационно - образовательного обеспечения названного самоопределения в процессе подготовки будущих специалистов. Студенчество, особенно на начальном этапе обучения, является наиболее уязвимой частью молодежи, т.к. сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, невысокой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении.
В связи с этим огромную роль играет изучение физкультурно-спортивного самоопределения современной студенческой молодежи в занятиях физическими упражнениями [1, 2]. Кроме вышеупомянутой проблемы необходимо отметить подавляющую степень среднего уровня когнитивной готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью. Такой показатель говорит о том, что современное образование дает качественные знания студентам в области управления физкультурно-спортивной деятельности, но они носят репродуктивный характер. И, соответственно, наблюдается низкая степень творческой когнитивной готовности, что может объясняться отсутствием умений и желания креативно подходить к решению вопросов, связанных с управлением физкультурно-спортивной деятельностью [3, c. 124130].
Достижение максимального соответствия между структурой физкультурно-спортивной деятельности в вузе и направленностью, содержательностью процесса профессионализации, заключающейся в подготовке студента к будущей профессиональной деятельности [4, 5]. Физкультурно-спортивное самоопределение личности является непрерывным творческим процессом, имеющим свои специфические особенности. Обеспечение взаимосвязи физического воспитания с профессиональной ориентацией личности будущего специалиста, направленной на ценностное понимание занятий физической культурой является способом успешного выполнения социальных и профессиональных функций [6].
С целью удовлетворения потребностей занимающихся физической культурой следует учитывать специфические особенности обучения предмету «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в высшем учебном заведении.
Решение этих проблем составляет цель нашего исследования - выявление комплекса психолого-педагогических условий для успешного формирования физкультурно-спортивного самоопределения студентов к занятиям физической культуре и спортом в рамках поведения предмета «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту».
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Golovin S.M, Romanova E. V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 3(6), 3-12
Цели, задачи, методы исследования.
Цель - изучить специфику физкультурно-спортивного самоопределение студентов университета в ходе преподавания элективных дисциплин по физической культуре и спорту.
Объект исследования: студенты вуза.
Предмет исследования: изучение особенностей физкультурно-спортивного самоопределения студентов университета.
Гипотеза исследовании сформулирована следующим образом: процесс физкультурно-спортивного самоопределения студентов в условиях классического университета будет эффективным, если:
•физкультурно-спортивное самоопределение как и психолого-педагогическое явление будет признано непрерывным творческим процессом, имеющим свои специфические особенности на каждом конкретном этапе профессионального развития будущих специалистов;
•в модели физкультурно-спортивного самоопределения студентов будут выделены и актуализированы в теоретическом и практическом аспектах объективно - нормативная, субъективная составляющие;
Субъективная составляющая будет обусловлена сформированными потребностями личности студентов в своем физкультурно-спортивном самоопределении, профессионально обусловленными творческими способностями и соответствующим опытом студентов в физкультурно-спортивном саморазвитии;
Объективно-образовательная составляющая будет представлять комплекс педагогических условий организационно-образовательного обеспечения физкультурно-спортивного самоопределения студентов, в котором необходимо выделить и обосновать условия общеметодологического конкретно методологического и конкретно педагогического характера.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
•выявить сущностные характеристики понятия физкультурно-спортивного самоопределения студентов, обосновать его структуру и содержание основных компонентов;
•разработать теоретическую модель физкультурно-спортивного самоопределения студентов и обосновать комплекс педагогических условий ее организационно-образовательного обеспечения в классическом университете;
•разработать практические рекомендации по организационно-образовательному обеспечению физкультурно-спортивного самоопределения личности студентов в условиях классического университета.
Методологическую часть исследования составили личностно-
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Golovin S.M, Romanova E. V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 3(6), 3-12
деятельностный подходы, определяющие деятельность ведущим условием полноценного развития личности в условиях образовательного процесса и позволяющие рассматривать личность учащегося в контексте субъект-субъектных образовательных отношений; междисциплинарный и системный подходы, способствующие построению образовательного процесса на принципах непрерывности, целостности и системности [7, 8]. Исследование осуществлялось в рамках авторского учебного курса «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», который предполагал использование инновационных педагогических технологий, связанных с активными формами проведения учебных занятий.
В исследовании были осуществлены констатирующий, промежуточный и конечный диагностический срезы, которые показали устойчивую положительную динамику субъективных компонентов физкультурно-спортивного самоопределения у студентов из экспериментальных групп, в контрольных группах студентов данная динамика была выражена в незначительной степени. Результаты экспериментального этапа исследования полностью подтвердили первоначально сформулированную гипотезу.
Исследование осуществлено на базе Алтайского государственного университета. В нем приняли участие 420 студентов различных факультетов Алтайского государственного университета. Исследование осуществлялось в течение следующих этапов:
Первый этап - изучение состояния данной проблемы в теоретических исследованиях и педагогической практике, определение исходных теоретических позиций, обоснование проблемы исследования.
Второй этап — определение цели и задач исследования, теоретический анализ проблемы, разработка экспериментальных материалов, подготовка экспериментальной базы исследования.
Третий этап - проведение констатирующего и формирующего экспериментов, анализ результатов экспериментальной части исследования.
В результате исследования уточнены категориальные характеристики понятия физкультурно-спортивного самоопределения личности в контексте специфики физкультурно-спортивной деятельности, связанной с проведение дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту»;
Теоретический анализ проблемы исследования физкультурно-спортивного самоопределения личности студентов позволил нам констатировать, что физкультурно-спортивного самоопределение личности является непрерывным творческим процессом, имеющим свои специфические особенности на каждом конкретном этапе обучения студентов.
Анализ категории физкультурно-спортивного самоопределения позволил
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Golovin S.M, Romanova E. V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 3(6), 3-12
нам разработать теоретическую модель физкультурно-спортивного самоопределения студентов в физкультурной деятельности. В данной модели мы выделили объективно-нормативная, объективно-образовательная и субъективная составляющие.
Из анализа научной и учебно-методической литературы [3, c.124-130], опроса и анкетирования студентов различных направлений и специальностей нами выявлены основные группы мотивов к занятиям физической культурой в вузе: оздоровительные, двигательно-деятельностные, эстетические, коммуникативные, познавательно-развивающие, творческие, профессионально-ориентированные, воспитательные, культурологические, статусные, административные и психолого-значимые.
Теоретический анализ проблемы физкультурно-спортивного самоопределения личности в условиях университета позволил осуществить опытно-экспериментальный этап исследования. Экспериментальной базой исследования явились студенты с различных факультетов классического университета, В исследовании приняли участие 220 студентов заочной формы обучения первого курса, при этом 110 человек составили контрольную группу, а 110 - экспериментальную.
Перед осуществлением формирующего эксперимента нами были разработаны качественные показатели, критерии форсированности всех субъективных составляющих физкультурно-спортивного самоопределения студентов, а так же создан комплекс диагностических методов и методик для изучения динамики физкультурно-спортивного самоопределения студентов в ходе осуществления, формирующего эксперимента.
Формирующий эксперимент осуществлялся в течение учебного семестра. В него вошли следующие блоки учебной работы: аудиторная работа со студентами, руководство самостоятельной работой студентов и их исследовательская работа. Экспериментальная работа была направлена на максимальное удовлетворение статусно-образовательных, образовательно-информационных потребностей студентов, а так же потребности будущих специалистов в интересной, творчески насыщенной учебной деятельности.
Результаты и обсуждения.
Гуманизация физической культуры и спорта актуализирует проблему смещения акцентов с педагогического управления и руководства на организацию личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, создающего условия для становления самостоятельной, творчески активной, мобильной и толерантной личности [9, с. 25-37]. Построение личностно-ориентированного педагогического взаимодействия в физкультурно-спортивной деятельности возможно через достижение разумного баланса между индивидуальным и
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Golovin S.M, Romanova E. V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 3(6), 3-12
коллективным, а также соотнесения ролевых позиций субъектов взаимодействия, регламентированных условиями учебно-воспитательной и соревновательной деятельности. Формирование способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию специалистов сферы физической культуры и спорта целесообразно осуществлять в процессе подготовки на основе интеграции ценностно-целевых ориентиров гуманной педагогики и спортивно-гуманистического воспитания [10, с.108].
Для интенсификации процесса физического воспитания в вузе необходимо увеличение занятий физической культурой за счет вовлечения студентов в физкультурно-спортивную деятельность спортивного клуба вуза. Систематические занятия физической культурой и спортом способствуют активному формированию физической культуры личности. Чтобы потребности в физическом развитии были максимально в полной мере удовлетворены, учебный процесс был ориентирован и осуществлен в контексте диалогизации педагогического взаимодействия в системе «преподаватель - студент», принципов активизации учебной деятельности студентов.
Проведение теоретических и практических занятий, участие студентов на различных форумах в сети Интернет, научно-методических семинарах, круглых столах и конференциях, активизирует у студентов переоценку прежнего физкультурно-спортивного самоопределения отношения к занятиям физической культуре. Посредством расширения диапазона знаний о физкультурно-спортивной деятельности, ее ценностного предназначения для личности и общества, возможно смещение акцентов у студентов с традиционной административной направленности физкультурно-оздоровительной
деятельности на её оздоровительный, воспитательный, образовательный и профессионально-развивающий потенциал.
Библиографичекий список
1. Романова Е. В., Готовчикова Л.В. Мотивация молодежи к занятиям физической культурой (на примере студентов Алтайского края) / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2017. - № 1 (4). - С. 49-59. URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (дата обращения: 26.05.2017)
2. Лобыгина Н. М., Тиканов А. О., Крыловский А. Ю. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе / Н. М. Лобыгина, А. О. Тиканов, А. Ю. Крыловский / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - № 1. - С. 65-71. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/59/showToc (дата обращения:
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Golovin S.M, Romanova E. V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 3(6), 3-12
27.11.2016)
3. Шарифулина С.Р. Когнитивная готовность будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью // Вестник ВУиТ. - 2012. -№1 (9). - С.124-130
4. Белоуско Д. В., Простихина Н.М. Активизация спортивной деятельности студентов аграрного вуза как фактора формирования физической культуры будущей духовной элиты села / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2017. - № 1 (4). -С. 44-48. URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (дата обращения: 27.03.2017)
5. Иванов, В. Г. Особенности профессиональной мотивации студентов инженерного вуза в системе основного и дополнительного профессионального образования / В. Г. Иванов, П. Н. Осипов, Е. В. Загайнова, А. И. Ирисметов // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №12. - С. 169 - 173
6. Заречнова К.В. Компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - № 2-1. - С. 12-15.
7. Лубышева Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов // Теория и практика физической культуры. - 1992. -№3. - С. 19-21.
8. Наговицын Р. С., Ипатов И. В. Модернизация занятий физической культурой в нефизкультурном вузе для успешного формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - №24. - С. 289-294
9. Белоуско Д. В. Гуманизация образовательного процесса как одного из основных направлений развития физкультурного воспитания молодежи / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - № 2. - С. 25-37. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (дата обращения:
12.05.2017)
10. Манжелей И. В., Кузнецова С. В. Личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие в сфере физической культуры и спорта // Человек. Спорт. Медицина. - 2005. - №4 (44). - С.107-112
REFERENCES
1. Romanova E. V., Gotovchikova L.V. 2017. Motivatsiya molodezhi k zanyatiyam fizicheskoi kul'turoi (na primere studentov Altaiskogo kraya). Health, Physical Culture and Sports, 1, рр. 49-59 (in Russian). URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (Accessed: 26.05.2017)
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Golovin S.M, Romanova E. V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 3(6), 3-12
2. Lobygina N. M., Tikanov A. O., Krylovskii A. Yu. 2016. Motivatsiya studentov k zanyatiyam fizicheskoi kul'turoi v vuze. Health, Physical Culture and Sports, 1, рр. 65-71 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/59/showToc (Accessed: 27.11.2016)
3. Sharifulina S.R. 2012. Kognitivnaya gotovnost' budushchikh pedagogov k upravleniyu fizkul'turno-sportivnoi deyatel'nost'yu. Vestnik VUiT. 1 (9), рр.124-130 (in Russian)
4. Belousko D. V., Prostikhina N.M. 2017. Aktivizatsiya sportivnoi deyatel'nosti studentov agrarnogo vuza kak faktora formirovaniya fizicheskoi kul'tury budushchei dukhovnoi elity sela Health, Physical Culture and Sports, 1 (4), рр. 44-48 (in Russian). URL: http: //journal.asu.ru/index.php/zosh (Accessed: 27.03.2017)
5. Ivanov V. G. 2010. Osobennosti professional'noi motivatsii studentov inzhenernogo vuza v sisteme osnovnogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya . Vestnik Kazan. tekhnol. un-ta. 12, рр. 169 - 173(in Russian)
6. Zarechnova K.V. 2011. Komponenty pedagogicheskoi napravlennosti v professional'noi podgotovke budushchikh spetsialistov po servisu i turizmu. Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2-1, рр. 12-15 (in Russian).
7. Lubysheva L.I. 1992. Sovremennye podkhody k formirovaniyu fizkul'turnogo znaniya u studentov vuzov. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 3, рр. 19-21 (in Russian).
8. Nagovitsyn R. S., Ipatov I. V. 2011. Modernizatsiya zanyatii fizicheskoi kul'turoi v nefizkul'turnom vuze dlya uspeshnogo formirovaniya motivatsionno-tsennostnogo otnosheniya studentov k fizkul'turno-sportivnoi deyatel'nosti. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 24, рр. 289-294
9. Belousko D. V. 2016. Gumanizatsiya obrazovatel'nogo protsessa kak odnogo iz osnovnykh napravlenii razvitiya fizkul'turnogo vospitaniya molodezhi . Health, Physical Culture and Sports, 2, рр. 25-37 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (Accessed: 12.05.2017)
10. Manzhelei I. V., Kuznetsova S. V. 2005. Lichnostno-orientirovannoe pedagogicheskoe vzaimodeistvie v sfere fizicheskoi kul'tury i sporta. Chelovek. Sport. Meditsina, 4 (44), рр.107-112 (in Russian)