Федерации открывается блестящее будущее, новые перспективы в неблагоприятных внешнеэкономических условиях. Кризис - состояние неопределенности и возможная точка будущего роста, создающая предпосылки развития сопутству-
ЛИТЕРАТУРА
ющих направлений. Государство и бизнес получили новый толчок для налаживания тесного долгосрочного сотрудничества, которое должно способствовать развитию профессионального образования.
1. Хмелева Г.А., Муругова Ю.И. Зарубежный опыт частно-государственного партнерства и перспективы его применения в России при строительстве объектов социального значения в сфере образования //Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 2 (124). С. 241-246.
2. Забелина О.В. Развитие частно-государственного партнерства в сфере началь-
ного и среднего профессионального образова-ния//Мир образования - образование в мире. 2013. № 1. С 156-162.
3. Головина А.Г. Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 5. С. 114.
УДК 37.013
Ю.С. ЕЛОНОВА, А.Я. ЕЛОНОВА
СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Рассмотрен ряд вопросов и проблем, связанных с исследованием процессов нововведений в самые различным социальные областях. Большое внимание уделяется проблемам определения социальные инноваций, теоретической базе инновационной деятельности, эволюции представлений об инновациях. Выявлены подходы к концептуализации социальные инноваций. Отмечена особая роль образовательные инноваций; раскрыта сложность и противоречивость внедрения нововведений в систему образования; представлены возможные виды педагогических инноваций, попытки их классификации, этапы инновационный деятельности в педагогическом процессе.
Ключевые слова: инновация, инноватика, теории инноваций, концепции социальных инноваций, педагогические инновации, инновационные процессы в образовании, инновационное обучение.
The article discusses a number of issues and problems related to the study of innovation processes in the most diverse social fields; while much attention is paid to the problems of the definition of social innovation, the theoretical basis of innovation, the evolution of ideas about innovation. Identified approaches to the conceptualization of social innovations. In the article noted the special role of educational innovation; revealed the complexity and inconsistency of implementation of innovations in education; shown the possible types of educational innovation, attempts to classify them, the stages of innovative activity in the pedagogical process. Key words: innovation, innovation theory, the concept of social innovation, pedagogical innovation, innovation processes in education, innovative teaching.
© Елонова А.Я., Елонова Ю.С., 2015
Инновационная практика существует уже много тысячелетий. Однако в полной мере исследования нововведений развернулись лишь в XX в., сформировав, как отмечает А.И. Пригожин, целую науку об инновациях - инноватику [1], которая в последние годы получила импульс к своему развитию. Инно-ватика представляет собой научный фундамент, теоретическую базу инновационной деятельности, где основное внимание сфокусировано на разработке и развитии теоретических основ и методологии создания инноваций, а также методов планирования, организации инновационной деятельности и реализации инноваций. Инновация (от лат. тпоуайо - введение в практику нового) является сложным и многоаспектным феноменом, поэтому данное понятие неоднозначно и имеет множество дефиниций. Причем содержание определений зачастую зависит от того, с каких позиций анализируется данное явление. Различные исследователи (экономисты, юристы, психологи, педагоги и т.д.) по-разному подходят к пониманию и определению этой категории.
В современных условиях рыночной экономики адаптация к меняющимся реалиям, предвидение тенденций грядущих изменений побуждает внедрять нововведения, затрагивающие как технологическую и экономическую, так и социальную сферу. Они определяются как социальные инновации. Диалектика общественного развития обусловила создание новых социальных установок и социальной политики, а также формирование нового социального мышления. Социальная работа приобретает четкую структуру как особый вид профессиональной, научной и образовательной деятельности.
Цель данной статьи - показать специфику определения социальных инноваций. С этой целью мы проследим эволюцию понятия «инновации», выявим многообразие понимания термина «инновация», проанализируем концептуальные особенности подходов к определению социальных инноваций.
Возрастающая сложность и взаимозависимость мира, постоянное формирование в нем новых элементов, систем и связей между ними требует применения такого методологического инструментария, который бы позволил не только учитывать его комплексность и многообразие, но и включать в анализ все то, что может оказать влияние на существование человека и его представления о мире. Средством мультидис-циплинарного исследования выступает системный подход. С теоретической точки зрения для анализа сущности системного подхода в научном исследовании актуальна апелляция к работам Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина, G.Z. Bedny, W.A. Karwowsky и др. [2].
Определение «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов в XIX в. и означало тогда введение некоторых элементов одной культуры в другую. Существует мнение, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова "innovation", перевод которого означает введение новаций: русское словосочетание «нововведение» (в буквальном смысле «введение нового») означает процесс использования новшества [3]. Первое определение инновации появилось как определение экономического термина, что отмечается практически всеми исследователями инновационных процессов. Это определение дал в своей работе «Теория экономического развития» Й.
Шумпетер [6]. В научной литературе выделяют четыре основных периода развития моделей инноваций [7]. Современный период характеризуется не только тем, что инновации являются предметом исследования самых различных дисциплин, начиная от экономики, социологии и других и заканчивая медициной, педагогикой и даже религией, но и качественным ростом сложности и комплексности инновационных систем.
Определение предметной области теории инноваций до сих пор вызывает споры. В ряде трудов приводятся таблицы, в которых представлены различные подходы к определению понятия в отечественной и зарубежной литературе, а также определения, которые приводятся в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Существует множество классификаторов инноваций, предлагаемых отечественными (А.Н. Цветков, А.И. При-гожин, Э.А. Уткин и др.) и зарубежными авторами (Й. Шумпетер, И. Ан-софф и П. Друкер и др.). Ключевым свойством инновации является научно-техническая новизна.
Социальные инновации впервые начали широко обсуждаться в 1960-е гг. в работах таких авторов, как П. Друкер, М. Янг, позже - в работах П. Розанвал-лона, Ж. Фурнье и Ж. Аталли, французских писателей 1970-х гг.
Обилие внешне различных, но одинаковых по смыслу терминов для определения инноваций и их свойств привело в 1992 г. к составлению международного документа, известного под названием «Руководство Осло» (РО) [8], в котором для стран Европейского союза были даны унифицированные определения терминов, связанных с инновационной деятельностью вообще
и с термином «инновация» в частности. Последующие редакции РО (вплоть до 2005 г.) постепенно расширяли сферу приложения термина «инновация». В редакциях РО 1997 г. и 2002 г. инновации трактуются уже применительно не только к новым продуктам и техническим изменениям, но и к социальным услугам, что, однако, не полностью сняло все имевшиеся противоречия. Решил накопившиеся проблемы новый вариант РО, который был подготовлен в 2005 г. Были добавлены разделы, касающиеся инфраструктуры, факторов спроса, конкурентов и партнеров, вузовской и академической науки, государственной инновационной политики. Но главное нововведение РО-2005 состоит в том, что «инновационная фирма производит планируемые изменения в своей деятельности с тем, чтобы улучшить свои экономические показатели». Наряду с технологическими нововведениями в статистике инноваций теперь учитываются организационные и маркетинговые аспекты инновации (такие, например, как ребрендинг или даже снижение цен).
Существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций. По содержанию и сфере реализации различают материально-технические и социальные инновации. Понятие «социальная инновация» можно определить как сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере. Социальные инновации включают экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, моти-
вация и пр.), организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений и контроль исполнения и др.), правовые и педагогические инновации, инновации человеческой деятельности (изменение внутри коллективных отношений, разрешение конфликтов, развитие новых форм социального обеспечения и др.).
Термин «социальная инновация» в его современном значении связывают с именем Мухаммада Юнуса, профессора экономики, создателя банка Grameen. В 2006 г. М. Юнус (вместе с созданным им Grameen bank) получил Нобелевскую премию мира «за попытки инициировать экономическое и социальное развитие снизу», т.е. за спасение от нищеты миллионов людей. М. Юнус удостоен нескольких национальных и международных наград, он автор книги «Банкир для бедных», один из основателей и член организации «Старейшины мира». Именно М. Юнус стал учредителем медали за социальные инновации. Первую такую медаль вручили в марте 2010 г. Стивену Хилтону, главе Conrad N. Hilton Foundation (фонда помощи бездомным) [9].
Итак, «социальные инновации» -новые идеи, которые помогают в решении существующих социальных, культурных, экономических задач таким образом, чтобы эти решения принесли пользу как человечеству, так и планете. К социальным инновациям относятся новые социальные системы, системы образования, здравоохранения, системы общественных коммуникаций, использующие инновационные подходы и (или) технологии.
Социальные нововведения имеют некоторые особенности по сравнению с материально-техническими:
• социальные инновации вызывают особую авторскую активность, так как разрабатываются коллективно и со многими согласованиями, т.е. являются, как правило, результатом коллективного творчества;
• отдача от социальных инноваций несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется быстро и не носит конкретного характера;
• социальные инновации имеют более четкую обусловленность внешней средой, более тесную связь с конкретными общественными отношениями и политической средой;
• социальные инновации имеют большую сферу применения в зависимости от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осуществлении данной инновации, что зачастую ускоряет инновационный процесс.
Разнообразие социальных инноваций обусловлено проявлениями социальной жизни. При классификации социальных инноваций используются различные основания. Исходя из понятия уровня и объема социальных нововведений, можно выделить инновации глобального характера, направленные на решение общечеловеческих проблем, а также региональные и локальные инновации, представляющие более узкие интересы регионального и местного значения. По сферам общественной жизни выделяют инновации социальные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах. По масштабу использования различают единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на многие объекты.
В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами
которой являются образование, управление, занятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т.д., можно выделить педагогические, образовательные, правовые, управленческие, социальные инновации и т.д. Источниками социальных инноваций являются изменения социальной среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить традиционными методами, изменения потребностей общества и его членов.
В социальной сфере особую роль играют педагогические и образовательные инновации. Изменение роли образования в обществе обусловило значительную часть инновационных процессов. Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных рамках образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал как социальных институтов, так и личностный. Раньше безусловным ориентиром образования было формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих способность личности приспособиться к общественным задачам. Современное образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния, в которых достигался бы баланс между социальными и индивидуальными потребностями и которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивали бы готовность личности к реализации собственной индивидуальности и к постоянным изменениям в обществе.
Трудности современного этапа социального развития России, кризисы в образовании определили сложность и противоречивость процессов созда-
ния и внедрения новшеств в образовательной сфере. Поэтому так важно определиться с понятием «инновации в педагогике», с критериями и смыслами нововведений. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и учащегося [4]. Изучение инновационных процессов требует учета трех аспектов: социально-экономического, психолого-педагогического, организационно-управленческого. Поскольку педагогическая система - это определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и управляемого педагогического воздействия на формирование личности с определенными качествами, то педагогическую инновацию можно трактовать как нововведение в педагогическую (учебно-воспитательную, образовательную) деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [4]. Есть целый ряд определений понятия «новации», но все авторы едины в том, что нововведение должно означать попытку изменить систему образования, причем осознанно и целенаправленно, с целью ее улучшения, введение нового в учебно-воспитательную, образовательную деятельность: использование новых методов, способов действий, средств, новых концепций, реализация учебной литературы, новых учебных программ, средств воспитания и т.п. Французский ученый Е. Брансуик, с которым традиционно соглашается педагогическое сообщество, выделил три возможных вида педаго-
гических нововведений:
• нововведениями являются совершенно новые и ранее неизвестные образовательные идеи и практические действия;
• адаптированные, расширенные или по-новому сформулированные идеи и практические действия, которые приобретают особую актуальность в определенной среде и в определенный период;
• нововведения, которые обусловлены повторным определением задач, когда в новых условиях реализуются определенные, ранее известные действия, и способствуют успешному решению этих задач [5].
Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретические знания с элементами новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения - это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук при использовании передового педагогического опыта.
Процесс внедрения педагогических инноваций происходит в несколько этапов. Первый этап - выбор цели и средств инновационной деятельности. Второй этап - выбор средств внедрения инновации, где результат - создание концепции инновации. Третий этап - разработка программы реализации эксперимента и научно-методического обеспечения инновации. Чет-
вертый этап - внедрение инновации в практику, превращение ее в тенденцию [5].
Развертывание инновационных процессов является объективной потребностью развития системы образования, выраженной в создании и распространении нового качества образовательно-воспитательных систем, в творческом воспроизводстве педагогической деятельности. Характер новизны, специфика содержания и степень реализации потенциала разнообразных новшеств обусловливается тенденциями развития общества, самого образования, возможностями педагогической науки и практики.
Необходимо констатировать, что системные инновации в масштабах страны часто затрудняются отсутствием поддержки новаторских исканий со стороны государственных исполнительных органов, что также снижает эффективность внедренческой деятельности, затрудняет создание целенаправленной стратегии преобразований.
В заключение хочется отметить, что на разных этапах развития науки об инновациях постоянно усложнялись их модели, а также возрастало число тех факторов, которые принимались в расчет при исследовании инновационных процессов. При этом появлялись все новые ракурсы анализа инноваций, что делало этот феномен человеческой жизнедеятельности чрезвычайно сложным и многоаспектным. Таким образом, социальные инновации можно рассматривать как нововведения, способствующие разрешению противоречий, возникающих в условиях неоднородности и нестабильности условий функционирования общества, когда многие из традиционных форм и методов обеспечения функционирова-
ния оказываются неэффективными.
Социальные инновации распространяются во всем мире, поскольку люди понимают, что настало время работать сообща, чтобы найти новые решения проблем, стоящих перед обществом. Все многообразие определений социальных инноваций сводится к не-
обходимости взаимодействия с целью достижения устойчивого общества. Сегодня общество должно оказывать информационную поддержку социальным проектам, выработать свою политику содействия социальным инновациям с учетом локальных особенностей менталитета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Менеджмент организации: учеб. по-со-бие / З.П. Румянцева [и др.]; под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.: Инфра-М, 2005. 429 с.
2. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. 864 с.
3. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям // Совместная публикация ОЭСР и Евростата. 3-е изд.; пер. на рус. яз. М.: ГУ «Центр исследований и статистики науки», 2006. 192 с.
4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Академия, 2015. 290 с.
5. Современное общество, наука и образование: модернизация и инновации: сб. науч. трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 31 октября 2013 г.: [в 5 ч.]. М.: АР-Консалт, 2013.
6. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 2002. 174 с.
7. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Шк. культ., 2005.378 с.
8. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997.564 с.
9. Юнус Мухаммад Лауреат Нобелевской премии мира за 2006 год. URL:http://lenta.ru/ lib/14169932/; URL:http://www.nb-forum.ru/ interesting/stories/muhammad-yunus-kredity-protiv-bednosti.html#ixzz2drD5Fg8V
10. Яголковский С.Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы. М, 2010.265 с.
11. Bedny G.Z., Karwowsky W. A systemic-structural theory of activity: Applications to human performance and work design, USA: CRC Press, Taylor & Francis Group, 2007.231 р.
12. Miller W.L. Innovation for business growth // Research-Technology Management. 2001. September-October. Р. 26-41, Rothwell R. Towards the fifth-generation innovation process // International Marketing Review. 11(1). 1994.31 р.