92 ВЕСТНИК РМАТ № 2 • 2015
5. Зыкова М.Н., Шнейдер Л.Б. Психологические категории «норма» и «правило» в обсуждении поведенческой активности детей и подростков // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2009. № 3 (12). С. 70-77.
6. Калинина И.А. Представления о патриотизме как «заряжающая» идея молодежного экстремизма//Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2014. № 3 (32).
7. Карлейль Т. Герои и героическое в истории. М, 2001.
8. Киященко Н.И. Эстетика. М, 2002.
9. Никитина О.А. Герой в современной га-зетно-журнальной периодике в контексте кризиса идентичности: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2006.
10. Рено А. Героизм: примеры героизма и нравственной энергии из истории всех времен и народов. СПб., 1896.
11. Робинсон К. Найти свое призвание. Как открыть свои истинные таланты и наполнить жизнь смыслом. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2014. С. 207.
12. Сапронов П.А. Феномен героизма. СПб., 2005.
13. Теряева О.А. Дегероизация современности. URL: www.pokrov-forum.ru/. ../txt/ terjeva_O.php
14. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М, 1997. 158 с.
15. Шнейдер Л.Б. Современная семейная проблематика в социокультурном контексте // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства: материалы Междунар. науч.-практ. конф. УрГПУ. Екатеринбург, 2012. С. 18-24.
16. Шнейдер Л.Б. Семья: оглядываясь вперед. СПб.: Питер, 2013.368 с.
17. Шнейдер Л.Б., Вальцев С.В. Социально-психологические особенности национального менталитета. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009.208 с.
18. Штут С.М. Каков ты, Человек. Героическое в советской литературе. М.: Советский писатель, 1964.
УДК 378:001.891
Д.С. КОВАЛЕВ
ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ
Раскрываются условия и возможности развития государственно-частного партнерства в системе профессионального образования, его роль и возможности.
Ключевые слова: внешнеэкономические условия, профессиональное образование, государственно-частное партнерство, производство.
The article describes the conditions and opportunities for the development of public-private partnerships in vocational education, the role and capacity.
Key words: external economic conditions, vocational training, public-private partnership, production.
© Ковалев Д.С., 2015
Неблагоприятные внешнеэкономические условия заставили руководящие финансовые и политические круги Российской Федерации обратить внимание на состояние производства внутри страны, оценить масштаб разрушений и разработать дорожную карту выхода из неблагоприятной ситуации. Первая волна санкций показала степень зависимости всех сфер потребления от иностранных производителей. Бум роста потребительской активности в начале XXI в. в нашей стране был обусловлен сугубо благоприятной конъюнктурой обмена ресурсов на зарубежные товары и услуги. Все высокодоходные сферы народного хозяйства были так или иначе связаны со сферой торговли, а вся страна постепенно превращалась в огромный рынок для внешних сил.
Экономический спад продолжается, и, по оценкам экспертов, промышленное производство в первом квартале 2015 г. упало на 0,6%, но более глубокий анализ экономических процессов показывает смену парадигм, переключение с внешних ориентиров на внутренние. Такие изменения требуют времени, а о фундаментальных преобразованиях можно будет говорить только через 5-10 лет. Внешние вызовы являются стимулами к запуску своего производства, к большей локализации производственных цепочек и росту внутреннего потребления. Последнее определяется сугубо ценой, которая стимулирует покупку в национальной валюте и провоцирует внутренний спрос. Производить внутри страны постепенно становится выгодно, и все сопутствующие отрасли скоро тоже начнут это ощущать. Идея о прибавочной стоимости переживает ренессанс, определяя новый курс на индустриализацию.
Однако производство нуждается в достойном кадровом обеспечении, которым системно не занимались долгие годы. Смена ориентиров в экономике цепной реакцией изменила планы и в области образования, спровоцировала дискуссию. Система профессионального образования, отделенная от производства, развивалось собственными силами, выживая в противоестественных условиях. Продолжительное падение спроса на профессии и специальности самым разрушительным образом повлияло на уровень контингента, превратив всю систему в придаток высшего образования.
Государство определило новый курс на сближение с частным бизнесом, что наиболее удобно производить через механизм государственно-частного партнерства. Данный подход молод только для нашей страны, но на глобальном уровне он зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Лидерами в этом вопросе признаны США, Великобритания, Германия, Франция, Испания, Португалия. В сфере образования государственно-частное партнерство используется для оптимизации управления имуществом образовательных организаций, оказания экономической поддержки, управления содержанием образования и грантовой поддержки научно-исследовательской деятельности. В нашей стране государственно-частное партнерство представлено немногочисленными опытами по имущественной поддержке и помощи в практическом наполнении обучения. Последнее хорошо сочетается с Федеральным государственным образовательным стандартом и дуальной моделью обучения.
Наиболее крупными участниками партнерства являются предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые могут быть с государствен-
94 ВЕСТНИК РМАТП12 2 • 2015
ным участием и частью государственных корпораций. Даже чисто государственные компании предпочитают вести взаимоотношения на подобной платформе государственно-частного партнерства, так как такие отношения носят средне- и долгосрочный договорной характер, объединяют ресурсы и распределяют риски. Для оборонно-промышленного комплекса такой подход - единственный путь получить специалистов, по-настоящему соответствующих потребностям высокотехнологичных производств. Предоставление дорогостоящего учебного оборудования или даже обеспечение доступа обучающихся к конвейеру в учебных целях способно самым благотворным образом повлиять на уровень будущей квалификации выпускников.
Концессию, или доверительное управление, способны выдержать только самые крупные игроки частного бизнеса или государственные корпорации, которые де-факто являются государственными предприятиями с «рыночным лицом». Срок окупаемости таких форм взаимодействий бизнеса с государством обычно носит достаточно длительный характер - 10, 20, 50 лет, и при изменении внешней или внутренней конъюнктуры сложно спрогнозировать вероятность возврата таких инвестиций. Практически всегда здесь прослеживается благотворительность и долгосрочное вложение в репутацию, что повышает нематериальный актив организации и улучшает отношение конечного потребителя.
Средний и малый бизнес в государственно-частном партнерстве представлен слабо, так как финансовый потенциал не позволяет видеть перспективу и производить долгосрочные инвестиции. С точки зрения
такого бизнеса взаимоотношения с образовательными организациями -неоправданный риск и игра в одни ворота. Выпуск специалиста - вопрос средне- и краткосрочной стратегии для крупного бизнеса и долгосрочной для малого. Риски возрастают с ростом общей неопределенности и понижают возможность выживания в условиях возрастания конкуренции. Торговые организации не требуют столь сильных затрат, как производства, и достаточно часто принимают участие в жизни будущих специалистов, но эти отношения носят характер информационно-образовательной поддержки. Такое взаимодействие имеет одну существенную проблему -малый предел кадровой емкости по трудоустройству, измеряемый одним-двумя выпусками, что затрудняет глубокое сближение.
Наиболее перспективной сферой пересечения интересов партнеров является управление содержанием образования, которое нацелено на повышение качества выпускника, уход от выборочного отбора лучших к стандартизации производства высококвалифицированных кадров. Вариативный процент времени в рамках ФГОС позволяет лишь частично удовлетворить организации, но для системных изменений нужно выстраивать советскую модель подготовки профессиональных кадров на заводах с полным погружением в рыночных условиях или полномасштабно внедрять дуальную модель. Фактически государственно-частное партнерство - это скрещивание противоположных по идеологии и содержанию подходов для достижения оптимальных результатов.
Итак, перед государственно-частным партнерством в Российской
Федерации открывается блестящее будущее, новые перспективы в неблагоприятных внешнеэкономических условиях. Кризис - состояние неопределенности и возможная точка будущего роста, создающая предпосылки развития сопутству-
ЛИТЕРАТУРА
ющих направлений. Государство и бизнес получили новый толчок для налаживания тесного долгосрочного сотрудничества, которое должно способствовать развитию профессионального образования.
1. Хмелева Г.А., Муругова Ю.И. Зарубежный опыт частно-государственного партнерства и перспективы его применения в России при строительстве объектов социального значения в сфере образования //Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 2 (124). С. 241-246.
2. Забелина О.В. Развитие частно-государственного партнерства в сфере началь-
ного и среднего профессионального образова-ния//Мир образования - образование в мире. 2013. № 1. С 156-162.
3. Головина А.Г. Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 5. С. 114.
УДК 37.013
Ю.С. ЕЛОНОВА, А.Я. ЕЛОНОВА
СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Рассмотрен ряд вопросов и проблем, связанных с исследованием процессов нововведений в самые различным социальные областях. Большое внимание уделяется проблемам определения социальные инноваций, теоретической базе инновационной деятельности, эволюции представлений об инновациях. Выявлены подходы к концептуализации социальные инноваций. Отмечена особая роль образовательные инноваций; раскрыта сложность и противоречивость внедрения нововведений в систему образования; представлены возможные виды педагогических инноваций, попытки их классификации, этапы инновационный деятельности в педагогическом процессе.
Ключевые слова: инновация, инноватика, теории инноваций, концепции социальных инноваций, педагогические инновации, инновационные процессы в образовании, инновационное обучение.
The article discusses a number of issues and problems related to the study of innovation processes in the most diverse social fields; while much attention is paid to the problems of the definition of social innovation, the theoretical basis of innovation, the evolution of ideas about innovation. Identified approaches to the conceptualization of social innovations. In the article noted the special role of educational innovation; revealed the complexity and inconsistency of implementation of innovations in education; shown the possible types of educational innovation, attempts to classify them, the stages of innovative activity in the pedagogical process. Key words: innovation, innovation theory, the concept of social innovation, pedagogical innovation, innovation processes in education, innovative teaching.
© Елонова А.Я., Елонова Ю.С., 2015